Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и причины рыночной власти

Поиск

Понятие отрасли

 

Первый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности. При этом под отраслью понимается совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков:

1) выпуска продукции одинакового назначения и исполнения;

2) использования схожих технологий;

3) использования одинакового исходного сырья;

4) выполнения одинаковых функций.

При этом подходе также необходимым условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование одинаковой технической базы, одинаковых кадров и специфичность условий труда. Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относиться как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной с феры принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли: Промышленность; Гражданское и промышленное строительство; Транспорт и связь; Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства; Заготовительное производство, торговля, общественное питание.

Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т. д.; Сфера применения данного подхода к понятию отрасли. Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики.

В данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов.

Ряд недостатков:

Большинство предприятий любой отрасли не являются узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства непрофильных продуктов.

По существу, предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и, как следствие, с применением разных технологий, будут относиться по данной классификации к разным отраслям. Это значит, что в пределах данного подхода к отрасли не учитываются процессы конкуренции, протекающие как внутри отраслей, так и между отраслями.

Второй подход предполагает, что отрасль представляет собой совокупность конкурирующих между собой продавцов, предлагающих покупателям товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности. Это позволяет сделать вывод о том, что отрасль “объединяет” предприятия-конкурентов на одном товарном рынке.

Однако теория конкуренции выделяет понятия “фундаментальной рыночной ниши” (ФРН), которая определяется общим предназначением выпускаемого товара, и “реализованной рыночной ниши” (РРН), которая определяется сегментом рынка, на который фактически рассчитан продаваемый предприятием товар. То есть, в отрасльбудут объединяться все продавцы товара, предназначенного для удовлетворения одной и той же потребности, но фактически предприятия будут конкурировать только на тех сегментах, на которые рассчитан предлагаемый покупателям товар, то есть на пересекающихся реализованных рыночных нишах, а предприятия, работающие на различных сегментах рынка конкурировать между собой практически не будут. В связи с этим, теория конкуренции выделяет понятия межвидовой конкуренции, которая будет иметь место между производителями, предлагающими товар различным сегментам рынка, и внутривидовой конкуренции, которая предполагает конкуренцию между предприятиями, предлагающими товары одному и тому же сегменту рынка. Межвидовая и внутривидовая конкуренция относится к понятию внутриотраслевой конкуренции.

Данный подход к понятию отрасли также предполагает, что товар должен удовлетворять одну и туже потребность одинаковым способом. Если на рынке присутствует несколько товаров, удовлетворяющие одну и туже потребность, но разными способами, то это означает наличие у товара товаров-заменителей, которые, как правило, рассматриваются как отдельные отраслевые рынки. Но при этом будет иметь место конкуренция уже между товарами, относящимися к различным отраслевым рынкам, так называемая межотраслевая конкуренция. Поводя итог, можно выделить следующие виды конкуренции:

Внутривидовая конкуренция – конкуренция между производителями внутри отрасли на пересекающихся рыночных нишах;

Межвидовая конкуренция - конкуренция между производителями внутри отрасли на непересекающихся рыночных нишах. Межвидовая и внутривидовая конкуренции относятся к категории внутриотраслевой конкуренции;

Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями, предлагающими покупателям товары-заменители, относящиеся к разным отраслевым рынкам;

Потенциальная конкуренция, которая учитывает возможность появления на рынке либо нового конкурента внутри отрасли, либо нового конкурента на рынке товаров-заменителей, либо появления новых товаров-заменителей.

Таким образом, под отраслью понимается совокупность продавцов, предлагающих покупателям товар, предназначенный для удовлетворения одной и той же потребности одинаковым способом. Основываясь на этом определении можно отметить следующие отличия от первого определения.

Во-первых, главное не только произвести продукцию, а продать ее, то есть структура отрасли будет определяться не по объемам производства, а по объемам продаж.

Во-вторых, данный подход не учитывает ни способ производства товара, ни используемые материалы, здесь важен только сам товар, предназначенный для удовлетворения потребности. В целом, можно отметить, что данному понятию “отрасль” в российском антимонопольном законодательстве соответствует понятие “товарный рынок- сфера обращения однородных товаров или близких товаров заменителей. Товары относятся к одному товарному рынку если у них одинаковое предназначение”.

