Поэзия серебряного века в среднем звене. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэзия серебряного века в среднем звене.



На анализе одного стихотворения:

К. Бальмонт. Как я пишу стихи

А. Блок. О, как безумно за окном

А. Ахматова.

С. Есенин. Задремали звезды золотые…

В. Маяковский. Необычайное происшествие…

Обсуждение анализа стихотворения, выполненного предварительно дома по схеме:

1. Место стихотворения в программе курса.

2. «Визитная карточка» поэта-автора стихотворения.

3. Из «истории» стихотворения.

4. Целостный анализ стихотворения.

ЗАНЯТИЕ № 15 (семинар).

ЛИРИКА ПОЭТОВ-СИМВОЛИСТОВ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

(К. БАЛЬМОНТ, В. БРЮСОВ, З. ГИППИУС, Ф. СОЛОГУБ)

План

1. «Визитная карточка» поэта.

2. Основные темы, мотивы, образы.

3. Ритмико-рифмическая и звуковая организация стиха.

Литература подбирается самостоятельно, с последующей консультацией у преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 16.

ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА.

План

1. Тема России в лирике Блока и ее оформление в цикле «Родина»:

- жизненные и литературные истоки;

- многообразие мотивов, реализующих образ России в цикле.

2. Цикл «На поле Куликовом»: структура, сквозные образы, ритмическая организация.

3. Поэтические традиции и неповторимость образной системы Блоковской России.

Литература

Художественные тексты:

Осенняя воля, Русь, Цикл «Родина», На поле Куликовом, Россия, Русь моя, жизнь моя…, На железной дороге, Грешить бесстыдно, непробудно…, Рожденный в года глухие…, Дикий ветер, Коршун.

Научно-критическая:

1. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – Л., 1970. Раздел «Это все – о России».

2. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1965. Раздел «От личного к общему», с. 376-402.

3. Михайлов А. Конспект романа. // Сила и тайна слов. – М., 1984. – С. 332-334. (Анализ стихотворения «На железной дороге»)

Задание

1. Отработать понятие «цикл» по книге: Введение в литературоведение. – М., 1999. – С. 482-496.

2. Подготовить анализ одного (любого!) стихотворения из цикла «Родина».

 

 

ЗАНЯТИЕ № 17.

ПОЭМА А.БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ».

План

1. История создания поэмы и ее восприятие современниками.

2. Смысловое значение заглавия.

3. Художественная мысль поэмы: ее конкретно-исторический и космический уровни.

4. Сквозной образ ветра и его функции в поэме.

5. Особенности композиционной структуры.

6. Финал поэмы и его истолкование в современной критике.

Литература

Монографии:

1. Долгополов Л.К. А.Блок. Личность и творчество. – Л., 1980.

2. Горелов А. Гроза над соловьиным садом. – Л., 1970.

3. Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. – Л., 1975.

4. Орлов В. Поэма А.Блока «Двенадцать». – М., 1967.

5. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. – М., 1965 или посл.

6. Смола О.П. «Черный вечер, белый снег…». Творческая судьба поэмы А. Блока «Двенадцать». – М., 1993.

Статьи:

1. Еремина Л.И. Старинные розы А.Блока. К истолкованию финала поэмы «Двенадцать». / Филологические науки, 1982, № 4.

2. Иванова Е. Загадочный финал «Двенадцати». – Москва,1991, № 8.

3. Эткинд Е. Революция, опоясанная бурей (ксерокопия).

Дополнительная:

1. Сарнов Б. Новые люди на арене истории. Поэма Блока «Двенадцать». / Литература, 1994, № 12.

2. Милич М. Безумие победителей. / Литература, 1994, № 33.

3. Маршалик Г. «Кто впереди». / Литература, 1994, № 47.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 18.

РОМАН Ф. СОЛОГУБА «МЕЛКИЙ БЕС».

План

1. Ф. Сологуб и место «Мелкого беса» в творчестве писателя.

2. Город и его обитатели: гоголевские, щедринские, чеховские традиции и их трансформация (нравоописательный пласт романа).

3. Главный герой романа и природа его сознания (метафизический пласт романа).

