Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Рациональность и иррациональность

Поиск

 

В психике каждого человека так или иначе присутствуют все 8 функций, но их роль различна. Одна из функций — самая сильная, ведущая, она в наибольшей степени характеризует психологический тип человека, — именно по ней мы и определили выше героев романа Толстого. Эта функция носит название Программной, по этой ведущей функции Юнг описал 8 психологических типов — 4 экстравертных и 4 интровертных. Однако Юнг также отметил, что у каждого из 8 типов наблюдается по 2 различные ориентации в соответствии с тем, какой является вторая функция, определяющая тип, хотя она и менее сильная, чем первая.

Логики и этики могут одновременно обладать сенсорным или интуитивным свойствами, а сенсорики и интуиты — логическими или этическими. В самом деле, мы уже знаем, например, что Наташа Ростова кроме того, что является экстравертным сенсориком, также и этик, княжна Марья кроме того, что она — интровертный этик, еще и интуит и т. д. Пока мы не знаем, какую из этих функций считать программной, а какую — подчиненной. Ответить на этот вопрос мы сможем, если рассмотрим четвертую, последнюю альтернативу — рациональность и иррациональность.

Рациональные типы,по определению Юнга, это те, у кого ведущими функциями являются логика или этика (ЧЛ, БЛ, ЧЭ, БЭ),а иррациональные имеют ведущими сенсорику или интуицию (ЧС, БС, ЧИ, БИ).Обратите внимание на то, что здесь речь уже идет о том, что одна из альтернатив занимает один общий полюс (логика, этика), в то время как другая (сенсорика, интуиция) — другой. В чем же проявляются общие отличия этих альтернативных пар друг от друга?

В книге «Психологические типы» о паре логиков и этиков Юнг пишет: «Общим признаком обоих типов является то, что их жизнь в высокой мере подчинена разумному суждению. (...) Не абсолютная сила ощущений, например, является решающей для мотивировки поступка, но суждение».

А пару сенсориков и интуитов Юнг, соответственно, характеризует так: «Я называю оба эти типа иррациональными на том основании, что все их действия основаны не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия.., они основываются исключительно на опыте, даже в такой степени исключительном, что их суждение не может идти в ногу с их опытом».

Итак, рациональные типы — это те, кто отстранен от непосредственного восприятия разумным суждением. Это свойство натуры проявляется в том, что люди этих типов любят все заранее планировать, подчинять свою жизнь определенной системе и порядку. Поэтому им трудно бросить начатое дело, они стремятся довести его до конца. Среди знакомых нам героев романа Толстого в наибольшей степени такая черта характера присуща старому князю Болконскому: «Порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один и тот же час, но и минуту».

Рациональны также и Николай Ростов со своею женою княжной Марьей. Николай планомерно и последовательно работает, восстанавливая разрушенные войной — усадьбу и долгами — имение. Жизнь супругов, как и в усадьбе Болконских, подчиняется определенному порядку: «Кроме того, четыре раза в год, в именины и рождения хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимо правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, завтраками, обедами, ужинами из домашней провизии».

К рациональным типам мы можем также отнести и князя Андрея Болконского, он действует продуманно в любых условиях и не совершает опрометчивых поступков. Приняв какое-то решение, князь его последовательно осуществляет — связано ли это с хозяйственной деятельностью, военной службой или семьей.

Что же касается другой четверки психотипов, которую мы рассмотрели выше, — то здесь ситуация обратная. Отец и дочь Ростовы, Пьер Безухов, капитан Тушин — люди иррациональные. Они, как правило, импульсивны и поэтому идут на поводу своих сиюминутных желаний, которые меняются произвольным образом. Вот, к примеру, характеристика этого качества Пьера Безухова:

«"Хорошо было бы поехать к Курагину",подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.

Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него. (...) Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили Пьеру».

Понятно, что, в отличие от планомерных действий рациональных типов, для иррациональных характерна спонтанность, качество, в высокой степени присущее Наташе Ростовой. Мучаясь разлукой со своим женихом — князем Андреем, долгое время мечтая о том дне, когда они снова встретятся, Наташа неожиданно увлекается светским повесой Анатолем Курагиным:

«Нет, Соня, я не могу больше!сказала Наташа.Я не могу скрывать больше от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга!.. Соня, голубушка, он пишет... Соня...

Соня, как бы не веря своим ушам, смотрела во все глаза на Наташу.

А Болконский?сказала она.

