ИСПРАВЛЕНИЕ ГОВОРОВ ГОВОРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РУССКОГО



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСПРАВЛЕНИЕ ГОВОРОВ ГОВОРЫ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РУССКОГО



НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА

 

Русская диалектология («диалектология» с греческого – разговор, говор, наречие) – лингвистическая дисциплина, которая изучает территориальные диалекты как разновидность русского национального языка, как часть духовной культуры народа.

Диалекты древнее, чем литературный язык, который сложился на основе народной речи (на базе среднерусских говоров с центром в Москве) и долго развивался под ее воздействием.

Самую мелкую территориальную разновидность языка обычно называют говором. Говор – конкретная диалектная система, «местная речь» во всех ее особенностях. В зависимости от качества и количества различительных признаков можно описать не только говор села, деревни, города, но и говор одного человека. Исходным принципом выделения разновидностей говоров является их отношение к литературной норме, т.е. общепринятой и авторитетной, культурной форме существования современного русского языка. Именно при сравнении с литературной нормой можно определить особенности в произношении и словоупотреблении, которыми русские говоры отличаются друг от друга и от литературного языка.

Диалекты допускают существование многообразия фонетических (звуковых) оболочек для одного и того же слова. Литературный язык стремится к единой норме, которая закреплена в правилах орфоэпии.

Особенностью подхода к диалектному произношению в сценической речи является то, что с одной стороны – актеры стараются избавиться в собственной речи от любых самых мельчайших говорных отклонений, мешающих овладению литературным произношением, с другой стороны – используют диалектные черты как речевую характерность персонажа.

Устранение диалектных явлений в речи диалектоносителей требует от них больших усилий. Прежде всего это связано с тем, что человек часто «не слышит» особенностей своей речи, не понимает различий между тем, как он сам говорит и как надо говорить правильно. Здесь на практике преподавателю надо демонстрировать разницу между говорным произношением и образцовым произносительным вариантом.

Как правило, обычной реакцией на показ таких контрастов является удивление, недоверие, смущение, подсознательный протест. Но именно такой прием направляет внимание человека на осмысление собственных говорных отклонений в речи.

Говоры отличаются от литературного языка лексически, грамматически и фонетически.

В данном пособии внимание уделяется фонетическим отклонениям от нормы, т.к. именно они нарушают звуковой строй современного русского литературного языка.

 

 

ГОВОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ОТ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

 

В русской фонетике говорные отклонения проявляются как в области вокализма (система гласных звуков), так и в области консонантизма (система согласных звуков). Кратко эти отклонения можно классифицировать следующим образом:

 

ГОВОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ

 

1. оканье – совет (савет), коза (каза)

2. аканье – галава (голова), маладой (молодой)

3. яканье – сястра (сестра), пясок (песок)

4. иканье – систра (сестра), висна (весна)

5. ёканье – в лёсу (в лесу), денёг (денег)

6. еканье – по петам (по пятам), петак (пятак)

7. ыканье – прышу (прошу), пыдыжди (подожди)

8. эканье – прэшу (прошу), эсли (если)

9. уканье – угурец (огурец), убманул (обманул)

 

ГОВОРНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ

 

1. цоканье – девоцки (девочки), цай (чай)

2. чоканье – палеч (палец), молодеч (молодец)

3. шоканье – шашка (чашка), нощь (ночь)

4. соканье – сыпленок (цыпленок), яйсо (яйцо)

5. хгеканье – врах (врак), лух (лук)

6. дзеканье – дзядзя (дядя)

7. замена т' на ч – снячь (снять), брачь (брать)

8. смягчение т в конце слов – идёть (идёт), поёть (поёт)

9. не оглушение в – девка (дефка), кровь (крофь)

 

Кроме перечисленных особенностей, в речи встречаются украинизмы, белоруссизмы и другие различия в произношении, говорящие о многообразии форм существования русского языка в исторически сложившихся диалектных зонах.

Кроме изменений качества звучания гласных и согласных, в русской говорной речи есть диалектное явление, в котором сильно проявляется фонетическое несоответствие литературной норме. Это – нарушение ритмики русской речи.

Предлагаемая методика работы над исправлением говоров направлена на выявление индивидуальных отклонений в области ритмики речи у диалектоносителей и овладение литературным произношением через освоение ритмической структуры слова.

Овладение ритмическими структурами русского литературного языка может быть успешным лишь в том случае, если заложены прочные основы и выработаны практические навыки в области ритмики речи на уровне слова, словосочетания и фразы.

Начальный этап тренинга включает в себя работу на уровне слова как наиболее простой ритмической модели речи. Через слово легче выработать слухопроизносительные навыки противопоставления ударных слогов безударным по длительности и напряженности. После этого этапа работы освоить ритмику русской речи в речевом потоке будет значительно проще.

 

 

РИТМИКА РУССКОЙ РЕЧИ

 

С лингвистической точки зрения, понятие «ритмика» отражает совокупность всех проявлений ритма данной языковой системы: чередование ударности-безударности, длительности, интенсивности тона гласных звуков, позиционных проявлений сочетаемости звуков.