Определение границ отрасли по существу означает выявление предприятий, которые входят в состав данной отрасли. Выделяют следующие виды границ рынка:

1. Продуктовые границы рынка

Из определения отрасли следует, что основным фактором, определяющим границы отрасли, является товар. В маркетинге под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность /Котлер/. Однако товары, удовлетворяющие одну и туже потребность, могут быть или совершенно идентичными, или схожими по основным характеристикам, или существенно различаться. Например, если человек испытывает чувство жажды, то он может выпить воды или молока, или пиво – и это все разные товары и разные отрасли, несмотря на то, что предприятия этих отраслей будут конкурировать между собой (межотраслевая конкуренция).

2. Ценовые границы отрасли

Суть действия ценовых границ в том, что при определенном соотношении цен товары-заменители, рассматриваемые как разные отраслевые рынки

3. Географические границы рынка

В зависимости от того, какие географические рынки будут учитываться при определении границ отрасли, изменится и состав, и структура отрасли. В теории выделяют:

Локальный рынок – это рынок товара в конкретном месте продажи;

Местный рынок – это рынок в конкретном населенном пункте;

Региональный рынок;

Внутригосударственный рынок;

Международный рынок.

4. Временные границы рынка

Временные границы рынка предполагают, что с течением времени состав и структура отрасли могут меняться в связи с неодинаковыми темпами роста различных предприятий в отраслях, появлением на рынке новых конкурентов и ухода с рынка старых конкурентов, появлением на рынке новых товаров и ухода с рынка старых товаров и т.п.

 

Продуктовая дифференциация

 

Дифференциация - процесс придания товару особенностей и черт, отличных от хар-к товаров конкурентов. Она означает способность пп обеспечить уникальность и более высокую ценность производимого товара для покупателя с т.з качества, методов продвижения, послепродажного обслуживания и др параметров, важных для покупателя. Дифференцируемыми товарами называют такие товары, к-рые обладают достаточно большим кол-вом схожих хар-к, что позволяет рассматривать их в составе одной товарной группы, в то же время товар каждого производителя имеет отличительные хар-ки, что позволяет выделить его из массы похожих товаров и/или присвоить каждому свое марочное название.

Направления дифференциации: 1) по реальным качествам: в маркетинге качество товара – это его способность удовлетворить потребность покупателя, которая обеспечивается, прежде всего, функциональным назначением товара. Под реальным качеством понимаются все качественные характеристики товара, к-рые можно реально оценить, сравнить, измерить. Дифференциация по реальному качеству включает: функциональное назначение товара; технические характеристики и свойства товара; качество исполнения товара; удобство эксплуатации.

2) дифференциация по мнимым качествам: мнимые - такие качества, к-рые заставляют думать покупателя о товаре лучше или хуже, вне зависимости от его реал качеств. Мнимые качества: марка и престиж марки; реклама в различных формах; упаковка в рекламных целях; дизайн товара и упаковки; внешняя атмосфера места продажи.

3) дифференциация по сопутствующим товарам и услугам. Эксплуатация некоторых товаров невозможна или затруднена без предоставления сопутствующих товаров или услуг. В этом случае продавец, предоставляя такие услуги бесплатно или по более низкой цене, может влиять на предпочтения покупателя. Сопутствующие товары и услуги: сервисные услуги (гарантии, послегарантийный ремонт, бесплатная доставка, установка и тд); продажа товара в комплекте с сопутствующими товарами (дополнителями); процедура совершения акта купли-продажи; если покупатель - пп, для него важна надежность поставок, зависящая от того, как поставщик выполняет свои обязательства по количеству, качеству, срокам, гарантиям.

4) дифф по месту расположения места продажи товара. Покупателю часто важен не только сам товар, но и насколько удобно и доступно расположено место продажи. К этой дифф относится: наличие удобных подъездных путей; близость к рынкам ресурсов и рынкам покупателей; наличие большого кол-ва платежеспособных покупателей и тп.

2 типа дифф товара: 1) горизонт связана с различием потребительских хар-к тов, удовлетворяющих различные вкусы различных покупателей 2) вертикальная обусловлена различием в уровне качества товара, удовлетворяющем одинаковые вкусы (молоко в полиэтиленовом пакете, кто-то только Домик в деревне в пюр-паке).

