Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные виды дикционных недостатков↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Л.Д. АЛФЁРОВА РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ: ДИКЦИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЕ Пособие для самостоятельной работы
ОТ АВТОРА
Десятки юношей и девушек ежегодно приходят в «Абитуриент-класс» Санкт-Петербургской академии театрального искусства. На занятиях по сценической речи они с удивлением узнают, что их голоса, дикция, произношение далеки от совершенства. Первый шок сменяется тревожными вопросами: а возьмут ли на актерский курс с дикционными дефектами? А как исправить речевые недостатки? А где взять литературу по исправлению говоров? Можно ли улучшить речь, занимаясь самостоятельно? Данное пособие является в какой-то мере ответом на некоторые из этих вопросов. Пособие состоит из двух частей. Часть I – Дикционный тренинг. Часть II – Исправление говоров. Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи. Методические рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении. При написании данного пособия автор опирался на многолетний теоретический и практический опыт педагогов кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства, и особенно на богатейший педагогический опыт своего Учителя – профессора, Заслуженного деятеля искусств России Александра Николаевича Куницына. Глубокую признательность автор выражает профессору кафедры сценической речи Н.А. Латышевой за ценные предложения и замечания, сделанные ею в процессе подготовки пособия.
ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
«Дикция – вежливость актера», – произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему. Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих – ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки. Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи. Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно. Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся: 1.Недостатки языка: а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию; б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д. 2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов: а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей); б) большие расщелины между зубами. 3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо). 4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, – эти недостатки затрудняют четкое произношение. Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха – тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха – также приводят к косноязычию. Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга. Дикционный тренинг поможет решить другие задачи – исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ (Функциональные нарушения произношения)
Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения. С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции? Во-первых, это вялая артикуляция, т.е. недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти; во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость; в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани – кёт кач кани, вместо слушай – сушай, вместо шар – ша и т.п.; в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко – мовоко; в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании. Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна. «Гласные – река, согласные – берега», – писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных – основная задача в работе над дикцией.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие – без голоса.
Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ
Согласные звуки могут быть соотнесены по твердости – мягкости: б–б', в–в', г–г', д–д', ж–ж', з–з', к–к', л–л', м–м', н–н', п–п', р–р', с–с', т–т', ф–ф', х–х', ш–ш'. (В логопедической литературе мягкость согласного звука обозначается апострофом (') – надстрочным знаком в виде запятой.)
Звуки ц, ч, щ – парного варианта не имеют.
Звук Ц всегда произносится твердо:
Цирк – ц(ы)рк, Цезарь – Ц(э)зарь
Звуки Ч и Щ всегда звучат мягко: чай – ч(я)й, пощада – пощ(я)да.
По тому, как согласные звуки воспринимаются на слух, их делят на следующие группы:
Звуки Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие Звуки С, З, Ц – свистящие Звуки Л, М, Н, Р – сонорные (звучные)
По месту образования остальные согласные можно определить так:
Звуки П – Б – губные Звуки В – Ф – губно-зубные Звуки К, Г, X – заднеязычные Звуки Т, Д – переднеязычные
В соответствии с характером дефекта произношения согласных звуков в логопедии выделяются следующие виды функциональных нарушений: 1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающий звук С) – недостатки произношения свистящих с – с', з – з', ц и шипящих (шипящий сигматизм) ш, ж, ч, щ звуков. Это один из самых распространенных видов нарушения произношения. 2. Ротацизм (картавость) – недостатки произношения звуков р и р'. 3. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л' 4. Дефекты смягчения согласных Т' и Д': тсякание – звука Т' дзяканье – звука Д'. Эти функциональные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений дикционного тренинга.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией. Каждое упражнение нужно делать 8–16 раз.
