Пятый вопрос. Государства пиренейского полуострова в XIV-xv вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый вопрос. Государства пиренейского полуострова в XIV-xv вв.



 

ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Выражение «арабская Испания» неточное. Испанию завоевывали не только арабы, но и европейцы, и берберы.

В 711 году в Южную Испанию переправились отряды арабов и африканские берберы. И в долине Рио-Барбрады мусульмане иразгромили армию короля Родерика, и это был первый шаг к Конкисте – завоеванию Испании. И после разгрома армии сопротивление оказывали лишь отдельные местности. Многие города сдавались на милость победителей, сильный отбор давали лишь немногие. К о рдова захватил отряд из 700 человек. Мусульмане заняли Толедо, Севилью, захватили Наварру, Септиманию, добрались до некоторых владений в Астурии. К 716 году мусульманская армия установила контроль над всеми Пиренеями за исключением некоторых долин на северо-западе и некоторых горных вершин на севере. Там укрепились римляне, баски, устуры и кантабры. Именно там будет проходит формирование христианских испанских государств. Быстрота, с которой арабы захватили Испанию, свидетельствует о кризисе в вестготском королевстве:

1) Население отягощалось повинностями, страдало от высоких налогов;

2) Не было общей идеологии.

3) Ожесточенная борьба знати за власть, слабость королевской власти. У вестготов не утвердился прочный принцип наследования власти.

Наиболее рациональные историки говорят, что не стоит видеть причины победы арабов в слабости вестготской власти. Арабы захватили почти весь передний восток, Северную Африку. Они сталкивались с более сильными государствами В чем заключались слагаемые их успеха в этих войнах?

1) Исламская религия на ранних этапах своего развития позволяла легко интегрироваться в халифат этническим группам.

2) Хорошая организация конной армии, сильное войско.

3) Продуманная социальная политика в отношении покоренных народов: веротерпимость, миролюбие арабов, отмена налогов для населения.

Арабы продолжили движение в пределы Франкского королевства, захватили часть Прованса и были остановлены Карлом Мартеллом в битве при Пуатье в 732 году.

Одна из первых династий халифов, правивших Испанским халифатом, - это династия Омейадов (661-750). В 750 она пала, и власть перешла к Аббасидам (750-1258). Единственный выживший омейад – Абд ар-Раман стал эмиром Кордовы. Далее мусульманская Испания получила название Аль-Андалус. Государство Омейядов было авторитарным исламским государством. Его руководитель, эмир, обладал неограниченной властью над всеми подданными. Правительство возглавлялось хадж и бом. В его подчинении находились крупные сановники вазиры (визири), которые руководили министерствами – диванами. Территория Аль-Андалуссии делилась на 21 кувар (от слова кур а) – 21 провинцию.

Арабы не притесняли немусульманские общины, такие общины обладали определенной автономией, возглавлялись графами, отвечали за сбор джизии – подушного налога и хараджа – налога на имущество. Армия включала несколько воинских контингентов, формировалась из служилых воинов – джунди. Были определенные городские ополчения, а также добровольцы. Джунди наследственно занимались военным делом, и за службу им выдавались земельные наделы – икт а, за которые они должны были платить в казну 10% доходов от этих земель. Кроме того была дворцовая гвардия, впервые она появляется при эмире Аль-Хакаме. Он, боясь неурядиц, стал набирать дворцовую гвардию. Тут преобладали славяне, были франки, берберы, негритянское население Центральной Африки.

После завоевания все земли королевского фиска передавались мусульманам. Почти 80% этих земель передавались военной аристократии. Преобладали две формы земельных дарений – икта и мульк – дарение в наследственную собственность.

В основном арабы живут в сельской местности, занимаются большей частью скотоводством. А потомки испано-римлян, принявших ислам, стали называться тремя терминами – мусалима, мулади, муваллади. Они освобождались от сбора джизии. Среди этого новообращенного населения преобладали крестьяне и ремесленники, и формально эти новообращенные считались равноправными с арабами, с берерами. Но на деле некоторое ущемление было. Мусалима должны были избирать себе патронов из арабского населения. Они строили себе отдельные мечети, посещали исключительно их. Кроме того, в войске мусалима служили в отдельных отрядах.

Была и другая часть населения, принявшая арабскую культуру, но не принявшая ислам. Это мосарабы. Они платили и харадж, и джизию. Религиозные общины мосарабов пользовались определенными правами самоуправления. В частности, они могли выдвигать кандидатуру на должность епископа, а он уже должен был утверждаться государственными чиновниками. При арабах наблюдается некоторое изменение в общественной структуре арабского населения. По факту, исчезает калонат, уменьшилось количество рабов. Изменился состав землевладельческой знати.

