Противоречие между существующими потребностями и возможностями их удовлетворения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Противоречие между существующими потребностями и возможностями их удовлетворения



Это фундаментальное противоречие в равной мере проявляется как в производстве товаров, так и в оказании услуг. В сфере услуг возможности удовлетворения потребностей клиентов сдерживаются тремя главными факторами:

♦ ограниченностью материальных ресурсов (платежеспособный спрос, финансовые и технические возможности предприятий сервиса);

♦ ограниченностью знаний, навыков и сервисных технологий, не позволяющей решать те или иные задачи по оказанию услуг даже при наличии достаточных материальных ресурсов;

♦ существующими в данном обществе обычаями, традициями и моральными нормами.

Как это противоречие проявляется в практике сервисной деятельности?

Ограниченность материальных ресурсов сервисных фирм не дает расширять сферу обслуживания и побуждает искать новые способы привлечения капитала. Однако вложения новых средств могут помочь в разрешении этого противоречия только в том случае, если при этом удастся предложить новые направления и формы сервисного обслуживания, которые будут пользоваться спросом. Наконец, законодательные и моральные нормы часто вступают в конфликт с потребностями общества. Так, движение Талибан, находившееся у власти в Афганистане, угрожало смертной казнью за обыкновенные косметические услуги, запрещало телевизионное вещание и т. п. Другой пример — из новейшей истории России. Изменения, произошедшие в обществе после революции 1917 года, привели к исчезновению крупной профессиональной группы — домашней прислуги (в других странах она сокращалась, но не исчезала). В годы Советской власти работа в качестве домашней прислуги (или домашнее обслуживание) оценивалась общественным мнением крайне отрицательно — как унижение человеческого достоинства того, кто занимается такого рода сервисом. Поэтому до сих пор потребности в домашнем обслуживании в нашей стране входят в противоречие с нравственными установками большинства населения и удовлетворяются плохо (в основном в частном порядке и случайными людьми).

5. Противоречие между удовлетворением потребностей различных групп клиентов

На первый взгляд кажется, что любому предпринимателю выгодно как можно больше расширять круг своих клиентов. Однако ограниченность ресурсов и другие причины экономического характера обычно приводят к тому, что максимальная прибыль может быть получена при ориентации услуги не на всех желающих, а лишь на некоторые специфические группы клиентов. В этом случае сознательное сужение клиентуры позволяет резко повысить качество услуг и сделать их более привлекательными (хотя и для ограниченного круга потребителей). Любой современной фирме приходится решать проблему: ориентировать некую услугу на большое число клиентов или ограничить их круг, резко повысив при этом качество услуги, установив обратную связь с клиентами и найдя эффективные индивидуальные способы работы с ними. Известный американский специалист по формированию корпоративных сайтов в Интернете пишет по этому поводу: «При работе в Сети возникает естественное искушение счесть наиважнейшей самую многочисленную группу клиентов... Вам следует четко выделить не менее 10 групп клиентов (еще лучше от 15 до 20). Только назвав всех по имени, можно вернуться назад и решить, скольких из них вы сможете удовлетворить на 110%. У вас должно остаться от одной до четырех групп, но никак не больше... Хотите проиграть наверняка? Тогда размажьте свои ресурсы таким.тонким слоем, что вы просто не сможете противостоять конкурентам. Каждой группе клиентов следует обеспечивать предельный уровень удовлетворения, который следует планировать на уровне больше 100%»'. С другой стороны, сужение круга клиентов связано с неизбежными потерями. Поэтому в реальной сервисной деятельности существует подвижное равновесие между противоположными тенденциями — к расширению и к сужению клиентуры.

6. Противоречие между удовлетворением существующих потребностей человека и формированием этих потребностей

Сервисная деятельность может использовать две противоположные (но обычно дополняющие друг друга) стратегии: приспособление к уже существующему спросу на услуги и формирование нового спроса, новых потребностей.

Необходимость приспособления к существующему спросу очевидна для всех участников рыночной экономики. Она вызвана тем, что огромный массив потребностей сохраняется у людей в течение длительных исторических периодов, хотя конкретные способы удовлетворения этих потребностей постепенно изменяются. Таковы, например, все базовые (насущные, первичные) потребности — в пище, одежде, жилье. Сервис, связанный с рынками продовольствия, жилья, недвижимости, с капитальным строительством, будет востребован всегда. В то же время существуют потребности и в других видах сервиса. Научно-технический прогресс дает обществу возможность удовлетворять новые, вторичные, причем все более и более сложные потребности. Конкурентная борьба заставляет сервисные организации воз-действовать на эти потребности, используя рекламные и Р/?-технологии. Так, в конце XX века сформировались, например, потребности в персональных компьютерах, в телевизуальной и сетевой информации, в мобильных телефонах, карманных магнитофонах, а также в компьютерных играх, тамагочи, куклах Барби, в некоторых новых видах спорта и т. п.

Государство, исходя из своих политических интересов, тоже сочетает две разные стратегии. Во-первых, оно удовлетворяет традиционные потребности граждан (например, потребность в безопасности, в поддержке некоторых секторов экономики), во-вторых — стремится формировать и корректировать" потребности человека, отвечающие политическим и идеологическим интересам правящей элиты. Для этого служат система образования, средства массовой информации, церковь и светские идеологические учреждения.

7. Противоречие между удовлетворением потребностей, связанных с непосредственной материальной выгодой, и потребностей в самореализации личности

Потребности общества, как и потребности отдельного человека, можно разделить на две группы. Первая — потребности, связанные с развитием способностей, творческого потенциала личности (образование, профессиональный рост, научное, техническое и художественное творчество, спорт). Вторая — это потребности, связанные с развлечениями или получением простых физиологических удовольствий (потребление алкоголя, всевозможные развлечения и зрелищные мероприятия). Резкой грани между этими группами потребностей нет, однако в системе сервиса всегда складывается некий вариант равновесия, сочетания услуг, удовлетворяющих творческие или чисто развлекательные потребности личности. Как именно разрешается противоречие между ними, зависит от конкретной общественной системы (государства, региона, народа или социальной группы) — от уровня экономического развития, политических интересов правящей элиты, моральных норм и культурных традиций.

Противоречия сервисной деятельности, которые мы кратко описали, связывают ее со всем обществом как целым. Существование этих противоречий, их периодическое обострение заставляют постоянно изменять и совершенствовать систему сервиса, приводя ее в соответствие с постоянно развивающимися потребностями отдельных людей и всего общественного

 

К сфере услуг, или сервисной деятельности, сейчас принято относить ряд крупных секторов экономики: торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления (хотя деятельность в трех последних сферах не сводится только к оказанию услуг). Более подробная классификация, принятая у российских ученых, включает в сервисную деятельность:

♦ бытовые услуги;

♦ услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;

♦ жилищно-коммунальные услуги;

♦ услуги системы образования, культуры, туристско-экскурсионные услуги;

♦ услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно-оздоровительные услуги;

♦ правовые услуги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 842; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.005 с.)