ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ



ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЗАНЯТИЕ № 1

«ПОЕДИНОК» А.КУПРИНА

План

1. Тема армейской жизни в творчестве А.Куприна.

2. Пути и способы воссоздания в повести атмосферы безнравственного миропорядка.

3. Подпоручик Ромашов: постижение мира и своего «Я», драма духовного

Пробуждения и неизбежность трагического конца.

Литература

Художественные произведения:

Дознание, Куст сирени, Брегет, Поединок.

 

Научно-критическая:

1. Волков А.А. Творчество А.Куприна. – М., 1981.

2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. – М., 1987, С. 219-251.

 

Мемуарно-биографическая:

Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2 (коллоквиум)

В.В. ВЕРЕСАЕВ (1867-1945)

План

1. Повесть «Без дороги»: жанрово-композиционное своеобразие, тип героя, манера повествования.

2. В каких произведениях в дальнейшем творчестве Вересаева развивается тема судеб русской интеллигенции?

Литература

1. Фохт-Бабушкин Ю. Летописец бурной эпохи. Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1985.

2. Фохт-Бабушкин Ю. В.В. Вересаев – легенды и реальность. - Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1990.

 

А.С. СЕРАФИМОВИЧ

План

1. Рассказы «На льдине» и «Пески»: функция природы в раскрытии художественной идеи.

2. Роман «Город в степи»

- социальная и нравственно-философская проблематика романа;

- конфликты и характеры;

- соотношение эпиграфа и основного текста;

- образ степи («громада молчания», «тьма») и его функции в романе.

Литература

1. Бобух Т.В. Особенности творческого метода в романе Серафимовича «Город в степи». // Филологические науки, 1986, № 2.

2. Ершов Г. Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества. – М., 1982.

3. Чалмаев В.А. Серафимович. – Волгоград, 1986.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

И. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

План

Рассказ «Господин…» в контексте рассказов 10-х годов о тайнах жизни, любви и смерти (Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание).

Творческая история рассказа «Господин…»: смена заглавия, отказ от эпиграфа и прямых публицистических выпадов, упрощение художественных средств.

Бунинская концепция фатальной обреченности мира греха и зла:

а) образ корабля («Атлантиды») как модели капиталистической цивилизации;

б) мера социальной неприязни, авторская холодность и печаль в изображении главного героя;

в) образы мрака (ночи), бушующего океана, вьюги, Дьявола как знаки враждебности природе мира зла и греха.

Безукоризненная строгость стиля («богатство и целомудрие слова»).

Литература

Художественные тексты:

Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание, Господин из Сан-Франциско (чтение с карандашом, анализ).

 

Научно-критическая:

1. Карпов И. Проза И. Бунина. – М., 1999.

2. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994.

3. Михайлов О. Строгий талант (И. Бунин: Жизнь. Судьба. Творчество). – М., 1976.

4. Михайлов О. Примечания // Бунин И.А. Собр. соч. в 9-ти тт. Т. 4. С. 483-488.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 4.

ПОВЕСТЬ И.БУНИНА «МИТИНА ЛЮБОВЬ».

(или «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»).

План

1. Творческая история: факты жизни и их художественное переосмысление.

2. Банальность любовной фабулы и сосредоточенность на постижении внутренней жизни героя.

3. Эмоционально-духовное бытие героя: мечта и реальность, истоки душевного разлада, двойственная природа чувства и характера.

4. Причины трагического финала.

Литература

1. Афанасьев В. И.А.Бунин Раздел: Повести и рассказы о любви. – М., 1966,

С. 289-312.

2. Волков А. Проза Ивана Бунина, глава: Любовь-страдание. – М., 1969,

С. 284-294.

3. Михайлов О. Строгий талант. – М., 1976, С.224-239.

4. Николина Н. Образное слово Бунина. – Русский язык в школе. 1990, № 4.

5. Смирнова Л. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991,

С.130-139.

6. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994.

 

 

И.А.БУНИН «ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК»

План

1. Рассказ «Чистый понедельник» в контексте сборника «Темные аллеи».

2. Герой и героиня как носители бунинской концепции любви.

3. Образ России и пути его художественного воссоздания:

а) художественное пространство (реальное, бытовое, историко-культурное);

б) героиня как своеобразный символ России.

Литература

1. Афанасьев В. И.А. Бунин. Раздел: Повести и рассказы о любви. – М., 1966.

2. Долгополов Л.К. Рассказ «Чистый понедельник» в творчестве И.А.Бунина эмигрантского периода. В кн.: На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ – начала ХХ веков. – Л., 1985.

3. Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. – Тула, 1987.

4. Смирнова Л. Бунин. Жизнь и творчество. – М., 1991.

5. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994, С. 322-338.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 5.

РАННИЙ ГОРЬКИЙ.

ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАССКАЗАХ 90-Х ГОДОВ.

План

Жанровое своеобразие легендарно-фантастических рассказов; конфликты и герои.

Идеал свободы и формы его воплощения.

Повествователь и рассказчик: место в композиционной структуре рассказа и значение в понимании авторской позиции.

Литература

Художественные тексты:

Макар Чудра. Девушка и смерть. О маленькой фее и молодом чабане. Челкаш. Мальва. Старуха Изергиль. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Человек.

 

Научно-критическая:

1. Бялик Б.А. Судьба М. Горького. – М., 1968, гл. 1-3, 5.

2. Михайловский Б.И. Тагер Е.Б. Творчество М. Горького. – М., 1969, гл. 1. – С. 3-36.

3. Смирнова Л.А. «Искры во мраке жизни». Ранняя романтическая проза М. Горького. // Русская литература. Советская литература. Справочные материалы. – М., 1989. – С. 214-221.

4. Шуган О.В. Рассказ М. Горького «Челкаш» (Новый аспект) // Максим Горький – художник. Проблемы, итоги и перспективы изучения. – Нижний Новгород, 2002. – С. 163-169 (ксерокопия).

5. Алексеева Н.В. Опыт М. Горького в осмыслении нравственно-эстетической позиции писателя. // Масим Горький литературные искания XX столетия. – Нижний Новгород, 2004. – С. 203-209 (ксерокопия).

Задание

По словарю литературоведческих терминов или Литературному энциклопедическому словарю разобраться в следующих понятиях: идея художественная, романтика и романтизм, романтический герой; антитеза, аллегория, символ; жанровое своеобразие легенды, сказки, песни.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 6.

ПЬЕСА «НА ДНЕ»: НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ.

План

1. Заглавие (смена заглавий) и авторские ремарки как отражение художественно-философского замысла пьесы.

2. Быт, психология и «философия» ночлежников.

3. Поиск путей выхода из жизненных тупиков: философия праведной

земли, или ложь во спасение (Лука), правда факта (Бубнов, Барон),

правда романтической мечты (Сатин).

Литература

Научно-критическая

1. Ин.Анненский Драма на дне. – Книга отражений. – Избранные

произведения, Л., 1988. С.457-472.

2. Смирнова Л.А. «С бодрой, радостной верой в «завтра», Пьеса

М.Горького «На дне». – В кн.: Русская литература.

Советская литература. Справочные материалы. –М.,

Просвещение, 1989, С.221-232.

3. Юзовский И.И. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. – М., 1968.

4. Оляндэр Л.К. Хронотоп в пьесе М. Горького «На дне» и ее художественно-философский смысл. // М. Горький и литературные искания XX столетия. – Н. Новгород, 2004. (ксерокопия - абонемент)

 

ЗАНЯТИЕ № 7.

«ИУДА ИСКАРИОТ» Л. АНДРЕЕВА.

План

1. Из истории создания «Иуды…»

2. Евангелистский сюжет об Иуде (его основные «узлы») и трансформация в рассказе.

3. Двойственная природа характера Иуды Л. Андреева: неслитость, ужас и мечта, выверт и надрыв.

4. Значение образов-символов и сквозного рефрена в понимании образа Иуды и художественной мысли романа.

Литература

1. Евангелия: от Матфея – гл. 26, 27; от Марка – гл. 14, 15; от Луки – гл. 22, 23; от Иоанна – гл. 18, 19.

2. С. Аверинцев. Иуда Искариот – Мифология (БЭС). – М., 1998., с. 260-261, или Мифы народов мира. Т. 1, с. 580-581.

3. Анненский. Иуда – Книги отражений. Кн. 2.

4. Смирнова Л.А. Л. Андреев. – Русская литература конца 19-нач. 20вв. – М., 1993. с. 189-214.

5. Журнал «Наука и религия» - 1992, № 2.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 8 (коллоквиум).

БОРИС ЗАЙЦЕВ: СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ.

План

Мгла, Волки, Север, Земля, Тихие зори, Миф, Священник Кронид, Молодые, Полковник Розов,

Фабула, конфликт, сюжетостроение.

Кто герой рассказа?

Как проявляется позиция писателя в образной символике рассказов. (Мгла, Тьма, Вечная Ночь – в рассказе «Мгла». Попробуйте сопоставить «мглу» в рассказе Бунина «Перевал» и у Зайцева).

Улица Св. Николая.

1. О чем рассказ?

2. Что или кто является структурообразующим его началом?

3. Образная символика: качество создаваемых образов.

4. Интонационно-ритмическая организация рассказа.

Литература

1. Айхенвальд Ю. Борис Зайцев. – Статья опубликована в качестве приложения в кн.: Б. Зайцев. Осенний свет. – М., С.-Пб., 1990. – С. 520-531.

