Рыночная власть: источники, причины и измерение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная власть: источники, причины и измерение



Рыночная (монопольная) власть — это возможность предприя­тия или группы предприятий влиять на конъюнктуру рынка, в оп­ределенной степени контролировать и определять цены и величи­ну выпуска товаров.

Основой рыночной власти служат высокий уровень концентра­ции предприятий на рынке с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).

Рыночная власть находится в прямой зависимости от концент­рации продавцов на рынке; с повышением ее уровня рынок стано­вится менее конкурентным. Концентрация отражает относитель­ную величину и общее количество предприятий, действующих в отрасли. Чем меньше предприятий, тем выше уровень концентра­ции. При одинаковом числе предприятий на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень кон­центрации.

Отсутствие рыночной власти в условиях совершенной конку­ренции проявляется, в частности, в том, что здесь всякое пред­приятие вынуждено продавать свою продукцию по не зависящей от него рыночной цене. Предприятие, находящееся в этих усло­виях, называют ценополучателем (англ. price taker); его выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска продук­ции.

Напротив, обладая абсолютной рыночной властью, предприятие-монополист может выбрать один из двух вариантов действия: установление цены или величины выпуска. Назначать то и другое одновременно невозможно, так как комбинация цены и выпуска означает, что задан спрос на продукцию. Предприятия, устанав­ливающие цену и представляющие рынку возможность опреде­лять величину выпуска товара, называют ценообразователями (англ. price maker) или ценоустановителями (англ. price setter). Од­нако бывает и иначе — когда предприятие-монополист определяет величину выпуска, оставляя рынку право определения соответ­ствующей цены.

На рынке олигополии предприятие является чаще всего «ценоискателем» (англ. price searcher). Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может устанавливать цену столь же просто, как монополист; ему приходится думать о том, как на его ценовое решение будут реагировать другие олигополисты.

Предприятия, работающие на рынке монополистической кон­куренции, в отличие от олигополистов не являются взаимозависи­мыми. Им нет необходимости учитывать, принимая свои реше­ния, предполагаемую реакцию со стороны множества конкурен­тов; поэтому их поведение ближе к поведению совершенно конку­рентных предприятий. Однако неоднородность продукции, ее дифференциация дают таким предприятиям определенную сте­пень рыночной власти при назначении цен.

Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями мо­нопольной власти.

К числу показателей рыночной (монопольной) власти относят:

- коэффициент Бейна (норма экономической прибыли);

- коэффициент Лернера;

- коэффициент Тобина;

- коэффициент Папандреу.

Все эти показатели основаны на оценке либо экономи­ческой прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками.

Коэффициент Бейна. Показывает экономическую прибыль на доллар собственного инвестиционного капитала и исчисляется по формуле:

Коэффициент Лернера. Позволяет определить степень конкурентоспособности рынка и избежать трудностей, связанных с вычислением нормы доходности. Определяется по формуле:

где Р — цена;

МС — предельные издержки;

Еd — ценовая эластичность спроса.

Коэффициент Лернера может находиться в пределах от 1 — чистая монополия с нулевыми предельными издержками, до 0 — рынок совершенной конкуренции.

Коэффициент Тобина. Связывает рыночную стоимость фирмы Р (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов; С — сумма расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам:

Значения q >1 свидетельствуют о полученной или ожидаемой экономической прибыли. Стабильность этого индекса, его высокие значения свидетельствуют либо об уникальных факторах производства, либо уникальных товарах и свидетельствует о наличии монопольной ренты. Фирмы с невысокими знаниями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.

4. Коэффициент Папандреу. Характеризует показатели монопольной власти — величину изменения (в процентах) объема продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:

где Q — объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;

P — цена конкурента;

λj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов - отношение потенциального увеличения выпуска к росту обмена спроса на их товар, вызванного понижением цен .

Величина А характеризует перекрестную эластичность спроса на товар фирм, λj - способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.95 (0.005 с.)