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
В данном пособии мы рассмотрим способы исправления дикционных недостатков, наиболее часто встречающихся в речи. Очень важно научиться правильно произносить звуки русской речи сначала в отдельной позиции (в первую очередь это касается дефектных звуков) и лишь затем вводить их в речевой поток. Для этого нужно знать правила артикуляции отдельных звуков, закрепленные в русской фонетике. Недостатки звукопроизношения чаще всего проявляются в свистящих С, З, Ц, шипящих Ш, Ж, Щ, Ч, сонорных Р и Л и переднеязычных Т и Д в мягкой позиции. Такие звуки, как П–Б, В–Ф, М–Н, К–Г–Х – легко произносятся и редко бывают дефектными. Обычно специальной работы над этими согласными не требуется. Проводить работу по исправлению дикционных недостатков предлагаем в следующей последовательности: 1. Внимательно прочитать описание артикуляционного уклада согласного звука. 2. Найти ошибку в собственном артикуляционном укладе. 3. Контролируя положение артикуляционных органов, с помощью ощущений добиться правильной постановки звука (для облегчения задачи полезно использовать зеркало), 4. Тренировать правильное звукопроизношение, выполняя предложенные упражнения. 5. Следить за правильным произношением в повседневной речи.
ИСПРАВЛЕНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ С, З, Ц
Свистящие согласные С, З, Ц по месту образования являются переднеязычными. Базовой для этой группы является артикуляция звука С. Артикуляция С: кончик языка касается основания нижних резцов. Боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струи по бокам. Воздушная струя узкая, холодная, идет по средней линии языка. Губы слегка растянуты, как при легкой улыбке. Зубы (челюсти) разомкнуты на 1-2 мм. Верхние и нижние резцы обнажены. Артикуляция З: артикуляционный уклад – как при произношении С, но в образовании звука 3 принимают участие голосовые складки. Артикуляция С'. Звук С' смягчается из-за более широкой улыбки, при которой передняя часть языка приподнимается к твердому нёбу. Ощутить разницу в артикуляции С и С' легче, если последовательно произносить следующие звуки; с – с', с – с', з – з'; а также слоги, в которых С звучит в твердой и мягкой позиции:
су – сю со – сё са – ся сэ – се сы – си зу – зю зо – зё за – зя зэ – зе зы – зи
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ С – З
Разновидностями дефектного произношения свистящих звуков являются так называемая «старческая шепелявость», а также «тупой» и «острый» сигматизм. 1. При шепелявости свистящие звуки заменяются шипящими. Например, вместо синий – сшиний, вместо зуб – джуб и т. д. При исправлении этого недостатка необходимо обратить внимание на расположение кончика языка. Надо сознательно ставить его к корням нижних зубов, не разрешать ему подниматься кверху. Внимательно проследите за укладом языка в следующем упражнении:
с – ш: си – ши, сэ – ше, са – ша, со – шо, су – т у, сы – ши ш – с: ши – си, ше – сэ, ша – са, шо – со, шу – су, ши – сы
з – ж: зи – жи, зэ – же, за – жа, зо – жо, зу – жу, зы – жи ж – з: жи – зи, же – зэ, жа – за, жо – зо, жу – зу, жи – зы
2. При «тупом» сигматизме звуки С и З произносятся тупо, без характерного свиста. Это происходит тогда, когда кончик языка очень сильно упирается в нижние зубы (прижатый сигматизм), либо кончик языка находится между верхними и нижними зубами, а иногда и у верхних зубов. Челюсти при этом, как правило, сильно зажаты. При исправлении этого недостатка полезно использовать спичку. Кончик спички 5 мм закусить передними зубами. Тем самым создается щель между зубами, необходимая для правильного произнесения С, а также спичка мешает языку занять привычно неправильное положение, т. е. подняться кверху. Упражнение: Со спичкой между зубами медленно и осторожно произносить:
У–СИ О–СИ А–СИ Э–СИ И–СИ Ы–СИ СИ СИ–СИ СИ–СИ–СИ СИ–СИ–СИ–СИ У–ЗИ О–ЗИ А–ЗИ Э–ЗИ И–ЗИ Ы–ЗИ ЗИ ЗИ–ЗИ ЗИ–ЗИ–ЗИ ЗИ–ЗИ–ЗИ–ЗИ