Влияние типа дифф на конкуренцию в отрасли

  Горизонт дифф Вертик дифф
Чем обусл-ся выбор покуп. Приверженность к марке тов Уровень дохода и платежный спрос
От чего зависит конкур-ть тов и отрасли От степени соотв-я тов разл продавцов покупат предпочтен» возрастает роль неценовой конкур От уровня цен=> возрастает роль ценовой конкур
Осн принцип сегментирования По потребит предпочтен По уровню доходов
К приведено увелич платеж-го спроса К увелич разн вкусов и предпочт, к возможности проникн на рынок новых продавцов и уменьш уровня концентр в отрасли К вытеснению низкокач тов высококач-ми, к уходу с рынка ряда продавцов тов низкого кач и росту уровня конц в отра
К чему приведет уменьш платеж спроса К уменьш числа торг марок и кол-ва продавцов на рынке К вытеснению высококач тов низкокач-ми, к уходу с рынка ряда продавцов тов высок кач и росту уровня конц в отр
Какие теоретич модели дифф существуют Модель Хотеллинга Модель Салопа Модель Ланкастера Модель вертик дифф продукта Саттона

 

Ценовая дискриминация

 

Цен дискриминация - продажа одинакового по качеству и количеству единиц товара по разным ценам, при этом разница в цене не вызвана разницей в затратах. Цель - перераспределение потребительского излишка в пользу производителя. Потребительский излишек возникает вследствие того, что часть покупателей оценивают полезность товара выше, чем та цена, которую они за него уплачивают. Пп устанавливает цену одинаковую для всех покупателей, но при этом часть покупателей оценивают полезность товара выше, были готовы заплатить больше, но фактически покупают товар по той же цене, что и все для них возникает потребительский излишек или дополнительная выгода.

Виды ценовой дискриминации:

1) абсолютная: пп для каждого покупателя старается назначить максимально возможную цену, равную полезности товара для этого покупателя. Естественно, что назначить максимальную цену для каждого покупателя нереально. Этот вид распространен в отраслях, где продавец имеет реальную возможность оценить уровень дохода каждого покупателя (услуги аудиторов, бухгалтеров, личных учителей, тренеров и тд), при работе под заказ.

2) Ценовая дискриминация по категориям товара (по группам доходности покупателей). Покупатели разбиваются на отдел группы с разным уровнем дохода и для группы своя цена. Этот вид распространен при продаже проездных, скидки студентам и пенсионерам, но при этом товар одинаковый, также билеты на ж/д, самолет, в театр - это по категории товара, уровню обслуживания.

3) Ценовая дискриминация в зависимости от объема потребления. При этом 2 ситуации: 1) с целью стимулирования объемов потребления на каждую дополнительно проданную единицу товара цена снижается. 2) с целью ограничения потребления товара: на каждую единицу товара цена повышается (оплата электроэнергии)

4) Ценовая дискриминация в зависимости от спроса и фактора времени. Если в какой-то момент времени спрос на товар увеличивается, то пп может поднять цену не теряя покупателей: сезонные колебания цен, в зависимости от жизненного цикла товара.

Условия эффект Ценовая дискриминация:

1) фирма должна обладать монопольной властью. Если покупателю безразлично какой товар у какого производителя покупать, то фирмы использовать ценовая дискриминацию не смогут

2) фирма должна иметь объективную возможность для разделения покупателей, которые по-разному оценивают полезность товара

3) необходимо исключить возможность перепродажи этого товара м/у покупателями, по-разному оценивающими полезность, поэтому Ценовая дискриминация распространена в сфере услуг, если речь идет о продаже товара, то как правило нужен документ, подтверждающий право на снижение цены

4) Ценовая дискриминация не д.б. обидной, в основном распространена в виде скидок для покупателей с низким доходом

5) Ценовая дискриминация не д.б. противозаконной.

Влияние Ценовой дискриминации на рыночную власть пп:

1) если пп продает один и тот же объем по разным ценам, то увеличение производства, немного увеличивает показатель доли рынка, если он в стоимостных показателях

2) в случае использования ценовой дискриминации по объемам потребления, как правило происходит более существенное увеличение доли рынка

3) если пп смогло привязать к себе покупателя, то это говорит о том, что даже при неизменности цен, постоянной норме прибыли данное пп имеет власть над данным покупателем. В российской практике в антимонопольном законодательстве запрещается продажа одинаковых по качеству и кол-ву партий товаров по разным ценам. Запрещается создание более или менее льготных условий для отдельных групп покупателей. Запрещается необоснованное изменение цены.

В налоговом законодательстве: налоговые органы вправе проверить обоснованность изменения цены, если данное изменение составило 20 и более %. Если снижение цены на 20% окажется необоснованным, то налоговые органы вправе пересчитать налогоплательщику прибыль исходя из нормального уровня цен.