2. Иезуитова Л. В мире Бориса Зайцева. // Б. Зайцев. Земная печаль. – Л., 1990.

3. Михайлов О. Б. Зайцев. / Литература в школе. 1990, № 6.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 9 (коллоквиум).

А. РЕМИЗОВ.

В. РОЗАНОВ.

Вопросы для собеседования

Смысловые значения заглавного образа повести А. Ремизова «Крестовые сестры».

Лейтмотивная организация повести.

Жанровое своеобразие «Опавших листьев» («Уединенного») Розанова.

Чем манера Розанова отличается от традиционной структуры повествования.

Литература

1. А. Ремизов. Исследования и материалы. – М., 1994.

2. Ильин И. О тьме и просветлении (Раздел об А. Ремизове). – М., 1991.

3. Розанов В. Pro et contra. В 2-х кн.

4. Палиевский П. В. Розанов // Писатель и время. – М., 1991. – С. 310-319.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 10 (семинар).

ПРОЗА «САТИРИКОНЦЕВ»

Темы сообщений

1. Журнал «Сатирикон» («Новый Сатирикон»): место в истории отечественной сатиры и литературно общественной жизни 1910-х годов.

2. А. Аверченко – редактор и сотрудник журнала. Темы юмористических и сатирических произведений, их художественного решения.

3. Н. Тэффи: работа в журнале. Особый склад сатирического творчества Тэффи, ее поэтического «голоса».

 

Литература к теме подбирается самостоятельно с последующей консультацией у преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 11 (семинар).

ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ

На анализе художественно-публицистической прозы:

Аверченко А. «Дюжина ножей в спину революции»

Блок А. «Интеллигенция и Революция»

Бунин И. «Окаянные дни»

Вопросы для обсуждения

1. Революция как идея и ее гримасы.

2. Классовая правда и ее нравственные последствия.

3. Документально-исторические факты и их субъективно-авторское осмысление. С учетом:

- мировоззренческих убеждений

- творческой манеры писателя

- жанрового своеобразия произведения.

Литература

1. Аннинский Л. Наши сатирики // Дружба народов, 1989, № 5.

2. Вайнберг И. Горький знакомый и незнакомый (вступит. статья). // Несвоевременные мысли. – М., 1990.

3. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1965.

4. Максимов Д. Поэзия и проза А. Блока. – Л., 1975.

5. Карпов И. Проза И. Бунина. – М., 1999.

6. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870-1953. – М., 1994.

 

ЗАНЯТИЕ № 12 (семинар-исследование).

ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА

(ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЦИЯ В ПРОЗЕ 20-Х ГОДОВ)

Тексты

1. А. Веселый. Дикое сердце

2. И. Бабель. Письмо, Жизнеописание Павличенки…

3. Е. Замятин. Дракон, Пещера

4. Б. Пильняк. Метель, При дверях

План

I. Русская орнаментальная проза: вопросы истории и теории (Слово преподавателя)

II. Сообщения:

1. «Дикое сердце» А. Веселого: фрагментарность композиции, звукопись.

2. Особенности сказовой манеры повествования И. Бабеля «Письмо»: проблема содержательной и орнаментальной нагрузки сказа.

3. Повесть Б. Пильняка «Метель»: природное, историческое и метафорическое значение заглавного образа.

4. Интегральный образ пещеры в одноименном рассказе Е. Замятина.

Литература

1. Алексеева Н.В. «Орнаментальная проза» (вопросы генезиса и поэтики) // Нравственно-эстетический опыт литературы XX века. – Ульяновск, 2004. – С. 5-13.

2. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование можестической концепции советской литературы. 20-30-е годы. – М., 1992.

3. Замятин Е. О синтетизме. Закулисье. // Замятин Е. Сочинения. – М., 1988; Техника художественной прозы. // Литературная учеба, 1988, № 6.

4. Скобелев В.П. Артем Веселый. Очерк жизни и творчества. – Куйбышев, 1974.

5. Плешанова О.Ф. Эпопея А. Веселого «Россия, кровью умытая» (особенности жанра). – Вестник МГУ. Серия 9. Филология, 1994, № 1, c/ 17-23/

6. Перфилова В.Г. Стилевое своеобразие романа А. Веселого «Россия, кровью умытая» (к постановке проблемы). – Орнаментальная проза и близкие ей явления. – Ульяновск, 1995. – С. 8-10.

7. Горинова С.Ю. О смысловой доминанте в рассказе Б. Пильняка «Метель». – Вестник С.-Пб. ун-та. Сер. 2. История, язык, литература. – 1994, вып. 3, с. 94-96.

8. Шайтанов И. Когда ломается лед: исторические метафоры Б. Пильняка. / Вопросы литературы, 1990, № 7, с. 35-72.

