Алчущие золота космические беглецы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алчущие золота космические беглецы



И тут возникает вопрос: а зачем богам понадобилось передавать знание металлургии людям?..

Среди тех, кто принимает факт реальности древних богов, широко распространена версия, что боги из каких-то альтруистических побуждений зачем-то решили заняться просветительской и цивилизаторской деятельностью. Однако столь упрощенный ответ представляется чрезмерно наивным. Реалии нашей жизни и опыт собственной истории заставляют в нем сильно усомниться.

Когда, например, конкистадоры и колонизаторы «несли цивилизацию отсталым народам» с помощью меча и креста, они преследовали свои собственные интересы и абсолютно не желали считаться с интересами этих самых «отсталых народов». И даже в современном стремлении оказать кому-то «гуманитарную помощь» мы, если будем действительно откровенными и честными, увидим прежде всего свои собственные интересы.

А если внимательно посмотреть на древние легенды и предания, то в них – помимо парадного славословия в адрес богов за их «благодеяния» – легко можно обнаружить и явные указания на то, что в своих действиях боги преследовали какие-то свои собственные цели и интересы. И далеко не всегда эти интересы совпадали с интересами людей, а действия богов приносили не только «благо» человечеству…

Так в чем мог быть интерес могущественных богов? Почему они решили приобщить «говорящих мартышек» (как они порой воспринимали людей) к искусству металлургии?..

Рис. 120. Интересы разных сторон совпадают далеко не всегда

Известный писатель, сторонник версии палеоконтакта, Захария Ситчин предлагает такой ответ на этот вопрос – богам нужно было золото (а заодно и другие драгоценные металлы – хоть и в меньшей степени). Причем золота им нужно было много – как можно больше, поэтому боги решили мобилизовать людей на добычу этого вожделенного металла.

Но здесь сразу же возникает другой вопрос – почему столь высоко развитая цивилизация, которая смогла преодолеть космическое пространство, не использовала для этого всю мощь своих индустриальных и технологических возможностей?.. Казалось бы, привезли бы необходимое оборудование в нужном количестве и черпали бы золотые ресурсы нашей планеты вдоволь. Зачем понадобилось задействовать «говорящих мартышек», которые все равно в дальнейшем использовали лишь довольно примитивные (по сравнению, скажем, с нашими современными) технологии добычи руд и выплавки металлов?..

У Ситчина есть вариант ответа и на этот вопрос. Он, ссылаясь на древние шумерские тексты, утверждает, что на Землю прибыла весьма ограниченная группа представителей инопланетной цивилизации, оторванная на длительное время от ресурсов и возможностей своей цивилизации. Это была группа мятежников (во главе с принцем, не имевшим законных прав на престол), которая после неудачной попытки переворота и захвата власти на своей планете была вынуждена бежать и прятаться от своих противников.

Рис. 121. Боги – космические беглецы?..

Версия Ситчина на первый взгляд может показаться уже полной фантастикой. Однако если посмотреть на нее отстраненно-беспристрастным взором, то придется признать, что она не только не лишена внутренней логики, но и весьма неплохо согласуется как с объективными данными, так и с показаниями очевидцев – текстами древних легенд и преданий.

Скажем, легко заметить, что количество богов в подавляющем большинстве мифологий весьма ограничено – их всего несколько сотен, а то и вообще десятков. Исключение здесь составляет только индийская мифология, но она буквально пронизана явным стремлением к сильному преувеличению реальных чисел.

Версии Ситчина также вполне соответствует легко выявляемый в легендах и преданиях «дефицит» богинь по сравнению с богами мужского пола. Это вполне логично для группы воинственных мятежников.

Далее. Каков мог быть состав беглецов?.. Естественно предположить, что мятежного принца сопровождала некая группа приближенных из числа дворцовой элиты и какое-то ограниченное количество личных слуг. Конечно же, должен быть экипаж звездолета. И могли оставаться какие-то воины…

Как можно заметить, все это вместе дает весьма ограниченный круг специализации богов.