Оплата труда на предприятии

 

Оплата труда – это та или иная форма вознаграждения за определенное кол-во и качество выполненной работы. Различают денежную и неденежную формы оплаты. Оплата труда каждого зависит от вклада и качества труда.

Две формы оплаты:

1) сдельная: заработок работника определяется по сдельным расценкам на единицу продукции.

- прямая сдельная: оплата труда повышается в прямой зависимости от кол-ва выработанных им изделий и выполненных работ исходя из твердых сдельных расценок, установленных с учетом необходимой квалификации

- сдельно-премиальная: премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности (нет брака)

- аккордная: оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения

- сдельно-прогрессивная: оплата выработанной продукции в пределах установленных норм по прямым расценкам, а изделия сверх нормы оплачиваются по повышенным расценкам

- косвенно-сдельная: для повышения производительности труда рабочих, обслуживающих оборудование и рабочие места, их труд оплачивается по косвенным сдельным расценкам из расчета кол-ва продукции, произведенной основным рабочими.

2) повременная: з/п зависит от кол-ва затраченного времени с учетом квалификации рабочего и условий труда.

- простая повременная: оплата за определенное кол-во отработанного времени независимо от кол-ва выполненных работ

- повременно-премиальная: оплата не только отработанного времени по тарифу, но и премии за качество работы. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией пп в соответствии с должностью и квалификацией работника. Конкретные размеры ставок и окладов и их соотношение в размерах м/у категориями персонала и работниками различных квалификационных групп определяются на пп условиями коллективных договоров.

Структура з/п: 1) основная зп: выплаты за отработанное время, за кол-во и качество выполненных работ; доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за сверхурочные работы, в ночное время, праздники; премии, премиальные надбавки 2)дополнительная зп: оплата времени отпусков; времени выполнения государственных и общественных обязанностей; льготные часы подростков; выходное пособие при увольнении и т.д.

Организация труда на пп определяется 3 взаимосвязанными элементами: тарифная система, нормирование труда, формы оплаты труда. Тарифная система позволяет качественно оценить труд, служит основой организации зп рабочих, строится в зависимости от условий труда, квалификации рабочих и формы оплаты труда. Она включает:

1) тарифные ставки: определяют размер оплаты труда в час или за день и схемы должностных окладов

2) тарифные сетки: показывают соотношение в оплате труда м/у различными разрядами работ и рабочих

3) тарифно-квалификационные справочники, с помощью которых можно определить разряд работы и рабочих в соответствии с тарифной сеткой

4) районные коэффициенты и разного рода надбавки и доплаты тарифного характера.

Бестарифная система оплаты труда ставит заработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы коллектива. При этой системе не устанавливается твердый оклад или тарифная ставка. Применение такой системы целесообразно лишь когда есть реальная возможность учесть результаты труда работника при общей заинтересованности и ответственности каждого члена коллектива.

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности пр-ва и качества работы могут вводиться системы премирования, вознаграждения по итогам работы за год, др. матер поощрения.

 

Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства

 

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества. Предпринимательство - это самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке законом.

Субъекты предпринимательской деятельности:

- дееспособные физические лица;

- юридические лица, под которыми понимаются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Дееспособное лицо - лицо, которое может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет. Не имеют право заниматься предпринимательской деятельностью сотрудники МВД, лица, занятые в государственном управлении, военнослужащие. Для занятия ПД без образ-я юр л гражданин должен получить свид-во ИП, для осущ-я торг деят – патент. Юр л – организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущ-во, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осущ-ть имущ или личные неимущ права, нести ответ-ть в суде и нести обяз-ва. Юр л должен иметь баланс или смету. Созданным считается в момент регистрации. Имеет свое наименование. Разделяются: коммерческие: осн цель - извлечение прибыли; некоммерческие: не имеют целью извлечение прибыли и не могут распределять ее м/у учредителями.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

·с потребителем как основным его контрагентом;

·с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;

·c наемными работниками;

·с партнерами по бизнесу. Взаимодействие предпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды. Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров. Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями. Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

 

 

Понятие отрасли

 

Первый подход рассматривает отрасль как часть народнохозяйственного комплекса, как область производственно-экономической деятельности. При этом под отраслью понимается совокупность предприятий, организованных по одному из отраслеобразующих признаков:

1) выпуска продукции одинакового назначения и исполнения;

2) использования схожих технологий;

3) использования одинакового исходного сырья;

4) выполнения одинаковых функций.