9. Белая Г. «Конармия» И. Бабеля: вчера и сегодня // Дон-Кихот 20-х годов. – М., 1989. – С. 149-169.

 

ЗАНЯТИЕ № 13.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БОЙ (АТМОСФЕРА) СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

(ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ИНСЦЕНИРОВКА)

Литература

Мемуарная литература:

1. Анненков Ю. Дневник моих встреч. В 2-х тт. – М., 1989.

2. Иванов Г. «Бродячая собака» // «Петербургские зимы». Собр. соч. в 3-х тт. Т. 3. – М., 1994. – С. 40-62.

3. Лившиц Б. «Бродячая собака» и литературные «салоны» // Забытая книга. Полутороглазый стрелец. – М., 1991. – С. 195-214.

4. Воспоминания о серебряном веке (Раздел 2, материалы В. Ходасевича, Л. Рындиной, Г. Иванова, Б. Погорелова). – М., 1993.

5. Серебряный век. Мемуары. – М., 1990.

6. Ходасевич В. Диск, Конец Ренаты. // «Колеблемый треножник»; «Некрополь». – М., 1991.

7. Одоевцева И. На берегах Невы. – Л., 1989.

Научно-критическая:

1. Богомолов Н.А. В зеркале «серебряного века». Русская поэзия начала века. – М., 1990.

2. Ермилова Е.В. Теория и образный мир символизма. – М., 1989.

Цель занятия:отбор материала и выработка вариантов проведения урока в школе.

 

ЗАНЯТИЕ № 14.

План

1. «Визитная карточка» поэта.

2. Основные темы, мотивы, образы.

3. Ритмико-рифмическая и звуковая организация стиха.

Литература подбирается самостоятельно, с последующей консультацией у преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 16.

План

1. Тема России в лирике Блока и ее оформление в цикле «Родина»:

- жизненные и литературные истоки;

- многообразие мотивов, реализующих образ России в цикле.

2. Цикл «На поле Куликовом»: структура, сквозные образы, ритмическая организация.

3. Поэтические традиции и неповторимость образной системы Блоковской России.

Литература

Художественные тексты:

Осенняя воля, Русь, Цикл «Родина», На поле Куликовом, Россия, Русь моя, жизнь моя…, На железной дороге, Грешить бесстыдно, непробудно…, Рожденный в года глухие…, Дикий ветер, Коршун.

Научно-критическая :

1. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – Л., 1970. Раздел «Это все – о России».

2. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1965. Раздел «От личного к общему», с. 376-402.

3. Михайлов А. Конспект романа. // Сила и тайна слов. – М., 1984. – С. 332-334. (Анализ стихотворения «На железной дороге»)

Задание

1. Отработать понятие «цикл» по книге: Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 482-496.

2. Подготовить анализ одного (любого!) стихотворения из цикла «Родина».

 

 

ЗАНЯТИЕ № 17.

ПОЭМА А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ».

План

1. История создания поэмы и ее восприятие современниками.

2. Смысловое значение заглавия.

3. Художественная мысль поэмы: ее конкретно-исторический и космический уровни.

4. Сквозной образ ветра и его функции в поэме.

5. Особенности композиционной структуры.

6. Финал поэмы и его истолкование в современной критике.

Литература

Монографии:

1. Долгополов Л.К. А.Блок. Личность и творчество. – Л., 1980.

2. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – Л., 1970.

3. Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. – Л., 1975.

4. Орлов В. Поэма А.Блока «Двенадцать». – М., 1967.

5. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1965 или посл.

6. Смола О.П. «Черный вечер, белый снег…». Творческая судьба поэмы А. Блока «Двенадцать». – М., 1993.

Статьи:

1. Еремина Л.И. Старинные розы А.Блока. К истолкованию финала поэмы «Двенадцать». / Филологические науки, 1982, № 4.

2. Иванова Е. Загадочный финал «Двенадцати». – Москва,1991, № 8.

3. Эткинд Е. Революция, опоясанная бурей (ксерокопия).

Дополнительная:

1. Сарнов Б. Новые люди на арене истории. Поэма Блока «Двенадцать». / Литература, 1994, № 12.

2. Милич М. Безумие победителей. / Литература, 1994, № 33.

3. Маршалик Г. «Кто впереди». / Литература, 1994, № 47.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 18.

План

1. Ф. Сологуб и место «Мелкого беса» в творчестве писателя.

2. Город и его обитатели: гоголевские, щедринские, чеховские традиции и их трансформация (нравоописательный пласт романа).

3. Главный герой романа и природа его сознания (метафизический пласт романа).

4. Миф о Недотыкомке и стихийно-природные образы (фантастический пласт романа).

5. Современная критика о художественном методе романа.

