Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сестринское дело в оториноларингологии

Поиск

 

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в оториноларингологии для специальности 06010951 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

Медицинская сестра должна:

- знать обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур при болезнях и травмах уха, горла, носа;

- знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики болезней уха, горла, носа;

- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, осуществлять запланированный уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

- уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

- уметь оказать первую медицинскую помощь.

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

Задача № 1

В здравпункт обратился мужчина с жалобами на колющую боль в глотке, усиливающуюся при глотании. Вчера ел рыбу, подавился. Глотал корки хлеба, вызывал рвоту. Боль стала менее острой, но не исчезла. При осмотре глотки обнаружено инородное тело (рыбья кость) в паренхиме левой небной миндалины.

 

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения лобного рефлектора Симановского, подготовить оснащение к фарингоскопии.

Эталон ответа

1. Инородное тело в глотке (рыбья кость).

2. Алгоритм удаления инородного тела из глотки:

а) прижать шпателем язык для обеспечения максимального обзора глотки;

б) захватить кончиком пинцета выступающий конец инородного тела;

в) тракцией по оси во избежание надлома кости удалить инородное тело из глотки.

3. Студент проводит фарингоскопию, демонстрирует работу с лобным рефлектором Симановского при подозрении наличия инородного тела в глотке.

Задача № 2

В мед. пункт обратилась молодая женщина, которой на прогулке в лесу что-то попало в ухо. Отмечает боль в ухе, жужжание, сильный шум. Прижатие козелка к слуховому проходу несколько облегчает состояние.

Задания

1. Определите состояние пациентки.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику удаления инородного тела из уха.

Эталон ответа

1. Инородное тело наружного слухового прохода (живое?).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) закапать в ухо спирт (10-15 капель, с целью обездвиживания живого инородного тела (можно масло в той же дозе);

б) удалить инородное тело путем промывания уха теплым раствором фурацилина с помощью шприца Жанэ.

3. Техника промывания уха:

а) набрать в шприц Жанэ 100-150 мл теплого раствора фурацилина;

б) оттянуть ушную раковину кверху и кзади, толчкообразно направить струю в верхне-задний угол наружного слухового прохода;

в) промывание повторять неоднократно до удаления инородного тела.

Задача № 3

В мед. пункт доставили женщину, 40 лет, с носовым кровотечением, страдающую гипертонической болезнью II степени. Кровь течет струей из одной половины носа. Состояние больной средней тяжести из-за сильной головной боли. Носовое кровотечение началось 30 мин. назад.

 

Задания

1. Определите состояние пациентки.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Окажите помощь при носовом кровотечении.

Эталон ответа

1. Струйное носовое кровотечение на фоне гипертонической болезни.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) придать пациенту положение сидя, наклонить голову к груди;

б) вызвать врача через третье лицо;

в) прижать крыло носа к носовой перегородке;

г) ввести в преддверие носа шарик (марлевый, смоченный 3% р-ром перекиси водорода);

д) положить холод на переносье и затылок;

е) измерить АД и приготовить гипотензивные средства для его нормализации;

ж) приготовить гемостатические средства: 1% раствор викасола 2,0 мл в/м, 10% раствор хлорида кальция 10,0 в/в, 12,5% дицинона 4,0 мл в/м или в/в (на физрастворе);

з) при неэффективности принятых мер произвести переднюю тампонаду носа.

3. Техника передней тампонады носа:

а) бинт в виде турунды длиной 50-70 см пропитать перекисью водорода, отжать его между браншами пинцета;

б) ввести в кровоточащую половину носа отжатый тампон, петлеобразно наполняя всю полость носа от преддверия до хоан;

в) тампонировать можно и короткими влажными турундами, длинной 15-20 см, вкладывая их в первоначальную “петлю”, которая должна располагаться в задних отделах носа;

г) эффективность передней тампонады носа проверяется осмотром задней стенки глотки, после чего на нос накладывается пращевидная повязка.

Передний тампон в носу находится в течение 1 суток, при отсутствии кровотечения за этот период тампон необходимо удалить, предварительно размочив его.

Задача № 4

Пациенту произведена операция по поводу рубцового сужения гортани.

Введена трахеостомическая трубка для постоянного ношения. Через 10 дней после операции выписан домой. Во время транспортировки у пациента ухудшилось дыхание.

 

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте этапы ухода за трахеостомической трубкой.

Эталон ответа

1. Начинающийся стеноз гортани, обусловленный обтурацией слизью трахеостомической трубки.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) проверить плотность прилегания к шее площадки основной трахеостомической трубки;

б) удалить из трахеостомической канюли внутреннюю трубку путем поворота ключа крепления;

в) промыть проточной водой и механически очистить (проволокой с ватой) внутреннюю поверхность удаленной трубки;

г) продезинфицировать трубку кипячением или обработать спиртом;

д) смазать наружную поверхность трубки стерильным вазелиновым маслом;

е) ввести трубку в просвет основной трахеостомической канюли и закрепить поворотом ключа.

