Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Девиантное поведение (от лат. devato – отклонение) – отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.



В философии и этике поступок трактуется как клеточка нравственной деятельности, рассматриваемой с точки зрения единства мотива и его последствий, намерений и практических дел, целей и средств. Поступок – единство внешних проявлений отношения к тем предметам и явлениям, которые окружают человека, его внутреннее психическое состояние, обусловленное как внешними, так и внутренними психологическими и социальными факторами.

В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

С юридической точки зрения, проступок – это посягательство на государственный или общественный порядок, на права и свободы граждан, на различные формы собственности (личной, государственной), и он представляет собой противоправное, виновное действие или бездействие.

Поступок в отклоняющемся поведении – действие или бездействие человека, выражающееся в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в виде деяния, направленного на преодоление каких-то препятствий или ограничений и т.д. При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнообразное и разностороннее.

Поведение человека – это: 1) сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа; 2) общение; 3) практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностными отношениями; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Поведение охватывает все поступки человека полностью как особый вид взаимодействия с окружающей средой. В поведении имеется внутренний план действия, в котором проявляются сознательно выработанные намерения и цель деятельности, прогноз ожидаемого результата и сам результат. То есть поведение выступает как единство мотивационно-ценностной и опера-циональной сторон человеческой деятельности.

Выделяют четыре варианта отклоняющегося поведения:

– первый – отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры);

– второй – нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Это, например, жадность, эгоизм, замкнутость недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям;

– третий – правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства;

– четвертый – отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями.

В других классификациях отклоняющееся поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность:

– отклонения социально-пассивного типа, выражающиеся в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы;

– отклонения корыстной направленности, проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку;

– отклонения агрессивной ориентации, проявляющиеся в действиях, направленных против личности.

Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

Соответственно девиантное (отклоняющееся) поведение подростка может проявляться в нескольких плоскостях таких, как:

– особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность или рассеянность, болтливость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и эффективность и др.);

– социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);

– низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям;

– вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми).

Все эти качества и свойства личности таких детей, сложности в отношениях с окружающими и поведении ведут к трудоемкости их обучения и воспитания.

Как верно заметил П.П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа педагога оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым педагогу трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы».

Психолог и педагог В.Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, враждебное отношение к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками.

Исследователи проблемы девиантного поведения несовершеннолетних попытались сгруппировать схожие проявления отклоняющегося поведения, найти для них интегрирующую основу. Одна из классификаций – В.Н. Липника, который сгруппировал девиации подростков:
1) по характеру взаимоотношений подростков с коллективом; 2) по отклонению в нравственном развитии личности, по отношению к интересам общества; 3) по отклонениям в понимании общественных интересов; 4) по вхождению подростков в систему общественно полезной деятельности с учетом нравственного развития; 5) по степени деформации психики; 6) по отклонениям в системе ведущих мотивов; 7) по патологии в психике и медико-педагогическим отклонениям.

В другой классификации за основу взяты исходные данные того или иного отклонения, они сгруппированы: 1) по особенностям взаимоотношений и общения с ними воспитателя, педагога (трудные, трудновоспитуемые, неуправляемые, дезорганизаторы); 2) по образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорники, социально запущенные); 3) по специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные);
4) по уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии);
5) по несоответствию их действий закону, правовым нормам (несовершеннолетние право-нарушители) (А.Ф. Никитин).

В целях определения силы и результативности социальных пoследствий отклоняющегося поведения оно различается по уровню и масштабности (индивидуальный и массовый характер); по элементам внутренней структуры (социально-групповая принадлежность, половозрастная характеристика); по ориентированности (экстравертное, направленное во внешнюю среду, интровертное, направленное на себя); по типу эмоциональной устойчивости и др.

Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, В.Ф. Матвеева, Н.И. Фелинской и др., которые в качестве основы для дифференциации показателей этого явления выдвигают нервно-психические патологии, акцентуации характера, кризисные явления подросткового возраста, различные физические и психические недостатки детей, извращенные психобиологические потребности.

Один из первых исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних - В.П. Кащенко, группируя дефекты характера у несовершеннолетних выделяет: а) недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные (психическая неустойчивость, противоречивость; повышенная возбудимость; сильная острота симпатий и антипатий к людям; импульсивность поступков; исступленный гнев; пугливость и болезненные страхи (фобии); пессимизм и чрезмерная веселость; равнодушие и безучастность; нечистоплотность и педантизм; страстное чтение); б) недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами (болезненно выраженная активность; интенсивная болтливость; постоянная жажда наслаждений; отсутствие определенной цели; безудержность; рассеянность; бесцельная ложь; бессмысленное воровство; жестокое обращение с животными; злорадство и издевательство над окружающими людьми; негативизм; деспотизм; чрезмерная нерадивость; замкнутость; бродяжничество).

