I . Общая характеристика признаков воспитательного  коллектива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Общая характеристика признаков воспитательного  коллектива



 

В течение всей истории советской, а затем и российской педагогики проблема роли и места  коллектива в воспитании занимает одно из ключевых мест. В начале ХХ века исследователями рассматривались разные аспекты коллектива как формы организации нового образа жизни, которого ещё не знала история человечества. Центральное место в дискуссии всегда занимало соотношение прав и свобод отдельной личности  и мера ответственности личности перед другими членами коллектива. Данный круг вопросов не является чисто педагогической проблемой, он связан с общей правовой культурой в обществе, с тем как выстраивается реальное взаимодействие отдельной личности и власти, с теми способами принятия решений, которые затрагивают жизненные интересы каждого члена общества.

 В девяностые годы, в период перестройки, шло активное отторжение коллектива как средства воспитания, дискредитировались фундаментальные положения педагогической науки в области воспитания, оказывалось мощное идеологическое давление на содержание воспитания(5). Особенно остро дебатировались вопросы нравственной сущности воспитания в коллективе(7),  однако с течением времени полемический задор угас. Огромный комплекс проблем, связанный с уровнем воспитанности молодёжи, поставил воспитание как приоритетную задачу(23), способную влиять на безопасность страны.  Социально-педагогическое явление, определённое в науке понятием «коллектив» преодолело очередное гонение, вернулось в реальный педагогический процесс, т.к. социализация личности невозможна без опыта жизнедеятельности в организованном сообществе сверстников (23)

Реальная практика воспитания показала острейшую потребность подростков в объединении в разнообразные социальные группы (23), а роль организованного воспитательного коллектива стала незаменимой в процессе формирования социальной компетенции, особенно в отработке задачи – научить ребёнка взаимодействовать с другими людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Задачи социализации потребовали так построить воспитательный процесс, чтобы дети освоили способы согласованного взаимодействия в разнообразных видах деятельности, получили навыки сотрудничества с самыми разными людьми. Сегодня, как никогда ранее, востребована осознанная гражданская позиция каждого молодого человека. Решение этих задач наиболее продуктивно осуществляется в организованном сообществе детей и взрослых, являющемся своеобразной моделью таких объективных общественных отношений, которые смогут позитивно влиять на становление личности подростка (7, 27).  

В социальной психологии представлено обоснование этапов развития организованного сообщества людей от референтной группы до коллектива как высшей формы социального объединения (23). Что делает коллектив как форму социальной общности высшей ступенью объединения. Рассмотрим основные признаки, по которым коллектив отличается от любой другой социальной группы. К основным признакам коллектива отнесены следующие: общность цели, совместная деятельность, самоорганизация и самоуправление, традиции как средство закрепления нравственного опыта, атрибуты и ритуалы, отличающие данный коллектив от других. (7) Эти признаки справедливы и для воспитательного коллектива,  который не возникает спонтанно, а создаётся профессиональными педагогами для решения воспитательных задач.

В чём же выражаются особенности воспитательного коллектива?

Первая особенность связана с личностью педагога, который в силу профессиональной квалификации способен или не способен организовать воспитательный процесс как коллективную творческую деятельность, в которой и педагоги, и ребята объединены общей заботой, общим стремлением сделать жизнь интересной, полезной, значимой (7).  Вопрос характера объединяющей цели является в воспитании ключевым, т.к. её нравственная сущность определяет ценностный смысл отношений, которые будут складываться в процессе жизнедеятельности данного объединения.

Цель в жизни воспитательного коллектива должна стать мотивом, объединяющим чужих друг другу подростков. Цель должна быть понятна и привлекательна, отражать жизненно-практический характер той деятельности, которой педагог предлагает  заниматься  детям. Цель как идеальный образ желаемого результата должна быть яркой привлекательной и, конечно, достижимой. Такая увлекательная цель побуждает ребят действовать, и в процессе деятельности происходит освоение нового социального опыта, формируются умения, приобретаются знания. Педагогу необходимо владеть искусством целеполагания, чтобы вносить в этот процесс свою убеждённость в значимости цели, свою веру в её достижимость.

Стремление достигнуть желаемого результата реализуется в деятельности (10).  Воспитательный потенциал любого вида деятельности зависит от способов её реализации, которые позволяют ребёнку проявлять свои способности, самостоятельность, творческий потенциал. В деятельности возникает естественная потребность во взаимодействии, без которого, в одиночку, невозможно осуществить замысел в полной мере. Этот процесс реального взаимодействия становится основой зарождающихся межличностных отношений. Определение характера деятельности, способов её осуществления изначально зависят от педагога.

