Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средства и методы развития скоростно-силовых качествСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В зависимости от условий соревновательной и тренировочной деятельности силовые способности в процессе их развития приобретают все более специализированный характер [19, 58]. В целях активизации процесса приспособления организма к специфическим условиям соревновательной деятельности в подготовку спортсмена вводят специальную физическую подготовку (СФП). К средствам СФП относят следующие упражнения: – соответствующие соревновательным (по режиму работы организма); – содержащие тренирующие воздействия, способные повысить уже имеющийся уровень функциональных возможностей организма; – обеспечивающие необходимую энергетическую базу для совершенствования тактико-технического мастерства [69]. По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств СФП [58, 38]: – специфические, представляющие собой различные формы выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований; – специализированные - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма; – неспецифические - отличающиеся от соревновательных по форме, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в нужном направлении. В спортивных единоборствах с целью выработки единого подхода к анализу тренировочных нагрузок была предложена классификация тренировочных средств, в основу которой положено деление упражнений на группы по степени соответствия на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные [21]. В группу соревновательных упражнений были включены: а) спарринги по заданию; б) специальные тесты, моделирующие соревновательный спарринг или отдельные его части; в) учебно-тренировочные спарринги; г) тренировочные и контрольные спарринги, проводимые в полном соответствии с правилами соревнований. К специально-подготовительным упражнениям были отнесены: а) специальные упражнения (разминка); б) имитация тактико-технических действий; в) тактико-технические действия в стойке и партере, руками и ногами; г) специальные скоростно-силовые упражнения традиционного и направленного воздействия (в группу традиционных входят упражнения с партнером, а к упражнениям направленного воздействия были отнесены те, которые моделируют соревновательную деятельность [48]). В группу общеподготовительных упражнений входят [89]: а) общеразвивающие упражнения в разминке перед занятиями по ОФП; б) утренняя пробежка; в) общеразвивающие упражнения традиционного и направленного воздействия (к традиционным отнесены упражнения из разных видов спорта с отягощениями, со снарядами и т.п., а в группу упражнений направленного воздействия включены упражнения из ациклических видов спорта, моделирующие кинематику отдельных действий единоборца и выполняемые в интервале одного или двух периодов соревновательного боя); г) беговые упражнения направленного воздействия, моделирующие соревновательный бой по продолжительности, чередованию спуртов и т.п.; д) дополнительные циклические упражнения, выполняемые соревновательным методом; е) спортивные игры с различной интенсивностью и длительностью. Из приведенного перечня средств видно, что одно из ведущих мест в тренировке единоборца занимают скоростно-силовые упражнения направленного воздействия. Физиологические механизмы развития специальных скоростно-силовых качеств заключаются прежде всего в совершенствовании необходимых нервно-координационных отношений [40]: а) внутримышечной координации, улучшение которой способствует более быстрому включению в кратковременную синхронизированную работу большого числа двигательных единиц с высокой степенью их напряжения и тем самым увеличению скоростно-силовых качеств отдельных мышц; б) межмышечной координации за счет налаживания более согласованной работы между мышцами синергистами и антагонистами, с улучшением которой возрастает суммарная величина проявления скоростно-силовых качеств отдельных мышц, несущих основную нагрузку. В зависимости от того, на какой тип нервно-координационных отношений преимущественно воздействует то или иное упражнение, их можно подразделять на координационные и кондиционные. При этом координационные упражнения, сходные с основными соревновательными упражнениями единоборца, направлены главным образом на совершенствование мышечной координации. Кондиционные, т.е. нагрузочные тренировочные задания с отягощениями, решают преимущественно задачи совершенствования внутримышечной координации [40]. Специфическим свойством нервно-мышечного аппарата является реактивность мышцы, которая проявляется при быстром переходе от уступающего режима работы к преодолевающему в условиях максимума развивающейся в этот момент динамической нагрузки. В многочисленных исследованиях [40] найдена высокая корреляция реактивной способности мышц со скоростью переключения от уступающей работы к преодолевающей. Показано также, что способность мышцы запасать и использовать энергию упругой деформации эффективно реализуется при условии быстрого растяжения мышц, предшествующего их рабочему сокращению [40]. Для развития взрывной силы и реактивной способности нервно-мышечного аппарата применяются упражнения с отягощениями (60-30% от максимального), изометрические упражнения с быстрым проявлением напряжения [18, 20] прыжковые упражнения, упражнения с ударным режимом работы мышц [17], комплексный метод [19]. В последние годы были предложены и апробированы так