Слесарная обработка заготовок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слесарная обработка заготовок



Цель работы: знания технологических методов слесарной обработки заготовок, в том числе разметки, опиливания, шабрения, сверления, нарезания резьб метчиками и плашками, правки, рубки; видов слесарного инструмента и оборудования, приёмов выполнения слесарной обработки заготовок; умения выбирать метод слесарной обработки заготовок; первичные навыки разметки заготовки, опиливания, шабрения, сверления отверстий на настольно-сверлильном станке, ручного нарезания резьб метчиками и плашками, правки заготовок и рубки металла.

Общие сведения

Изделие любой сложности можно изготовить ручным способом с использованием методов слесарной обработки. Однако подобные методы изготовления, а в целом и вся слесарная обработка, обладают малой производительностью и высокой стоимостью изготовленного изделия. С развитием техники объём слесарных работ в машиностроении в связи с этим резко снизился, но значение своё этот метод не потерял и по настоящее время.

На предприятиях или в мастерских, выпускающих разнородные изделия в небольших количествах, что характерно для индивидуального производства, слесарь является одной из центральных фигур основного состава рабочих. Здесь слесарь выполняет разнообразные слесарные работы различной сложности и точности. Он изготавливает инструмент и приспособления, отдельные детали от начала до конца, подгоняет их друг к другу и собирает детали, создавая готовое изделие.

Слесарная обработка металлов реализуется использованием различных технологических методов, в том числе, разметки, рубки, правки и гибки, разрезания и опиливания, сверления, зенкерования и развёртывания, шабрения, притирки и доводки, клёпки, паяния, лужения. Все указанные виды работ выполняют ручным способом. На отдельных работах и их этапах возможно применение механизированного инструмента (электродрели, пневматические молотки, электрошаберы и т. д.) и металлорежущих станков (сверлильных, опиловочных, шабровочных, разрезных и др.), облегчающих труд слесаря.

Рабочим местом слесаря является площадь цеха или мастерской, на которой установлен верстак со слесарными тисками и другим технологическим оборудованием, используемым при слесарных работах.

Слесарные работы выполняют рабочими инструментами различных типов. Среди них выделяют режущие, ударные, разметочные и измерительные инструменты.

Содержание работы

Каждому студенту предоставляется индивидуальное рабочее место, являющееся определённой частью производственной площади слесарного участка учебных мастерских, на котором размещается слесарный верстак, оснащённый слесарными параллельными тисками, настольно-сверлильный станок, вертикально-сверлильный станок, рычажные ножницы.

В содержание работы входят перечисленные далее упражнения и комплексные работы.

Упражнения в выполнении слесарных операций опиливания, шабрения, сверления отверстий и нарезания резьб метчиком и плашкой, резки металла, гибки и правки.

Упражнения в выполнении операций опиливания и шабрения выполняются на учебных заготовках в соответствии с технологическими картами, представленными в виде таблиц 4.10 и 4.11.

Упражнения в выполнении операций сверления, нарезания резьб, гибки и правки реализуются в рамках выполнения комплексных производственных работ.

Комплексные работы включают выполнение производственных изделий: болт, гайка, ушко, молоток, петля, – слесарными методами в соответствии с технологическими картами по типу таблицы 4.12.

Общие правила техники безопасности при работе

Для исключения травматизма и несчастных случаев студент обязан строго соблюдать следующие основные правила техники безопасности при работе на слесарном участке:

1. Высота верстака и тисков должна соответствовать росту студента. Нормальным считается такое положение студента, при котором ему во время работы не приходится сгибаться или вытягиваться. При нормальном положении локоть согнутой и прижатой к груди правой руки должен находиться на уровне губок тисков, а выпрямленные пальцы этой руки должны касаться подбородка. Для регулирования роста работающего следует использовать деревянные щитки, которые устанавливают под ноги работающего.

2. Рабочее место должно быть хорошо освещено дневным или электрическим светом. Лампу электрического освещения устанавливают подвижно в горизонтальной плоскости. Во время работы электрический свет не должен падать в глаза рабочего.

3. Слесарные тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке; ходовой винт должен вращаться в гайке легко, губки тисков должны иметь хорошую насечку.

4. На рабочем месте рекомендуется располагать инструменты, необходимые только для данной работы. Инструменты должны быть исправны, правильно заточены и заправлены.

5. Чертежи и технологическая (операционная) карта во время работы должны находиться перед глазами студента на стене или быть укреплены на специальной подставке.

6. Перед работой необходимо подвязать рукава халата и убрать длинные волосы под головной убор. Необходимо помнить, что свисающие части одежды или длинные волосы могут быть захвачены вращающимся инструментом (шпинделем станка) и привести к тяжёлой травме.

7. Заготовка должна быть прочно закреплена в тисках, а во время её установки и снятия следует соблюдать осторожность, так как при падении заготовка может нанести травму.

8. Опилки и стружку с верстака и оборудования следует удалять только смёточной щёткой.

9. Рабочее место должно находиться в чистоте. После окончания работы необходимо: очистить от стружки и вытереть насухо ветошью все рабочие инструменты и приспособления, убрать металлическую стружку и обрезки металла с верстака, сблизить губки тисков с небольшим зазором, убрать подножный щиток и сдать инструмент в кладовую.