Каждый педагог в реальной практической деятельности определяет выбор методов, приёмов и технологий воспитания, исходя из своего понимания сущности воспитательного процесса. Выбранные им способы организации деятельности порождают тот или иной характер взаимодействия между ребятами, определяют характер объективных воспитательных отношений (10), которые складываются между педагогом и ребятами. Интерес учёных к тому, как влияют способы взаимодействия на становление личности, на духовно-нравственный характер отношений ребёнка к окружающей жизни не затухает уже более ста лет. За этот период выработано несколько классификаций воспитательных отношений. В данном пособии мы познакомим вас с одной из них, обоснованной академиком И.П. Ивановым. Следуя подходу А.С.Макаренко, Ивановым И.П. были выделены две группы  воспитательных отношений: прогрессивные, обеспечивающие саморазвитие и активную созидательную позицию личности в разнообразных жизненных ситуациях и регрессивны е, построенные на передаче готового опыта старших, что влечёт за собой пассивно-потребительскую позицию личности (8).

В группу регрессивных воспитательных отношений вошли авторитарные, чрезмерно опекающие и либерально-попустительские.

  Авторитарный тип широко известен – его главный порок в подавлении воли и стремлении самостоятельно думать над тем, что делаешь. Педагоги этого типа энергичны и деятельны, они не способны ждать, когда ребёнок поймёт, зачем это надо делать и захочетдействовать. Для них главное реализовать то, что они придумали, добиться согласия с собственным мнением, своим взглядами на мир. К сожалению, педагоги этого типа могут быть бестактны, невнимательны к состоянию конкретного ребёнка и даже жестоки.Решая за детей что, почему, когда и как делать что-либо, они лишают их самого главного – возможности думать над способами решения стоящей задачи и, как следствие, дети не несут ответственности за совершаемые действия. Взросление в системе авторитарных отношений формирует привычку ждать готовых рецептов  вышестоящих руководителей,  в любой ситуации сказывается привычка перекладывать ответственность на других.

Воспитательные отношения чрезмерной мелочной опеки свойственны педагогам, которые любят детей, любят свою работу и поэтому стараются придумать для них интересные разнообразные занятия. Они уверены, что их опыт и знания дают им право решать за детей, тем самым лишая их возможности самостоятельно думать над тем, как может быть решена та или иная ситуация, спланировано какое-то событие и.т.п. Тщательно продумывая и интересно организуя мероприятия, такие педагоги порождают особо эгоистичных потребителей чужого труда и таланта. Не задумываясь, как, за что и почему они получают те или иные удовольствия, дети привыкают их получать, не затрачивая при этом собственных усилий. Со временем уровень притязаний растёт, растёт и степень недовольства предоставляемыми услугами. Даже активно включаясь в придуманные педагогами мероприятия они, прежде всего, настроены на получение удовольствия и не готовы преодолевать препятствия, т.к. их установка получать, а не создавать.

Тип воспитательных отношений, которые отражают ложно понятые идеи «свободного воспитания», в реальной практике отражают попустительскую позицию педагога. Представители таких отношений видят роль воспитания в признании индивидуальной свободы личности, при этом из воспитания уходит очень важное положение о том, что индивидуальность проявляется только во взаимодействии с другими людьми.  Рассматривая «свободу» как признак демократии, такие педагоги подменяют выполнение должностных обязанностей рассуждениями о свободе личности и стремятся уйти от ответственности  за создание условий для осознанного самоопределения личности школьника, за формирование ценностных ориентаций в процессе взаимодействия с другими людьми. Социальный опыт таких детей сильно деформирован, им свойственна  отчуждённость и недоверие, равнодушие к состоянию другого человека, и как следствие – одиночество и агрессивность.

В группу прогрессивных воспитательных отношений включены отношения сотрудничества (наставничества), творческого содружества поколений.   Воспитательные отношения этой группы объединяет общая характерная черта, педагог опирается на принцип «единства уважения и требования» как проявления действенного гуманизма.

Реальный действенный гуманизм проявляется в заботе о людях, в трудовом усилии, которое необходимо для изменения к лучшему какой-либо стороны нашей жизни.  Педагог не присваивает себе право  диктовать «что» и «как» лучше сделать, а побуждает ребят к анализу стоящей задачи, приучая ребят искать наилучший способ достижения результата. Педагог раскрывает перед ребятами  глубинную взаимосвязь между персональной значимостью получаемого в общем труде опыта и важностью улучшения окружающей жизни, которая получается в результате их усилий. Совместные усилия, совместный труд по достижению значимой для каждого цели дал определение такого типа воспитательных отношений как отношения сотрудничества.  Опыт согласованного взаимодействия, который формируется при отношениях сотрудничества, является сегодня фундаментом успешности человека во всех областях жизни. Совместный труд взрослых и детей, как физический, так и умственный, приучает задумываться над логикой действий, обеспечивающих результат. Мастерство взрослого не декларируется, а реально проявляется в деятельности, вызывая у ребят уважение. При этом зарождается истинный авторитет воспитателя, построенный на знании, на творчестве, на культуре межличностных отношений. 