4. Миф о Недотыкомке и стихийно-природные образы (фантастический пласт романа).

5. Современная критика о художественном методе романа.

Литература

Обязательная:

1. Барковская Н.В. Космический символизм в романе «Мелкий бес».// Поэтика символистского романа. – Екатеринбург, 1996. с. 129-162. /ксерокопия на абонементе/

2. Ерофеев В. На грани разрыва: «Мелкий бес» Ф. Сологуба на фоне русской реалистической традиции. // Вопросы литературы, 1985, № 2.

По выбору:

1. Силард Л. Поэтика символистского романа конца XIX - начала XX века. // Проблема поэтики русского реализма XIX в. – 1984.

2. Старикова Е. Реализм и символизм. // Развитие реализма в русской литературе. Т.3. – М., 1974.

3. Келдыш В. О «Мелком бесе». Вступит. ст. // Сологуб Ф. «Мелкий бес». – М., 1988.

 

ЗАНЯТИЕ № 19.

«РЕКВИЕМ» А.АХМАТОВОЙ.

План

1. История создания.

2. Проблема жанра.

3. Композиционная структура.

4. Сквозные лейтмотивные образы.

Литература

1. Абелюк Е.С. Читательский комментарий: замысел и воплощение. (Путь школьника к Реквиему» А.Ахматовой). Литература в школе, 1989, № 3, С.13-30.

2. Алексеева А.В. «Реквием» А. Ахматовой: вопросы композиционной Организации // Гуманизация и гуманитаризация образования 21 века. – Ульяновск, 2004. – С. 34-39. /ксерокопия – абонемент/

3. Подшивалова Е.А. Эпическое и лирическое в «Реквиеме» А.Ахматовой. С.48-50.

4. Тропкина Н.Е. Мотивы «живого» и «мертвого» в «Реквиеме» А.Ахматовой. С.52-54. В сборнике «Проблемы художественности и анализ литературного произведения». – Пермь, 1989.

5. Ростовцева И. «Реквием» А.Ахматовой. Опыт прочтения. // Перспектива – 89. Советская литература сегодня. – М., 1989, С.251-289.

6. Хазан В.И. «Я была тогда с моим народом…» (А.Ахматова «Реквием»). // Хазан В.И. Тема смерти в циклах русских поэтов. – Грозный, 1990, С.135-156. /ксерокопия – абонемент/

7. Эткинд Е. Бессмертие памяти. Поэма А.Ахматовой «Реквием». //Там, Внутри. – С.-Пб., 1997, С.343-370. /ксерокопия – абонемент/

Мемуары:

1. Найман А. Рассказы о А.Ахматовой. – М., 1989 (или: Новый мир, 1989, №1-3).

2. Чуковская А. Записки об Анне Ахматовой. Кн. 1 1938-1941. –М., 1989 (или: Нева, 1989, №6-7).

ЗАНЯТИЕ № 20.

РОДИНА В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА.

План

1. Истоки поэтической образности.

2. Русь в ранней лирике: мотивы, образы. Ритмико-рифмическая организация стиха.

3. Образ Родины в лирической трилогии (Русь советская, Возвращение на родину, Русь уходящая).

Литература

1. Глазнова Р.М. Поэзия С. Есенина в 10-м классе // С.А. Есенин. Поэзия. Творческие связи. – Рязань, 1984. – С. 121-133.

2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. – М., 1989.

3. Прокушев Ю. Сергей Есенин. Образ Стихи. Эпоха. – М., 1985.

Задание

Подготовить анализ одного (любого) стихотворения С. Есенина по теме занятия.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 21 (семинар).

РОМАНТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ 20-х ГОДОВ.

Сообщения

1. Н. Тихонов

2. Э. Багрицкий

3. М. Светлов

Вопросы для обсуждения

1. Поэт и Время.

2. Особенности романтического склада (поэтики) стихов Тихонова, Багрицкого, Светлова.

3. Традиции и новаторство.

Литература к сообщениям подбирается самостоятельно, с последующей консультацией у преподавателя.

 

ЗАНЯТИЕ № 22 (семинар).

РУССКИЙ АВАНГАРД.