Ах Соня, ах, коли бы ты могла знать, как я счастлива!сказала Наташа.Ты не знаешь, что такое любовь... Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме его. (...) Соня, уйди, я не хочу с тобой ссориться, уйди, ради бога уйди: ты видишь, как я мучаюсь,злобно кричала Наташа сдержанно-раздраженным и отчаянным голосом. Соня разрыдалась и выбежала из комнаты.

Наташа подошла к столу и, не думая ни минуты, написала тот ответ княжне Марье, который она не могла написать целое утро. В письме она коротко писала княжне Марье, что все недоразумения их кончены, что, пользуясь великодушием князя Андрея, который, уезжая, дал ей свободу, она просит ее забыть все и простить ее, ежели она перед нею виновата, но что она не может быть его женой. Все это ей казалось так легко, просто и ясно в эту минуту».

Непредсказуемость поступков проявляется и в поведении капитана Тушина, это же относится и к графу И. А. Ростову, который просто старается плыть по течению жизни, огораживая себя, по возможности, от всяких неприятностей.

Таким образом, программными функциями рациональных типов героев романа являются ЧЛ, БЛ, БЭ и ЧЭ:

старик Болконский — БЛ и Николай Ростов — ЧЛ, — логики;

княжна Марья — БЭ и князь Андрей Болконский — ЧЭ, — этики;

а программными функциями иррациональных героев, соответственно, являются ЧС, БС, БИ и ЧИ:

Наташа Ростова — ЧС и граф Ростов — БС, — сенсорики;

Пьер Безухов — БИ и капитан Тушин — ЧИ, — интуиты.

Именно так мы и определили ведущие, программные функции названных героев, следовательно, вторые сильные функции в их психике играют иную роль, но об этом — в следующей главе.

Сделаем одно существенное замечание. Оказывается, что свойство рациональности—иррациональности может проявляться по-разному для логиков и этиков. Действительно, эмоциональность этиков часто приводит к тому, что они, даже будучи рациональными типами, все же могут идти к поставленной цели не прямо, а «зигзагами». Эмоции их постоянно «заносят» в сторону, в связи с чем их поступки выглядят хаотичными. Такое поведение, на первый взгляд, может показаться иррациональным. Поэтому здесь необходимо проявлять особую внимательность. Хрестоматийно-рациональные типы — это логики, и в особенности — интровертные рациональные логики. Рациональные этики также, как правило, достигают намеченной цели, в отличие от иррациональных типов, которые могут вообще забыть, куда они первоначально направлялись.

Интересно, что свойства рацио-иррациональности можно часто заметить также во внешности людей. Такое впечатление, что фигуры большинства рациональных типов очерчены более остро и определенно, чем фигуры иррационалов.

Рациональные типы кажутся более скованными, чем иррациональные. Походка рационального типа несколько резкая, спина прямая или зажатая. Иррациональный — как бы «плывет», двигается плавно, «струится» в пространстве, или катится, чем-то напоминая мяч.

Садясь на стул, рациональный тип чаще продолжает сохранять прямую спину, в отличие от иррационала, который каким-то неведомым образом вписывается в то сидение, которое он занял, полностью повторяя все его изгибы.

Возможно, эти особенности для читателя станут более наглядными, если он вспомнит известных киноактеров:

Н. Михалков, Г. Тараторкин, В. Лановой, Л. Филатов, Л. Федосеева-Шукшина, В. Шукшин, С. Ротару, Л. Вайкуле, Е. Леонтьев, Ю. Соломин, — это все рациональные типы;

Е. Леонов, О. Табаков, А. Калягин, Е. Соловей, И. Чурикова, Л. Ахеджакова, В. Соломин — типы иррациональные.

Подведем итоги.

Рациональный:

предпочитает заранее знать, что предстоит сделать, чтобы организовать все свои дела наилучшим образом;

стремится жить в размеренном ритме;

производит впечатление обязательного, пунктуального человека;

тяжело переносит состояние неопределенности, поскольку в такой ситуации нельзя ничего заранее запланировать;

стремится довести начатое дело до конца.

Иррациональный:

— спонтанен, способен пойти на рискованное дело, не очень заботясь о том, чем это может кончиться;

его угнетает необходимость подчиняться заранее запланированному порядку;

на его обещания не всегда можно положиться, может о них забыть, если его что-то отвлекло;

предпочитает быть свободным от обязательств и делает то, что предложит случай;

может бросить начатое дело, увлекшись чем-то другим.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.214.185 (0.011 с.)