И вот, что любопытно – в мифологии самых разных народов имеется всего лишь один бог, который является «мастером на все руки», решающим различные проблемы богов, так или иначе связанные с научными и техническими знаниями. Своего рода «академик всех ремесел». Никто из других богов не мог делать все то же, что и он. Даже верховные боги (цари богов) вынуждены были время от времени обращаться к нему за помощью в соответствующих научно-технических вопросах.

В египетской мифологии эту роль выполнял бог Тот, знающий все и снабжающий бога Гора оружием для борьбы с богом Сетом. В угаритстких текстах таким мастером является бог Котару-ва-Хасису, который строит для богов дворцы и изготавливает для них оружие, обладающее особыми «божественными» возможностями. Этим же занимается один из хеттских богов. Гефест – универсальный мастер в пантеоне древних греков. Ранее упоминавшиеся американские Виракоча и Кетцалькоатль – также специалисты во всех областях…

Рис. 122. Бог Тот – «академик» египетского пантеона

Но у беглецов был дефицит не только специалистов. Когда бежишь – тут не до запасов инструментов и оборудования на все возможные случаи. Главное – спасти собственную жизнь.

Конечно, какой-то минимум оборудования и техники на межпланетном корабле присутствовать должен. Например, на случай вынужденной или аварийной посадки на первую попавшуюся планету. Но это именно минимум, а не полный ассортимент для всего и вся.

С признаками такого дефицита инструментов нам в экспедициях как раз доводилось сталкиваться. Скажем, знаменитый Обелиск в асуанских каменоломнях явно задумывался в качестве объекта, имеющего ровные плоскости. Такие плоскости проще всего было бы обеспечить, используя плоскую или дисковую пилу соответствующих размеров. Однако следы на самом Обелиске, в траншее возле Обелиска и на скальном массиве вокруг него больше соответствуют какой-то круглой или овальной фрезе, либо упоминавшейся ранее большой «ложке», вычерпывавшей гранитный материал (см. Рис. 123).

Аналогичный инструмент использовался и для создания плоских поверхностей на блоках Саксайуамана в Перу, где в результате остались явно лишние полосы-линии. Боги просто использовали тот инструмент, который был у них под рукой, пусть и не совсем удобный и не наиболее оптимальный. Ведь возможности что-то дополнительно запросить с родной планеты у беглецов не было…

Рис. 123. Следы инструмента на Обелиске в асуанских каменоломнях

Достаточно очевидно, что на подобном корабле, предназначенном скорее всего для ведения боевых действий, вряд ли было оборудование для металлургического производства. И если богам действительно понадобилось золото (или другие металлы), то они должны были как-то приспосабливать свои потребности к тем условиям, в которые они попали. То есть должны были применить свои знания в области металлургии к полному отсутствию какого-либо специализированного оснащения и воспользоваться возможностями самых простых металлургических печей с простейшими технологиями. А такие технологии – в отличие от сложного оборудования – можно было доверить и «говорящим мартышкам», переложив на их плечи такой труд, к которому ни дворцовая знать, ни ее личная прислуга, ни военные, ни экипаж, конечно же, не были приучены…

Зачем нам столько золота?

Подсчитано, что за всю историю человечеством добыто порядка 150-170 тысяч тонн золота. Если сплавить все это воедино, получится куб со стороной примерно двадцать метров. И ежегодно золота добывают все больше и больше.

Куда же оно расходуется?..

Золото – металл, который обладает хорошей пластичностью, отражательной способностью, устойчивостью к коррозии и беспрецедентными свойствами в качестве теплового и электрического проводника, что служит причиной все более растущего его потребления в целом ряде высокотехнологичных отраслей промышленности.

Более 150 тонн золота ежегодно используется в электронике. В наш век высоких технологий, золото необходимо во всем – от обычных калькуляторов и телевизоров до сложных компьютеров и космических аппаратов.