Последовательность выполнения работы

1. Изучите виды слесарных работ, режущий инструмент и приспособления для закрепления заготовки [6]. Ознакомьтесь с материалами демонстрационных стендов.

2. Прослушайте вводный инструктаж мастера. Проследите за выполнением учебным мастером приёмов выполнения конкретных слесарных операций и последовательности операций при выполнении комплексных работ.

3. Выполните упражнения по слесарным операциям или комплексную работу под руководством учебного мастера в ходе текущего инструктажа по технологическим картам 4.10 – 4.12.

4. Сдайте выполненную работу учебному мастеру и преподавателю и получите индивидуальное домашнее задание.

5. Выполните отчёт в соответствии с индивидуальным заданием.

Содержание отчёта

Содержание отчёта по упражнению.

1.1. Наименование работы.

1.2. Формулировка и исходные данные индивидуального задания.

Задание: «Описать технологию слесарной обработки заготовки, характеристики используемого оборудования и оснастки и привести результаты измерения размеров изготовленной детали».

1.3. Технологический эскиз обработки по упражнению «……».

1.4. Технологический метод слесарной обработки, область применения.

1.5. Эскиз технологического перехода (по заданию преподавателя).

1.6. Используемое на технологическом переходе оборудование, режущий, вспомогательный и измерительный инструмент, технологическая оснастка.

1.7. Результаты измерения изготовленного образца по форме таблицы 4.4.

1.8. Выводы.

Содержание отчета по комплексной работе.

2.1. Наименование работы.

2.2. Формулировка и исходные данные индивидуального задания.

Задание: «Описать технологию изготовления детали (изделия), перечни и характеристики используемого оборудования и оснастки, представить результаты контроля размеров».

2.3. Чертёж изделия «……».

2.4. Перечень технологических методов слесарной обработки, используемых при изготовлении изделия.

2.5. Характеристика технологического оборудования: наименование, модель, технологические возможности, части и узлы станка.


Таблица 4.10

Технологическая карта последовательности опиливания плоскости

Технологический эскиз опиливания плоскости бруска
Материал: сталь Ст. 3 Заготовка – брусок: a ´ b ´ h На поверхности А нанесены керны (3–4 углубления) глубиной до 1 мм.

 

Номер перехода Содержание перехода Эскиз перехода Режущий инструмент и оснастка Режим обработки Измерительный инструмент
  Установить и закрепить заготовку. Верстак, слесарные плоскопараллельные тиски    
  Опилить поверхность А перекрёстными штрихами до удаления накернённых углублений. Напильник плоский № 2 Опилить под углом 30–40 о к плоскости губок тисков  

 

Окончание табл. 4.10

Номер перехода Содержание перехода Эскиз перехода Режущий инструмент и оснастка Режим обработки Измерительный инструмент
  Контролировать: размер h, отклонение от перпендикулярности плоскости А к сторонам B и C не более 0,1 мм; неплоскостность поверхности А не более 0,1 мм.         Штангенциркуль 0–125 мм; угольник 90 о; щуп 0,1 мм
  Опилить плоскость А до шероховатости Ra 1,25 мкм. Напильник плоский № 3 Опилить перекрёстными штрихами Профилометр MarSurf PS1, угольник 90 о; щуп 0,1 мм
  Притупить острые кромки.   Напильник плоский № 3    

Таблица 4.11

Технологическая карта последовательности шабрения плоскости

Технологический эскиз шабрения плоскости А бруска
Материал: сталь Ст. 3 Заготовка – брусок: a ´ b ´ h

 

Номер перехода Содержание перехода Эскиз перехода Режущий инструмент и оснастка Режим обработки Измерительный инструмент
           
  Нанести краску тонким слоем на поверхность поверочной плиты. Наложить заготовку плоскостью А на плиту и круговыми движениями её окрасить. Верстак, поверочная плита    
  Установить и закрепить заготовку. Верстак, слесарные тиски    

 

Окончание табл. 4.11

           
  Шабрить плоскость А, удаляя окрашенные места. Шабер плоский, L = 200 мм Перекрёстный штрих, длина хода 2–3 мм  
  Раскрепить, снять заготовку, протереть поверхность А, удалив остатки краски и стружку.        
  Повторить переход 1. Верстак, поверочная плита    
  Наложить рамку на поверхность А, сосчитать число пятен на площади контрольной рамки.     Поверочная рамка 25 ´ 25 мм, профилометр MarSurf PS1
  Продолжить переходы 2–6 до обеспечения 10–13 пятен в пределах площади рамки.   Верстак, тиски, шабер плоский, L = 200 мм   Поверочная рамка, профилометр MarSurf PS1

Таблица 4.12

Технологическая карта последовательности изготовления детали «Ушко»

методами слесарной обработки

Эскиз детали
Материал: сталь Ст. 3 Размеры заготовки: 35 ´ 65 ´ 2,5

 

Номер перехода Содержание перехода Эскиз перехода Режущий инструмент и оснастка Режим обработки Измерительный инструмент
           
