Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третья схема трехсложной структуры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В третьем варианте ритмической структуры два заударных слога будут звучать как Ъ, но будут отличаться друг от друга долготой произнесения. Чем дальше от ударного слога, тем короче.
/ ъъ ٮ ٮ ٮ ударн. первый заударн. второй заударн. слог слог слог
Разница в произнесении второго заударного слога по качеству звучания зависит от того, в открытом или в закрытом слоге произносятся безударные а и о. / ъъ / ъъ ٮ ٮ ٮ ٮ ٮ ٮ ударн. перв.зауд. вт.зауд. ударн. перв.зауд. вт.зауд. слог слог откр. слог слог слог закр. слог
/ ъ ъа / ъ ъа форточка колокол Вологда молодость полочка скованность девочка преданность белочка изгородь корочка жимолость
Рекомендации: При освоении произношения данной ритмической структуры необходимо отбить хлопками ритм слов с одновременным произнесением схемы: та -та-та. Следить за тем, чтобы третий слог был самый короткий и слабый, но озвученный и не сброшенный с дыхания. Часто в первом заударном слоге слышится вместо звука Ъ ясный звук а, и слово форт Ъ чк Ъ звучит как фортачка, слово зол Ъ т Ъ звучит как золата, а слово кол Ъ к Ъ л как колакал. Следите за редукцией заударных, сокращайте их звучание, не разваливайте ритм трехсложных слов.
Произношение А и О в четырехсложных словах
В четырехсложных ритмических структурах слова могут иметь следующие ритмические варианты: первый – три безударных, один ударный слог; второй – два безударных, один ударный, один безударный слог; третий – один безударный, один ударный, два безударных слога; жимолость четвертый – один ударный, три безударных слога.
Первая схема ритмической структуры четырехсложных слов ъъ ^ / ٮ ٮ ٮ – второй предпредударн. предпредударн. предударн. ударн. слог слог слог слог
В первом ритмическом варианте а и о произносятся следующим образом: в предударном слоге – как короткий звук а = ^; в предпредударном слоге – как средний между А и О = Ъ; во втором предпредударном – как очень короткий беглый средний звук между А и О = Ъ.
ъ ъ ^ / ъ ъ ^ / боготворить восстановить водоворот сопроводить водопровод поговорить коловорот поворотить сковорода заговорить контрабандист растормошить
Рекомендации: Отрабатывая первую ритмическую схему четырехсложных слов, необходимо следить за тем, чтобы два первых безударных слога – очень короткий и короткий – не потянули за собой по инерции такую же краткость третьего слога, который должен произноситься длиннее и звучать как а. Открыть гласный а в предударном слоге довольно сложно. Это надо специально отрабатывать многократным повторением с одновременным отбиванием ритма та‑та‑та‑ та . Например: не вЪдЪвЪрот, а вЪдЪварот (водоворот), Не пЪгЪвЪрить, а пЪгЪварить (поговорить).
Вторая схема четырехсложной ритмической структуры ъ ^ / ъ ٮ ٮ – ٮ предпредударн. предударн. ударн. заударн слог слог слог слог
ъ ^ / ъа ъ ^ / ъа молотилка балалайка морозилка канонада колоссально канарейка сковородка замарашка скороварка барабашка городишко вагонетка золотишко наркоманка Рекомендации: Отхлопать четырехсложный ритм, проговаривая слоговую структуру: та‑та‑ та ‑та. Следить за тем, чтобы хорошо открывался рот на гласный а в предударном слоге. Не снимать со звучания заударный гласный, не удлинять его, чтобы не слышалось мЪлатилка вместо мЪлатилкЪ (молотилка).