Например, современный автомобиль укомплектован множеством проводов, сенсоров и чипов. Золото здесь применяется в микросхемах, отвечающих за разблокирование тормозной системы, в сенсорах, активирующих подушки безопасности при столкновении, и в другой аппаратуре. Нанопокрытие золотом используется в качестве каталитического «дожига» недогоревшего топлива в выхлопных системах автомобилей для снижения выбросов в окружающую среду вредных химических веществ.

Каждый смартфон или планшетник содержит некоторое количество золота в своих микросхемах. Даже самый скромный телефонный аппарат обычно содержит десятки позолоченных контактов. Покрытие контактов золотом обеспечивает быстрый отвод тепла и предохраняет их от окисления при экстремально низких или высоких температурах, что обеспечивает атомно-чистую поверхность металла, которая снижает контактное сопротивление почти до нуля. Высокая проводимость золота позволяет портативным устройствам работать надежно и быстро, не перегреваясь, и сохранять данные на картах памяти.

Использование золота в системах аккумулирования солнечной энергии позволяет повысить эффективность «сбора» такой энергии. А применение светоотражающих субмикронных слоев золота в стеклянных полотнах окон высотных зданий в городах с жарким климатом повышает комфорт офисов и элитных жилых домов, снижает расходы на кондиционирование воздуха. Один из примеров – покрытие тончайшей пленкой коллоидного золота фасадных стекол здания Royal Bank Plaza, построенного в Торонто. Здание имеет 14 тысяч стекол, на покрытие которых понадобилось 70 килограммов золота. Эти же свойства золота используются при производстве стекол для авиалайнеров и космических аппаратов.

Золотосодержащие катализаторы ускоряют протекание химических реакций и позволяют влиять на них в нужном технологическом направлении. Такие катализаторы используются на химических и нефтехимических заводах для получения нужных веществ; для более эффективного преобразования исходного сырья в химические продукты, которые применяются для выпуска пластмасс и красок; для разложения химических отходов в сравнительно безопасные вещества и т.п.

Золото используется в медицине, позволяя улучшать свойства и качество инструментов, расширять методы лечения различных заболеваний. Золото применяется при лечении артритов и опухолей, а также в производстве слуховых и глазных имплантатов. В перспективе наночастицы золота планируют использовать в качестве «доставщика» лекарственных препаратов к конкретным внутренним органам человека.

Как правило, в таких промышленных и медицинских технологиях применение золота является «скрытым», почти неосязаемым, и в большинстве случаев его физическое и стоимостное потребление на единицу продукции незначительно. Именно это является технологической и экономической причиной все более широкого применения золота в современных инновационных разработках…

Рис. 124. Здание Royal Bank Plaza в Торонто

Однако при столь широком перечне полезных свойств золота и сфер его промышленного применения на эти нужды расходуется всего порядка 10-11% мировой добычи золота в мире. Куда же идет остальное?..

Ковкость золота и устойчивость к коррозии в свое время сделали его чрезвычайно подходящим для применения в стоматологии. Золото используется в этой отрасли медицины почти 3000 лет – еще в VII веке до нашей эры этруски использовали золотую проволоку для пломбирования и протезирования. Однако в последние десятилетия с развитием производства различных новых материалов, золото активно вытесняется из этой сферы. И сейчас если кто-то и ставит себе золотые зубы или коронки, то больше «для красоты» и демонстрации своего достатка. Хотя и это уже практически вышло из моды – многие предпочитают, скажем, более практичную керамику, имитирующую натуральный цвет зубов...

Еще более длительное время золото использовалось в качестве денег – универсального средства обмена. Считается, что первые золотые деньги появились в Древнем Египте при фараоне I династии Менесе в 3400 году до нашей эры. В качестве денег ходили стандартные слитки весом в 14 граммов с клеймом, содержащим имя фараона. А в эпоху Среднего Царства в 2200-1710 году до нашей эры стали применяться деньги в виде золотых и серебряных колец весом примерно 15 граммов.