3. Продемонстрировать все вышеперечисленные манипуляции.

 

Сестринское дело в офтальмологии

Требования Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в офтальмологии
для специальности 06010951 Сестринское дело, базовый уровень среднего профессионального образования

 

Медицинская сестра должна:

- знать обязанности сестры по выполнению лечебно-диагностических процедур при заболеваниях и травмах глаз;

- знать причины, клинические проявления, принципы лечения и профилактики глазных болезней;

- уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную сестринскую оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринский уход, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

- уметь подготовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

- уметь оказать первую медицинскую помощь.

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов

Задача № 1

Вы работаете на базе отдыха без врача. К вам обратилась пациентка 48 лет, с жалобами на сильную боль в правом глазу, иррадиирующую в правую височную область, резкое снижение зрения – до светоощущения, тошноту, рвоту. Состояние ухудшилось после того, как она в течение 5-ти часов собирала грибы. Острота зрения снижена до светоощущения.

Объективно: застойное инъецирование правого глазного яблока, роговица отечная, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечная.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику исследования внутриглазного давления.

Эталон ответа

1. Предварительный диагноз. Острый приступ глаукомы правого глаза.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: приступ болей в глазном яблоке возник внезапно, иррадиирует в правую височную область, тошнота, рвота;

- объективного обследования: застойное инъецирование глазного яблока, роговица отечная, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечная.

Характерным провоцирующим фактором возникновения данного заболевания была длительная работа с наклоном головы вниз (собирала грибы).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

- измерить внутриглазное давление пальпаторным методом – глазное яблоко твердое, как камень;

- измерить артериальное давление (приступ глаукомы может сочетаться с подъемом артериального давления);

- уложить в горизонтальное положение на поверхности с приподнятым головным концом;

- вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в глазную клинику;

- если диагноз «глаукома» был поставлен ранее и пациентка пользуется каплями, снижающими глазное давление, закапать их в глаз;

3. Внутриглазное давление исследуют тонометрическим методом (в норме 17,0-26,0 мм рт. ст.) в соответствии со стандартом.

Задача № 2

В приемное отделение стационара обратился за помощью тракторист. Со слов пациента, во время ремонта трактора при ударе металлом о металл кусочек отлетел и ранил правый глаз. Жалобы на боли, покраснение, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения.

Объективно: правый глаз – острота зрения снижена до светоощущения, на роговице на 9-ти часах в 3 мл от лимба роговичная рана длиной 3 мм с ровными краями. В рану выпала и ущемилась радужка, зрачок подтянут к ране, передняя камера мелкая, сгустки крови на радужке в области раны, помутнение хрусталика, гипотония.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику наложения бинокулярной повязки с помощью индивидуального перевязочного пакета.

Эталон ответа

1. Проникающее ранение роговицы с выпадением радужки, травматическая катаракта правого глаза. Внутриглазное инородное тело.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: при ударе кусочек отлетевшего металла ранил глаз, боли, покраснение глаза, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения;

- объективного обследования: на роговице имеется рана, в ране выпавшая и ущемленная радужка. Мелкая камера, зрачок подтянут к ране, помутнение хрусталика, сгустки крови на радужке, гипотония, острота зрения снижена до светоощущения.

2. Алгоритм действий медицинской сестры.

- вызвать помощь, срочная консультация окулиста;

- наложить асептическую бинокулярную повязку, дальнейшие мероприятия проводятся по назначению врача (профилактика инфицирования и столбняка);

- транспортировать в положении лежа в глазное отделение.

3. Бинокулярную повязку накладывают в соответствии со стандартом.

 

Задача № 3

В здравпункт завода обратилась за помощью пациентка с жалобами на боли, покраснение, отек в области внутреннего угла левого глаза, повышение температуры тела, Симптомы появились после переохлаждения. Раньше беспокоило слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое левой конъюнктивальной полости.

Объективно: общее состояние средней тяжести, температура 37,5° С. Припухлость и гиперемия кожи в области слезного мешка слева. Отек распространяется на левую щеку. При пальпации этой области отмечаются флюктуация и болезненность.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику наложения монокулярной повязки с помощью индивидуального перевязочного пакета.

Эталон ответа

1. Флегмона слезного мешка.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: раньше больную беспокоило слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое из левой конъюнктивальной полости. После переохлаждения появились жалобы на боли, покраснение, отек в области внутреннего угла левого глаза, переходящий на левую щеку;

- объективного обследования: общее состояние средней тяжести, температура 37,5° С. Припухлость и гиперемия кожи в области слезного мешка слева. Отек распространяется на левую щеку. При пальпации этой области отмечаются флюктуация и болезненность.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

- вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в глазную клинику;

- наложить асептическую монокулярную повязку.

