Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III .4.  Организация аналитической работы с детьми в отряде

Поиск

Что такое анализ, и какое место он занимает в работе с детьми в детском лагере?

Человек не может успешно развиваться, если не осмысливает происходящее с ним. Умения, которые необходимы для размышлений:

ü правильно оценивать свои действия, поступки и способности,

ü формулировать и аргументировать свои действия,

ü оценивать коллективную деятельность и свою роль в ней,

ü определять проблему, находить пути её решения, делать выводы,

ü использовать подходящие, наиболее эффективные способы подведения итогов какого-либо дела.

Анализ – это один из этапов коллективной творческой деятельности, обязательный компонент лидерского образования. Умение анализировать свои и общие поступки, дела, достижения – это важное умение, независимо от того, в какой сфере человек будет лидером – в государственных делах или в строительстве собственной жизненной успешности.

Зачем нужна аналитическая работа с детьми? Какие задачи она решает?

Организационные задачи:

1. Текущий и итоговый анализ помогает детям самостоятельно решать возникающие проблемы, разбираться в них, влиять на организацию и содержание совместной и индивидуальной деятельности.

2. В ходе анализа дела у ребят складывается, уточняется представление о системе работы по подготовке и проведению дел, организации коллективной творческой деятельности.

3. Анализ помогает ребятам оценить и понять приобретаемый в лагере опыт.

Образовательные задачи:

1. Формирование привычки к анализу.

2. Обучение алгоритму анализа.  

3. Обучение способам, приёмам индивидуального и коллективного анализа.    

4. Обучение формулировке и высказыванию собственного мнения, суждения, поиску аргументов в его защиту.    

5. Обучение формулировке коллективных суждений; умений слышать и понимать другого человека, учитывать чужие мнения.

По какому алгоритму проводится анализ?

    Предлагая детям подвести итоги дня или проанализировать проведённое дело, мы, конечно, не будем знакомить их с научными определениями, а просто организуем общий разговор отряда или индивидуальную беседу в определённой понятной ребятам последовательности, которая и будет отражением общего алгоритма анализа. Но для этого мы сами должны чётко знать эту последовательность.

1 этап. Его задача - составить общее представление о ситуации (дне, конкретном деле или ситуации), определить цель анализа.

На этом этапе нужно назвать все события прошедшего дня (или все этапы дела) и обменяться впечатлениями, чтобы вспомнить не только яркие моменты или те, которые были последними, но все дела, события, занятия, ситуации, имевшие место в рассматриваемом отрезке времени. Восстановление в памяти событий прожитого дня позволит общими усилиями создать более полную картину и учесть в дальнейшем разные взгляды на одни и те же события.

2 этап. Его задача определить успехи и выявить проблемы, возникшие в дне, в конкретном деле или ситуации, понять причины их возникновения.

На этом этапе начинается собственно анализ – разложение события (дня, дела или конкретной ситуации) на отдельные части, рассмотрение каждой из них с точки зрения её собственного результата, а также влияния на другие события дня. Такой подробный углублённый анализ идёт после ответов на вопросы:

ü Какие из событий дня запомнились больше других и почему?

ü Какие дела удалось выполнить как запланировано, а какие потребовалось изменить и почему возникла такая необходимость?

ü Чем оказалось полезно дело для каждого из ребят?

Анализ будет полным и осмысленным, если ребятам удастся ответить «почему» так,  или иначе сложилась ситуация.

3 этап. Его задача поощрить успехи и найти возможные пути решения проблем.

На этом этапе важно так построить анализ, чтобы он позволил принять общее решение. Решение может отражать выводы о том, как действовать дальше. Особого внимания требует принятие решения о соблюдении каких-либо правил, регулирующих отношения в отряде. Решением может стать памятка по подготовке дела или проведению дежурства с тем, чтобы избежать многозначности толкований действий. Особый блок решений составляют решения о поощрении тех ребят, которые добились успеха сами и помогли сделать это отряду. В таких решениях отмечают действия ребят, которые оказались эффективными. Такое решение невольно становиться обучающим.

4 этап. Его задача уточнить план дальнейшей деятельности.