Литература

Обязательная:

1. Барковская Н.В. Космический символизм в романе «Мелкий бес».// Поэтика символистского романа. – Екатеринбург, 1996. с. 129-162. /ксерокопия на абонементе/

2. Ерофеев В. На грани разрыва: «Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции. // Вопросы литературы, 1985, № 2.

По выбору:

1. Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX - начала XX века. // Проблема поэтики русского реализма XIX в. – 1984.

2. Старикова Е. Реализм и символизм. // Развитие реализма в русской литературе. Т.3. – М., 1974.

3. Келдыш В. О «Мелком бесе». Вступит. ст. // Сологуб Ф. «Мелкий бес». – М., 1988.

 

ЗАНЯТИЕ № 19.

«РЕКВИЕМ» А.АХМАТОВОЙ.

План

1. История создания.

2. Проблема жанра.

3. Композиционная структура.

4. Сквозные лейтмотивные образы.

Литература

1. Абелюк Е.С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. (Путь школьника к Реквиему» А.Ахматовой). Литература в школе, 1989, № 3, С.13-30.

2. Алексеева А.В. «Реквием» А. Ахматовой: вопросы композиционной Организации // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века. – Ульяновск, 2004. – С. 34-39. /ксерокопия – абонемент/

3. Подшивалова Е.А. Эпическое и лирическое в «Реквиеме» А.Ахматовой. С.48-50.

4. Тропкина Н.Е. Мотивы «живого» и «мертвого» в «Реквиеме» А.Ахматовой. С.52-54. В сборнике «Проблемы художественности и анализ литературного произведения». – Пермь, 1989.

5. Ростовцева И. «Реквием» А.Ахматовой. Опыт прочтения. // Перспектива – 89. Советская литература сегодня. – М., 1989, С.251-289.

6. Хазан В.И. «Я была тогда с моим народом…» (А.Ахматова «Реквием»). // Хазан В.И. Тема смерти в циклах русских поэтов. – Грозный, 1990, С.135-156. /ксерокопия – абонемент/

7. Эткинд Е. Бессмертие памяти. Поэма А.Ахматовой «Реквием». //Там, Внутри. – С.-Пб., 1997, С.343-370. /ксерокопия – абонемент/

Мемуары:

1. Найман А. Рассказы о А.Ахматовой. – М., 1989 (или: Новый мир, 1989, №1-3).

2. Чуковская А. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1 1938-1941. –М., 1989 (или: Нева, 1989, №6-7).

ЗАНЯТИЕ № 20.

РОДИНА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА.

План

1. Истоки поэтической образности.

2. Русь в ранней лирике: мотивы, образы. Ритмико-рифмическая организация стиха.

3. Образ Родины в лирической трилогии (Русь советская, Возвращение на родину, Русь уходящая).

Литература

1. Глазнова Р.М. Поэзия С. Есенина в 10-м классе // С.А. Есенин. Поэзия. Творческие связи. – Рязань, 1984. – С. 121-133.

2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., 1989.

3. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ Стихи. Эпоха. – М., 1985.

Задание

Подготовить анализ одного (любого) стихотворения С. Есенина по теме занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 21 (семинар).

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ 20-х ГОДОВ.

Сообщения

1. Н. Тихонов

2. Э. Багрицкий

3. М. Светлов

Вопросы для обсуждения

1. Поэт и Время.

2. Особенности романтического склада (поэтики) стихов Тихонова, Багрицкого, Светлова.

3. Традиции и новаторство.

Литература к сообщениям подбирается самостоятельно, с последующей консультацией у преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 22 (семинар).

РУССКИЙ АВАНГАРД.

План

1. Связь поэтической школы футуризма с живописью авангарда.

2. К. Малевич

3. В. Хлебников

Литература

1. Поэзия русского футуризма. – С.-Пб.: Академический проект, 2001.

2. Марков В.Д. История русского футуризма. – С.-Пб., 2000.

3. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: живопись, теория. – М., 1993.

4. Поляков М.Я. Искусство XX в. – М., 1989.

5. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: Мысль, 1997. Т. 1.

6. Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1811-1998. – М.: Языки русской культуры, 2000.

7. Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и фольклор в Московской живописи 1910-х годов. – М., 1990.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 23.

ЛИРИКА МАЯКОВСКОГО (АНАЛИЗ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ).

Тексты: Нате! Послушайте! Хорошее отношение к лошадям, Разговор с фининспектором о поэзии.

Литература

Научно-критическая:

1. Альфонсов В. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

2. Алексеева Н.В. В. Маяковский: опыт прочтения. – Нравственно-эстетический опыт литературы XX века. – Ульяновск, 2004. – С. 45-52.

3. Карпов А.С. Маяковский-лирик. Книга для учителя. – М., 1988.

4. Михайлов А. Мир Маяковского. – М., 1990. – С. 127-128; 317-320.

