Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночная власть: источники, причины и измерение↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рыночная (монопольная) власть — это возможность предприятия или группы предприятий влиять на конъюнктуру рынка, в определенной степени контролировать и определять цены и величину выпуска товаров. Основой рыночной власти служат высокий уровень концентрации предприятий на рынке с наличием барьеров входа в отрасль (монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция). Рыночная власть находится в прямой зависимости от концентрации продавцов на рынке; с повышением ее уровня рынок становится менее конкурентным. Концентрация отражает относительную величину и общее количество предприятий, действующих в отрасли. Чем меньше предприятий, тем выше уровень концентрации. При одинаковом числе предприятий на рынке, чем меньше они отличаются друг от друга по размеру, тем ниже уровень концентрации. Отсутствие рыночной власти в условиях совершенной конкуренции проявляется, в частности, в том, что здесь всякое предприятие вынуждено продавать свою продукцию по не зависящей от него рыночной цене. Предприятие, находящееся в этих условиях, называют ценополучателем (англ. price taker); его выбор сводится лишь к принятию решения о величине выпуска продукции. Напротив, обладая абсолютной рыночной властью, предприятие-монополист может выбрать один из двух вариантов действия: установление цены или величины выпуска. Назначать то и другое одновременно невозможно, так как комбинация цены и выпуска означает, что задан спрос на продукцию. Предприятия, устанавливающие цену и представляющие рынку возможность определять величину выпуска товара, называют ценообразователями (англ. price maker) или ценоустановителями (англ. price setter). Однако бывает и иначе — когда предприятие-монополист определяет величину выпуска, оставляя рынку право определения соответствующей цены. На рынке олигополии предприятие является чаще всего «ценоискателем» (англ. price searcher). Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может устанавливать цену столь же просто, как монополист; ему приходится думать о том, как на его ценовое решение будут реагировать другие олигополисты. Предприятия, работающие на рынке монополистической конкуренции, в отличие от олигополистов не являются взаимозависимыми. Им нет необходимости учитывать, принимая свои решения, предполагаемую реакцию со стороны множества конкурентов; поэтому их поведение ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий. Однако неоднородность продукции, ее дифференциация дают таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен. Наиболее удален от рынка совершенной конкуренции рынок монополии, поэтому показатели, характеризующие рыночную власть фирмы, чаще называют показателями монопольной власти. К числу показателей рыночной (монопольной) власти относят: - коэффициент Бейна (норма экономической прибыли); - коэффициент Лернера; - коэффициент Тобина; - коэффициент Папандреу. Все эти показатели основаны на оценке либо экономической прибыли, либо разницы между ценой и предельными издержками. Коэффициент Бейна. Показывает экономическую прибыль на доллар собственного инвестиционного капитала и исчисляется по формуле:
Коэффициент Лернера. Позволяет определить степень конкурентоспособности рынка и избежать трудностей, связанных с вычислением нормы доходности. Определяется по формуле: где Р — цена; МС — предельные издержки; Еd — ценовая эластичность спроса. Коэффициент Лернера может находиться в пределах от 1 — чистая монополия с нулевыми предельными издержками, до 0 — рынок совершенной конкуренции. Коэффициент Тобина. Связывает рыночную стоимость фирмы Р (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью ее активов; С — сумма расходов, необходимых для приобретения активов фирмы по текущим ценам:
Значения q >1 свидетельствуют о полученной или ожидаемой экономической прибыли. Стабильность этого индекса, его высокие значения свидетельствуют либо об уникальных факторах производства, либо уникальных товарах и свидетельствует о наличии монопольной ренты. Фирмы с невысокими знаниями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях. 4. Коэффициент Папандреу. Характеризует показатели монопольной власти — величину изменения (в процентах) объема продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
где Q — объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; P — цена конкурента; λj — коэффициент ограниченности мощности конкурентов - отношение потенциального увеличения выпуска к росту обмена спроса на их товар, вызванного понижением цен . Величина А характеризует перекрестную эластичность спроса на товар фирм, λj - способность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.006 с.) |