Земля в основном была в руках торговцев и чиновников. В крупных и средних землевладельческих хозяйствах почти не было домена. Вся земля раздавалась в какие-то держания, в аренду. Крестьяне-арендаторы оставались лично свободны и выплачивали землевладельцу определенный оброк, чаще всего 1/6 урожая.

Хотя правовое положение многих жителей Испании улучшилось, это не избавило Испанию от конфликтов на этнической и религиозной почвы. Начинаются притеснения христианской церкви, и это порой приводило к восстанию. Самое крупное восстания были в Кордове и Толедо. Восстание шло в 729-737 гг.

Евреи защищают арабов: еврейское население жило в городах, евреев было много, они могли свободно торговать. Арабы относились к евреям лучше, чем вестготы.

В арабской Испании появляются трения на религиозной почве, но для Кордовского эмирата были характерны проявления сепаратизма. Постоянными были мятежи, которые вызывались столкновения различных группировок внутри самих арабов (в основном между арабами и берберами). Наибольшего могущества государство достигло при Абд аль-Рахмане III. Он совершил два успешных похода: в 920 году против Лиона и в 924 году против Наварры. В 929 году он провозгласил себя Халифом. Именно при нем происходит расцвет испанских городов, арабской культуры. Но этот мир был недолго, буквально на рубеже 930-940-ых годов начинаются конфликты с христианами. Уже в 6 августа 939 года в битве при Симанкасе король Рамиро II разбил Абд аль-Рахмана.

В 951 Рамиро умирает, и Абд-аль Рахман ставит в зависимость от себя королей Сивильи, Лиона, Наварры. Как раз в этот период мусульмане совершают карательные рейды на территорию христианских государств, и в ходе их возникают форпосты с арабскими гарнизонами.

Следующий период крупных упсехов приходится на время Хашима II (976-1013). При нем выдвинулся хаджиб ибн Абу Амир. Он стал негласным правителем халифата, в междоусобной борьбе своего тестя. Он принял прозвище Аль-Мансур. Именно он установил амиридсакую диктатуру, т.к. был из рода Амиридов. Он активизировал внешнюю политику Аль-Андалуса. Он совершил 57 походов против христианских государств и в Северную Африку. Наиболее яркие его успехи – 985 год, когда мусульмане дошли до Барселоны, в 997 они разграбили святилище Сантьяго-де-Компостелла. В 1 000 году они разгромили объединенные войска христианских правителей в битве при Сервере-де-Писуэрге.

Сын Аль-Мансура Абд аль-Малик правил в 1002-1008 и продолжал политику отца, но после его смерти халифат охватила междоусбоная борьба между дворцовой и провинциальной знатью. Период 1009-1031 годов связан с ослабление Кордовского эмирата. За это время сменилось 11 халифов, государство развалилось на отдельные княжества – тайфы.

ВТОРОЙ ВОПРОС. Реконкиста в переводе с испанского – «отвоевание». Она обозначала обратное отвоевание христианами отобранных земель. Реконкиста началась сразу же после завоевания арабами Испании и продолжалась около восьми столетий (718-1492). Арабам не удалось захватить некоторые районы в Контабрийских, Пиренейских горах. Тут укрылись вместе с басками потомки готов и романизированного населения. Уже в 718 Пелайо возглавил остатки готской армии и при поддержке местного населения разгромил отряд арабов в битве при Кавадонге. Пелайо был провозглашен первым королем астурийского королевства и к середине VIII века, Астурия вынудила арабов уйти за реку Эбру. При короле Альфонсо II столицей государства стал город Овьедо. И в результате таких военных успехов к Астурии была присоединена Галисия, а позже и Старая Кастилья. Столица Астурийского королевства была перенесена в Лион, потому оно часто именуют Лионским.

Успех реконкисты был связан с заинтересованностью в отвоевательном процессе большинства населения, большинства социальных групп, которые выступали против мусульман. Крестьянство получало возможность переселиться на новые земли, церковь тоже получала новые земли, города же получали льготы.

Лионское королевство особенно усилилось при Ромиро II. Но эти успехи были подорваны междоусобной борьбой. И в расширении своего влияния Рамиро столкнулся с сопротивлением графов Кастильи.

17.12

Одного из этих графов зовут Фернан Гонсалес (931-970). Он практически стал независимым от Леона. Эта независимость подтверждалась тем, что Гонсалес передал графство своему сыну.