Однако с введением бумажных, а затем электронных денег золото потеряло свою значимость в качестве массового универсального средства обмена. И если где-то оно еще сохраняет эту свою функцию, то лишь в банковской сфере и на межгосударственном уровне, да и тут его роль больше сводится к инструменту страхования рисков. При этом для формирования инвестиционных и финансовых инструментов (золотые слитки и монеты, биржевые фонды и аналогичные финансовые продукты) направляется примерно 40% мирового предложения золота. Оно образует основную часть золотовалютных резервов многих государств.

Рис. 125. Золотые слитки

Основным же потребителем этого металла является ювелирная промышленность. Сюда уходит добрая половина всего добываемого золота. Есть даже целая группа государств, в которых львиная доля золота, а иногда и вся его масса потребляется на нужды только ювелирной промышленности. Среди таких стран, например, Италия, Португалия; Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Арабские Эмираты, Израиль, Кувейт и Египет.

Отметим, что ныне в ювелирной промышленности используется множество самых разных материалов – в том числе и заменителей золота. С эстетической точки зрения, изделия из таких материалов не только не хуже действительно золотых изделий, но порой и превосходят их. Но золото все равно продолжает очень высоко цениться, хотя в этом случае на первый план выходят не столько физические свойства этого металла, сколько традиции и его роль как эквивалента некоего «богатства».

Получается, что практические, жизненно важные потребности нашей современной цивилизации в золоте составляют всего одну десятую часть от добычи этого металла. Все остальное уходит на некие эфемерные «ценности», реальная ценность которых весьма условна и абсолютно субъективна. И эта субъективная ценность золота превышает его действительную ценность аж в десять раз!.. В чем же причина такой переоценки этого металла?..

 

Золото в храмах

Столь высокая субъективная стоимость золота носит не характер сиюминутной моды, а во многом определяется традицией, уходящей далеко в глубь тысячелетий. Обычно возникновение этой традиции списывают на высокую коррозионную устойчивость золота, благодаря чему его оказалось возможным использовать в качестве «вечного» эквивалента товара и «посредника» в торгово-обменных операциях. Но только ли в этом дело?..

Во-первых, история знает массу примеров, когда в качестве торгового эквивалента использовались как другие металлы, так и вообще неметаллические предметы – ракушки, соль и т.п. А во-вторых, раз уж мы вынуждены констатировать высокую роль субъективных факторов в определении цены золота, то необходимо учитывать и то, что на протяжении тысячелетий золото играло важную роль в культово-религиозной жизни общества.

Действительно, если уйти вглубь времен, то обнаруживается, что наиболее ранние изделия из золота выполняли роль прежде всего культовых предметов. Золото считалось не столько атрибутом знати (как это утверждается в учебниках по истории), сколько «металлом богов». Впрочем, и сейчас эта роль золота отчасти сохраняется – достаточно взглянуть на убранство, скажем, православных храмов. От золота тут порой буквально рябит в глазах…

Рис. 126. Царские врата церкви Федоровской иконы Божьей Матери (Ярославль)

Примерно три тысячи лет назад иудейский царь Соломон построил в Иерусалиме грандиозный стационарный храм. Тексты утверждают, что на внутреннюю отделку этого храма было использовано 1086 талантов золота. Еврейский талант – это 44,8 килограммов, то есть на храм ушло почти 50 тонн золота!..

Можно было бы посчитать, что это было прихотью Соломона, который хотел таким образом подчеркнуть свою силу и власть не только перед соплеменниками, но и перед другими государствами. Однако столь же расточительно золото использовалось для изготовления различной утвари другого, самого первого переносного храма иудеев – Скинии, в которой и Ковчег Завета, и менора (светильник), и множественная посуда были также изготовлены из золота. Причем, делалось это еще время скитания евреев по Синайской пустыне, где и пропитание-то добыть было не просто. Но главное – делалось это не по прихоти Моисея, а по прямому и непосредственному указанию Бога, который на горе Синай дал Моисею конкретные и детальные инструкции на этот счет.

«Сделайте Ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его.

Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам Ковчега, чтобы посредством их носить Ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него.

И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.

Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исход, гл. 25).