называемые нетрадиционные методы развития силовых способностей и, в частности, метод электростимуляционной тренировки [64]. В дальнейшем на основе этого метода было предложено использовать для развитая силы мышц дополнительно вызванные афферентные влияния (ДАВ), приводящие к повышению возбудимости специальных мотонейронов, облегчая их активацию при произвольных условиях и повышая степень использования силовых и скоростно-силовых возможностей нервно-мышечного аппарата и в конечном счете силу сокращения. Однако, несмотря на высокую эффективность применения обоих методов, из-за сложности устройств, отсутствия соответствующей аппаратуры, а также из-за необходимости постоянного присутствия врачей на тренировках с применением электростимуляции и ДАВ эти методы не нашли широкого применения в спортивной практике. На сегодняшний день остается актуальной проблема выбора адекватных средств совершенствования качеств, характерных для той или иной спортивной деятельности. Это обстоятельство имеет объективную основу: изменение качества тем больше, чем выше соответствие специфики упражнения объективно существующим структурно-физиологическим особенностям развиваемого качества [77]. Для развития силовых и скоростно-силовых качеств наиболее эффективны такие режимы работы, которые приближают уровень функционирования мышц к предельному: а) для максимальной силы - максимальное напряжение; б) для взрывной силы - максимальная скорость при оптимальной величине сопротивления (50-75% от максимального); в) для быстроты неотягощенного движения – максимальная скорость движения при небольшой (10-20% от максимальной) нагрузке [85]. Что касается методов тренировки, то наиболее эффективным считается комплексный метод, предусматривающий смешанный режим нагрузок: чередование мощных напряжений с предельно быстрыми движениями с использованием небольших отягощений (10-20% от максимальной нагрузки). Акцент в такой тренировке должен быть направлен на мощность развивающего упражнения [85]. Можно полагать [86], что первая нагрузка с большим отягощением (или максимальная в случае использования изометрических упражнений) за счет мощной афферентации повышает возбудимость двигательных центров и обеспечивает более мощную эффекторную импульсацию, а вторая нагрузка при специфической работе - ее более выраженное тренирующее воздействие. Так как в спортивной борьбе мастерство определяется не только (и не столько) уровнем собственно силовых или скоростно-силовых качеств, а во многом способностью правильно использовать в ходе поединка различные дополнительные силы (свои и противника), то основным средством совершенствования способности борца рационально использовать свои возможности могут служить схватки [44]. Выделяют схватки с различными установками: а) с физически сильным, но менее опытным противником; б) игрового характера; в) на проведение бросков с падением; г) на использование усилий противника; д) на выполнение приемов в направлении передвижения противника; е) на сохранение равновесия в различных положениях; ж) на удержание статических положений в схватке. В тренировочном процессе боксеров широко используются традиционные упражнения: специальные; подводящие; расчлененного и скоростно-силового характера, направленные на развитие мышечных групп, участвующих в ударном движении (например, толкание камней и набивных мячей разного веса, работа с кувалдой, штангой и гантелями разного веса); беговые упражнения с ускорениями и т.д. [105]. По мнению ряда авторов [78, 86, 107, 108, 114] наиболее существенные сдвиги в повышении силы и скорости удара дают упражнения расчлененного характера с отягощениями. Морфокинезиологическим анализом установлено, что в нанесении удара рукой участвуют мышцы ног, туловища и рук. В связи с этим и упражнения с отягощениями для спортсменов подбираются таким образом, чтобы они способствовали развитию перечисленных мышечных групп или каждой мышцы в отдельности. Поэтому для развития у боксеров мышц ног, участвующих в отталкивающем разгибании, применяются упражнения со штангой на плечах – полуприседания и разножку. Для развития мышц туловища, выполняющих вращательно-поступательные движения, использовались: повороты корпуса с грифом на плечах, вращение туловища с разведенными в стороны руками с гантелями. С целью развития мышц рук, выполняющих разгибательное движение, применялись упражнения: жим штанги лежа, толчки вертикально стоящего грифа, удары с отягощениями [53,89]. При выполнении ударов по боксерским снарядам применялись методы: максимального нанесения удара, нанесение удара максимально быстро и нанесение удара максимально быстро и сильно [32]. Важно отметить, что при выборе средств развития скоростно-силовых качеств необходимо учитывать их тренировочный эффект для спортсменов разной квалификации и различной манеры ведения соревновательного поединка [91,103,128]. Ранее говорилось, что подбор тренировочных средств и методов тренировки, адекватных режиму работы организма в соревновательном поединке, по всем функциональным параметрам весьма сложен. Эту задачу можно решить, используя комплексный метод, который поможет максимально приблизить тренировочные упражнения к соревновательным условиям, обеспечив существенные и долговременные приспособительные реакции организма к скоростно-силовым нагрузкам.
1.4. Особенности применения скоростно-силовых нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки
Современный подход к построению спортивной тренировки так или иначе предусматривает три уровня в ее структуре [18, 126]: а) уровень микроструктуры, включающий отдельные тренировочные занятия и микроциклы, состоящие из нескольких занятий; б) уровень мезоструктуры - средние циклы тренировки, включающие в себя относительно законченный ряд микроциклов; в) уровень макроструктуры, т.е. структуры больших тренировочных циклов - полугодичных, годичных, многолетних. Структура тренировочного процесса в целом обусловлена целью подготовки спортсменов на конкретном этапе и условиями их реализации. В качестве основы для построения различных циклов тренировки могут служить: а) опыт спортивной практики; б) экспериментальные достижения научных дисциплин, использующих свою теорию и методику для изучения специфических особенностей спортивной деятельности человека (физиология, биохимия и др.); в) данные специально организованных исследований, связанных с комплексным изучением общих закономерностей адаптации организма спортсмена под влиянием тренирующих воздействий [19,38,57,123]. На этапе предсоревновательной подготовки проводится мезоцикл, состоящий из нескольких микроциклов и направленный на подведение единоборцев к пику спортивной формы - к соревнованиям. Тренировочные микроциклы представляют собой относительно законченные повторяющиеся фрагменты тренировочного процесса, состоящие из отдельных тренировочных занятий, которые являются упорядоченными звеньями этого процесса и решают определенные промежуточные задачи подготовки единоборцев [58]. Структура микроциклов может изменяться в связи с повышением или снижением тренировочных или соревновательных нагрузок, чередованием комплексов упражнений, обеспечением адаптации организма спортсмена к нагрузкам с повышением уровня подготовленности [58]. Среди множества факторов, влияющих на структуру и продолжительность микроциклов, следует особо выделить [18, 58, 122]: 1) содержание, число занятий различной направленности и величину применяемых в них нагрузок; 2) динамику процессов утомления-восстановления и общего функционального состояния организма спортсмена, обусловленную чередованием тренировочных нагрузок и отдыха, индивидуальными особенностями реагирования на нагрузки и биоритмическими факторами; 3) общий режим жизни спортсмена; 4) место микроциклов в системе построения тренировочного процесса. В практике различных видов спорта встречается от четырех до девяти различных видов микроциклов [41, 61, 82, 116]. Базовые микроциклы характеризуются большим суммарным объемом нагрузок. Их основная цель - стимуляция адаптационных процессов в организме спортсменов, решение главных задач технико-тактической, физической, волевой, специальной психологической подготовки. В силу этого базовые микроциклы составляют основное содержание подготовительного периода. В отдельных случаях они могут применяться и на этапах непосредственной подготовки к соревнованиям. Также специалисты выделяют общеподготовительные и специально-подготовительные типы микроциклов как форменные элементы базового тренировочного микроцикла [57]. Первые являются основным типом микроциклов в начале подготовительного периода большого тренировочного цикла и на некоторых других его этапах, связанных с увеличением удельного веса общей физической подготовки. Специально-подготовительные микроциклы отличаются повышенным удельным весом специализированной работы, направленной на развитие специальной тренированности и совершенствование навыков, отвечающих специфическим особенностям вида спорта. Это главный вид микроциклов в непосредственной предсоревновательной подготовке спортсмена [57]. В тренировочной практике наиболее распространены семидневные микроциклы, которые, совпадая по продолжительности с календарной неделей, согласуются с общим режимом жизнедеятельности. Микроциклы иной продолжительности обычно планируют в соревновательном периоде, что связано с необходимостью формирования специфического ритма работоспособности в соответствии с регламентом конкретного соревнования. Количество тренировочных занятий в недельном микроцикле варьируется в зависимости от этапа и задач обучения. Из опыта спортивной практики известно, что чередование нагрузок и отдыха в микроцикле может привести к реакциям трех типов [40]: – максимальному росту тренированности; – сохранению или поддержанию его; – переутомлению организма спортсмена. При построении тренировочного процесса следует учитывать особенности протекания процессов утомления и восстановления, которые характеризуются волнообразным изменением возможностей функциональных систем [40]. Вместе с тем продолжительность восстановительных процессов во многом зависит от направленности отдельных тренировочных занятий. Наиболее быстро функциональные возможности спортсменов восстанавливаются после занятий, связанных с расходом АТФ и КрФ. Это нагрузки скоростной, скоростно-силовой и координационной направленности [40]. Тренировки, связанные с расходом гликогена, жиров и белков, характеризуются более длительным протеканием восстановительных процессов. К ним относятся нагрузки, направленные на развитие различных видов выносливости [40]. Способность организма к восстановлению после напряженной работы изменяется под влиянием тренировки. Следует учитывать влияние индивидуальных особенностей спортсменов на интенсивность и продолжительность восстановления после больших тренировочных нагрузок [114]. Анализируя фактический материал, представленный в