Кроме лионского королевства независимый статус имели баски – это народ, который жил в восточной части северной Испании и еще со времен Рима сохранял независимость. Им долгое время приходилось обороняться н6е только от мусульман, но и от франков. Кроме басков независимым было королевство Новарро, которое начало оформляться как независимая единица на рубеже VIII-IX веков. И еще графство Арагон.

Самый известный король Новарро – Санчо III велоикий (1000-1035), который подчинил и Кастилью, и Арагон и пытался создать на Севере Пириней независимую державу. Но после его смерти в 1035 и Кастилья, и Арагон провозглашают независимость. Арагон начинает наступать на земли мусульман, а Кастилья задумывается о подчинении соседних христианских королей. В 1037 кастильский король Фернандо первый разбил короля Леона и подчинил Леон себе. Окончательное объединение Кастильи и Леона произойдет в 1035 при короле Алоьфонсо VI Храбром (1065-1109).

В ходе походов Карла Великого против арабов была образована испанская марка, в составе которой некоторое время находился принципат Каталония. Этот принципат включал несколько графств, сильнейшим из них было графство Барселонское. В конце IX века граф Барселоны Вифред I Волосатый (879-897) сумел захватить всю Каталонию. Несмотря на формальную. Зависимость гот королей Франции каталонцы и графы барселонские активно включаются в реконкисту.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Главную роль в экономике и Астурии, и Аварии, и Арагона играло скотоводство. Во-первых, это наиболее оптимальный вид хозяйствования. Во-вторых, скот – удобный вид богатства. Во время набегов мусульман его можно увести в горы. И, наконец, развитие скотоводства играло важную роль в появлении и складывании военной конницы для борьбы с арабами. Этот своеобразный рельеф местности в Пиренеях повлиял не только на особенности экономики, но и на развитие политической системы: в изолированных долинах не могло возникнуть единого государства. Возникают отдельные общины территориальные во главе с консехо – местным органом самоуправления.

Количество таких мелких землевладельцев возрастало в связи с Реконкистой и с колонизацией. Крестьяне получали на льготных условиях земельные владения. На начальных этапах реконкисты колонизация бывших мусульманских земель шла активно. Однако примерно с IX века все архаичные свободные поселения должны были санкционироваться королем, т.к. именно он был собственником всех пустующих земель. Все испанские государи в период раннего и развитого средневековья – люди бедные, им нужны были деньги.

С IX-X вв. все поселенцы, которые осваивали арабские земли, должны были платить определенные налоги, и они были связаны с военным положением: повинности по ремонту дорог, замков, на содержание армии. Одновременно с первыми успехами в реконкисте начинает формироваться феодальное землевладение. И таким крупным феодальным собственником становится церковь. Ей передавалась 1/3 всех отвоеванных земель. Складывается феодальное сословие. Из-за войн к XI веку появляются категории зависимых людей. Наиболее распространены две категории:

1) Хуньиорес де эредад – поземельно зависимые крестьяне. Эти крестьяне могли менять хозяина, но при переходе теряли землю и половину движимого имущества

2) Хуньиорес де кабеса – лично зависимые крестьяне. Они находились в личной зависимости. Кроме того, они платили значительные повинности. С них брались поборы за право вступления в брак, наследования. В связи с тем, что в Испании был незначительный домен, зависимые крестьяне мало привлекались для барщинных работ. Барщина была распространена лишь в церковных землях.

Сервы и либертины чаще всего встречались в Галисии. И лишь к XI веку наметилась тенденция превращения этих потомков рабов в наследственных держателей.

Среди светской знати наблюдается четкая дифференциация. Эта знать называлась идальго («сын значительного человека»). Высшую знать составляли графы – рикоса-обмрес – крупные землевладельцы. Они могли даже сами вести войну. Кроме того, были еще инфансоны – мелкие вассалы короля. Они получали за службу небольшие земельные владения – престимонии. И самую. Низшую ступень составляли кабальеро – мелкие рыцари. В этой военной элите особой честью считалось, если в предках не было мусульман. Это самая гиперактивная часть знать. Именно через эту прослойку простые люди могли проникнуть в привилегированное сословие.

Сословия в Испании были открыты. Это было связано, в первую очередь, с большими потерями в войнах с мусульманами. Там постоянно погибало много кабальеро. Кастильским графам из-за напряженной военной борьбе надо было предоставить мелким графам носить титул кабальеро. Таким рыцарем мог стать крестьянин, который мог себя в военном отношении обеспечить.

Наиболее архаичным политическим образованием было уже помянутое королевство Новарро. Король долго выступал в роли военного вождя. Такая незначительная его роль сохранялась до рубежа X-XI вв. При Санчо Великом начинает формироваться феодальное сословие.