Рис. 127. Ковчег Завета на съемках фильма про Индиану Джонса

Исследователи, которые не считают Ковчег Завета чем-то мифическим, отмечают, что по своим свойствам он сильно напоминал некое многофункциональное высокотехнологичное устройство. Это устройство не только служило для обеспечения связи Моисея с Богом. Оно могло уменьшать свой вес и останавливать воды реки Иордан, то есть воздействовать на гравитацию. А также поражало как врагов евреев, так и их самих то ли излучением, то ли разрядами некоей энергии. И нельзя исключить, что использование именно золота для изготовления Ковчега Завета было не прихотью Моисея или даже Бога, а задавалось необходимостью обеспечить эту функциональность Ковчега, для которой были важны какие-то физические свойства этого металла.

Заметим, что во время скитаний по Синайской пустыне евреи золота нигде не добывали – его там просто нет. И они вынуждены были нести золото из Египта, откуда их вывел Моисей. Но и там они его где-то должны были взять. А в подобных количествах взять они его могли только в государственной казне фараона или в египетских храмах. И недаром многие исследователи полагают, что одной из важнейших причин, по которым фараон не отпускал евреев, являлось как раз требование Моисея отдать им еще и храмовое золото. А золота в египетских храмах тоже было весьма немало, поскольку и здесь храмовая утварь изготовлялась прежде всего из этого металла.

 

Золото – металл богов

Известный египтолог Карл Рихард Лепсиус пришел к выводу, что первым иероглифом, обозначавшим у египтян золото, был символически изображенный лоток для промывки золотоносного песка с куском ткани, с которого стекала вода. Историки полагают, что это указывает на знакомство египтян с данным способом добычи этого драгоценного металла.

Но вот, что любопытно: если перевернуть этот иероглиф, то получится изображение, чрезвычайно напоминающее НЛО, то есть «неопознанный летающий объект». Простыми словами – «летающую тарелку». Египтологи переводят этот иероглиф (то есть НЛО или перевернутый лоток) как «место жертвоприношения». Однако жертвы приносились ведь не кому-либо, а могущественным небесным богам!..

И если учесть, что древние боги были представителями высоко развитой в техническом отношении инопланетной цивилизации, то все вполне логично выстраивается в единую цепочку. Боги, прилетевшие на НЛО, требовали от древних египтян жертвоприношений, в списке которых золото занимало одно из важнейших мест. Недаром египтяне считали золото «божественным металлом»…

Рис. 128. Иероглифы «золото» и «место жертвоприношения»

Все это можно было бы посчитать лишь случайным совпадением. Однако египтяне далеко не одиноки в почитании золота как «металла богов». Ярчайшие подтверждения именно такого отношения к золоту зафиксированы в многочисленных хрониках времен завоевания европейцами Нового Света.

Одним из ключевых моментов в местных легендах и преданиях являлось утверждение, что некогда древние боги, обладавшие белым цветом кожи и окладистой бородой, покинули предков индейцев, пообещав в будущем вернуться. Поэтому индейцы, принявшие конкистадоров за долгожданных богов, воспринимали претензии захватчиков на золото абсолютно законными – ведь боги вернулись за своим металлом.

Так в 1519 году Эрнан Кортес, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, остановился на границе ацтеков, где основал базовый лагерь, дав ему название Веракрус, которое сохранилось до наших дней. Именно сюда прибыли послы правителя ацтеков – с приветствием и богатыми дарами, невероятно поразившими испанцев.

«По словам очевидца, Бернала Диа-са дель Кастильо, среди подарков был большой солнечный диск из чистого золота величиной с колесо повозки («диаметром семьдесят два дюйма и толщиной в четыре золотых реала»), с многочисленными рисунками, выгравированными на нем. Серебряный диск еще большего размера представлял собой изображение Луны. В числе подношений был шлем, до краев наполненный золотыми слитками, а также головной убор из перьев редкой птицы кетцаль (эта реликвия сегодня хранится в Венском этнографическом музее)... Груда золотых слитков была подарена потому, что золото считалось священным металлом, принадлежащим богам…

