Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III.5 Методика применения коллективных творческих дел в летнем лагереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
5.1 Историческая справка Данная методика получила своё рождение в Союзе энтузиастов (СЭН), который создал в 1956 году Игорь Петрович Иванов. Этот союз объединил несколько старших пионерских вожатых, заинтересованных в решении вопросов организации жизни ребят в пионерской дружине. Они искали такие способы организации, которые бы позволили каждому пионеру не только активно участвовать в общественно-полезной работе, но и побудили их думать над тем, как можно улучшать окружающую жизнь, ЧТО они для этого могут делать, ПОЧЕМУ именно эти дела улучшат кому-то жизнь, КАК лучше всего осуществить задуманное. В результате совместного поиска ими были обоснованы методы социального анализа окружающей жизни, которые были облачены в игру в разведчиков дел и друзей. Методика разведки позволяла вовлечь в активную работу мальчишек, позволяла проявлять инициативу и самостоятельность при сборе данных. Маршруты разведки были предельно просты: двор, детский сад, совет ветеранов, музей, аптека и т.п. Юные разведчики должны были действовать как настоящие следопыты, необходимо было быть внимательными ко всем мелочам привычной повседневной жизни. Ребятам в разведке нужно было найти ответ на вопрос: Что нужно сделать, чтобы принести людям радость и пользу?! СЭНовцам удалось найти методику, адекватную детскому восприятию мира и своего места в нём. Разведка имела свои приёмы организации, она завершалась сбором-стартом, где обсуждались данные разведки, коллективно планировалась работа отряда по тем операциям, которые стали итогом разведки. Игра полувоенная дала и новое название должностям, вместо председателя совета отряда появились командиры отрядов, старшие стали называться комиссарами, вместо мероприятий появились дела на пользу и радость людям. В жизнь пионерских отрядов вошла игра и романтика, однако СЭНовцам приходилось преодолевать постоянное непонимание со стороны классных руководителей, сказывалась привычка выполнять инструкции, а не думать самостоятельно. Эти и ряд других причин побудили искать такой район в городе Ленинграде, где оказалось бы возможным действовать централизованно, т.е. через Дом пионеров. Развернуть такую работу на своей базе согласилась А. И. Скурихина, директор Дома пионеров Фрунзенского района. Из состава СЭНа туда пришли работать Людмила Глебовна Борисова на должность завуча и Фаина Яковлевна Шапиро на должность методиста. С 1958 года развитие идей коллективной организации деятельности продолжилось во Фрунзенском Доме пионеров и школьников уже совсем на другом уровне. Новый этап разработки методики начал своё осуществление с внешне привычной и понятной формы — районная Школа пионерского актива. Однако с первых дней своего существования это был коллектив мало похожий на коллективы, известные ранее. Новый стиль и тон отношений, новые способы коллективной организации деятельности, специфичные законы жизни коллектива, необычная атрибутика и ритуалы — всё это создавало новый образ жизни, который был закреплён в самом названии Коммуна Юных Фрунзенцев. Найденный способ организации коллективной деятельности предполагал простой алгоритм, доступный пониманию и воспроизводству каждым ребёнком. Первый этап — это коллективное планирование или сбор-старт, который строится на данных разведки. На этом этапе ребята обдумывают и решают: ü Для кого и что будут делать? ü Почему именно эти дела являются наиболее предпочтительными? ü Кто в них участвует? ü Когда и где лучше всего провести дело? ü Как оно будет организовано? ü Кто войдёт в совет дела или творческую группу? Целостный комплекс вопросов позволяет ребятам увидеть посильность выбираемых задач. В план работы отряда включались только те дела, которые ребята смогли выстроить в своём сознании, а, значит, и могли воплотить в реальность тот образ, который у них сложился. Дела были разного объёма и сложности, разной содержательной направленности, что делало жизнь наполненной творчеством. Такой характер жизни стал основой формулировки закона: «Романтику нашей жизни не заменить ничем! Каждое дело – творчески! Иначе? Зачем!?» В ходе второго этапа — коллективной подготовки — выстраивалась очень насыщенная интересная жизнь, т.к. именно здесь приобретались новые знания и опыт, проверялась правильность принятых решений, испытывалась дружба и возникали новые отношения взаимной ответственности за дело, которое вместе создавали и считали важным и значимым. Процесс осуществления задуманного дела регулировался самими ребятами, что давало бесценный опыт. Ребята учились чувствовать время, осознавать необходимый круг знаний, овладевали новыми умениями, оценивали имеющиеся у них умения. Недостаток опыта и стремление сделать как можно лучше побуждало искать среди взрослых таких специалистов, вместе с которыми дело могло бы получиться значительно лучше. На третьем этапе — где был сконцентрирован результат общих усилий, все могли увидеть, насколько удалось воплотить в жизнь общий замысел, решить поставленные задачи. Образ конечного результата, сформированный в процессе коллективного планирования и подготовки, становился реальностью. Творческое решение делало этот результат, практически всегда, необычным, ярким, радостным. Когда дело посвящалось историческим событиям, касалось высоких гражданских чувств, в нём сквозило трепетное отношение к Родине, к его героям, безмерное уважение к их подвигам. Четвёртый этап — коллективное подведение итогов или сбор-«огонёк». Именно сбор-«огонёк» самый деликатный, самый сложный момент жизни, т.