5. Перцов В. Жизнь и творчество В. Маяковского. В 3-х тт. – М., 1978. Т. 2. – С. 29-34; Т. 3. – С. 158-162.

6. Перцов В. «Лошадь упала! – Упала лошадь!» // Поэтический образ Маяковского. – М., 1961. – С. 83-88.

7. Харджиев А., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. – М., 1970.

Работы по стиховой системе Маяковского:

1. Жирмунский В. Стихосложение Маяковского // Теория стиха. – Л., 1975.

2. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского / раздел «Стиховая система» /. – М., 1983 – С. 193-203.

 

ЗАНЯТИЕ № 24.

В. МАЯКОВСКИЙ. ПОЭМА «ЧЕЛОВЕК»

План

1. Место поэмы в творчестве Маяковского.

2. Жанровое своеобразие поэмы.

3. Евангелистский сюжет об Иисусе Христе и его трансформация в структуре «Человека».

4. Тип героя: масштаб личности, художественное пространство и время героя как способ выражения общечеловеческого и индивидуального, вечного и частного бытия человека.

5. Трагизм героя и авторского миропонимания.

Литература

1. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

2. Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество (1893-1917). – М., 1969.

3. Пицкель Ф. Маяковский. Художественное постижение мира. – М., 1979.

4. Петросов К. Земля и небо в поэме Маяковского «Человек» / Вопросы литературы, 1987, № 8, с. 121-145.

5. Машбиц-Веров И. Во весь голос. О поэмах Маяковского. – Куйбышев, 1980. – С. 216-251.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25.

В. МАЯКОВСКИЙ. ПОЭМА «ПРО ЭТО»

План

1. Место поэмы в творчестве Маяковского и ее творческая история.

2. Жанровое своеобразие поэмы и ее сюжетно – композиционная организация: структурно-смысловые связи заглавия «Про это» и ее частей.

3. Трагизм героя и авторского миропонимания.

Литература

1. Асеев Н. Работа В.Маяковского над поэмой «Про это». //Асеев Н. Собр. Соч. в 5-ти тт. –Т.5. – М., 1964. –С 508-546, или в книгах Н.Асеева Родословная поэзии. –М., 1990; Зачем и кому нужна поэзия. –М., 1961.

2. Машбиц-Веров И. Во весь голос. О поэмах Маяковского. –Куйбышев, 1980. – С. 216-251.

3. Михайлов Ал. «Имя этой теме…!» О поэме Маяковского «Про это». // Вопросы литературы –1988. –N 7. –С. 148-166.

Понятие «рамочного текста» отработать по статье «Текст» – Введение в литературоведение. – М., 1999 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26.

План.

1. Истоки «русской» темы в творчестве М. Цветаевой.

2. Цикл как жанровое образование: вопросы теории.

3. Композиционная структура и внутрициклические связи:

а) сквозные мотивы и образы;

б) цвето-звуковое пространство;

в) лирическая героиня и ее «лики».

4. Своеобразие поэтического образа России М. Цветаевой.

Литература.

Художественная: Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Стихи к Ахматовой.

Научно-критическая:

Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // Избранные статьи. – М., 1995. – С. 307-315.

Кудрова И. Просторы М. Цветаевой: Поэзия. Проза. Личность. – М., 2004.

Павловский А. Куст рябины. – Л., 1989.

Швейцер В. Быт и бытие М. Цветаевой. – М., 1992.

По теории цикла: Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 482-496.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 27

Ин. Анненский.

План.

Основные мотивы лирики.

Литература.

Учебники и учебные пособия

1. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века Т. 1-3. –М., АН СССР, 1968-1972.

2. История русской литературы. Литература конца Х.IХ – начала ХХ века (1881-1917). –Я., 1983. –т. 4

3. Соколов А.Г. История русской литературы конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1984.

4. Смирнова Л.А. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1993.

5. Русская литература ХХ в. Дооктябрьский период: Хрестоматия. Сост. Н.А. Трифонов. – М., 1987

6. Поэтические течения в русской литературе конца ХIХ – начала ХХ века: Хрестоматия, - М., 1988.

7. Литературный процесс и русская журналистика конца ХIХ – начала ХХ века. 1890-1904. –М., 1981.

8. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ в. –М., 1975.

9. Долгополов Л.К. На рубеже веков. – Л., 1977.

10. Судьбы русского реализма начала ХХ в. –Л., 1972.

11. Русская литература ХХ в. Учебник для 11 кл., кн 1, под ред. Агеносова.

12. Русская литература рубежа веков (1890-е начало 1920-х гг.). Кн. I. – М., ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.