При этом подходе также необходимым условием отнесения предприятий к одной отрасли является использование одинаковой технической базы, одинаковых кадров и специфичность условий труда. Если представить народнохозяйственный комплекс любой страны как совокупность предприятий, то все предприятия по их участию в процессе создания материальных благ могут относиться как к производственной, так и непроизводственной сферам. Предприятия производственной с феры принимают непосредственное участие в процессе создания материальных благ, тогда как предприятия непроизводственной сферы, в большей степени, потребляют национальный продукт, перераспределяемый государством из производственной сферы (культура, спорт, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). Предприятия производственной сферы подразделяются на следующие комплексные отрасли: Промышленность; Гражданское и промышленное строительство; Транспорт и связь; Сельское хозяйство, включая лесное и рыболовные хозяйства; Заготовительное производство, торговля, общественное питание.

Каждая отрасль, в свою очередь, делится на ряд более мелких отраслей, исходя из признака однородности выпускаемой продукции. В состав машиностроения входят тяжелое и транспортное машиностроение, станкостроение, производство инструментов. В состав транспортного машиностроения входят автомобилестроение, авиастроение, судостроение, локомотивостроение и т. д.; Сфера применения данного подхода к понятию отрасли. Данный подход к формированию состава и структуры отраслей достаточно прост и используется в статистике для учета объемов производства по отраслям экономики.

В данном подходе отражается система распределения ресурсов по отраслям, что может быть использовано при разработке системы межотраслевых балансов.

Ряд недостатков:

Большинство предприятий любой отрасли не являются узкоспециализированными, в результате чего при учете объемов производства существует необходимость выделения доли производства непрофильных продуктов.

По существу, предприятия, которые производят сходные товары, но из разного исходного сырья и, как следствие, с применением разных технологий, будут относиться по данной классификации к разным отраслям. Это значит, что в пределах данного подхода к отрасли не учитываются процессы конкуренции, протекающие как внутри отраслей, так и между отраслями.

Второй подход предполагает, что отрасль представляет собой совокупность конкурирующих между собой продавцов, предлагающих покупателям товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности. Это позволяет сделать вывод о том, что отрасль “объединяет” предприятия-конкурентов на одном товарном рынке.

Однако теория конкуренции выделяет понятия “фундаментальной рыночной ниши” (ФРН), которая определяется общим предназначением выпускаемого товара, и “реализованной рыночной ниши” (РРН), которая определяется сегментом рынка, на который фактически рассчитан продаваемый предприятием товар. То есть, в отрасльбудут объединяться все продавцы товара, предназначенного для удовлетворения одной и той же потребности, но фактически предприятия будут конкурировать только на тех сегментах, на которые рассчитан предлагаемый покупателям товар, то есть на пересекающихся реализованных рыночных нишах, а предприятия, работающие на различных сегментах рынка конкурировать между собой практически не будут. В связи с этим, теория конкуренции выделяет понятия межвидовой конкуренции, которая будет иметь место между производителями, предлагающими товар различным сегментам рынка, и внутривидовой конкуренции, которая предполагает конкуренцию между предприятиями, предлагающими товары одному и тому же сегменту рынка. Межвидовая и внутривидовая конкуренция относится к понятию внутриотраслевой конкуренции.

Данный подход к понятию отрасли также предполагает, что товар должен удовлетворять одну и туже потребность одинаковым способом. Если на рынке присутствует несколько товаров, удовлетворяющие одну и туже потребность, но разными способами, то это означает наличие у товара товаров-заменителей, которые, как правило, рассматриваются как отдельные отраслевые рынки. Но при этом будет иметь место конкуренция уже между товарами, относящимися к различным отраслевым рынкам, так называемая межотраслевая конкуренция. Поводя итог, можно выделить следующие виды конкуренции:

Внутривидовая конкуренция – конкуренция между производителями внутри отрасли на пересекающихся рыночных нишах;

Межвидовая конкуренция - конкуренция между производителями внутри отрасли на непересекающихся рыночных нишах. Межвидовая и внутривидовая конкуренции относятся к категории внутриотраслевой конкуренции;

Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями, предлагающими покупателям товары-заменители, относящиеся к разным отраслевым рынкам;

Потенциальная конкуренция, которая учитывает возможность появления на рынке либо нового конкурента внутри отрасли, либо нового конкурента на рынке товаров-заменителей, либо появления новых товаров-заменителей.