Сложность психологических механизмов ритмической организации речи на родном языке (ранний период их формирования, зарождение на глубинных уровнях сознания, тесная взаимосвязь с врожденными свойствами организма) обусловливает устойчивость навыков ритмической организации речи. В основе ритма лежит правило повтора элемента. Минимальной ритмической единицей в речи является слог.

Слог – не сумма составляющих его звуков, а качественно новая единица, спаянная изнутри коартикуляцией (взаимной адаптацией звуков). Отличаясь артикуляционным и акустическим единством, слоги служат минимальными единицами, на которые распадается речь. Это элементарные артикуляционные комплексы. Входя в состав слова, слоги создают определенные ритмические структуры (односложные, двусложные, трехсложные и др.).

В слове есть обязательно один ударный слог, который определенным образом выделен среди остальных слогов слова. Основной признак ударности – это большая длительность гласного в ударном слоге по сравнению с гласными безударных слогов.

Безударные слоги можно разделить на две большие группы: предударные слоги образуют своеобразный подход, подступ к реализации ударного слога, а заударные – отступ, завершение слова. Эта их разная роль обнаруживается и в их фонетических характеристиках: предударные меньше редуцируются, чем заударные.

Под редукцией будем понимать и изменение длительности гласного в слоге (количественная редукция) и изменения качества гласного (качественная редукция).

Все эти изменения связаны с одним общим свойством безударных – малой длительностью этих звуков, не позволяющих выполнить полную артикуляторную программу, как это происходит при произнесении ударных. Последствием этого являются изменения всех признаков гласных, в том числе и качественных, если они находятся в безударной позиции. Более определенным образом эта мысль была высказана академиком Л.С. Щербой: «Непосредственной причиной качественных изменений наших неударенных гласных является количественная редукция»

Последовательность слогов в слове – это чередование усилений и ослаблений мускульного напряжения. Этот контраст ударных и безударных по длительности и напряженности и лежит в основе ритмики русского слова.

Как же предударные и заударные слоги относятся по длительности к ударному слогу? Обратимся к классической формулировке, данной выдающимся русским лингвистом XIX в. А.А. Потебней: «Если тоническую силу ударяемого слога обозначить через 3, то отношение других слогов к ударяемому в четырехсложном слове можно будет изобразить так: 1, 2, 3, 1». Эта формула А. Потебни позволяет различить две степени изменения характеристик безударного гласного по сравнению с ударным: первая степень (или ступень) редукции – для гласных в первом предударном слоге и вторая степень редукции – во втором (третьем и т.д.) предударном и во всех заударных слогах.

 

Пример: та-та-та-та

1 2 3 1

 

Экспериментальные фонетические исследования характеристик гласного а в первом и втором предударном слогах показали, что их отношение к ударному приблизительно можно выразить пропорцией 1 : 2 : 3, где 3 – длительность ударного слога. Следовательно, в слове барабашка можно записать длительности произнесения а как дроби: 1/2 от а и 1/3 от а. То есть, 1/2 в первом предударном, 1/3 во втором предударном, и 1/3 в заударном слоге.

Длительность звуков речи в экспериментальной фонетике измеряют в миллисекундах (мс) – тысячная доля секунды. Так длительность ударного гласного а в слове сад, произнесенном в нормальном среднем темпе, будет составлять примерно 250 мс, длительность второго предударного а в слове садовод – около 60 мс. Таким образом, он укорочен по отношению к ударному почти как 1 : 4.

Современные исследования показывают, что отношения ударного и безударного слогов по длительности значительно сложнее и не укладываются в четкую арифметическую схему А.А. Потебни, но эта схема верно определяет тенденцию этих отношений.

Когда же мы исследуем длительность предударных и, у, ы, то оказывается, что между первым и вторым предударным нет таких сильных различий, как для гласного а.

Неударяемые и, ы, у составляют примерно половину длительности ударного слога.

 

Например: сундуку уксусу

½ ½ ½ ½

миллилитр лилипут

½ ½ ½ ½

 

В абсолютном начале слова гласный а изменяется меньше всего. Этот гласный совпадает по своим характеристикам с ударным а , даже длительность его немного уступает длительности ударного, так что нет причин для качественной редукции.

 

Например: атаман

½ ½

 

В говорной речи изменения длительности произнесения гласных в слове отличаются от литературного произношения.

Эти отклонения в области ритмики прослеживаются во всех ритмических компонентах слова: в ударном, предударных и заударных слогах. Удлинение или укорочение времени произнесения слогов вызывает перестройку слоговой структуры слова и изменение его ритмической организации.

Эти диалектные явления наиболее ярко проявляются в произнесении гласных звуков А и О. Поэтому мы проследим изменения в произношении именно этих гласных в одно-, двух-, трех- и четырехсложных ритмических структурах слова.

Перечисленные ритмические структуры наиболее распространены в русской речи.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.01 с.)