План

1. Связь поэтической школы футуризма с живописью авангарда.

2. К. Малевич

3. В. Хлебников

Литература

1. Поэзия русского футуризма. – С.-Пб.: Академический проект, 2001.

2. Марков В.Д. История русского футуризма. – С.-Пб., 2000.

3. Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: живопись, теория. – М., 1993.

4. Поляков М.Я. Искусство XX в. – М., 1989.

5. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. – М.: Мысль, 1997. Т. 1.

6. Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1811-1998. – М.: Языки русской культуры, 2000.

7. Поспелов Г. Бубновый валет. Примитив и фольклор в Московской живописи 1910-х годов. – М., 1990.

 

 

ЗАНЯТИЕ № 23.

ЛИРИКА МАЯКОВСКОГО (АНАЛИЗ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ).

Тексты: Нате! Послушайте! Хорошее отношение к лошадям, Разговор с фининспектором о поэзии.

Литература

Научно-критическая:

1. Альфонсов В. «Нам слово нужно для жизни». В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

2. Алексеева Н.В. В. Маяковский: опыт прочтения. – Нравственно-эстетический опыт литературы XX века. – Ульяновск, 2004. – С. 45-52.

3. Карпов А.С. Маяковский-лирик. Книга для учителя. – М., 1988.

4. Михайлов А. Мир Маяковского. – М., 1990. – С. 127-128; 317-320.

5. Перцов В. Жизнь и творчество В. Маяковского. В 3-х тт. – М., 1978. Т. 2. – С. 29-34; Т. 3. – С. 158-162.

6. Перцов В. «Лошадь упала! – Упала лошадь!» // Поэтический образ Маяковского. – М., 1961. – С. 83-88.

7. Харджиев А., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. – М., 1970.

Работы по стиховой системе Маяковского:

1. Жирмунский В. Стихосложение Маяковского // Теория стиха. – Л., 1975.

2. Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского / раздел «Стиховая система» /. – М., 1983 – С. 193-203.

 

ЗАНЯТИЕ № 24.

В. МАЯКОВСКИЙ. ПОЭМА «ЧЕЛОВЕК»

План

1. Место поэмы в творчестве Маяковского.

2. Жанровое своеобразие поэмы.

3. Евангелистский сюжет об Иисусе Христе и его трансформация в структуре «Человека».

4. Тип героя: масштаб личности, художественное пространство и время героя как способ выражения общечеловеческого и индивидуального, вечного и частного бытия человека.

5. Трагизм героя и авторского миропонимания.

Литература

1. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.

2. Перцов В. Маяковский. Жизнь и творчество (1893-1917). – М., 1969.

3. Пицкель Ф. Маяковский. Художественное постижение мира. – М., 1979.

4. Петросов К. Земля и небо в поэме Маяковского «Человек» / Вопросы литературы, 1987, № 8, с. 121-145.

5. Машбиц-Веров И. Во весь голос. О поэмах Маяковского. – Куйбышев, 1980. – С. 216-251.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 25.

В. МАЯКОВСКИЙ. ПОЭМА «ПРО ЭТО»

План

1. Место поэмы в творчестве Маяковского и ее творческая история.

2. Жанровое своеобразие поэмы и ее сюжетно – композиционная организация: структурно-смысловые связи заглавия «Про это» и ее частей.

3. Трагизм героя и авторского миропонимания.

Литература

1. Асеев Н. Работа В.Маяковского над поэмой «Про это». //Асеев Н. Собр. Соч. в 5-ти тт. –Т.5. – М., 1964. –С 508-546, или в книгах Н.Асеева Родословная поэзии. –М., 1990; Зачем и кому нужна поэзия. –М., 1961.

2. Машбиц-Веров И. Во весь голос. О поэмах Маяковского. –Куйбышев, 1980. – С. 216-251.

3. Михайлов Ал. «Имя этой теме…!» О поэме Маяковского «Про это». // Вопросы литературы –1988. –N 7. –С. 148-166.

Понятие «рамочного текста» отработать по статье «Текст» – Введение в литературоведение. – М., 1999 г.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 26.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.023 с.)