к. на нём происходит совместный анализ проведённого дела. Ребята подводят итоги, и чем выше зрелость коллектива, тем глубже и сложнее размышления всех участников. Внешняя канва анализа проста: что получилось хорошо и почему? Что не получилось и почему? Как действовать в следующий раз, чтобы не допустить ошибок? Считаю важным заметить, что деформированный вариант использования методики определяется именно по тому, как строится анализ. Деформация проявляется в вопросе что понравилось, т.е. взгляд со стороны, оценка потребителя, а не созидателя, который думает над тем, что и как делал. Анализ необходимо начинать с себя, своего взаимодействия с товарищами по общему делу, места в процессе достижения общего результата. На сборе-«огоньке» идёт доверительный разговор об отношениях друг к другу, отношении к тем людям, для которых проводилось дело и т.п. Конкретное проведение анализа всегда зависит от ситуации в отряде и качестве завершённого дела. 5.2.Отличительные особенности коллективных творческих дел Коллективные творческие дела — это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что отличает КТД от других форм воспитания.. И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. Суть каждого дела — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это — коллективное, потому что совершается вместе — ребятами и старшими товарищами как их общая забота. Дело это — творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно — частица жизни! Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А. С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже, надеемся, пригодится разработанная нами технология коллективного организаторского творчества. Напомним основные его этапы, формы и способы осуществления. 1. На основе донесений гайдаровской разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты. 2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива. 3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного. 4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее. Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел — гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. 5.3. Копилка КТД В разделе представлены основные идеи коллективных творческих дел (КТД), разработанных в рамках коммунарской методики И.П. Иванова. Идеи методических разработок, могут быть взяты за основу при проектировании досуговых программ, при условии их наполнения современным содержанием. Мы приводим в качестве примера лишь некоторые из КТД, подробнее смотри в Интернете, введя ссылку www. kommunarstvo.ru Сюрприз Праздничный сюрприз —это средство воспитания заботливого отношения к людям, развития творческой фантазии, смекалки, сплочения старших и младших, ребят и взрослых. В праздничном сюрпризе могут участвовать коллективы, сводные объединения детей разного возраста. Трудовой сюрприз может быть сделан к честь какого-либо знаменательного события в жизни человека или коллектива (например, ко Дню рождения), а также и в обычные дни. Советы организаторам Как и всякий сюрприз, праздничную операцию готовьте по секрету от тех, кому предназначен подарок. Праздничный сюрприз может быть задуман во время составления плана на очередной период жизни коллектива как одно из предстоящих творческих дел, но может быть устроен и «сверх плана», в связи с каким-нибудь неожиданным праздничным событием или благоприятными обстоятельствами. Разработка плана операции происходит на общем сборе участников, руководит подготовкой сюрприза совет дела (штаб операции) или командир сводного отряда. Итоги операции стоит обсудить на общем сборе-«огоньке», чтобы извлечь уроки для будущих сюрпризов и других творческих дел. Познавательные КТД Цель познавательных КТД — формирование потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира: к книге, учению, различным средствам самообразования. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития таких качеств личности, как стремление к познанию, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Вечер веселых задач Несколько познавательных игр-обозрений, переходящих одна в другую. Участники игр, объединенные в небольшие команды (не более 10–15 человек в каждой), выполняют творческие задания и по очереди выступают со своими решениями-экспромтами. Вечер веселых задач — это смотр смекалки, творческой фантазии, умения быстро ориентироваться в обстановке, включаться в коллективную работу. Каждый вечер веселых задач может стать маленьким праздником коллективного творчества. Участниками такого вечера могут быть как сверстники, так и дети разного возраста. Примеры творческих заданий для эстафеты веселых задач. 1. Придумать и разыграть мимическую сценку (или серию сценок) на предложенную тему («На рыбалке», «Прием у врача», «Учитель и ученик» и др.). 2. Сочинить стихотворение по рифмующимся словам (буриме). 