5.2. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

При чтении лекционного курса необходимо особое внимание уделять историко-литературному процессу, раскрывая многообразие творческих связей между писателями-современниками, особенностям развития тем или иным писателем художественных открытий, сделанных предшественниками. В лекциях, посвященных анализу отдельных произведений писателей, необходимо придерживаться проблемно-типологического принципа, делая акцент на жанровом своеобразии и общих особенностях поэтики.

 

5.3. Методические рекомендации студентам

Подготовка к практическому занятию должна включать в себя четыре момента:

1) чтение произведения (произведений), определенных планом практического занятия;

2) работа над теоретико-литературными понятиями, необходимыми для решения задач, установленных планом занятия;

3) составление выписок из рекомендованной научной литературы в строгом соответствии с планом занятия;

При работе над темами, определенными для самостоятельного изучения, необходимо:

1) прочитать произведение (произведения), установленные программой курса;

2) проработать соотвествующий раздел учебника и сделать необходимые минимальные выписки (хронология жизни и творчества, даты выхода в свет или написания наиболее значительных произведений, оценка литературной критикой и современным литературоведением);

3) прочитать и сделать выписки из рекомендованной научной литературы.

Примерный перечень вопросов к экзамену (зачёту) по всему курсу

1. Общая характеристика социокультурной эпохи и литературного процесса рубежа ХIХ-ХХ

2. Судьбы русского реализма.

3. Творческий путь А.Серафимовича («Город в степи», «Железный поток»)

4. Вересаев – летописец судеб русской интеллигенции.

5. Творческий путь А.Куприна («Молох», «Поединок», Рассказы).

6. Общественная позиция и творческая манера раннего Бунина, бунинский образ Родины,

деревня и концепция пестрой души (Деревня, Суходол; Веселый двор, Захар Воробьев,

Личарда, Древний человек и др.).

7. Рассказы 10-х годов; в поисках вечных законов любви, жизни и смерти (Чаша жизни,

Братья, Сны Чанга, Легкое дыхание, Господин из Сан-Франциско и др.).

8. Поздний Бунин: новое качество бунинской прозы, бунинская концепция любви и жизни

(сб-к «Темные аллеи»).

9. Творческое наследие М.Горького как проблема. Особенности художественного

мироощущения. Ранний Горький.

10. Повести «Мать» и «Исповедь» в контексте времени и творческих поисков Горького.

11. Драматургия 900-х годов: типологическая характеристика. Пьеса «На дне», ее жанрово-композиционное своеобразие, проблема гуманизма и пути ее художественного решения.

12. Рассказы 20-х годов: «новый Горький», тип героя, повествователь, стилевое своеобразие («Заметки из дневника. Воспоминания», Рассказы 1922-1924 гг.).

13. Страницы драмы Горького-художника: 1917-1921 гг. (Несвоевременные мысли) – 1928-1936 гг. (Соловки, Если враг не сдается …).

14. Творческий путь Б.Зайцева.

15. В.Розанов как нетрадиционное явление русской культуры. Своеобразие писательской манеры (на анализе «Уединенного» или «Опавших листьев»).

16. А.Ремизов: самобытность творческой личности, особенности художественной манеры (на анализе «Крестовых сестер» или «Взвихренной Руси»).

17. А.Белый. Роман «Петербург».

18. Ф.Сологуб «Мелкий бес».

19. Роман Д.Мережковского «Петр и Алексей».

20. Л.Андреев: вхождение в литературу, своеобразие решения темы маленького человека, идея бунта; экспрессионизм Андреева (Баргамот и Гараська, Петька на даче, Ангелочек, Жизнь Василия Фивейского, Красный смех).

21. Творчествово Л.Андреева второго этапа (Губернатор, Рассказ о семи повешенных, Иуда Искариот).

22. Русский модернизм: общая характеристика, объем понятий «декаданс», «модернизм», «серебряный век».

23. Русский символизм: возникновение, этапы развития, эстетика.

24. Творческий путь А.Блока (подробно остановиться на характеристике поэтического мира раннего Блока)

25. Тема Родины в лирике А.Блока.

26. Тема «страшного мира» в лирике А.Блока.

27. Поэма «Двенадцать» А.Блока: история создания, оценка современниками, идейно-художественное своеобразие.

28. Акмеизм: история рождения, эстетические принципы.

29. Н.Гумилев: личность, поэтический мир, судьба.

30. Творческий путь А.Ахматовой. Особенности поэтического мира лирики.

31. Поэма «Реквием»: история создания, проблема жанра, композиция, сквозные мотивы-образы.

32. О.Мандельштам: личность, судьба, своеобразие поэтического мира.

33. Русский футуризм: возникновение, генезис, эстетика. В.Хлебников.

34 В.Маяковский: природа лирического героя раннего Маяковского.

35. В. Маяковский: творчество послеоктябрьского периоды.

36. М. Цветаева: «русская» тема в лирике.

 

Вопросы к письменной работе по прозе серебряного века.