Педагогическая направленность исследований отклоняющегося поведения несовершен-нолетних получила свое дальнейшее развитие в психиатрии и психологии девиантного поведения подростков. Выделяются следующие разновидности отклоняющегося поведения подростков и школьников: 1) страхи навязчивости; 2) двигательная расторможенность; 3) заикание; 4) побеги из дома и бродяжничество; 5) расстройство аппетита; 6) патологическое фантазирование; 7) страх перед своей физической неполноценностью (дисморфобия); 8) патологические увлечения (хобби-реакции).

Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А. Беличевой. В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации она выделяет следующие уровни дезадаптации детей и подростков:
1) патогенная дезадаптация – результат отклонений, патологий психического развития и нервно-психических заболеваний, в основе которых лежат функционально органические поражения центральной нервной системы (проявляются в устойчивых (хронических) и неустойчивых формах); 2) психосоциальная дезадаптация – обусловливание половозрастными и индиви-дуально-психологическими особенностями ребенка его определенной нестандартности, трудновоспитуемости, требующее индивидуального педагогического подхода или специальных психолого-педагогических коррекционных программ (выделяются устойчивые и временные неустойчивые нормы адаптации); 3) социальная дезадаптация – нарушение норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок (отмечается педагогическая запущенность учащихся и социальная запущенность детей и подростков).

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе. Исследователи рассматривают данную проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности школьников. А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка.

Первая стадия соответствует дошкольному периоду и определяется как стадия возникновения предпосылок педагогической запущенности. Вторая стадия возникает у учащихся младших классов и проявляется как начальная форма отклонений в поведении, т.е. негативного отношения к нормам и правилам классной жизни. Третья стадия возникает у младших подростков
(V-X классы), проявляясь как стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, носят ситуативный, а в отдельных случаях – преднамеренный характер. Четвертая стадия характерна для старших подростков
(V-X классы), проявляется через возникновение устойчивых признаков асоциального поведения.

Исследователи выделяют четыре группы трудных детей:

1) трудновоспитуемые дети – равнодушно относящиеся к учебе, периодически нарушающие дисциплину, правила поведения (совершают прогулы, драки), проявляющие некоторые отрицательные качества (грубость, лживость, нечестность);

2) педагогически запущенные подростки – отрицательно относящиеся к учебной и общественно полезной деятельности, систематически нарушающие дисциплину и нормы морали, допускающие проступки, постоянно проявляющие отрицательные качества личности (грубость, лень, нечестность, жестокость);

3) подростки-правонарушители – трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки, которые совершили правонарушение, нарушают административные и другие нормы, состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних или направлены комиссиями по делам несовершеннолетних в спецшколы и спецпрофтехучилища;

Несовершеннолетние преступники – педагогически запущенные подростки и юноши, совершившие уголовные преступления, нарушившие правовые нормы и направленные судом в воспитательно-трудовые колонии (М.А. Алемаскин).

Нравственно-правовой (криминологический) аспект девиантного поведения несовершен-нолетних разрабатывался не только правоведами, но и педагогами и психологами. Б.Н. Алмазов и Л.А. Грищенко предлагают разделить несовершеннолетних на 3 категории: 1) несовершен-нолетние преступники, нарушившие уголовный закон в возрасте обязывающем их нести ответственность; 2) делинквентно ведущие себя дети и подростки, проступки которых не имеют противозаконного содержания; 3) остальные несовершеннолетние, проступки которых не выходят за рамки шалости.

Апробацию в работе с подростками-правонарушителями прошла классификация на основе типа их поведения с учетом степени антиобщественной направленности личности этих подростков: первая группа – подростки-правонарушители с устойчивыми общественно-отрицательными потребностями; вторая – подростки с деформированными потребностями, подражающие первой группе; третья группа – с конфликтом между деформированными и позитивными потребностями; четвертая – со слабо деформированными потребностями, безвольные; пятая группа – случайно вставшие на путь правонарушений (Д.И. Фельдштейн).

Таким образом, современная научная литература раскрывает многообразие форм отклоняющегося поведения, дает возможность увидеть различные аспекты этого довольно сложного социального явления.

У подростков с отклоняющимся поведением преобладает общественно-отрицательная эгоистическая направленность, определяющая соответствующую жизненную позицию: склонность к развлечениям, праздному образу жизни, погоне за удовольствиями. Выделяются следующие особенности правосознания подростков с девиантным поведением.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.6.131 (0.009 с.)