При «остром» сигматизме слышится резкий свист. Чаще всего это происходит от несмыкания боковых краев языка и боковых верхних зубов. В образующуюся щель идет лишняя утечка воздуха при выдохе. Как только этот «сквозняк», «сифон» между зубами и языком ликвидируется, звук приходит в норму. Для исправления этого недостатка можно рекомендовать следующее упражнение. Прикусить верхними зубами весь язык так, чтобы зубы и язык касались друг друга полностью. Затем кончик языка осторожно перевести к нижним зубам, не отрывая остальную часть языка от верхних зубов. Произнести звуки:
ИСИ ИСИ–ИСИ ИСИ–ИСИ–ИСИ ИСИ–ИСИ–ИСИ–ИСИ СИ СИ–СИ СИ–СИ–СИ СИ–СИ–СИ–СИ ИЗИ ИЗИ–ИЗИ ИЗИ–ИЗИ–ИЗИ ИЗИ – ИЗИ – ИЗИ – ИЗИ ЗИ ЗИ–ЗИ ЗИ–ЗИ–ЗИ ЗИ–ЗИ–ЗИ–ЗИ
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ С – З
Упражнение 1. Артикуляция звуков С–З тренируется легче, если перед ними стоит гласный звук И, т.к. губы принимают при «И» положение, характерное для С и З. Произносите:
иск – искра – испуг – исход – история издавна – изверг – изба – избыток – издёвка исстари – изморозь – извне – исступление риск – писк – визг – миска – киска
Упражнение 2. Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С – З находятся в начале слова:
сук – суп – суд – судак – сурок сок – сор – соль – сода – содержание сад – сани – сало – сахар – салют сэр – сэндвич – север – сено – семь сип – сивый – сила – сиг – симпатия сыр – сыпь – сыро – сын – сытый
зуб – зубило – зудит – зубр – зуммер золото – зов – зона – зори – зола зазор – заноза – зараза – зазноба – звёзды зебра – зеркало – зелень – зев – земство зимушка – зимний – Зина – Зигмунд зыбь – зыбун – зыркать – зычный
Упражнение 3. Тренируйте правильность артикуляции в словах, где звуки С–З находятся в конце слова:
ус – нос – квас – вес – лес – мыс голос – лотос – палас – каркас минус – фокус – конус – ребус – кактус груз(с) – глаз(с)– воз(с) – таз(с) мазь(сь) – грязь(сь) – князь(сь) – бязь(сь)
Примечание: по орфоэпическим правилам (орфоэпия – в переводе с греческого правильная речь), звонкие согласные в конце слов оглушаются и звучат как парные им глухие. Звук З в конце слова оглушается и произносится как С, а звук Зь как Сь.
Упражнение 4. Тренируйте правильность произношения С и З в словах, где эти звуки стоят в середине слова:
асфальт – атмосфера – каска – маска государство – насос – космос – рост – мост вздернул – вздрогнул – взгрустнул – вздумал вспорол – вспомнил – всуе – всхлипнул
Примечание: звонкий согласный В перед глухим С уподобляется глухому и произносится как звук ф: (ф)спорол – (ф)спомнил –(ф)суе –(ф)схлипнул
Упражнение 5. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуками С–З:
солист ансамбля запретная зона каскад струй знание языка весна красна зоркие глаза сырой песок признак грозы последний выстрел звуки музыки высокий рост золочёное зеркало
Упражнение 6. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, проверяя правильность артикуляции С– С'.
Придет осень, за всё спросит. Авось да небось – хоть брось. Худые вести не стоят на месте. Не в свои сани не садись. Собака на сене – сама не ест и другим не даёт. Всякому семени свое время. Всем сестрам по серьгам. Краткость – сестра таланта. Старость – юность усталых людей.
Упражнение 7. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, проверяя правильность артикуляции З – З'.
Занятия спортом – залог здоровья. А зори здесь тихие. От лени болезнь, от работы – здоровье. Око за око, зуб за зуб. У трезвого на уме, у пьяного на языке. Много званых, да мало избранных. За добро добром заплатят. Люблю кизил и изюм. Зяблик зябнет на берёзе. Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка. Один за всех, все за одного.
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Ц Артикуляция Ц: Звук «Ц» – сложносоставной звук (аффриката). Он образуется в результате слияния 2-х звуков: Т и С. Постановка звука Ц возможна только после того, как звук «С» будет исправлен и войдет в речь. При произношении «Ц» язык выполняет два последовательных движения – сначала касается корней верхних зубов и быстро соскальзывает вниз, касаясь корней нижних зубов. На начальном этапе постановки звука может получаться сочетание ТЫС, но как только «ы» исчезнет и язык будет двигаться от «Т» к «С» без перерыва, звук «Ц» сразу наладится: ТЦЕ, ТЦЕ – ЦЕ, ТЦЕ – ТЦЕ – ТЦЕ.