1. Русская проза рубежа веков: основные направления, их общая характеристика.

2. А.Серафимович и В.Вересаев: основные проблемы творчества, особенности художественной манеры письма.

3. А.Куприн. Рассказы: проблематика, место в творчестве.

4. Повесть А.Куприна «Поединок»: автобиографический и социокультурный контекст, проблематика. Ромашов как купринский тип героя.

5. И.Бунин. Образ Родины в рассказах 90-900-х годов («На край света», «Кастрюк», «Антоновские яблоки» «Эпитафия» и др.). Особенности творческой манеры раннего Бунина.

6. Русская тема и концепция пестрой души русского человека в повести «Деревня» и примыкающих к ней рассказах ( «Веселый двор», «Захар Воробьёв», «Личарда», «Древний человек» и др.).

7. Рассказы И.Бунина 10-х годов; в поисках вечных законов любви, жизни и смерти ( «Чаша жизни», «Братья», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско» и др.).

8. Ранний Горький. Особенности художественного мироощущения. Романтическо-фантастические и романтическо-реалистические рассказы; горьковская концепция личности.

9. Повести «Мать» и «Исповедь» в контексте времени и творческих поисков Горького.

10. Пьеса М. Горького «На дне»: смыслообразующие значения заглавия, жанрово-композиционное своеобразие, проблема гуманизма и пути ее художественного решения.

11. Рассказы 20-х годов: «новый Горький», тип героя, повествователь, стилевое своеобразие («Заметки из дневника. Воспоминания», Рассказы 1922-1924гг.).

12. Л.Андреев: вхождение в литературу, своеобразие решения темы маленького человека, идея бунта; экспрессионизм Андреева («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Ангелочек», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех»).

13. Творчество Л.Андреева второго этапа («Губернатор», «Иуда Искариот»).

14. Проза «сатириконцев»: традиции и новаторство. (На анализе творчества Н.Тэффи или А.Аверченко).

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ И СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

ЗАНЯТИЕ № 1

«ПОЕДИНОК» А.КУПРИНА

План

1. Тема армейской жизни в творчестве А.Куприна.

2. Пути и способы воссоздания в повести атмосферы безнравственного миропорядка.

3. Подпоручик Ромашов: постижение мира и своего «Я», драма духовного

Пробуждения и неизбежность трагического конца.

Литература

Художественные произведения:

Дознание, Куст сирени, Брегет, Поединок.

 

Научно-критическая:

1. Волков А.А. Творчество А.Куприна. – М., 1981.

2. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. – М., 1987, С. 219-251.

 

Мемуарно-биографическая:

Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 2 (коллоквиум)

В.В. ВЕРЕСАЕВ (1867-1945)

План

1. Повесть «Без дороги»: жанрово-композиционное своеобразие, тип героя, манера повествования.

2. В каких произведениях в дальнейшем творчестве Вересаева развивается тема судеб русской интеллигенции?

Литература

1. Фохт-Бабушкин Ю. Летописец бурной эпохи. Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1985.

2. Фохт-Бабушкин Ю. В.В. Вересаев – легенды и реальность. - Вступит. статья к собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. – М., 1990.

 

А.С. СЕРАФИМОВИЧ

План

1. Рассказы «На льдине» и «Пески»: функция природы в раскрытии художественной идеи.

2. Роман «Город в степи»

- социальная и нравственно-философская проблематика романа;

- конфликты и характеры;

- соотношение эпиграфа и основного текста;

- образ степи («громада молчания», «тьма») и его функции в романе.

Литература

1. Бобух Т.В. Особенности творческого метода в романе Серафимовича «Город в степи». // Филологические науки, 1986, № 2.

2. Ершов Г. Серафимович. Страницы жизни, борьбы и творчества. – М., 1982.

3. Чалмаев В.А. Серафимович. – Волгоград, 1986.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 3

И. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

План

Рассказ «Господин…» в контексте рассказов 10-х годов о тайнах жизни, любви и смерти (Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание).

Творческая история рассказа «Господин…»: смена заглавия, отказ от эпиграфа и прямых публицистических выпадов, упрощение художественных средств.

Бунинская концепция фатальной обреченности мира греха и зла:

а) образ корабля («Атлантиды») как модели капиталистической цивилизации;

б) мера социальной неприязни, авторская холодность и печаль в изображении главного героя;

в) образы мрака (ночи), бушующего океана, вьюги, Дьявола как знаки враждебности природе мира зла и греха.

Безукоризненная строгость стиля («богатство и целомудрие слова»).

Литература

Художественные тексты:

Чаша жизни, Братья, Сны Чанга, Грамматика любви, Легкое дыхание, Господин из Сан-Франциско (чтение с карандашом, анализ).

 

Научно-кри<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.230.144.31 (0.037 с.)