научно-методической литературе, нельзя не отметить, что в настоящее время построение тренировочного процесса в спортивных единоборствах имеет тенденцию к интенсификации. Это отражается на общем объеме тренировочной работы в годичном цикле и, как следствие, на временном алгоритме средств специальной и общей физической подготовки. Такие тенденции объясняются и изменением времени соревновательного поединка, и жесткими требованиями к «пассивности» единоборцев [109, 115]. В микроцикле физические качества можно развивать двумя способами: равномерно или концентрированно. В первом варианте в течение всего микроцикла равномерно решаются задачи по развитию всех физических качеств. Во втором - выбираются одно или два физических качества, на развитии которых концентрируется вся нагрузка в микроцикле [104]. При равномерном варианте развития физических качеств последовательность направленности нагрузок должна быть следующей: быстрота - ловкость - сила - гибкость - выносливость. Такая последовательность дает наибольший прирост показателей развиваемых физических качеств, а совершенствование одного из них способствует развитию другого [40]. При концентрированном развитии физических качеств, в частности скоростно-силовых, должны быть использованы принципы построения тренировки, разработанные Ю.В. Верхошанским [18]: – опережающая направленность скоростно-силовой подготовки; – концентрация объема средств скоростно-силовой подготовки; – реализация отставленного тренировочного эффекта концентрированного объема скоростно-силовой нагрузки; – «разведение» во времени объемных нагрузок с преимущественной направленностью на скоростно-силовую и техническую подготовку; – установка на сохранение тренирующего воздействия нагрузки. При концентрированном развитии скоростно-силовых качеств – направленность средств в недельных микроциклах должна планироваться следующим образом [19]: – понедельник - упражнения со штангой + прыжковые упражнения; – вторник - развитие выносливости в смешанном аэробно-анаэробном режиме + совершенствование тактико-технической подготовки; – среда - упражнения со штангой + ударный метод развития взрывной силы; – четверг - ударный метод развития взрывной силы; – пятница - упражнения со штангой + совершенствование тактико-технической подготовки; – суббота - педагогические тестирования, спортивные игры; – воскресенье - активный отдых. При концентрированном развитии быстроты в отдельном занятии ее целесообразно совершенствовать в следующей последовательности: двигательная реакция (простая, сложная), скорость одиночного движения, выполнение движений в максимально быстром темпе [21, 103]. При концентрированном развитии ловкости в отдельном занятии целесообразно начинать с совершенствования координации движений, затем, увеличивая сложность заданий, перейти к упражнениям, улучшающим ориентировку в пространстве, межмышечную координацию и внутримышечную чувствительность. Существует несколько вариантов планирования при концентрированном развитии скоростно-силовых возможностей в отдельном занятии: – упражнения на развитие силы + прыжковые упражнения; – упражнения на развитие силы + ударный метод развития взрывной силы; – ударный метод развития взрывной силы; – упражнения на развитие силы + совершенствование технической подготовки; – сопряженное развитие взрывной силы [22]. Все эти варианты приводят к развитию различных составляющих скоростно-силовой подготовки единоборца и должны учитываться при составлении учебно-тренировочных планов. Следует отметить, что рассмотренные выше модели планирования скоростно-силовой тренировки носят достаточно условный характер, поскольку они лишь приблизительно отображают бесконечно сложную реальность, однако их простота и доступность позволяют использовать их в практической деятельности. Для такого рода моделей характерно, что они создавались, главным образом, на основе констатации и обобщения достижений спортивной практики. В последние годы были предприняты попытки иного пути создания теоретических моделей построения тренировки. Одни авторы предлагали использовать математическую теорию планирования экспериментов для поиска оптимальной методики тренировки [19], другие - учет закономерностей развития организма как двигательной функциональной системы [40]; математические модели, отражающие принципы взаимоотношения организма спортсмена со средой [26,110]; принципы проектирования спортивной деятельности с позиций формирования специальной готовности спортсмена. Последний подход нашел широкое распространение в спортивной борьбе [129], хотя единства мнений о его эффективности нет. При всем многообразии задач, возникающих в процессе поиска наиболее оптимальной структуры и содержания тренировочного процесса, можно выделить два взаимосвязанных направления, которые играют важную роль в большинстве видов спорта, особенно скоростно-силового характера: – повышение моторного потенциала спортсмена в рамках специальной физической подготовки; – совершенствование умений эффективно реализовывать его в соревновательных условиях, достигаемых в процессе технической и соревновательной подготовки [121]. Рациональное согласование этих направлений при высокой эффективности каждого из них и сохранение их взаимосвязи как условия целостности тренировочного процесса являются одной из центральных задач в решении проблемы оптимизации подготовки спортсменов в единоборствах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.016 с.) |