Наиболее распространенным недостатком произнесения звука Ц является его сближение со звуком С. Вместо наконец – наконес, вместо сцена – ссена. Это происходит из-за того, что язык не выполняет первое смычное движение – не смыкается с верхними зубами, а сразу идет вниз. Для исправления этого дефекта надо приучить язык вставать на «Т» (подниматься к верхним зубам, т. е. начинать Ц с произнесения Т) и лишь затем опускаться к корням нижних зубов, как на звук С. Потренируйте двойное движение языка на несложных сочетаниях:
тцу – тцо – тца – тцэ – тцы – тцы двум – цвом – цвам – цвэм – цвим – цвым цмуц – цмоц – цмац – цмэц – цмиц – цмыц цнуц – цноц – цнац – цнэц – цниц – цныц цху – цхо – цха – цхэ – цхи – цхы цуц – цоц – цац – цэц – цыц – цыц цус – цос – цас – цэс – цыс – цыс
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Ц
Упражнение 1. Тренировку звука Ц лучше начинать со слов, где Ц стоит в конце слова.
боец – пловец – палец – танец – заяц месяц – мизинец – певец – отец – конец кузнец – песец – колодец – птенец – купец
Упражнение 2. Произносите слова, где Ц находится в середине слова:
лицо – яйцо – кольцо – овца солнце – птица – синица – улица бубенцы – птенцы – пуговица – золотце
Упражнение 3. Произносите слова, где Ц находится в начале слова:
цепь – цель – царица – Цицерон цирк – циркуль – цапля – центр цыган – цынга – цоколь – цукат цунами – цедра – циновка – цех
Упражнение 4. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуком Ц:
умница-разумница целое яйцо птица-перепелица конец лекции ценная вакцина цепная реакция лекция доцента отец цыгана оценка ценностей концерт горцев
Упражнение 5. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, продолжая контролировать артикуляцию звука Ц.
Кузнец – молодец, захромал наш жеребец. Знаменитый певец вызывается на сцену. Легкая метелица белым снегом стелется. За плохого бойца ругают отца. Язык у сплетницы длиннее лестницы. Любовь – кольцо, а у кольца нет конца. Пословица недаром молвится. Полюбила молодца не из-за золотца. Съел наконец кузнец варенец. Не велика птица-синица, да умница. Что в лицо сказано, то со злом не связано. У себялюбца сердце злее перца. Льстят тем, кого боятся. Все льстецы – прихвостни.
Примечание: сочетания ДЦ, ТЦ внутри слова и сочетания ТС, ТЬС в возвратных глаголах произносятся как двойной звук Ц:
молодца – молоцца золотца – золоцца молвится – молвицца
ИСПРАВЛЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ Ш-Ж-Щ-Ч
Все шипящие согласные Ш – Ж – Щ – Ч по месту образования являются переднеязычными, средненёбными. Звуки Ш, Ж, Щ по способу артикуляции различаются незначительно. Звук Ч является более сложным смычно-щелевым звуком, состоящим из двух последовательно произносимых согласных Т' и Ш'. Базовым для этой группы согласных является звук Ш.
АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ш
При артикуляции звука Ш губы разомкнуты и слегка выдвинуты вперед, кончик языка поднят и загнут к нёбу, за альвеолы, однако нёба не касается, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам воздух. Воздух, проходя через небольшую щель между загнутым краем языка и нёбом, образует шум, являющийся звуком Ш. Голосовые связки разомкнуты и в образовании звука не участвуют. Звук Ж – артикуляционный уклад такой же, как при звуке Ш. Небольшое отличие заключается в том, что при произнесении Ж кончик языка загибается чуть сильнее (глубже), чем при произнесении Ш, и находится почти перпендикулярно твердому нёбу. Голосовые связки в образовании звука Ж участвуют. Звук Щ – звучит как длительный, двойной звук Ш'Ш'. При артикуляции звука Щ кончик языка менее загнут к нёбу, чем при артикуляции звука Ш, и находится около альвеол. При произнесении звука Щ средняя часть спинки языка приподнимается. Чтобы почувствовать разницу в артикуляции шипящих, полезно произносить их в следующей последовательности: Ж, Ш, Щ. Сконцентрировав внимание на движении кончика языка, можно ощутить, как он из сильно загнутого, почти вертикального положения при произнесении Ж передвигается вперед к положению «чашечки» при произнесении Ш и далее продвигается вперед, к альвеолам, при произнесении звука Щ. Эту артикуляционную тонкость полезно потренировать на скороговорке: Поезд мчится скрежеща: Же, Ше, Ща; Же, Ше, Ща. Полезно ощутить и движения кончика языка в обратном направлении: от альвеол – вглубь, к твердому нёбу. Для этого нужно произнести шипящие в обратной последовательности: Щ, Ш, Ж; Щ, Ш, Ж.
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКОВ Ш–Ж
Наиболее распространенным недостатком в произношении звуков Ш – Ж является их смягчение. Например: вместо «шапка» звучит «шяпка», вместо «ужалила» звучит «ужялила». В основном это происходит из-за неправильного артикуляционного уклада языка – он опущен, кончик его находится около нижних зубов, а не загибается кверху, как положено при правильной артикуляции. Довольно часто неточное произношение Ж – Ш происходит из-за чрезмерного подъема языка: он слишком глубоко завернут к твердому нёбу, и это приводит к дефектному звучанию. Искажение звуков может происходить и тогда, когда 23 челюсти при произнесении Ш – Ж сильно разомкнуты (иногда до 1 см) или, наоборот, сильно зажаты (хотя для правильного произношения шипящих важно, чтобы зубы были сближены на расстояние 2-3 мм). В выработке правильного произношения звуков Ж – Ш может помочь использование различных звуковых образов (шумит ветер, шипит гусь, жужжит муха, выходит воздух из лопнувшего шара и т. д.). Звуки Ж – Ш в русском языке звучат всегда твердо: пишем «шина» – произносим «шына» «жир» – «жыр».
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Ш–Ж
Упражнение 1. Тренировку звука Ш лучше начинать со слов, где Ш стоит в начале слова:
шулер – шорох – шайба – шелест шушера – шум – шахта – шантаж шея – шедевр – шелуха – шёпот шик – шина – ширма – ширь
Упражнение 2. Произносите слова, контролируя артикуляционный уклад звука Ш в конце слов:
душ – дебош – палаш – фетиш – барыш брошь – тушь – ретушь – тишь поёшь – шумишь – гараж – нож несёшь – везёшь – мышь – чушь Примечания: звонкий согласный Ж в конце слова оглушается и произносится как звук Ш:
пишем «гараж» – произносим «гараш» «нож» – «нош».
Упражнение 3. Произносите слова, в которых звук Ш находится в середине:
ушу – сушу – тушу – крушу каша – ноша – лошадь – пороша ошибка – уши – ушиб – баклуши кошелёк – вишенка – башенка – решётка пушок – душок – хорошо – порошок
Упражнение 4. Произносите словосочетания, насыщенные звуком Ш:
широкополая шляпа шуршание машинных шин удушливый кашель ошибка мошенника шорох мышей бесшумные камыши
Примечание: сочетания СШ и ЗШ произносятся как долгий согласный Ш:
пишем «бесшумный» – произносим «бешшумный» «без шарфа» – «бешшарфа».
Упражнение 5. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, насыщенные звуком Ш:
Тише едешь – дальше будешь. Говори меньше, думай больше. Ум хорошо, а два лучше. Раньше начнёшь, раньше поспеешь. Милости прошу к нашему шалашу. По одёжке протягивай ножки. Хороша Маша, да не наша. Шила в мешке не утаишь. Поменьше болтай, побольше делай.