Третья схема четырехсложной ритмической структуры ^ / ъ ъ ٮ – ٮٮ предударн. ударн. зауд. второй зауд. слог слог слог слог
^ / ъ ъа ^ / ъ ъ пара бола пожа ловать тата рочка пора довать каре лочка кома ндовать таре лочка поми ловать мазу рочка пози ровать зами ночка копи ровать
Рекомендации: Отрабатывая третью ритмическую схему, необходимо сначала отхлопать ее ритм, чтобы почувствовать краткость заударных слогов. Следить, чтобы энергия была сосредоточена в ударном слоге: та‑ та ‑та‑та. Очень часто заударные гласные сильно растягиваются, и слово звучит с сильным говором. Например, парабо ла вместо правильного парабЪлЪ. Старательно «подбирайте» заударные слоги. Отработайте ритмику четырехсложных слов, произносите слова, отбивая ритм.
Четвертая схема четырехсложной ритмической структуры / ъ ъ ъ ъ – ٮٮٮٮ ударн. перв. зауд. вт.зауд. тр.зауд. слог слог слог слог слог
Особенностью этой ритмической структуры является то, что все три заударные гласные произносятся редуцировано, как Ъ (ер), но отличаются друг от друга длительностью произношения: чем дальше от ударного, тем короче. Самым коротким будет третий заударный слог.
ъ ъ ъа проволока наволочка сыворотка сутолока жаворонок папоротник
Рекомендации: Отхлопать ритм данной структуры с одновременным произнесением ритмической схемы: та ‑та‑та‑та. Следить, чтобы заударные были «подобраны» так, чтобы в них не звучал гласный а вместо среднего между А и Ы. Следить за тем, чтобы слово было озвучено до конца, не сбрасывать дыхание с последнего слога. Иначе будет слышаться усеченное слово наволочк вместо навЪлЪчкЪ, суталака вместо сутЪлъкЪ. Обращение к ритмическим структурам слова дает сильный толчок в работе над исправлением говоров. Через освоение ритмики происходит более активное формирование навыков верного литературного произношения. Орфоэпические правила быстрее входят в «плоть и кровь» диалектоносителей. Полезным упражнением для закрепления навыков правильного ритмического оформления речи на первом этапе является использование изученных ритмических моделей в стихотворных текстах, которые самостоятельно сочиняются для индивидуального тренинга. Двух- и трехсложные ритмические структуры русской речи совпадают с пятью классическими стихотворными размерами: двусложные – с хореем, ямбом; трехсложные – с дактилем, амфибрахием, анапестом. Поэтому чтение русской классической поэзии, безусловно, поможет устранить говорные отклонения и быстрее усвоить нормы русского литературного произношения.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕКСТЫ
Стихотворные тексты, сочиненные студентами курса актеров драмы Петрозаводской государственной консерватории, предлагаются как примеры для индивидуальной работы над исправлением говоров.
Саша с Машей Съели сахар, Сашу с Машей Съел комар!
Шорох, запах, голос, Что-то шепчет колос, Где-то сена ворох – Это лета шорох.
Комар – богач Большой ловкач. Бобыль просил ночлег, Хотел свершить побег.
Чемодан
У меня на кухне диван, За диваном стоит чемодан. В чемодане – игра «Магазин», А в нем продают сахарин. А еще там есть батальон, А за ним идет почтальон, Письма несет, спешит И про себя говорит: работа, растяпа, баранка, корова, собака, болванка, дорога, колонна, пороша, раззява, растяпа, калоша.
Завтракала курочка, Милочка и дурочка. Поклевала колосок, Разбудила голосок.
Корова, Собака, Забота – За ними – большая работа. Дорога, а в поле картошка, Болото, там зреет морошка.
На работу растяпа идет – Аппетитно баранку жует.
Как поеду на охоту, Прихвачу я шарабан, Барабаны брать не буду, Но зато возьму капкан. Все капканы тараканы обегают стороной, И ни зайцы, ни бараны не заходят в дом родной.
Никогда не быть растяпой И не лезть в бульоны лапой, Не мычать в тоске коровой Оттого, что погреб новый.
Как-то я попал в водоворот, И сломался у меня водопровод – Получился вот такой коловорот...
Взял я булочку, Положил на форточку – Получилась корочка!
Там сидят карелочки, Там сидят татарочки – Прямо из тарелочки Кушают бараночки.
