A. Экономика – определяющий фактор вотчинного развития.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A. Экономика – определяющий фактор вотчинного развития.



b. Основа феодализма – вотчина, а не марка. И именно она определяет развитие феодализма.

c. Штернегг внимательно разрабатывал различные рукописи Средневековья и определил, что термин «villa» относился не к деревне, а к вотчине. Во времена династии Каролингов (IX-XII вв.) в Европе возникла «вилликационная система» - система соподчинения, когда все земли разделены на земельные владения феодалов, и в центре стоит земля вотчина, а по краям – виллы, которые ей подчиняются.

d. Из вотчины возникли Средневековые города.

Для вотчины характерны:

1) Натуральное хозяйство;

2) Разделение ремесла с земледелием;

3) Личная зависимость крестьян.

4) Разновидностью вотчинной теории является манориальная теория (от слова манор) – владение феодала. Основатель ее – профессор политэкономии в Оксфорде Торольд Роджерс. Он внимательно рассматривал сельскую жизнь Англии XIII века.

a. Манор включал в себя не только владения феодалов, но и земли свободных держателей или поселенцев.

b. В вотчину включено не только хозяйство феодала, но и земли, где работают зависимые от него крестьяне

c. До XIV века существовала социальная гармония.

3) Теория Нюма Денни Фюстель де Куланджа. Он рассматривал феодализм как социально-политическую структуру. Особенно пристально он рассматривал личные связи между феодалом и крестьянами и серваж – вид феодальной зависимости крестьян от сеньора. Термины, по Куланджу

d. феодализм – социально-политическая структура, при которой господствует условное владение землей вместо собственности, подчинение людей сеньору вместо подчинения королю и иерархия между сеньорами, которая устанавливается через фьев и оммаж.

e. Фьев – это один из синонимов слова феод. Это доход или земля, которая была пожалована сеньором вассалу.

f. Оммаж – это церемония, оформлявшая заключение вассального договора.

g. С VIII века оммаж стал сочетаться с клятвой верности – с фуа.

h. С XI века появляется инвеститура – передача сеньором вассалу земельного фонда. Вассалитет – система иерархических отношений между феодалами.

4) В конце XIX – начале ХХ веков стала популярной «теория двух феодализмов». Ярчайший ее представитель – Дмитрий Моисеевич Петрушевский. Он рассматривал феодализм двояко: либо как политическую систему, либо как социальную. Но никогда вместе. При этом сохранялся старый взгляд на феодализм как на экономическую систему:

А) Феодализм рассматривался как результат производственных отношений;

Б) Рассматривать феодализм как социальное явление – значит, рассматривать, прежде всего, развитие классов;

В) Что значит рассматривать феодализм как политическую систему? Это значит, что феодализм появился в результате необходимости государства организовывать военные силы страны.

На рубеже XIX-ХХ веков появляется интересная точка зрения – «Взгляд на феодализм как на систему личных связей». Жан Жуфлуа Флак – ее автор. Он считал, что источником возникновения феодализма были не земельные, а личные отношения верности и покровительства между сеньором и вассалом. Они возникали в системе личной связи земельными пожалованиями. И далее, лишь с рубежа XII-XIII вв. эти отношения стали дополняться поземельными.

5) Пауль Рудольф Рот в конце XIX в. обратился к бенефициям. Бенефиция – пожалование земельного участка за выполнение военной или административной функции. В основном, он рассматривал развитие бенефиций на примере Франкского государства. И появляется простая теория, что земельные отношения эволюционировали в период Средних веков.

В начале Рот писал о существовании аллода – семейной земельной собственности, а бенефиции и феод появляются потом. Эти позиции возникали последовательно и существовали параллельно. Аллод возник в период поздней античности. Какие главные признаки феодализма выделяет Рот?

a) Исполнение должностных функций превращается в частные права госчиновников. Сеньор мог пожаловать своему вассалу либо частную землю, либо фиксированный доход. И вассал мог собирать налоги с определенной территории, часть отдавать сеньору, а какую-то часть – отдавать себе. Феодал мог вообще забыть о том, что дал такое право, а вассал не забывал и передавал свое право по наследству, потому превращался в чиновника и получал функции сбора налогов в частное право.

b) Происходит полное нарушение общественного порядка: когда сеньор дробит свои земли между вассалами, вассалы сами решают судебные отношения в своих землях. Любая феодальная страна есть конгломерат отдельных областей, и в каждой области свой феодал, свои мелкие вассалы, которые по-своему трактуют законы.

c) Полное беззаконие.

d) Наиболее могущественная часть населения подчиняется государству на основе отношений вассалитета.