Упражнение 6. Произносите слова, в которых звук Ж стоит в начале слова:
жаба – жадина – жало – жатва жив – живот – жилет – жир жертва – жена – жёлтый – жёрнов жук – жулик – журнал – журавль
Упражнение 7. Произносите слова, где звук Ж находится в середине слова:
джаз – джем – джинсы – джут баржа – держи – коржи – моржи прежде – надежда – бережно – кожник важный – южный – можно – багажник должок – лживый – одолжение – изжога
Примечание: сочетания СЖ и ЗЖ произносятся как долгий согласный Ж:
пишем «изжога» – произносим «ижжога» «сжечь – «жжечь».
Упражнение 8. Произносите словосочетания, насыщенные звуком Ж:
жители Житомира жёлтый желток ржание жеребёнка южная жара жду мужа
Упражнение 9. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, насыщенные звуком Ж:
О, жалкий жребий мой! Ждать да догонять – нет хуже. Жизнь прожить – не поле перейти. Не до жиру – быть бы живу. Живи и жить давай другим. Жить-поживать, да добра наживать. Дружба дружбой, а служба службой. Держи карман шире. Живём да хлеб жуём. Мы ждем решения жюри.
Примечание: Иноязычное слово жюри произносится с мягким звуком Ж, так же как имена Жюли, Жюльен.
Упражнение 10. Произносите слова, где звук Щ стоит в начале, середине или в конце слова:
щуп – щука – щёки – щебень щадить – щи – щит – щиток щека – щедрость – щупать – щётка тащу – вещи – ущелье – мещанин ящур – кладбище – грядущий – вещий хранилище – угощение – трещина – голенище мощь – борщ – плющ – лещ вещь – плащ – хвощ – хлыщ прыщ – помощь – товарищ – хрящ
Упражнение 11. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуком Щ:
щавелевые щи умирающий ямщик тощий нищий мощный щит ощущение мощи бегущий щенок щебечущий щегол
Упражнение 12. Многократно произносите фразы, пословицы и поговорки, насыщенные звуком Щ:
Щи да каша – пища наша. Ищи ветра в поле. Охота пуще неволи. От добра добра не ищут. Лес рубят – щепки летят. Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Примечание: сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий Щ, также как сочетания СЩ и ЗЩ внутри слова и на стыке слов:
пишем «счастье» – произносим «щастье» «счёт» – «щёт» «извозчик» – «извощик» «заказчик» – «закащик» «расщелина» – «ращелина» «из щупальцев» – «ищюпальцев».
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Ч
Звук Ч в группе шипящих звуков занимает особое место. Это сложносоставной, смычно-щелевой звук. Артикуляция Ч: звук Ч возникает в результате быстрого соединения смычного звука Т' с последующим щелевым Щ. В первый момент кончик языка производит смычку с корнями верхних зубов, а во второй отскакивает назад, отрываясь от зубов, образуя у альвеол сужение. Губы слегка выдвинуты вперед. При артикуляции звука Ч надо добиваться слитного произношения звукосочетания Т'Щ: ТЧУ – ТЧО – ТЧА – ТЧЕ – ТЧИ – ТЧИ Наиболее распространенным недостатком произнесения звука Ч является его замена на звук Щ. Вместо «чашка» звучит «щяшка». Вместо «врач» звучит «вращ». Иногда вместо звука Ч произносят Т' – вместо «грач» звучит «грать». Эти дефекты произношения связаны с тем, что вместо сдвоенного артикуляционного движения язык производит одно движение (Щ или Т'). Для закрепления точного произношения звука Ч полезно использовать цепочку шипящих согласных: Ж – Ш – Щ – Ч, контролируя движения языка от сильно убранного за альвеолы при звуке Ж, чуть перемещенного вперед при звуке Ш, находящегося около альвеол при звуке Щ и касающегося корней верхних зубов при начальном образовании звука Ч. В этой последовательности исправить дефекты произношения шипящих согласных намного проще.