  Править (рихтовать) заготовку. Правильная плита, молоток   Лекальная линейка
  Установить и закрепить заготовку. Верстак, тиски слесарные   Линейка 0–150 мм
  Опилить последовательно грани 1 и 2 под углом 90 о. Напильник плоский, № 2, длиной 250 мм   Угольник 90о

Продолжение табл. 4.12

           
  Разметить заготовку в соответствии с эскизом. Линейка, чертилка, кернер, молоток, циркуль разметочный   Штангенциркуль 0–200 мм
  Отрезать углы заготовки и припуски на стороны по разметке. Ножницы рычажные   Штангенциркуль 0–200 мм
  Установить и закрепить заготовку. Верстак, тиски слесарные   Линейка 0–150 мм
  Опилить заготовку по контуру с переустановкой в тисках. Напильник плоский, № 2, длиной 250 мм   Штангенциркуль 0–200 мм, шаблон R 15
  Установить и закрепить заготовку. Настольно-сверлильный станок, машинные тиски    
  Установить и закрепить спиральное сверло Ø 4 мм.   Сверло спиральное Ø 4 мм, трёхкулачковый самоцентрирующий патрон    

Продолжение табл. 4.12

           
  Сверлить по разметке 4 отверстия Ø 4 мм. Настольно-сверлильный станок, сверло спиральное Ø 4 мм, трёхкулачковый патрон n = 710 об/мин, подача – ручная Штангенциркуль 0–150 мм
  Снять спиральное сверло и установить коническую зенковку.   Зенковка коническая с углом конуса 90 о, трёхкулачковый патрон    
  Зенковать 3 отверстия на глубину 1 мм. – // – n = 710 об/мин, подача – ручная Шаблон 1 ´ 90 0
  Снять зенковку и установить спиральное сверло, переустановить заготовку.   Спиральное сверло Ø13 мм, переходная втулка, машинные тиски    
  Рассверлить отверстие Ø13 мм. – // – n = 280 об/мин, подача – ручная Штангенциркуль 0–150 мм

Окончание табл. 4.12

           
  Раскрепить и снять заготовку со станка, закрепить заготовку в слесарных тисках. Верстак, тиски слесарные   Штангенциркуль 0–150 мм
  Опилить плоскости А и Б заготовки, обеспечивая заданную шероховатость. Верстак, тиски слесарные, напильник плоский № 3, L = 250 мм. Обработка перекрёстным движением Профилометр MarSurf PS1
  Раскрепить, снять заготовку, контролировать размеры.       Штангенциркуль, шаблон R 15 мм

2.6. Эскиз технологического перехода с указанием получаемого размера и шероховатости обработанной поверхности (даётся по заданию преподавателя).

2.7. Перечень применяемых при выполнении технологического перехода приспособлений, режущих, вспомогательных и измерительных инструментов.

2.8. Результаты контроля размеров изготовленного изделия, представленные по форме таблицы 4.4.

2.9. Выводы.

 


Библиографический список

1. Технология конструкционных материалов: Учебник для вузов / Под ред. Ю. М. Барона. — СПб.: Питер, 2012. — 512 с.

2. Технология конструкционных материалов: Учебник / Под общей ред. А. М. Дальского. — М.: Машиностроение, 2005. — 592 с.

3. Барон Ю. М., Дзельтен Г. П. Технология конструкционных материалов: Упражнения и задачи. — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000. — 93 с.

4. Гальванические покрытия в машиностроении: Справочник, в 2-х томах / Под ред. М. А. Шлугера, Л. Д. Тока. — М.: Машиностроение, 1985.

5. Островский В. И. Теория резания металлов. Расчёт оптимальных режимов резания: Учеб. пособие. — Л.: СЗПИ, 1980. — 68 с.

6. Покровский Б. С. Слесарное дело: Учебник для образов. учреждений начального проф. образования / Б. С. Покровский, В. А. Скакун. — М.: Академия, 2006. — 316 с.

7. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 1986. — 191 с.

8. Розенфельд И. Л., Рубинштейн Ф. И., Жигалова К. А. Защита металлов от коррозии лакокрасочными покрытиями. — М.: Химия, 1987.

9. Справочник по электрохимическим и электрофизическим методам обработки / Под ред. В. А. Волосатова. — Л.: Машиностроение, 1988. — 719 с.

10. Справочник технолога-машиностроителя в 2-х т. Т. 2 / Под ред. Л. Г. Косиловой и А. Г. Мещерякова. — М.: Машиностроение, 1985. — 496 с.

11. Технология машиностроения: В 2-х кн. Кн. 1. Основы технологии машиностроения: Учебн. пособие для вузов / Э. Л. Жуков и др.; Под ред. С. Л. Мурашкина. — М.: Высш. шк., 2003. — 278 с.

12. Технология машиностроения: В 2-х кн. Кн. 2. Основы технологии машиностроения: Учебн. пособие для вузов / Э. Л. Жуков и др.; Под ред. С. Л. Мурашкина. — М.: Высш. шк., 2003. — 295 с.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1640; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.043 с.)