На этом этапе подводится общий итог и планируется следующий день (подготовка к следующему делу), при этом особое внимание обращается на то, в чём возникли проблемы,   такие моменты нужно своевременно закрепить в сознании ребят и особенно тщательно их продумать и совместно обсудить.

Особенности проведения анализа дня

Чтобы помочь ребятам последовательно выполнять собственные решения, анализируя день, нужно соотносить реальную ситуацию с тем, что было задумано. При этом:

ü Важно направить внимание ребят на изменение в их настроении, состоянии, активности, опыте, знаниях и умениях, на соблюдение норм взаимодействия, следование принятым ценностям – то есть на то, в чём проявляются результаты деятельности.

ü Обсуждение не должно быть безличным, но приоритет должен отдаваться не оценке личностей, а оценке поступков, достижений и поиску способов решения трудностей.

ü Нужно обращать внимание ребят, как на общие, так и на индивидуальные проблемы и достижения, т.к. они взаимосвязаны и часто зависят друг от друга.

ü Все решения должны ложиться в основу завтрашних планов ребят.

ü Особый ритуал завершения вечернего обсуждения дня в целом поможет педагогу сделать анализ эмоционально значимым, привычным для ребят, придаст ему больше ценности в глазах ребят.

Возможные формы анализа дня: вечерний сбор отряда, вечерний сбор-«огонёк», проблемный или тематический «огонёк», заполнение странички в индивидуальном дневнике, игровая форма (открытие секретов, разгадка кроссворда, поиск сокровищ, строительство дома и т.п.)

Особенности проведения анализа дела

Проводить анализ лучше всего сразу после дела, не откладывая надолго, иначе уходит острота эмоционального впечатления, стираются в памяти некоторые важные моменты. В разных ситуациях анализ дела можно проводить со всем отрядом или только с творческой группой, готовившей дело. При анализе дела стоит учесть:

ü Решая задачу совершенствования совместной деятельности и отношений, не нужно забывать и о его обучающей функции – в ходе анализа у ребят должно формироваться представление о системе работы по подготовке и проведению подобных дел.

ü Обязательно нужно выслушать разные стороны участников дела, его организаторов, зрителей и участников.

ü Делу нужно дать общую оценку, обсудить как удалось воплотить задуманные идеи; затем оценить качество его составляющих: сценарий, оформление помещения и реквизит, работу ведущих, активность участников и т.д.

ü Важно особо выделить обсуждение подготовки дела, участие в ней каждого из ребят, а не только членов творческой группы.

ü Педагогу важно ориентироваться на то, что в большинстве случаев важнее не «техническая» безупречность дела, а выполнение поставленных задач, отношение к делу и друг другу.

Возможные формы анализа дела: итоговый сбор творческой группы или совета дела, итоговое обучающее занятие с использованием поисковых методов, деловая игра «10 шагов к успеху», соцопрос участников дела и подведение его итогов, круглый стол, тематический «огонёк».

Особенности проведения анализа смены

Основными задачами анализа смены являются:

ü Оценка сложившихся взаимоотношений.

ü Оценка результатов коллективной организаторской деятельности.

ü Анализ важности опыта, полученного ребятами при выполнении индивидуальных и общих поручений, в том числе во время работы в органах самоуправления, в творческих группах.

ü Анализ индивидуальных и коллективных достижений ребят.

ü Оценка изменений в опыте (знаниях и умениях), в ценностных ориентациях, в активности, в состоянии здоровья.

Возможные формы: подведение итогов работы с «Конвертом открытий и достижений», обсуждение составлявшейся в течение смены «Звёздной карты отряда», итоговый сбор отряда, итоговый круглый стол по тематике смены.

Особенности анализа ситуации

Анализ ситуации всегда проводит сам отрядный воспитатель или специалист-психолог, старший вожатый. Чаще всего приходится обсуждать с детьми ситуации, носящие конфликтный характер, так как именно они требуют срочного разрешения, что и определяет особенности этого вида анализа.

В большинстве случаев возникшую конфликтную ситуацию имеет смысл анализировать только с теми детьми, которые являются её непосредственными участниками. Если есть необходимость участия всего отряда, педагогу необходимо следить, чтобы шло обсуждение конкретной ситуации, а не личности её участников.