Для воспитательных отношений творческого содружества поколений характерно как согласованное взаимодействие в общем деле, так и в разнообразных формах общения. Взаимодействие регулируется не только логикой трудового процесса, но и этическими нормами, моральными законами, бережным отношением к чувству собственного достоинства каждого человека. Творческое содружество проявляется в моральной заботе друг о друге, в умении видеть и чувствовать состояние другого человека своевременно прийти на помощь, оказать необходимую поддержку. Когда моральное сознание формируется в реальном гуманном усилии, тогда этические категории перестают быть абстрактными, а приобретают эмоциональную окраску, закреплённую в социальном опыте каждого члена коллектива. Взаимодействуя с людьми разного возраста, ребёнок преодолевает отчуждённость, перестаёт бояться взрослых, а учится у них и вместе с ними творческому созидательному действию.

Позиция педагога, выражающаяся в том или ином характере воспитательных отношений, определяет и процесс целеполагания в коллективе (27). Авторитар будет принуждать действовать в определённом порядке, старший товарищ побуждать думать над выработкой наиболее эффективного решения стоящей задачи.

Воспитательный коллектив рождается в совместной деятельности педагога и ребят,оказавшихся в силу обстоятельств в одной социальной группе. Большая группа людей всегда будет стремиться к разделению на  малые группы (11), где люди объединяются, прежде всего, на основе первых впечатлений,  на возникновении некой взаимной симпатии. В организованном воспитательном коллективе период формирования малых групп, а точнее микроколлективов очень важен. Микроколлектив по своей численности не может быть меньше пяти и желательно не больше  семи человек. Количественный состав связан с законами общения, потребности в эмоциональной контактности, согласованности делового взаимодействия. В микроколлективе ребята лучше видят состояние друг друга, способны без особой усталости слушать предложения друг друга, оперативно реагировать на те или иные действия членов своего маленького объединения(9). Микроколлектив имеет своего лидера, как правило, неформального лидера. Лидерские способности позволяют очень быстро проявиться в процессе целеполагания. Лидер способен объединить в единое целое разные предложения, точнее других осознаёт задачи предстоящего дела, разрешает назревающий конфликт интересов. Между членами микроколлектива выстраиваются «отношения взаимной ответственности и ответственной зависимости» (А.С.Макаренко), которые постепенно, с накоплением опыта совместной деятельности распространяются на весь коллектив.

 Из лидеров микроколлективов создаётся совет коллектива, моральный авторитет которого принимается всеми его членами. Организационное строение коллектива по малым группам позволяет так построить самоуправление, чтобы в решении всех вопросов могли участвовать все члены коллектива. Самоуправление в коллективе становиться реальной силой тогда, когда, во-первых, решает все вопросы организации жизнедеятельности коллектива, и, во-вторых, когда решения принятые органами самоуправления неукоснительно реализуются. На сборах коллективного планирования  в микроколлективах вырабатываются предложения в общий план, совместно определяется степень участия каждого в предстоящих делах. На сборах по подведению итогов проделанной работы анализ проходит сначала в микроколлетивах, а затем согласованная оценка выносится на общее обсуждение и принятие итогового решения. Таким образом, все стадии организации жизнедеятельности - от осмысления стоящей задачи и разработки плана действий, затем общей работы всего коллектива по выполнению принятого плана до полного его завершения и коллегиальной оценки сделанного – проходят при активном участии каждого члена коллектива(9).

Постепенно, с накоплением опыта совместной жизнедеятельности, складываются традиции, закрепляющие как характер действий в разнообразных ситуациях, так и нравственный опыт, определяющий систему ценностей данной группы. Традиции становятся той ценностной основой, которая закрепляет дружеские отношения в группе, делая их по - настоящему товарищескими. Зарождающиеся отношения подростки  стремятся закрепить в определённых атрибутах и традиционных формах жизнедеятельности. Для них имеет особый смысл знаковая система общения: значки, элементы одежды, отличительные шевроны и т.п. В каждом таком знаке заложен смысл принадлежности человека к какой-то конкретной общности, который даёт право на общение, вызывает определённый уровень доверия.

Не менее чем символика,  значимы в коллективе определённые ритуалы. Они имеют глубокие корни  в развитии человеческой цивилизации, где обряды посвящения играли, да и до сих пор играют огромную роль. Воспитательный коллектив обязательно имеет такие ритуалы, отражающие вступление в коллектив, достижение какого-либо значимого уровня в деятельности, особые заслуги и т.д. Ритуалы оказывают большое эмоциональное воздействие, когда они чётко продуманы, имеют соответствующее музыкальное сопровождение и эстетически выдержанное оформление.

        



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.009 с.)