Таким образом, под отраслью понимается совокупность продавцов, предлагающих покупателям товар, предназначенный для удовлетворения одной и той же потребности одинаковым способом. Основываясь на этом определении можно отметить следующие отличия от первого определения.

Во-первых, главное не только произвести продукцию, а продать ее, то есть структура отрасли будет определяться не по объемам производства, а по объемам продаж.

Во-вторых, данный подход не учитывает ни способ производства товара, ни используемые материалы, здесь важен только сам товар, предназначенный для удовлетворения потребности. В целом, можно отметить, что данному понятию “отрасль” в российском антимонопольном законодательстве соответствует понятие “товарный рынок- сфера обращения однородных товаров или близких товаров заменителей. Товары относятся к одному товарному рынку если у них одинаковое предназначение”.

Определение границ отрасли по существу означает выявление предприятий, которые входят в состав данной отрасли. Выделяют следующие виды границ рынка:

1. Продуктовые границы рынка

Из определения отрасли следует, что основным фактором, определяющим границы отрасли, является товар. В маркетинге под товаром понимается все то, что может удовлетворить потребность /Котлер/. Однако товары, удовлетворяющие одну и туже потребность, могут быть или совершенно идентичными, или схожими по основным характеристикам, или существенно различаться. Например, если человек испытывает чувство жажды, то он может выпить воды или молока, или пиво – и это все разные товары и разные отрасли, несмотря на то, что предприятия этих отраслей будут конкурировать между собой (межотраслевая конкуренция).

2. Ценовые границы отрасли

Суть действия ценовых границ в том, что при определенном соотношении цен товары-заменители, рассматриваемые как разные отраслевые рынки

3. Географические границы рынка

В зависимости от того, какие географические рынки будут учитываться при определении границ отрасли, изменится и состав, и структура отрасли. В теории выделяют:

Локальный рынок – это рынок товара в конкретном месте продажи;

Местный рынок – это рынок в конкретном населенном пункте;

Региональный рынок;

Внутригосударственный рынок;

Международный рынок.

4. Временные границы рынка

Временные границы рынка предполагают, что с течением времени состав и структура отрасли могут меняться в связи с неодинаковыми темпами роста различных предприятий в отраслях, появлением на рынке новых конкурентов и ухода с рынка старых конкурентов, появлением на рынке новых товаров и ухода с рынка старых товаров и т.п.

 

Источники и причины рыночной власти

 

Под рыночной властью понимается возможность предприятия воздействовать на ситуацию в отрасли с помощью цен на увеличение объема продаж.

Для оценки рыночной власти используется 2 группы показателей.

1 гр. характеризует власть отдельного предприятия, т.е. чем больше значение показателя, тем больше власть предприятия:

1.1. доля рынка – характеризует какое место на рынке занимает пп в общем объеме продаж: Di=Qi/Qтр*100%

1.2. Коэффициент Лернера – характеризует, на сколько цена превышает предельные издержки

Kl=P-MC)/P

1.3. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу.

1.4. Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимостью активов в ценах на момент переоценки.

1.5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке. Чем больше действует на рынке предприятий, тем выше взаимозаменяемость товаров различных производителей, тем ниже их рыночная власть. Соответственно, чем меньше предприятий действует на рынке тем, меньше взаимозаменяемость между их товарами, а в условиях отсутствия товаров-заменителей при монопольном рынке, рыночная власть производителя максимальна.

2. Вторая группа показателей характеризует общий уровень монополизации отрасли. Считается, что, чем выше уровень монополизации отрасли, тем большей монопольной властью обладают фирмы, действующие в этой отрасли, по крайней мере, самые крупные предприятия отрасли.

2.1. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):=сум x2

где Х i - доля фирмы в отрасли, %; n - число фирм в отрасли.

Этот показатель одновременно учитывает количество фирм в отрасли и их долю на рынке. Чем меньше фирм в отрасли, чем больше их доля, тем больше значение этого показателя, тем выше монопольная власть фирм в отрасли. Если значение данного индекса равно 10000, то это означает, что отрасль является абсолютной монополией.

2.2. Коэффициент концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3 - 8 крупнейшие фирмы отрасли. CRк=сум Xi

где k – кол



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.33 (0.016 с.)