Понятие, назначение и основные задачи менеджмента затрат на предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, назначение и основные задачи менеджмента затрат на предприятии



Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся затрат производства и планирования их величины на перспективу.

Мысль о продажах – это объект внимания группы предприятий, озабоченных проблемой себестоимости. Эта группа в России самая малочисленная, ее представители не просто занимаются увеличением объемов продаж, а точно знают, какой именно объем продаж им необходим. Эти компании пройдя через первоначальную стадию оптимизации затрат, подходят к снижению и планированию себестоимости профессионально – с применением специальных методик.

Если на рынке сильная конкуренция, из-за спада производства рынок ограничен, то необходимо постоянно отслеживать затраты и планировать необходимые для получения прибыли объемы продаж. Чтобы регулировать объем продаж, рассчитывают точку безубыточности. Точка безубыточности – один из самых важных в современном управлении показателей: это величина объема продаж, при котором предприятие может покрыть все свои издержки, не получая прибыли. То есть продажа следующей единицы продукции сверх данного объема продаж начнет приносить прибыль. Обычно к манипуляциям с точкой безубыточности приступают лишь после того, как пройден второй этап - учет и снижение затрат. На короткой временной дистанции самый доступный способ управления издержками – их снижение. Снижение затрат особенно эффективно в кризисные моменты. А в “мирное время” все зависит от выбора критерия оценки рациональности затрат. Если таковыми являются “минимизация затрат при заданном уровне продаж”, то речь пойдет о снижении издержек. А можно выбрать такой критерий, как “максимизация отдачи при фиксированном уровне затрат”. Это вовсе не означает, что затраты останутся на прежнем уровне: они могут расти, если такой рост повышает их эффективность. Просто менеджеры компаний должны заранее определить темпы роста тех или иных статей».

В среднесрочной перспективе для управления затратами используется механизмы мотивации: привязав оплату труда менеджеров к результатам работы подразделения, можно повысить эффективность этой работы. Расход – денежный эквивалент всех поступивших и ожидаемых к поступлению товарно-материальных ценностей, по которым возникают обязательства оплаты (уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности). Затраты – израсходованные на получение дохода (производство и сбыт продукции) ресурсы в денежной оценке за отчетный период (явные издержки). Расходы и затраты часто совпадают. Они отличаются в том случае, если поступившие в одном отчетном периоде материальные ресурсы полностью или частично потребляются в следующих отчетных периодах. Издержки – стоимостная оценка потребленных в процессе производства факторов производства, включает подлежащие уплате отчисления в различные фонды в соответствии с действующим законодательством и связаны с использованием факторов производства.

Основным объектом управленческого учета являются затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Уровень затрат является критерием использования эффективных или неэффективных форм и методов хозяйствования и обусловлен сложившимися производственными отношениями. Для принятия управленческих решений необходимо знать свои затраты и в первую очередь разбираться в информации о производственных расходах. Анализ издержек помогает выяснить их эффективность, установить, не будут ли они чрезмерными, регулировать и контролировать расходы, планировать уровень прибыли и рентабельности производства.

Эффективное управление затратами является действенным инструментом повышения прозрачности и эффективности деятельности компании и ее структурных подразделений.

Управленческий учет – система учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной, носит конфиденциальный характер.

В современных условиях процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного управленческого учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета.

Текущие затраты как основной объект управления

Из всей массы показателей выделяют текущие затраты.

В зависимости от фактора времени различают единовременные и текущие затраты.

Единовременные затраты – возникаю однократно, на этапе подготовки производства (инновационные затраты), возникают один раз для конкретной цели. Большинство единовременных затрат финансируется за счет чистой прибыли, накопленных амортизационных отчислений, а также за счет увеличения УК (дополнительной эмиссии акций, долгосрочных кредитов, которые погашаются впоследствии за счет чистой прибыли и амортизационных отчислений). Эффективность единовременных затрат – своевременная их окупаемость.

В рамках законодательства: единовременные затраты, которые относятся к текущим: на повышение квалификации, на рекламу, на подготовку технологической оснастки (РБП).

Текущие затраты непосредственно связаны с ведением производственных процессов, их управлением, с организацией, снабжением, сбытом продукции. Это себестоимость – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, труд, других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость отражает величину текущих затрат. Себестоимость продукции определяет прибыль предприятия и конкурентоспособность продукции. Пр = РП – С

Объем реализованной продукции зависит от факторов внешней среды (какой объем, по какой цене можно продавать): потребительские предпочтения, насыщенность рынка и т.д.

Себестоимость определяется состоянием внешней и внутренней среды.

Внешняя среда: - доступность ресурсов, - цена, - уровень монополизации на рынке ресурсов, - законодательство (отдел маркетинга). Внутренняя среда: - конструкция изделия, - технология изготовления, - организация производства, - организация управления, - организация снабжения и сбыта (резервы снижения себестоимости) (планово-финансовый отдел). Задача – организация производства с наименьшими текущими затратами. Уровень текущих затрат на 80% формируется на стадии проектирования и конструирования, разработки технологии и проектирования организации производства и на 20% - в процессе непосредственного изготовления продукции.

