III .5. Методика организации и проведения отрядных «огоньков» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III .5. Методика организации и проведения отрядных «огоньков»



История возникновения «огонька»

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэлл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании. В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основу скаутинга. Именно в скаутской традиции среди разнообразных скаутских методов работы появился костёр, как педагогический инструмент, на котором обсуждался прожитый день.

«Во-первых, костёр служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит; происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друг друга и видит глаза всех, с кем живёт в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми не стесняясь, даже тем, кто собственно, никогда раньше не пел, проявить артистические способности; здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы «не вписались».

В - третьих, костёр сам, являясь символом чистоты, устремлённости вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определённых традиций. Именно с костром наиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, общий торжественный настрой» (Листопадов).

В 1011 году русский педагог Станислав Теофилович Шацкий создал летнюю трудовую колонию в Калужской области, в которой ввёл в практику работы с ребятами так называемые вечерние «сходки», на которых поначалуобсуждалась работа дежурных, а впоследствии « собрания стали обсуждать всё шире и шире жизнь колонии и проявлять всё глубже своё влияние, сначала сдерживающее, а потом и направляющее на внутренние стороны». (Шацкий С.Т. Избранные сочинения, с. 115)

Продолжили историю становления «огонька» ежевечерние общие собрания учебно-воспитательных заведений, созданных в 1920 году педагогом и писателем Антоном Семёновичем Макаренко. На собраниях отчитывались дежурные, обсуждались события дня, разбирались разные вопросы – от  хозяйственных до принципиально этических…

Следующим этапом становления «огонька» стала исследовательская и практическая деятельность ленинградских педагогов во главе с Игорем Петровичем Ивановым. Они сумели методически разработать и воплотить в практике такую педагогическую находку, как ежевечерний общий сбор, название которому дали «огонёк». Сбор-«огонёк» стал неотъемлемой частью жизни Коммуны юных Фрунзенцев (КюФ), руководители коммуны придавали ему огромное значение, видели в нём «узловую» роль в развитии коллектива.

С методической точки зрения наиболее глубоко проработали педагогическую инструментовку проведения «огонька» во Всероссийском детском центре «Орлёнок». Впервые, в 1963 году, «огонёк» в лагерь привезла группа ребят из Коммуны юных фрунзенцев… Через год во всех 13-ти отрядах первого лагеря «Солнечный» вечерами вспыхивали и собирали вокруг себя ребят отрядные вечерние «огоньки».

Что такое отрядный «огонёк» в лагере

Отрядный «огонёк», освоенный педагогом как эффективная педагогическая технология и регулярно используемый в непосредственной работе с подростками, помогает создать в отряде положительный микроклимат, реализовать потребность детей в общении, создать условия для демонстрации ими своей позиции и своего отношения к происходящим событиям, научить их доброжелательному общению.

«Огонёк» может быть и коллективным творческим делом, и механизмом реализации программы отрядной деятельности, и формой коммуникативной деятельности, и средством осмысления мира и себя в нём.

На одном «огоньке» анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления.

На другом  «огоньке» ведут разговоры об отрядных делах, возникших трудностях, конфликтах, о перспективах дальнейшей жизни. 

На «огоньке» знакомятся, мечтают, строят планы на будущее, спорят, оценивают себя, свою работу, размышляют о чём-то интересном, поют любимые песни…

И прощаются тоже на «огоньке».

Цели и задачи отрядного «огонька»

1. Сформировать у ребёнка потребность постоянного осмысления собственной жизни, деятельности, знаний, умений, жизненного опыта, перспектив.

2. Научить анализировать собственные действия, поступки, видеть причины успеха и неудачи.

3. Привить навык коллективного анализа.

4. Воспитать культуру общения (под которой понимается соблюдение правил поведения, умение слушать и слышать, уважительное отношение к мнению собеседника, корректность ведения разговора).

5. Научить искусству разговора, т.е. умению формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения.

6. Сформировать положительное эмоциональное восприятие окружающих, происходящих событий, развивать взаимопонимание между всеми членами коллектива.

    Помимо вышесказанных задач, «огоньки» решают также задачи формирования у подростков представления об отряде, о себе в отряде, о перспективах и результатах участия в смене, о теме и предмете разговора (т.е. решают задачу формирования ценностного отношения к предмету обсуждения).

Виды «огоньков» и их особенности

1. «Огонёк» знакомства

«Огоньком» знакомства принято называть самый первый «огонёк» в отряде. Но знакомство это особое, оно не ограничивается сведениями об именах, увлечениях, месте жительства…Главное, чтобы у ребёнка сформировалось положительное эмоциональное восприятие всего, что его окружает, и всех, кто его окружает, таким образом «огонёк» знакомства будет способствовать адаптации ребёнка в лагере. На таком сборе ребят обязательно знакомят с традициями лагеря, которые определяют основные законы отношений между участниками смены.

2. Аналитический «огонёк»

Цель таких «огоньков» состоит в формировании у подростков необходимости постоянного осмысления собственной жизни, поступков и т.д. «Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведённое дело, события определённого периода или всей смены, качество и результаты собственной индивидуальной деятельности, выполнение принятых требований и норм совместной жизнедеятельности и т.п. Строить обсуждение можно придерживаясь схемы: «Что было хорошо и почему?», «Что было плохо и почему?», «Что сделать дальше?». Однако эту схему целесообразнее выразить в нескольких более конкретных вопросах, отвечающих уровню готовности ребят к аналитическим суждениям, например: «В чём причина сегодняшнего успеха?»; «Какая творческая группа наиболее точно решила задачи дня?»; «Кого из Совета отряда можно особо отметить за точность и своевременность выполнения обязанностей?» и т.п.

3. Тематический «огонёк»

Цель такого «огонька» формирование ценностного отношения к предмету разговора. В основе таких «Огоньков» технологии диспута, беседы, дискуссии. Они помогают педагогу развить умение ребят публично высказывать собственные суждения, а подросткам – сформировать собственное отношение к теме и предмету разговора. Тема должна быть серьёзная, объёмная, общественно-значимая и актуальная. Важно связать тему с тем, что происходит в жизни конкретных детей или в жизни отряда.

Для того чтобы тематический «огонёк» получился, организаторам необходимо учесть следующее:

а) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

б) выбранная тема, содержание и приёмы ведения разговора должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям подростков;

в) на «огоньке» необходимо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы, которая может вытекать из событий в жизни отряда, лагеря в целом или в жизни страны, возможно тема будет связана с подготовкой к встрече с каким-то интересным человеком, например с участником боевых действий и т.п.

4.  «Огонёк» прощания

Этот отрядный «огонёк» проводится в итоговый период смены и его цель состоит в эмоциональной оценке, в закреплении ценностного отношения к полученному опыту. Специфика прощального «огонька»:

- отряд находится на высшей точке своего развития, близкая разлука окрашивает взаимоотношения в тёплые тона, отсюда и специфика ведения разговора;

- последний «огонёк» является своеобразным стартом новой жизни за пределами лагеря, а потому создание именно такого эмоционального настроя одна из главных задач прощания;

- содержание разговора не должно состоять из простых ответов на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее; возможны коллективная и индивидуальная оценка сделанного ребятами, анализ собственных достижений, успехов и неудач;

- на таком «огоньке» вручаются те награды, которые ребёнок получил за дела в отряде, это могут придуманные ребятами значки, шевроны, пилотки и т.п.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.009 с.)