6) На рубеже XIX-XX вв. возникает критическое направление, автор его – Георг фон Белов, противник вотчинной теории.

a) Не все крестьяне были закрепощены, были лично свободные крестьяне. Вся внешняя свобода относительна, т.к. по отношению к сеньору крестьянин не свободен, а по отношению к государству – свободен.

b) У вотчины были признаки ориентирования на рынок;

c) Феодализм – чисто политическое явление.

Точка зрения австрийского историка Альфонса Допша.

1) Во-первых, история не знает резких качественных значков и революционных переворотов.

2) Во-вторых, сама история лишена какого-либо прогрессивного характера. Т.е. нельзя познать законы истории, лона развивается хаотично.

3) Все известные хозяйственные формы встречаются на всех этапах истории.

4) Допш опровергал представление о натуральном характере экономики Раннего Средневековья и доказывал существование вотчинного капитализма.

До сих пор не существует единого понимания сущности феодализма: кто-то рассматривает феодализм как экономическую систему, кто-то – как социальную, кто-то – как политическую.

Современные французские исследователи (Жак Ле Гофф, Жорж Дюби) призывали к комплексному рассмотрению феодализма.

Наши медиевисты понимали феодализм как ОЭФ. Это корифеи медиевистики. Как они отзывались о феодализме?

1) Феодализм – ОЭФ, для него характерна аграрная экономика, господствует натуральное хозяйство, существует крупная земельная собственность в сочетании с мелким хозяйством крестьян.

2) Вассально-ленная система.

3) Существенная роль личных связей.

4) Господствует частное право.

5) Условный характер феодальной собственности.

6) Личная зависимость крестьян,

7) Огромное влияние церкви.

8) Сословное неравноправие;

9) Политическая раздробленность.

Степень развития феодализма в разных областях Европы зависела от многих факторов.

1) Численное соотношение варваров и римлян. Характерно было расселение варваров на территории империи. Варваров могло быть больше или меньше; они, поселивший на территории, отобрать у местных феодалов треть Земли, ввести налог, закрепостить всех

2) Уровень развития культуры у местного и пришлого населения.

3) Религиозный фактор. Часть германцев принимает католичество, часть впадает в ересь, в марианство, и соотношение между Марианнами и католиками также оказывало влияние на развитие феодализма;

4) Правовой фактор

5) Природно-географический фактор. Обычно говорят о природно-географических и внутриполитических условиях. В территориях, не входивших в римскую империю (Скандинавия, например), был своеобразный путь развития.

6) Синтезный (включение влияния варварских и римских элементов) и бессинтезнеый (варвары живут без рисского влияния) пути развития.

ТРЕТИЙ ВОПРОС. Периодизация любого исторического процесса условна. Началом Средних веков считают 476 г. н.э., когда был свергнут последний римский император Ромул Августул. Друга точка зрения – 395 г. н.э., время раздела Римской империи на Западную и Восточную части. Но насколько оказали влияние события в Риме на Западную и Северную Европу? В истории Скандинавских стран был период до господства викингов. Если в материальном отношении он был связан с римской античностью, то в идейном отношении этот период являлся последствием варварской и германской культуры. Но при определении хронологических рамок возникает еще одна проблема: провозглашая тот или иной год границей, мы не учитываем чувства людей. Ощутили ли они на себе свержение марионеточного императора?

Память о Римской империи жила достаточно долго после распада государства.

1) Восточная Римская империя была всего лишь осколком Римской империи. Стамбул был основан на границе греческой колонии Византий. Жители Восточной Римской империи называли себя римлянами.

2) Римлянами продолжало ощущать себя подавляющее большинство романзированного населения во Франции и в Испании.

3) Идея возрождения Империи возникала и в раннем, и даже в развитом Средневековье. Карл Великий при коронации провозгласил себя Римским императором. Сама же германская империя с 662 года наименовалась римской империей. С 1254 года это уже священная римская империя. А в 1512 году будет «Священная римская империя Германской нации». В это формирование входили Нидерланды, Англия, Чехия. И оно просуществовало до 1806, до Наполеоновских войн. После этого образовался Рейнский союз городов,

4) Речь идет не только о названиях, но и о форме общественной жизни. Римские отношения жили на большей части Европы.

По поводу конца Средневековья все еще сложнее. В советской историографии считали, что между Средневековьем стояли 30-летняя война (1616-1648) между католиками протестантами и Английская буржуазная революция 1640-х – 1660-х гг. В европейской историографии рубеж между Средневековьем и Новым Временем проходит на рубеже XV-XVI вв.

