Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вспомогательные приемы: организация внешней опоры правильного поведения; отказ от фиксирования отдельных поступков.

Поиск

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

– доверия – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

– постепенного приучения к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

– поддержки проявлений коллективизма – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

– недоверия – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

– отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив застав-ляет переделать работу, мотивируя решение возможностью более качественного ее выполнения;

– осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

– переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства окружающими;

– включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам.

В совокупности педагог использует различное сочетание различных форм, методов, приемов, средств в процессе коррекции поведения ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Комбинация методов, приемов, средств и форм процесса предупреждения
и преодоления отклоняющегося поведения

№ п/п Функция процесса Метод Прием Средство Форма
  Диагнос-тическая и восста-новитель-ная Переубеждение, переучивание, метод “реконст-рукции харак-тера” и др. Разъяснение, доверие, доказа-тельство, опровержение, обходное движение, акценти-рование, анализ ошибочных суждений, организация успеха в учебе, вовлечение в интерес- ную деятельность, нравственные упражнения и др. Все виды деятельности, телевидение, радио, устная пропаганда, печать и др. Лекции, беседы, семинары, тематичес-кие вечера и чтения; занятия, диспуты, дискуссии и др.
  Исправи-тельная и компен-сирую-щая Метод “взрыва”, метод разрыва нежелательных контактов и др. Возбуждение тревоги, акцентирование, анализ ошибочных суждений, приказание, обострение борьбы мнений, внезапное педаго-гическое вмешательство, нака-зание, возбуждение тревожного состояния, перемещение внутри коллектива, перевод в другие коллективы и др.    
  Коррек-тирую-щая и прогно-зирую-щая Метод критики и самокритики, метод опосредо-ванного педа-гогического воздействия, метод перспек-тивных линий и др. Опровержение, доказательство, обходное движение, косвенное воздействие, параллельное педагогическое действие, мнимое безразличие, обсуж-дение, возмущение, ирония, анализ ошибочных суждений и др. Общественная, культурно-просветитель-ская и спор-тивная деятель-ности; создание личностно значимых перспектив в учебе, устная пропаганда и др. Собрания, совещания, диспуты, дискуссии; вечера воп-росов и ответов, поручения, задания, бе-седы и др.
  Стимули-рующая и побуж-дающая к самоис-правле-нию Метод сорев-нования, метод самоисправле-ния, поощрения, принуждение и др. Доверие, доброта, внимание, забота, анализ ошибочных суждений, просьба, активизация духовных чувств, организация успеха в учебе, намек, упрек, суждение, наказание, соперничество, состязательность и др. Все виды деятельности, возбуждение потребности и интереса в са-моперевоспи-тании, специальная литература, приказы, дирек-тивы, распоря-жения и др. Соревнова-ние, смот-ры, беседы, шефство, задания, поручения и др.

Коллективный характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, занятие самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

– мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость работы лично для него;

– активизации целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять работу, оценивать результативность, анализировать ошибки);

– контрастности – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

– стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка;

– требовательного доверия – подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

– поощрения – похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Таким образом, сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

Социально-педагогическая направленность профилактической и коррекционно-педагогической работы с несовершеннолетними

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют прежде всего биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья, детские разновозрастные коллективы, группы свободного общения, детские сообщества.

Показатель социальной зрелости индивида – готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация – неадекватность поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации. Десоциализация – отчуждение индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Перед педагогами встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.
В нормативных документах и концептуальных положениях государственной политики выделяются понятия общей и специальной профилактики. Общая профилактика – совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика – коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

Таким образом, профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность являются сос-тавной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиант-ных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования и личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолет-них возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивелируют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сводят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных социальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо:

– нейтрализовать негативное влияние социальной среды;

– ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, на воспитательный потенциал, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка. Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, то в таких условиях приемлем опосредованный, косвенный путь коррекционпо-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиант-ных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые исполь-зуются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и используются чувство родительской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок – полноправный участник семейных взаимоотношений, и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуществляется опосредованно – через ребенка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.230 (0.007 с.)