Сопроводить, восстановить, растормошить – Без говора мне нужно говорить, А если с говором скажу: «водоворот», – Всю жизнь придется мне чинить водопровод...
Водопровод
Водопровод – кричали люди, Коловорот – кричал рыбак. Восстановить – кричал раззява, Боготворить – кричал чудак.
Водоворот, коловорот, водопровод – Дружно идет на работу народ.
Марафон
Балалайка бежит впереди, Канарейка бежит позади, Замарашка тащится сзади, Барабашка осталась в засаде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984. 2. Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М., 1977. 3. Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. Сборник упражнений. М., 2002. 4. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. 3-е изд. М., 1977. 5. Васильев Ю.А. Тренинг сценической дикции. СПб., 1997. 6. Васильева Г.И. Упражнения по дикции. Согласные звуки. М., ГИТИС, 1988. 7. Ганиев Ж.В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия. М., 1990. 8. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., 2001. 9. Залмаева Р.Я. Сам себе логопед. «Петербург XXI век», 1995. 10. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1997. 11.Лубенская К.А. Русское литературное произношение и ударение. СПбГАТИ, 1997. 12. Любимова Н.А., Братыкина А.Г., Вострова Т.А. Русское произношение. Звуки. Ударение. Ритмика. Учебное пособие. М., 1981. 13. Пронина М.П. Воспитание фонационного и фонематического слуха будущего драматического актера: I актерский курс. Л., ЛГИТМиК, 1989. 14. Русская диалектология / Под ред. В.В. Колесова. М., 1998. 15. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 8 т. Т. 2, 3. М., 1956. 16. Смирнова М.В. «2500 скороговорок». СПб., 2003. 17. Сценическая речь. Учебник / Под ред. И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой. 2-е изд., испр. и доп. М., ГИТИС, 2000. 18. Фимичева Т.В., Чевелева Н.А., Чиркина Т.В. Основы логопедии. М., 1989. 19. Чарели Э.М. Учитесь говорить! Свердловск, 1991.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
От а в т о р а Ч а с т ь 1. Д и к ц и о н н ы й т р е н и н г 1. О с н о в н ы е в и д ы д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в 2. С п о с о б ы и с п р а в л е н и я д и к ц и о н н ы х н е д о с т а т к о в а) а р т и к у л я ц и о н н а я г и м н а с т и к а б) и с п р а в л е н и е с в и с т я щ их з в у к о в С–З–Ц в) и с п р а в л е н и е ш и п я щ и х з в у к о в Ш–Ж–Щ–Ч г) и с п р а в л е н ие с о н о р н ы х з в у к о в Л–Р д) исправление переднеязычных звуков ТЬ–ДЬ 3. Тренировочные дикционные таблицы и скороговорки Таблица 1 (П–Б) Таблица 2 (В–Ф) Таблица 3 (К–Г–X) Таблица 4 (С–З–Ц) Таблица 5 (Ш–Ж) Таблица 6 (Щ–Ч) Таблица 7 (М–Н–Л–Р) Таблица 8 (Р–Рь) Таблица 9 (Ть–Дь) Часть 2. Исправление говоров 1. Г о в о р ы к а к р а з н о в и д н о с т ь р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о я з ы к а 2. Г о в о р н ы е о т к л о н е н и я от л и т е р а т у р н о го п р о и з н о ш е н и я 3. Р и т м и к а р у с с к ой р е ч и 4. С л о в е с н ое у д а р е н и е и е го р о ль в о р г а н и з а ц и и р и т м и ч е с к их с т р у к т у р 5. И с п р а в л е н и е г о в о р н о го п р о и з н о ш е н и я г л а с н ы х А и О 6. Тренировочные тексты Литература Содержание
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, речь умом красна, а если язык шепеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой – тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали; у нас на дворе-подворье погода размокропогодилась; сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, нужно колпак переколпаковать, перевыколпаковать, нужно колокол переколоколовать, перевыколоколовать; нужно все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить, и тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.201 (0.009 с.) |