На стадии производства основная задача – обеспечить выполнение норм, заложенных в технологии, не допускать брака, непроизводительного расхода ресурсов.

Для оперативного прогнозирования прибыли и обоснования управленческих решений по объему производства, номенклатуре продукции, определения критического объема реализации, оценки запаса финансовой прочности текущие затраты группируют по реакции на изменение объемов производства и реализации продукции:

- условно постоянные – такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или изменением объема производства в течение релевантного периода времени – арендная плата, % за заемный капитал;

- условно-переменные затраты – затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объема производства (МЗ, технологическая Э/э, оплата труда основных производственных рабочих).

На длительный производственный период времени все затраты – переменные.

Анализ «затраты – объем – прибыль» - анализ поведения затрат.

Результаты анализа – для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений.

Выручка = Постоянные затраты + Переменные затраты + Прибыль

При изменении объема реализованной продукции прибыль меняется более высокими темпами – эффект операционного рычага (левириджа).

Чем выше уровень постоянных затрат, тем чувствительнее прибыль к колебаниям объема реализации, тем выше зависимость предприятия от колебаний конъюнктуры рынка.

Показатель силы воздействия операционного рычага: СВОР = МД/Пр,

МД – выручка от реализации после возмещения переменных затрат: МД = РП – ПМЗ

СВОР показывает, насколько в % меняется Пр при изменении выручки от реализации на 1%. Точка безубыточности – покрыты все текущие затраты, нет ни прибыли, ни убытка, сколько как минимум должно производить предприятие, чтобы выйти из убытков: Nкр = Постоянные затраты/(Цена – Переменные затраты на единицу). Точка безубыточности постоянно меняет свое место.

Запас финансовой прочности: ЗФП = (Реал.продукция достигнутая – Реал.продукция критическая)/Реал.продукция критическая * 100% Показывает, насколько % ушли от критического объема.


Содержание предпринимательской деятельности: объекты, субъекты и цели предпринимательства

 

Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения, тесно с ними связанные иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию хозяйствования в целях обеспечения интересов государства и общества. Предпринимательство - это самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке законом.

Субъекты предпринимательской деятельности:

- дееспособные физические лица;

- юридические лица, под которыми понимаются как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Дееспособное лицо - лицо, которое может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права с 18 лет. Не имеют право заниматься предпринимательской деятельностью сотрудники МВД, лица, занятые в государственном управлении, военнослужащие. Для занятия ПД без образ-я юр л гражданин должен получить свид-во ИП, для осущ-я торг деят – патент. Юр л – организация, которая имеет в собственном хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущ-во, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осущ-ть имущ или личные неимущ права, нести ответ-ть в суде и нести обяз-ва. Юр л должен иметь баланс или смету. Созданным считается в момент регистрации. Имеет свое наименование. Разделяются: коммерческие: осн цель - извлечение прибыли; некоммерческие: не имеют целью извлечение прибыли и не могут распределять ее м/у учредителями.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий:

·с потребителем как основным его контрагентом;

·с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника;

·c наемными работниками;

·с партнерами по бизнесу. Взаимодействие предпринимателя или его представителей соответствующих служб с внешними организациями, партнерами, конкурентами, отдельными группами потребителей, поставщиками, местными и центральными органами власти, налоговыми органами, таможней и другими участниками предпринимательской деятельности требует соблюдения установленных форм, норм и правил сотрудничества.

Главной составляющей сотрудничества в сфере предпринимательства является сделка, т.е. экономико-правовая форма достижения предпринимательской цели. Сделка рассматривается как действие, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений юридических или физических лиц в области предпринимательской (хозяйственной, коммерческой и т.д.) деятельности. Сделка - это любая договоренность между предпринимателями, в основе которой имеется коммерческий интерес. Результат сделки как процесса обмена - удовлетворение всех участников сделки, достижение поставленных ими коммерческих целей или получение в результате обмена ценностями пользы, выгоды. Сделка считается заключенной сразу же после подписания договора, содержание и форма которого зависят от направления и формы сотрудничества партнеров. Основными направлениями сотрудничества могут быть сфера производства, сфера товарообмена, сфера торговли, сфера финансовых отношений.

Объектами предпринимательства являются, во-первых, инновационная (исследования, разработки, технические услуги), во-вторых, производственная (по выпуску товаров и оказанию услуг), в-третьих, торгово-посредническая деятельность. Главным критерием здесь служит не отраслевая принадлежность, а содержание деятельности. В странах с развитой рыночной экономикой соотношение этих групп бизнесменов составляет примерно 20:40:40, причем основная их часть (свыше 70%) связана с оказанием технических, информационных и других услуг. В России начала 90-х гг. при неразвитом рынке и высокой инфляции 70% предпринимателей были заняты перепродажей товаров и финансово-посредническими операциями. Объектами предпринимательской деятельности являются изготовленная продукция, выполненная работа или оказанная услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.022 с.)