Политическая система Астуро-лионского королевства была выше. Королю принадлежала военная, судебная власть, распоряжение казной. И правители Астуро-Лионского королевства были самыми богатыми из всех христианских королей Испании. Испано-христианские короли долго не чеканили свою монету. Долго вход были и римские, и готские монеты (золотой солид – 4,5 г), и даже арабские серебряные дирхемы – 3,9 г. В судебной системе долго действовали нормы римских и вестготских законов. В кастильском, в астуро-леонском королевствах не получили распространения иммунитеты, относительной свободной пользовались только церковные иерархи.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. В XI-XIII веках большая часть Испании остается под властью арабов. Арабы достигают значительных высот в экономике и культуре. Широко распространяется система ирригации, крестьянство, расцветает виноградарство, развивается скотоводство. Арабы способствовали расцвету старых и появлению новых городов. Арабы просто включали города в международную торговлю. Испания экспортирует шелк, лен. Первый университет в Западной Европе появился в Балонии в 1113 году. Впрочем, в Кордове уже в 9 веке на миллион жителей было 70 библиотек, а в открывшемся тогда университете училось 10 000 студентов.

Наряду с такими успехами местное христианское население занимало низшую ступень и было объектом эксплуатации. Причем такое пренебрежительное отношение было и к чистым христианам, и к ренегатам, и к мосарабам. И были постоянные столкновения на религиозной почве, которые вызывали антиарабские настроения. В середине XI – середине XIII вв. реконкиста достигла решающих успехов, ПРричины:

1) Постоянные восстания христианского населения;

2) Раздробленность арабских владений. Как такового Кордовского халифата уже нет, есть отдельные тайфы, которые уже не в силах сдерживать натиск крепнущих христианских государств.

В 1085 кастильцы заняли крупнейший шгород в западной Испании – Толедо. В XII веке арагонцы завладели Сарагосой, в 1147 году был взят Лиссабон. К концу XII века христиане овладели большей частью Испании. Взятие Лиссабона – последний крупный успех на данном этапе. С середины XIII века дальнейшее развитие реконкисты замедляется.

1) Во-первых, среди христианских государств не было единства.

2) Кроме собственно отсутствия единства испанские государства страдали от междоусобиц.

3) Военное вмешательство нардов берберских племен Северной Африки. Берберы в союзе с андалузскими эмирами наносили поражения христианским правителям. Самые крупные – поражения кастильцев при Салаке (разбито войско Альфонсо 6) в 1086 и в 1195 при Аларкосе (разбито войско Альфонсо VIII)

4) Если мусульманам Испании помогали берберы, христианам никто не помогал. Они вели войну собственными силами, полагались только на себя.

5) Далеко не все христианские короли имели средства на содержание войска, на строительство крепостей, не у всех королей были богатые людские ресурсы для заселения завоеванных территорий. Тайфы превращаются в данников христианских королевств.

В 1212 году состоялась битва при Лас-Навас-де-Толоса. Кастильский король разбил берберов. Хараткерная черта: новые кастильские владения разъединили оставшиеся мусульманские территории и королевство Арагон. То есть Арагон исключен из реконкисты. Потому арагонские короли вынуждены были вести экспансию в другом направлении. Арагонские короли контролировали Валенсию, западную часть Испании. Португалия почти не участвовал в реконкисте, самый большой ее успех – захват области Альг а рве.

К концу XIII века у арабов в Испании была только Гранада. Потому темпы реконкисты снижаются.

С середине 13 века начинается подъем христианских королевств:

1) Во-первых, христиане получили плодородные и окультуренные земли арабов.

2) Большую роль начинает играть овцеводство. В XII-XIII вв. образуются целые союзы собственников скота. В эти союзы входят не только крестьяне, но и духовенство. Образуются объединения собственников скота – м е сты (ед.ч. – места). Это некие производственные, торговые объединения.

3) Складываются условия для оживления внутренней торговли. XI-XIII вв. – время развития христианских городов как центров ремесла и торговли.

В развитии городов были свои нюансы.

1) Значительная их часть была арабского происхождения, и включение их в состав христианской Испании создает разрыв торговых связей с мусульманским миром.

2) Испанские города отставали от арабских. Дело в том, что христианские города часто появляются как военные крепости, потому экономическая жизнь налаживается медленно. Но в них складываются правовые обычаи, элементы самоуправления. И эти обычаи закладываются в фуэрос – городские уставы.

3) Еще одна особенность – наличие свободного ремесла. Эти города не знают цеховой организации, т.к. элита видит в них значительную силу.

Каковы были политические особенности испанских стран сразу после реконкисты:

1) Практически отсутствует феодальная раздробленность. Постоянно ведутся военные действия, потому феодалы сплотились вокруг королевской власти.