3. Сочинить маленький рассказ по данному началу (например: «На площадке выстроились две команды...» или «До полета оставалось 5 минут...»). Прочитать этот рассказ приемом эстафеты (каждый член команды по очереди произносит одну фразу) или инсценировать его. 4. Придумать и изобразить скульптурную группу на заданную тему («Проиграли», «Победитель космоса», «В мастерской скульптора» и т. д.). 5. Изобразить и «оживить» (придумать и показать продолжение) известную скульптуру или картину. 6. Изобразить пантомимой куплет (или несколько) из популярной песни. Остальные участники отгадывают песню. 7. Драматизация шарады (кар-тина, пар-ад и т. п.). 8. Придумать 10 слов на одну букву и составить рассказ таким образом, чтобы с этих слов начинались все предложения. Инсценировать этот рассказ. 9. Произнести одно и то же слово или фразу в разных сценках с разной интонацией (не менее 5 вариантов), например: «Неплохо», «Подумай еще», «Войдите!» 10. Исполнить одну и ту же популярную песню на несколько мотивов, меняя ее характер. 11. Исполнить несколько песен на одну и ту же тему (например, о море и моряках). 12. Драматизировать песню или стихотворение. 13. Придумать и изобразить сцену из жизни литературного героя (остальные участники отгадывают имя героя, называют книгу, ее автора). Вечер – путешествие Познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. Отличительной особенностью такого вечера является прием ролевой игры в путешествие, позволяющий строить обмен опытом, коллективное открытие мира в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, пытливость ума, находчивость, творческое воображение, товарищескую взаимопомощь. Вечер-путешествие — хорошее средство объединения взрослых и детей (старших и младших). Можно устраивать не только один вечер-путешествие, но и их серию (цикл) на одну тему. Темы вечеров-путешествий (и серий таких вечеров) могут быть самыми различными. Вот некоторые из них: «Наш город (поселок, район, край...)» — путешествие по улицам, площадям, памятным местам родного города; «По родной стране» — путешествие по городам, рекам, новостройкам и т. д.; «Вокруг света» — путешествие по разным странам, по столицам, по одной параллели земного шара и т. п.; «Удивительное рядом» (путешествие в мир природы) — животные, птицы, растения, погода и климат, времена года и т. п.; «Все работы хороши — выбирай на вкус» — путешествие по профессиям; «Путешествие на машине времени» — в определенный год, например 1917-й, или в разные годы, эпохи, исторические события; «Путешествие в мир искусства» и т. д. Подготовка к вечеру Тема и маршрут, а также время проведения вечера выбираются коллективно — на встрече-старте участников путешествия (можно использовать при этом конкурс между первичными коллективами на лучшие предложения). На этой же встрече определяются (составляются) команды, и каждая из них устанавливает свой участок (объект, отрезок) путешествия — по желанию или по жребию, выбирает своего капитана (штурмана и т. п.). Капитаны команд и специально выбранные ведущие (не менее двух) составляют совет дела — штаб путешествия. Дальнейшая подготовительная работа команд происходит по секрету друг от друга. Только капитаны и ведущие собираются, время от времени на заседания штаба, обмениваются опытом подготовки, передают друг другу нужные материалы, составляют план самого вечера. Вечер должен быть наполнен радостными сюрпризами, неожиданностями, открытиями, как и настоящее путешествие! Варианты проведения вечера 1. Каждая команда — экипаж вертолета (корабля, дирижабля, машины времени, ракеты и т. п.), который доставляет остальных участников на свой участок (объект) и знакомит с ним. При этом варианте команды по очереди становятся экскурсоводами. 2. Все команды представляют экспедиционные группы (партии), которые по очереди сообщают остальным участникам о результатах своих изысканий и о том, как эти изыскания проводились. 3. Команды выступают в роли различных делегаций (людей разных профессий или увлечений, разных исторических времен и стран и т. п.), которые впервые встречаются в гостях у одной из них или по очереди принимают друг друга. Советы организаторам Не увлекайтесь сложными костюмами, сложным оформлением (достаточно и отдельных атрибутов, знаков отличия — лент, головных уборов, значков и т. д.). Команды могут построить свое выступление в форме экскурсии, устного журнала, газеты, радиорепортажа, кинопанорамы, защиты диссертации, пресс-конференции, интервью и др. Не забудьте о песнях, стихах, речевках-приветствиях, музыкальном сопровождении, о световых и шумовых эффектах. Если участвуют старшие и младшие дети, применяйте разделение труда: пусть младшие делают то, что старшим слишком легко, а старшие — то, что еще не могут делать младшие. Ведущие вечера должны выбрать роли, которые дозволят естественным образом вести вечер, передавая эстафету от одной команды к другой. В случае непредвиденных осложнений (кто-то не смог прийти, кто-то забыл роль, выступил не в свою очередь и т. п.) не теряйтесь, выходите из положения шуткой, речевкой, песней — ведь и настоящие путешествия не обходятся без неожиданностей, а значит, экспромтов!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.37.211 (0.013 с.) |