Послы объяснили, что это подарки от их правителя Монтесумы божественному Кетцалькоатлю, или «Пернатому Змею», великому покровителю ацтеков, которого бог войны много лет назад вынудил покинуть эту землю. Вместе с небольшой группой приближенных он отправился на полуостров Юкатан, а затем отплыл на восток, поклявшись вернуться в день своего рождения в год «Первой стрелы». Согласно календарю ацтеков длительность полного цикла составляла пятьдесят два года, и поэтому возвращение бога могло приходиться на 1363, 1415, 1467 годы, а также 1519 год – именно в тот год, когда на земли ацтеков с востока морем прибыл Кортес. Борода и шлем Кортеса – как у Кетцалькоатля – убедили ацтеков, что пророчество исполнилось» (З.Ситчин, «Потерянные царства»).

Повелитель ацтеков пригласил испанцев в свой роскошный дворец. Здесь золото было везде – из него были изготовлены даже столовые приборы. Испанцам показали сокровищницу, доверху наполненную золотыми предметами…

Увы, жадность приплывших из-за океана «богов» превзошла любые ожидания индейцев. С помощью хитрости Кортес захватил Монтесуму и потребовал за его освобождение выкуп золотом. Приближенные ацтекского императора разослали гонцов по всей стране, и было собрано столько золотых изделий, что их хватило для загрузки целого корабля, который отправили в Испанию (однако по пути судно было захвачено французами).

Рис. 129. Эрнан Кортес

Еще более показательна в этом отношении Южная Америка, где мрачную роль Кортеса выполнил Франсиско Писарро. Поход Писсаро в 1531 году привел к разгрому Инкской империи и ее последующему уничтожению. Захваченный в плен верховный Инка Атауальпа, по преданию, предложил за себя выкуп золотом. Его количество оценивается минимум в 100 тонн, так как золотыми изделиями и металлом была заполнена комната размером 6x7x2 метра, то есть объемом 84 кубических метра.

К моменту начала конкисты инки накопили огромное количество золота и серебра. Один из ведущих историков того времени Педро Сьеза де Леон в своих «Перуанских хрониках» сообщал, что после покорения Америки испанцы ежегодно «изымали» у инков 15000 арроб золота и 50000 арроб серебра, что составляло более 6 миллионов унций (около 200 тонн) золота и более 20 миллионов унций (более 600 тонн) серебра. Сьеза де Леон не упоминает о том, сколько лет продолжали «изыматься» столь фантастические суммы, но приведенные им цифры позволяют составить представление об объеме драгоценных металлов, награбленных испанцами в землях инков.

В хрониках говорится, что после получения первого большого выкупа за правителя инков, разграбления Куско и разрушения священного храма в Пачака-маке на побережье испанцы стали специалистами по «изыманию» такого же огромного количества золота в обширных провинциях, чему способствовало то, что на территории всей империи инков дворцы и храмы были богато украшены золотом.

«Во второй половине шестнадцатого века за каких-то двадцать пять лет испанцы вывезли из Перу на родину более четырехсот миллионов дукатов золотом и серебром, и можно не сомневаться, что девять десятых этих ценностей были попросту награблены захватчиками; при этом мы не учитываем огромное количество золота, спрятанного индейцами в земле и под водою, чтобы сберечь его от алчных иноземных захватчиков; так, рассказывают, прославленная золотая цепь, изготовленная по приказу инки Уайны Капака в честь рождения его первенца, Инти Куси Уаллапы Уаскара, теперь покоится на дне озера Юркое (по преданию, эта цепь, толщиной с руку, была более двухсот метров в длину)… Мы также не считаем одиннадцать тысяч лам, навьюченных золотым песком в драгоценных вазах из этого же металла, на которые несчастный Атауальпа надеялся купить себе жизнь и свободу и которые погонщики предали земле в Пуне, услышав о жестоком вероломстве, проявленном в отношении их обожаемого монарха». (М.Риберо, Й.Чуди, «Перуанские хроники»).