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Ч
Упражнение 1. Произносите слова, в которых звук Ч стоит в начале слова:
чудак – чулок – чумной – чудить чох – чёлка – чёлн – чёрточка чадо – чай – чайник – чайка череп – чердак – чопорный – чохом чин – чирок – чинара – читальня
Упражнение 2. Произносите слова, в которых звук Ч находится в конце слова:
луч – обруч – ключ – неуч ночь – дочь – точь-в-точь ткач – калач – богач – ловкач врач – плач – грач – мяч печь – меч – сечь – течь
Упражнение 3. Произносите слова, в которых звук Ч находится в середине слова:
куча – кочан – начало – качает починка – обочина – лучик – почин плечо – учёба – бочонок – печенье мальчик – ключик – пончик – венчик
Упражнение 4. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуком Ч:
приграничная часть мальчик в ночном чуткий начальник отличник учёбы ночная бабочка чёрный чум
Упражнение 5. Многократно произносите фразы, пословицы и поговорки, насыщенные звуком Ч:
Чарли Чаплин – величайший комик. Человек человеку – друг. Калачи на печи, как огонь горячи. Дурака учить – что мёртвого лечить. Наш чин не любит овчин. Нужда научит калачи печь. Что хочу, то и ворочу. Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала.
Примечание: На границе предлога и слова, или приставки и корня сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как ЩЧ:
пишем «из части» – произносим «ищчасти» «без чувств» – «бещчуств» «бесчестный» – «бещчесный» «расчертить» – «ращчертить».
ИСПРАВЛЕНИЕ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Р, Л
Артикуляция Р: губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик языка поднят вверх к альвеолам, напряжен, принимает форму «чашечки». Звук Р дрожащий, кончик языка вибрирует, дрожит под напором выдыхаемой струи воздуха, голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, мягкое нёбо поднято. Звук Р сложный по образованию, некоторые исследователи выделяют более 30 дефектов произношения Р. Предрасполагающими факторами дефектов являются: – укороченная подъязычная связка (уздечка); – слабость мышц языка; – слабая струя выдыхаемого воздуха; – неумение выполнять языком целенаправленные движения. Наиболее частыми нарушениями произнесения Р являются: – одноударное Р, при котором кончик языка один раз ударяет в альвеолы и рокочущего звука нет; – горловое дрожащее звучание «французский Р», при котором корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует щель. Воздух, проходя через щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба, приводящую к дефектному звучанию Р; – увулярное Р, при котором вибрирует маленький язычок. При этом слышится отчетливый рокот; – замена другими звуками (я, й, г, л): вместо «ряса» – звучит «яса» вместо «море» – «мойе» вместо «мороженое» – «могоженое» вместо «морковь» – «молковь» и т.п.
ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Р
Если человек правильно произносит Ж и Ш, то получить дрожащий (фрикативный) Р нетрудно. Нужно потянуть звук Ж при несколько открытом рте и переместить передний край языка немного вперед, к альвеолам, сильно выдыхаемой струей заставить кончик языка вибрировать. Другим способом является постановка звука Р после произнесения Д. Звук Д надо произносить «пулеметиком»: Д-Д-Д-Д; при этом язык должен смыкаться не с зубами, а переместиться несколько глубже – к деснам верхних резцов или даже к альвеолам. Последний звук Д в пулеметной цепочке надо усилить и на этом сильном выдохе произнести др-р-р. Используется также механические приспособления для выработки вибрации. Пальцем (или пальцем, на который надевают соску для бутылочки) производят быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. При этом кончик языка должен вначале сильно прижаться к нёбу и потом сильно оттолкнуться и произнести звук д-р-р.
ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р
Упражнение 1. Произносите звук Р в словах, которые начинаются сочетаниями ТР и ДР:
друг – дружба – трус – трубка дробь – дровни – дрожжи – дрожь дракон – драгун – дрова – дробить трап – трасса – травка – трал травля – трос – тройка – трудно трогать – тропка – трон – трубка Упражнение 2. Произнести звук Р в словах, которые имеют сочетание звуков РШ и РЖ, ЖР и ШР:
вершина – горшок – старшина – аршин саржа – держава – моржи – спаржа коржи – стержень – держатель – ржать ржание – жрут – сожрали – пожрали шрам – шрапнель – шрифт – шрифтовой Упражнение 3. Произносите слова и словосочетания, насыщенные звуком Р:
квартира – оркестр – трактор – рапорт ротатор – ротор – разгром – разрыв
родной край торфяные разработки огромный парк дружба народов вокруг дворца морской ветер первый трамвай горные вершины барабанная дробь матрос на корме раннее утро камера хранения преждевременный разговор огромный дракон Упражнение 4. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, насыщенные звуком Р: &nb
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.240 (0.017 с.) |