2) Рано формируется сословное представительство. В крупнейшем Лионо-кастильском королевстве уже с XI века существовал обычай созывать ассамблеи для обсуждения вопросов законодательства, внешней политики. И в 1188 году на такую ассамблею впервые были привлечены горожане. Такие органы самоуправления называются к о ртесы. Особенностью Лионо-кастильского королевства было участие в политической жизни крестьянства. Дело в том, что у кабальеро-вильяно было промежуточное положение – это рыцари-крестьяне. В арагонских кортесах крестьяне участия не принимали

3) Ключевая роль католической церкви. Вся реконкиста проходила под лозунгом священной войны христианства против ислама. Церковь не только вела проповеди, но и сама участвовала в военных действиях.

ПЯТЫЙ ВОПРОС. Во-первых, в это время постоянно и очень активно начали меняться границы между пиренейскими государствами. Арагон осуществлял экспансию в западном Средиземноморье. Кастилья, завершив ту же реконкисту, присоединила Канадские острова. Именно в XV веке Португалия начинает выступать как морская держава. С 1415 года (захват города Сеута) начинает свою колониальную экспансию в Африке и в Атлантике.

Важным политическим событием было заключение брака наследников Кастильского и Арагонского престолов Изабеллы и Фердинанда в 1469 году. Кастилья и Арагон объединились в одно государство. В 1492 войска Кастильи и Арагона взяли Гранаду и завершили реконкисту.

К концу XV столетия завершилась реконкиста и объединились испанохристианские государства. Несмотря на такие успехи, экономика Испании в 14 веке переживает спад:

1) Арабы и мавры играли большую роль в развитии региона. Завершение реконкисты сопровождалось массовым оттоком мавританских ремесленников и купцов в Северную Африку.

2) В середине XIV века разразилась эпидемия чумы. В некоторых областях чума унесла до половины населения.

3) Почему в упадке ремесло и крестьянское хозяйство? Если во время реконкисты правительство поддерживало местных крестьян, то теперь королю нет смысла идти на уступки крестьянам. Грубо говоря, бизнес вести сложнее. Эксплуатация крестьянства усложняется. Особенно ярко это проявляется в Каталонии и Арагонии – законодательсто закрепляется крепостничество. Такие закрепощенные крестьяне назывались рем е насами.

4) Кроме законодательного гнета крестьян разоряло увлечение феодалов овцеводством. Массовые, неконтролируемые перегоны скота не благоприятствовали земледелию.

Такое наступление на права крестьян не могло не вызвать их возмущенгия. 1450-ые – 1480-ые годы – время их мощных восстаний. Наиболее сильным крестьянское движение было в Каталонии. Движение 1450-ых – 1480-ых гг. заставило феодалов пойти на уступки. Тут был разрешен выкуп ременсов за высокую плату, а в 1486 было отменено крепостное право.

В XIV-XV веках замыкается феодальное сословие. Теперь для крестьян полностью исчезает возможность стать дворянами. Сословная мораль аристократов считает труд в ремесле и торговле несовместимым с благородным статусом. В XIV-XV века с дворяне в Испании наглеют. Заканчивается реконкиста, у добычу брать негде. С другой стороны, королевская власть набирает силы, слуг, а бизнесом дворяне заниматься не хотят. И начинаются заговоры, борьба за власть. XIV-XV века в Испании – время феодальной анархии. Испанская корона вынуждена поощрять колониальную политику грандов.

XIV-XV вв. – время, когда особенно заметной стала религиозная нетерпимость. Единым христианское государство было лишь внешне. Были, к примеру, силой крещеные мавры. Такую категорию населения называли мариски. Они внешне принимали все христианские догматы лишь внешне, а на деле сохраняли приверженность Аллаху. Кроме того, появляются крещеные евреи – марраны. Сюда же относятся мосарабы – арабизированные христиане. Эта христианская церковь мосарабов в Андалусии во время изоляции заимела свои обряды, свои толкования священного писания. Эти обряды и толкования не нравятся официальному Риму.

В итоге в 1481 в Испании возникает инквизиция. Церковный суд, конечно, возникает уже в 1215 при пае Иннокентии III. Потом инквизиция распространилась на Францию, а теперь и на Испанию. По факту, она подменила собой церковь. Возглавил ее Том а с де Торкв е мада. В 1492 году появился очередной указ королевской четы, который приписывал всем иудеям Испании либо креститься в 3-месячный срок, либо покинуть страну. Оставшиеся некрещеные иудеи объявлялись вне закона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.049 с.)