Рис. 130. Так инки хранили свое золото (инсталляция в музее, Лима)

Весьма показательным моментом является то, что золото не имело для коренных народов Америки никакой практической ценности и служило только для украшения храмов богов и жилищ вождей – тех, кто правил людьми от имени богов. И, например, даже то, что хранилось во дворцах и храмах инков, использовалось ими лишь в случаях больших культовых праздников – в повседневном быту изделия из этого металла они вообще не применяли. Просто потому, что золото – металл богов, а не людей.

В то же время несмотря на то, что золото не имело практической пользы и не использовалось в быту, и ацтеки, и инки облагали золотой данью завоеванные ими народы и продолжали добывать этот металл. Например, инками разрабатывались почти все ныне известные перуанские месторождения золота. Его намывали в реках, стекающих с гор, для чего порой воду этих рек подводили по многокилометровым каналам к золотоносным землям. Такие каналы обнаружены около Тиауанако в Чунгамайо, в окрестностях Ла-Паса.

Золото добывали и в горных выработках. И сейчас можно увидеть остатки золотоплавильного производства в Хуабамбе, а в Мачу-Пикчу обнаружены руины мельницы для измельчения золотоносного кварца.

О том же, что золотые богатства накапливались в ожидании прихода богов длительное время, убедительно говорят цифры.

«Всего через несколько десятков лет, как только истощились все запасы драгоценных металлов, объемы доставлявшегося в Севилью золота сократились до 6-7 тысяч фунтов [около трех тонн – АС] в год. Именно тогда испанцы, пользуясь своим преимуществом в вооружении, стали рекрутировать индейцев для работы на рудниках. Этот труд был так тяжел, что к концу века местное население почти все вымерло, и испанский двор ввел ограничения на использование труда индейцев. Были открыты богатые залежи серебра, такие как в Потоси, и началась их разработка, но количество добывавшегося золота по-прежнему не шло ни в какое сравнение с несметными богатствами, накопленными до прихода испанцев» (З.Ситчин, «Потерянные царства»).

 

Золотые гробницы

К счастью, испанцам удалось разграбить далеко не все.

В 1987 году в поселке Сипан (пригород Сальтура в округе Санья провинции Чиклайо в Перу), в толще платформы из необожженного кирпича перуанский археолог Вальтер Альва обнаружил богатую гробницу местного правителя. Открытие этого захоронения стало важным событием в американской археологии, поскольку впервые был найден нетронутым и без признаков разграбления памятник перуанской цивилизации, предшествовавшей инкам. Данную гробницу историки датируют III веком нашей эры и соотносят с культурой мочика.

В убранстве похороненного тут воина-правителя были ювелирные украшения и орнаменты, свойственные высокопоставленным лицам – пекторали, ожерелья, носовые и ушные кольца, шлемы, скипетры и браслеты. Изготовлены эти предметы из золота, серебра, позолоченной меди и полудрагоценных камней. Всего в могиле обнаружено более 400 драгоценностей, главной из которых было ожерелье. Это ожерелье было символом двух основных божеств, Солнца и Луны, поэтому на правой стороне груди ожерелье сделано из золота, а на левой из серебра.

Рис. 131. Гробница правителя Сипана

Представители культуры мочика были великолепными металлургами и ювелирами. По крайней мере, уже во втором веке нашей эры они получали медь и ее сплавы с золотом и серебром. Им, судя по всему, была известна техника литья по потерянной восковой модели и золочение изделий травлением. Металл употреблялся как для изготовления украшений и предметов роскоши, так и в быту (иглы, шилья, пряслица, рыболовные крючки и т.п.)…

В той же платформе была найдена еще одна могила, частично разграбленная уакерос – профессиональными грабителями могил. Из нее также извлечен целый ряд великолепных ювелирных изделий. Наличие богатых погребений отмечалось и в пирамидах долины Моче.

Здесь же, на севере современного Перу, среди руин доинкских поселений в Чиму, расположенных на побережье, еще прославленный исследователь девятнадцатого века Александр фон Гумбольдт также обнаружил много золота в местах захоронений. И это его серьезно озадачило – он не мог понять, почему индейцы, для которых золото не имело никакой практической ценности, опускали его в могилы вместе с телами усопших...