Нельзя сводить анализ ситуации к выяснению отношений, необходимо искать способы устранения последствий конфликта.

Осуждая возникшую ситуацию, нужно учить ребят соотносить своё поведение, поступки, с теми нормами, законами, традициями, которые были приняты в отряде и лагере в начале смены, они являются ориентиром при поиске решения.

Опорой при обсуждении возникших в отряде ситуаций могут служить такие вопросы:

В связи с чем возникла ситуация?

Как поступили её участники?

Каков итог ситуации?

Какие могут быть выходы из ситуации?

Как не допустить подобных ситуаций в дальнейшем? И т.п.

Помогите детям научиться обсуждать не человека, а его поведение в конкретной ситуации, делать выводы о поступке, а не о личности в целом.

Какие приёмы можно использовать, чтобы анализ стал для ребят понятным и интересным делом?

«Свободный микрофон». Ведущий задаёт общие вопросы или тему для обсуждения, участники высказываются по желанию. Такой анализ всегда ограничен во времени, что требует от выступающих ребят ясно и чётко излагать свои идеи и предложения.

«Эстафета мнений». Ведущий задаёт общую тему, затем передаёт эстафету обсуждения кому-либо из членов отряда, который, высказав своё мнение, передаёт эстафету другому, ещё не говорившему. Этот способ поддерживает внимание ребят, так как никто из них не знает, когда к нему обратятся. Высказаться можно только один раз и не повторять оценки, которые уже были высказаны, поэтому нужно внимательно следить за содержанием высказываний. Для эстафеты можно воспользоваться мячиком или игрушкой, которую легко кидать друг другу. Ведущему надо следить за тем, чтобы в азарте игры не упустили суть обсуждаемого вопроса.

«Ромашка». На каждом лепестке написан вопрос, на который необходимо дать ответ. Высказавшийся ребёнок выбирает из букета лепесток и дарит его любому человеку по своему выбору. То отвечает на вопрос и тоже выбирает лепесток для следующего участника.

«Незаконченное предложение». Педагог заранее готовит несколько незаконченных предложений, касающихся деятельности отряда, завершить которые ребята должны совместными усилиями. Таким же способом можно строить тематический анализ, когда предложения лежат в большом конверте и ребята, доставая из него по очереди листочки с незаконченными предложениями, завершают его в соответствии со своим мнением. Примеры незаконченных предложений:

ü «По – моему, самым удачным для отряда сегодня было…»;

ü «Самое ценное в сегодняшнем дне для меня…»;

ü «Самое весёлое событие сегодняшнего дня…»;

ü «Главным делом отряда сегодня было…»;

ü «Люди, которые меня сегодня удивили…»;

ü «Самый волнующий момент в сегодняшнем дне…»;

ü «Этот день запомнится мне тем, что я…»;

ü «Сегодня мне было трудно…».

Педагог или кто-то из ребят фиксирует ключевые смыслы высказываний. Когда все законченные предложения прозвучали, подводится общий итог.

«Пессимисты, оптимисты и сомневающиеся». Ребята разделяются на три группы, каждой из которых даётся определённая роль в предстоящем анализе. Ребята должны выстроить суждение, которое соответствует ролевой ситуации, и не обязательно совпадает с собственной позицией. В данном варианте одна группа должна найти преимущества принимаемого решения, другая ищет слабые стороны, а третья выражает сомнения в них, тем самым, побуждая собеседников развёрнуто аргументировать своим выступления.

«Живая анкета». Вожатому понадобятся несколько помощников, на визитных карточках которых обозначены буквы «А», «Б», «В» и варианты ответов. Заполнение «живой анкеты» происходит следующим образом. Вожатый задаёт вопрос, а его ассистенты обходят ребят, которые сидят по кругу и каждый из ребят хлопает по ладони того из них, с чьим вариантом ответа он согласен. Задача ассистентов сосчитать сколько человек хлопнули их по ладони и, пройдя весь круг, отметить результат на общем листе. Возможен и другой вариант проведения «живой анкеты». В разных местах комнаты закрепляются таблички с вариантами ответов, а ребята, отвечая на вопрос, собираются у какой-либо таблички и вырабатывают коллективно аргументы в пользу своего выбора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.24 (0.013 с.)