Один из крупнейших французских медиевистов Жак Ле Гофф настаивает на понятии долгого Средневековья. И он говорит, что по многим признакам мы можем поставить границу между Средними веками и Новым временем в 1789 году.

В Западной Европе примерные границы Средневековья V – первая половина XVII вв. В Византии – IV-XV вв. На БВ Средневековье кончилось в XIX в. Но для истории важна точность: какого года считать продолжительность Средних веков?

1) Это может быть 1453 год (год падения Византии),

2) 1492 год – начало Великих географических открытий;

3) 1517 год – начало реформации в Европе?

4) 1525 год – сражение в ходе Итальянских войн между французами и испанцами, когда началось распространение огнестрельного оружия.

5) 1606 год – начало английской революции?

6) 1648 год – год Вестфальского мира в 30-летней войне?

Другая точка зрения – оставить Средним векам V-XV века, а XVI-XVI назвать Ранним Новым временем. Ту периодизацию, которую мы сейчас запишем, можно назвать учебной:

1) Раннее Средневековье: последняя четверть V – середина XI века.

2) Развитое (Классическое, Высокое) Средневековье: середина XI – середина XIV вв.

3) Позднее Средневековье середина XIV – XV века.

ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. Источник – это все, что создается в процессе человеческой деятельности или испытало на себе ее влияние. И характер именно средневековых источников определяется несколькими факторами:

1) Влияние античной традиции. Если говорить о юго-западной Европе или о Византии, там античная традиция повлияла на источники, на письмо.

2) Те правовые нормы и формы мышления, которые господствовали у германских народов.

3) Нарастающая роль католической церкви на Западе и растущая церковная документация и литература церковных жанров.

Типы Средневековых источников:

1) Природно-географические;

2) Этнографические (обряды, верования, ритуалы);

3) Вещественные источники, важные для изучения бытовых условий жизни людей;

4) Художественно-изобразительные (монеты, фрески, иконы);

5) Письменные источники.

Классы письменных источники:

1) Нарративные источники

a. Исторические повествования

i. Анналы – погодные записи событий, которые велись, как правило, в монастырях или при королевском дворе.

ii. Хроники – запись событий в исторической последовательности;

iii. Биографии и жизнеописания.

iv. Истории (описания крупных военно-политических событий) – «История войн Юстиниана» Прокопия Фессалийского, «История франков» Григория Турского;

v. Географические произведения. «Христианская топография» византийского купца Косьмы Инликоплава.

b. Биографические произведения – жизнеописания людей, причисленных Церковью к лику святых, и описания их творений. В Европе они пишутся в Галлии, в Британии.

c. Литература назидательного характера;

d. Энциклопедические произведения;

e. Философские произведения;

f. Фольклорные произведения;

g. Рунические надписи.

i. Старшее руническое письмо известно с I века нашей эры, 24 знака и всего найдено около 250 надписей;

ii. Младшее руническое письмо. Примерно 16 знаков, 3500 надписей

h. Документальные источники:

i. Дипломы – постановления королевских, графских судов и распоряжения монархов.

ii. Акты, оформляющие какую-либо собственность.

iii. Акты, оформлявшие различные процедуры церковной жизни (избрания аббатов, назначения священников)

iv. Акты инвентаризирующего характера (политики – описи земельных владений монастырей).

i. Законодательные источники зависят от того, какой законодательный свод ложился в их основу.

i. «Свод гражданского права» Юстиниана великого. Оно сохранилось в виде нескольких сборников «Кодекс Юстиниана, куда вошли акты, касающиеся церковного, частного и публичного права», «Дигесты» – выдержки из книг римских юристов предшествующей эпохи;

ii. Институции – учебник по праву.

iii. Новеллы – новые законы.

j. Законодательные памятники юго-западной Европы.

i. Кодекс Феодосия (438).

ii. Законодательство варварских королевств. Содержание варварских кодексов, упрощенные нормы римского права в купе с элементами германской правовой системы. Наиболее широкое влияние римская правовая система оказала на судебники вестготов. У франков существовали две правовые системы: римская и франкская. Незначительное римское влияние было у племени аламаннов. Полное отсутствие римского влияния это законы англо-саксонских королей.

iii. Королевские указы и постановления (капитулярии);

iv. Церковные постановления (решения Вселенских соборов).

24.09

ТЕМА ВТОРАЯ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВАРВАРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.014 с.)