Как полагают историки, индейцы верили, что золото понадобится им в загробной жизни, ведь в царстве мертвых правят все те же боги, а золото – как раз их металл. Для того, чтобы обеспечить себе лучшую участь после смерти, умерший должен был задобрить богов, «принеся» им то, что они хотели. Так, например, инки обязательно клали в рот умершему кусочек золота, который призван был помочь его душе обустроиться в мире мертвых…

Рис. 132. Золотые диски мочика

Ранее уже упоминалось обнаружение на территории современной Болгарии в 1972 году Варненского некрополя, датируемого IV тысячелетием до нашей эры. Помимо бронзовых предметов в некрополе найдены различные золотые украшения – диадемы, нагрудная пластины, браслеты, бляшки и другие изделия. В целом тут найдено более 3000 предметов из золота, общим весом более 6 килограммов. Конечно, это гораздо меньше того количества золота, которое испанцы отняли у инков, однако и его хватило, чтобы удивить в свое время археологов и историков. Ведь это указывало на развитую металлургию золота в Балканском регионе в столь отдаленное время.

 

 

В Варненском некрополе особо выделяется могила № 43 (нумерация идет по порядку открытия) – в ней, судя по всему, был захоронен исключительно богатый или влиятельный человек, возможно вождь или жрец (см. Рис. 57). Захороненный мужчина был ростом около 170 сантиметров и умер в возрасте около 45 лет. Из одной только этой могилы было извлечено 990 золотых предметов общим весом более полутора килограммов, множество бронзовых и каменных инструментов. Погребенный был одет в исключительно богатую одежду и держал жезл в правой руке. В могиле были найдены также части лука, украшенного золотом.

Рис. 57. Одно из захоронений Варненского некрополя

 

К настоящему времени в Варненском некрополе найдено 294 захоронения. И, пожалуй, самые удивительные из них – это так называемые «символические» погребения, в которых… нет умерших!..

В некоторых «символических» захоронениях находили сделанное из глины человеческое лицо, вокруг которого имелось обильное украшение из круглых или четырехугольных золотых пластинок, а на голове – золотая диадема. Там, где должны были находиться руки, археологи обнаруживали красиво сделанные культовые топорики из камня с золотыми рукоятками.

Отсутствие захороненного тела объясняется историками особенностями культовых представлений и тем, что совершался ритуал над членом общины, погибшим вдали от дома в бою или на охоте. Соблюдая неписаные законы, в эти пустые «могилы» также складывали погребальные дары. И вот, что любопытно – именно эти «символические могилы» и являются наиболее богатыми на золотые изделия, тогда как в реальных захоронениях золота значительно меньше!..

Так может быть, это было даже не погребение как таковое, а просто своеобразная «посылка» богам загробного мира?.. Как говорится, кесарю – кесарево, а богу – богово…

Рис. 133. Золото Варненского некрополя

Много предметов из золота было обнаружено в Микенах – легендарном городе, где, согласно древнегреческим преданиям, правил царь Агамемнон. Раскопки здесь были инициированы энергичным, но непризнанным археологом-любителем Генрихом Шлиманом, который стремился доказать, что греческие мифы не являются выдумкой, а повествуют о вполне реальных персонажах и событиях. В ходе раскопок мест захоронений тут были найдены пятнадцать золотых диадем, золотые лавровые венки, более 700 золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений животных, медуз и осьминогов, золотые украшения с изображением львов и других зверей, сражающихся воинов, а также в форме львов и грифов, лежащих оленей и женщин с голубями. На одном из скелетов была золотая корона с 36 золотыми листками.

Среди находок были ныне всемирно известные золотые маски. Эти маски запечатлели черты лиц древних владык Микен, а самая великолепная из них впоследствии получила название «маска Агамемнона» (хотя историки полагают, что Шлиман нашел совсем другую цивилизацию).

Золотые маски и нагрудные дощечки микенских царей, как считают историки, должны были защищать усопших от врагов в потустороннем мире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.473 с.)