Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Методика организации жизнедеятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Временного детского коллектива
Рекомендации по формированию микрогрупп в отряде
Почему подростки объединяются в микрогруппы? … Подростковому возрасту свойственны особые поведенческие реакции, группирование – одна из них. Она направлена на удовлетворение целого ряда психологических потребностей ребят: ü в преодолении чувства одиночества, отчуждённости; ü в поиске объекта для подражания; ü в самоанализе, сравнении себя с другими; ü в объединении со сверстниками и во взаимной поддержке, которые дают чувство безопасности защищённости; ü в интимно-личностном общении, основанном на доверии и взаимопонимании. Общение в группах стимулирует такие установки и ценности как уверенность в себе, активное отношение к жизни, постановка целей, солидарность, дух романтики и командный дух. Использование групповой работы в современной педагогике признаётся важнейшим элементом обучения и воспитания. Работа в группе позволяет ребятам приобрести ряд важнейших качеств и умений: ü терпимость к чужим мнениям и позициям, ü взаимопомощь, ü стремление к диалогу, ü поиск компромиссов, ü умение вырабатывать совместные решения, ü способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, ü умение строить общение с учётом эмоционального состояния, общей атмосферы в группе. Какую роль играет микрогруппа в лагере? Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене. В группе из 5-7 человек он готовиться к отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится впечатлениями. Общение в таких группах носит неформальный характер и это очень важная часть приобретаемого каждым ребёнком социального опыта, поэтому вожатый должен уметь их видеть и поддерживать. Внутри группы у ребёнка особенно активно формируется необходимый багаж опыта для оценки своих возможностей, знаний и умений. Собственные решения ему надо испытывать и многократно перепробовать на практике, об их правильности он сможет судить, лишь сравнивая себя с другими, а результаты своих действий - с успехами и неудачами других ребят. Такая оценка, отработанная собственными усилиями, гораздо точнее и намного полезнее для ребёнка, чем оценка педагога. Объединение ребят в малые группы в процессе общения и совместной деятельности в лагере даёт им такие преимущества: Ø В первые дни ребёнку тяжело адаптироваться в большой группе, а в малой это сделать значительно проще. Ø В небольшой группе ребята быстро запоминают имена друг друга, им проще увидеть особенности каждого, проявить свои способности. Ø В микрогруппе легче организовать деятельность, найти каждому участнику созвучную ему роль, занятие, поручение, предоставить возможность высказать своё мнение, отношение. Ø Разделившись на группы, отряд может заниматься подготовкой нескольких дел одновременно, выполнять несколько различных поручений. Ø Работая в группе, большее количество ребят имеет возможность попробовать себя в том или ином виде деятельности, проявить свои лидерские, организаторские качества, знания, умения. Ø Конструктивное взаимодействие и хорошие взаимоотношения с другими членами группы поддерживают климат взаимного доверия и заботы в отряде в целом и в тоже время способствуют развитию у ребят чувства индивидуальности и собственной значимости. Педагогу легче организовать микрогруппу, здесь каждый на виду, быстрее выявляются лидеры; общий настрой, если он грамотно задан, стимулирует каждого занять более активную позицию. Какими могут быть микрогруппы в отряде? Микрогруппы в детском лагере по отношению к длительности смены могут быть ситуативными, временными и постоянными. Ситуативные микрогруппы создаются на очень короткий срок, «здесь и сейчас», для решения ситуативной задачи – выполнения кратковременного поручения или задания в отрядном деле. Примеры: · В ходе КТД отряд делится на микрогруппы «по временам года», чтобы подготовить приветствие победителям в конкурсе или именинникам. Между ребятами внутри каждой группы не существует тесных дружеских связей, но такие группы помогают лучше узнать ребят в отряде, могут сыграть роль делового знакомства. · В ходе дискуссии ребята делятся на группы экспертов – сторонников или противников определённого решения обсуждаемого вопроса. Каждая группа выполняет конкретную задачу – найти все возможные аргументы в поддержку той или иной точки зрения. Временные микрогруппы создаются на срок, необходимый для подготовки и проведения какого - то дела. В зависимости от способа подготовки такая группа может называться творческой, инициативной или советом дела. Примеры: · Группа ребят выступает с инициативой реализовать собственную идею, возникшую в какой-то момент смены. В свободное от других дел время они собираются для решения своей задачи. · Для подготовки запланированного дела в отряде создаются творческие группы из ребят, имеющих способности к тому или иному направлению деятельности или желание попробовать свои силы. Одни готовят оформление помещения, вторые делают пригласительные билеты и продумывают, как лучше принять гостей, третьи подбирают музыкальное сопровождение, четвёртые участвуют в разработке сценария, репетируют, привлекая по - необходимости ребят из других к исполнению тех или иных ролевых номеров.. Выполнив задание или воплотив в жизнь свои идеи, временные группы распадаются. Но если совместная работа была достаточно продолжительной и успешной, на её основе может сформироваться постоянная микрогруппа. Постоянная микрогруппа действует в течение всей смены и является базовым или основным компонентом в организационной структуре отряда. В таких группах постепенно устанавливаются более долговременные устойчивые связи. Способом организации их деятельности может стать чередование творческих (традиционных) поручений или организация отрядной деятельности в каком-то направлении (музыка, спорт, интеллектуальная или социальная деятельность и прочее). Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены, идеи конкретного дела. В случае необходимости состав микрогруппы может меняться. Микрогруппы формируются разными способами, в зависимости от своего назначения: Ø ситуативные группы – чаще всего игровыми приёмами: жетонами одного цвета, первой буквой имени, считалками и т.п.; Ø группы по интересам – с помощью анкетирования или прямого пожелания ребят; Ø инициативные группы – по желанию ребят реализовать какую-то идею; Ø творческие группы для подготовки дел – с помощью социометрического исследования, в ходе деловой игры или по итогам анкетирования; Ø группы «под лидера» когда по условиям сюжетно-ролевой игры или соревнований и т. п. капитан набирает себе команду. Как создать в отряде постоянные микрогруппы? В первые дни смены нужно познакомить ребят друг с другом, помочь каждому найти тех, кто вызывает у него симпатию. Вожатый, проводя первые коллективные творческие дела, игры и конкурсы, постоянно «перемешивает» ребят, формируя разными способами ситуативные малые группы: постоянная смена их состава помогает ребёнку лучше узнать интересы, способности, характер как можно большего количества сверстников, раскрыть их дарования. Задания должны давать возможность каждому в микрогруппе сыграть свою роль при их выполнении. Ребятам нужно помочь сориентироваться в своём окружении, узнать деловые качества друг друга, соотнести свои интересы с интересами товарищей. В оргпериод складывается система межличностных отношений в отряде, формируются нормы совместной деятельности, определяются её перспективы. Способы и основания формирования микрогрупп, а также система деятельности в смене должны учитывать, кроме всего прочего, возраст детей. На практике установлено, что чередование творческих поручений успешнее проходит в младших и средних отрядах, готовых учиться любому делу; а вот большинство старших ребят уже определились в своих предпочтениях, потому им больше подходит формирование групп по интересам. Игровой способ разбивки на микрогруппы приемлем для любого возраста, но для одних это будет игра-сказка, для других – деловая игра. Для подростков старше 13 лет очень важны личные отношения, поэтому они часто предпочитают объединяться по симпатиям. Прежде, чем выбирать способ разбивки, надо учесть: Ø Период смены и содержание предстоящего дела; Ø Первичную информацию о ребятах; Ø Количество ребят в отряде и количество групп, необходимых для проведения конкретного дела. В одном деле с равным успехом примут участие 4-6 групп, а для другого их количество должно быть строго определённым (например, в деловой игре); Ø Разнообразие используемых способов разбивки; Ø Возможность «обыграть» разбивку, используя её игровой сюжет или тематическое вступление. Способы и приёмы формирования микрогрупп в отряде. Открытка: Вожатый подбирает несколько разнообразных открыток таким образом, чтобы, когда они в дальнейшем будут разрезаны на отдельные части, их легко можно было бы отличить друг от друга цветовой гамме, по сюжету, по числу изображённых на них предметов и т.п. Силуэт: Из бумаги вырезают силуэты легко угадываемых предметов (цветы, звезды, листья разных деревьев, дома, машины, и т.п.) все они могут быть разного цвета и размера. Силуэтов или фигур должно быть столько, сколько групп необходимо создать. Песня, четверостишия: …четверостишия известных поэтических произведений, куплеты детских песен разрезаются по строчкам и вперемешку раздаются ребятам. В группы должны собраться те, у кого оказались строчки одной и той же песни или стихотворения. Слово: … ребята собирают слова из букв. Буквы не должны встречаться в разных словах, можно использовать разный шрифт, цвет или листочки, на которых написаны буквы. Когда ребята соберутся в группы, вожатый предлагает им объяснить значение получившегося слова, порассуждать о том, что объединяет все слова. Примеры: для создания четырёх групп – «позиция», «проект», «патриот», «Россия»; для создания пяти групп – «забота», «лидер», «диалог», «задача», «группа». Рекрутский набор: Вожатый предлагает ребятам построиться в шеренгу и рассчитаться на «первый – четвёртый» или на «первый – пятый» - в зависимости от нужного количества групп. Затем в разных местах площадки собираются в группы ребята, имеющие одинаковые номера, отдельно первые, отдельно вторые и т.д. Время рождения: группы создаются по временам года, по знакам зодиака, по стихиям – огонь, вода, воздух, земля, по чётным и нечётным датам рождения и т. п. …
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.60 (0.01 с.) |