Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Во-первых, у человека есть собственная сущностная природа, «самость». Это врожденные потребности, способности и тенденции, которые по своей сути не злы, а добры или нейтральны.
Во-вторых, полностью здоровое, нормальное развитие состоит в актуализации этой природы, в реализации этих возможностей. Это скорее самоактуализация, т.е. стремление к саморазвитию. В-третьих, эта внутренняя природа человека слаба, тонка, хрупка и может легко одолеваться внешними препятствиями: давлением культуры, неправильным отношением окружающих, собственными привычками и слабостями». Практически каждое человеческое существо, по мнению А. Маслоу, имеет активную волю к здоровью, импульс к росту или к актуализации человеческого потенциала. Существенный вклад в развитие концепции психически здорового человека внес один из основоположников гуманистической психологии К. Роджерс. Существенное качество «хорошей жизни» психически здорового человека, согласно Полноценно функционирующий человек все больше доверяет своему организму в выборе лучшего варианта поведения из множества возможных в данный момент. Он становится более функциональным человеком, так как полностью осознает себя, свои переживания. Строгого научного определения понятия норма личности не существует. Между нормальным типом поведения и патологическим (болезненным) находится огромное количество переходных форм. Патологические проявления личности находятся в компетенции психоневрологов, пси-хиатров и др. В компетенцию же педагога входят коррекция и развитие отклоняющихся от нормы проявлений, состояний, форм поведения здорового ребенка. Под аномалией подразумеваются нарушения развития, которые являются типичными для психически здоровых детей. Факторы риска – это осложнения психического и личностного развития ребенка, являющиеся лишь отклонением от нормы, а не симптомом психического заболевания. В дошкольном возрасте факторами риска названы следующие особенности поведения ребенка: – выраженная психомоторная расторможенность, трудности выработки тормозных реакций и запретов, соответствующих возрасту; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
– склонность ребенка к «космической» лжи - приукрашиванию ситуации, в которой он находится, а также к примитивным вымыслам, которые он использует как средство выхода из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения; – инфантильные эмоциональные проявления с двигательными разрядками, громким настойчивым плачем и криком; – импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки даже по незначительному поводу; – прямое неподчинение и протест с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; побег как ответная реакция и др. В младшем школьном возрасте факторами риска являются следующие особенности поведения: – сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям к социальной роли школьника; – неуменьшающаяся двигательная активность (отсутствие «тормозов»), которая сочетается с эйфорическим настроением; – повышенная «сенсорная жажда» в виде стремления к острым ощущениям и ярким впечатлениям; – акцентуация компонентов влечений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость; – наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; – отрицательное отношение к занятиям, эпизодические прогулы «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как защитная реакция; – реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке; намеренное невыполнение домашних заданий назло взрослым; гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание грубостью, невыполнением требований учителя; – выявление к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы вследствие слабого интеллекта и отсутствия интереса к учебе; – нарастающее стремление к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
– дефекты воспитания в виде бесконтрольности и грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи. Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие, оказываются: – инфантильность суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание; неспособность к волевым усилиям, слабость функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных образований подросткового возраста; – сложности поведения, обусловленные сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью; – ранние проявления половых влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам; у мальчиков – склонность к алкоголизму, агрессии, бродяжничеству; – сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрица-тельным отношением к учебе; – переориентация интересов на внешкольное окружение; стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные связи, упорное стремление к курению, алкоголизации и пр.); – неблагоприятные микросредовые условия (семейные), асоциальное поведение как основа реакции имитации либо протеста; – неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы (К.С. Лебединская, Г.С. Абрамова). Каковы возрастные особенности проявления отклонений? Несмотря на сложность проблемы, существуют подходы к ее решению. Богатый эмпирический материал, накопленный в клинической психологии, лечебной педагогике, психиатрии, дает возможность дифференцировать отклоняющееся от нормы поведение от поведения патологического, несмотря на общность проявлений этих нарушений. Выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребенка. Перечислим наиболее типичные из них. Расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую называют инфантилизмом (М.И. Буянов). Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность). Аффективное поведение – это склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций – смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков побуждений ребенка. Могут иметь место заторможенность, страхи и асоциальное поведение. Застенчивость, пугливость, наличие болезненных страхов (фобий), свойственны не только ребенку, но и подростку. Они могут быть выражены в разной степени и разных формах. Пессимизм (уныние, безнадежность, склонность видеть во всем только плохое) в юношеском возрасте – тоже аномалия, так же как и его противоположность – чрезмерная постоянная веселость. Постоянное недовольство собой и окружением создает множество проблем в общении, решении жизненных задач. Особую группу составляют дети с аутичным поведением (аутопогружение в себя, отчужденность от окружения). Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы взаимодействия и воспитательные воздействия не всегда ими принимаются.
С нарушениями в развитии волевых процессов у человека связывается и такое явление, как импульсивность. Она проявляется в том, что действие непроизвольно вырывается у субъекта, он не может сознательно регулировать свои намерения, взвешивать и обдумывать их. Иногда это может приниматься за решительность. Однако сильное импульсивное, необдуманное действие быстро ослабевает, как только встречается с противодействием, требующим длительного усилия. Восприимчивость к отрицательным влияниям связана с повышенной внушаемостью. Повышенная внушаемость – некритическая податливость действию внушения, готовность подчиняться внушающим воздействиям окружающих, рекламы и пр. Негативизм – немотивированное сопротивление любому влиянию, исходящему от других. Негативизм возникает как защитная реакция на воздействия, которые противоречат потребностям человека. Отказ от выполнения требования есть своеобразный способ выхода из конфликта. Жестокость, деспотизм, агрессивность выражаются в драках, разрушительном отношении к вещам, оскорблениях, брани, стремлении мучить слабого или животных. Агрессия может быть физическая и вербальная, прямая и косвенная.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.) |