3. Техника наложения монокулярной повязки согласно алгоритму выполнения манипуляции.

Задача № 4

В цехе химического предприятия разорвался шланг, и струя раствора каустической соды попала рабочему в оба глаза. Он обратился за помощью к медсестре с жалобами на боли век, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения.

Объективно: на коже век обоих глаз пузыри, отек и поверхностный некроз слизистой оболочки с наличием легкоснимаемых беловатых пленок, поверхностное повреждение роговицы с точечными помутнениями.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику закладывания мази за веки.

Эталон ответа

1. Химический ожог век (щелочью) II степени, конъюнктивы и роговицы обоих глаз.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: струя раствора каустической соды попала в глаза рабочему, появились боли, отек век, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения;

- объективного обследования: на коже век обоих глаз пузыри, отек и поверхностный некроз слизистой оболочки с наличием легкоснимаемых беловатых пленок, поверхностное повреждение роговицы с точечными помутнениями.

2. Алгоритм действий медицинской сестры.

- вызвать бригаду скорой помощи с целью транспортировки больного в глазную клинику;

- немедленно начать промывание глаз большим количеством воды в течение 15 минут до полного удаления обжигающего вещества;

- можно закапать в глаза 30% раствор сульфацила натрия, дать анальгетик при сильных болях и транспортировать в стационар на машине скорой помощи.

 

Литература

Основы сестринского дела

1. Алифанова Л.И., Карцева Е.П. Карта сестринского наблюдения за пациентом как модель сестринского процесса. – Медицинская помощь, 1997, № 6.

2. Башкардина Г.Н. Новое в подготовке специалистов сестринского дела. – Медицинская помощь, 1996, № 2.

3. Блохина Н.Н. Вопросы истории сестринского дела в России на страницах журнала «Медицинская сестра в годы Великой Отечественной войны». – Медицинская помощь, 1996, № 1.

4. Воробьев Г.И. с соавторами. Руководство по уходу за стомой. – М., 1998.

5. Грибенков А.Л., Шептулин Л.А. Основы общего ухода за больными. – М., 1991.

6. Двойников С.Н., Карасева Л.А. Организация сестринского процесса у больных с хирургическими заболеваниями. – Медицинская помощь, 1996, № 3.

7. Доротея Е. Орем. Сестринское дело. – М., 1995.

8. Евплов В. Справочник старшей (главной) медицинской сестры. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.

9. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

10. ЛЕМОН: Пакет учебных материалов по сестринскому делу и акушерству, главы 1-13. – ВОЗ, Дания, Копенгаген, 1999.

11. Мальцева Н.С., Чернявский В.Е. Сестринское дело: Сборник. – М., 1994.

12. Мальцева Н.С., Чернявский В.Е. Теоретические основы сестринского дела: Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции по теории сестринского дела. – М., 1993.

13. Межличностные аспекты: Учебное пособие: пер. с англ. / под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

14. Мухина С.А. Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. – М., 1995.

15. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела в 2-х частях. – М.: Исток, 1996-98.

16. Мухина С.Н., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету Основы сестринского дела. – М.: Родник, 1998.

17. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия Медицина для вас. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

18. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

19. Перфильева Г.М. Что же такое сестринское дело? Сестринское дело, 1995, № 1.

20. Рабочая тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу. Часть I (Основы сестринского дела). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

21. Рабочая тетрадь студента для практических занятий по сестринскому делу. Часть II (Основы сестринского дела). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

22. Романюк В.П., Лапотникова В.А., Накатис ЯА. История сестринского дела в России. – СПб: СПб ГМА, 1998.

23. Сестринский процесс: Учебное пособие: пер. с англ. / Под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

24. Симанова А.Л. Методические подходы к постановке сестринских диагнозов. – Медицинская помощь, 1997, № 3.

25. Ситуационное обучение в сестринском деле / под общей ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.

26. Справочник медсестры по уходу за больными. – М.: Медицина, 1993.

27. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: пер.с англ. / под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.

28. Укрепление здоровья: Учебное пособие: пер. с англ. / под общ. ред. проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.

29. Учебно-методическое пособие по Основам сестринского дела для студентов /под ред. А.И. Шпирны. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.

30. Филиппов П.И., Филиппов В.П. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни. / под общ. ред. проф. Т.И. Стуколовой. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

31. Фомина И.Г. Общий уход за больными: Учебник. – М.: Медицина, 2000.

32. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больным. Издательство Академии наук Венгрии. – М., 1986.

33. Хетагурова А.К. Медико-социальные, деонтологические и психологические аспекты в работе сестринского персонала. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

34. Хетагурова А.К. Паллиативная помощь: медико-социальные, организационные и этические принципы. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.199 (0.014 с.)