Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 23. Социальное значение денегСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной экономической социологии обращается внимание на то, что деньги не настолько обезличены, насколько это принято считать в социальных науках, Представление о том, что развитие денежных отношений приводит к замещению социальных и персонифицированных взаимосвязей между людьми на денежные и обезличенные отношения, подвергается сомнению. Понятие политической нейтральности денег, развитое в экономической теории, выглядит убедительным только на теоретическом уровне, на практике же оно не работает. Операции с деньгами и отношение к ним конституируется на основе тех социальных отношений, в которые вовлечены люди, а не абстрактных свойств денег самих по себе. Каждый раз, когда денежный мир отвоевывает частицу социального, последний не сдает своих позиций окончательно, а продолжает существовать, вводя новые социальные оттенки в холодный мир денежных расчетов, изобретая особые формы денег, встраивая их в сеть рабочих, дружеских, покупательских и прочих взаимоотношений. Так, деньги, полученные в подарок или как результат счастливого случая, воспринимаются и тратятся людьми иначе, нежели регулярные заработки. Покупательная способность денег, или то, что может быть на них куплено, может также зависеть от предшествующих акту обмена сетей социальных взаимоотношений, в которые встроен рыночный механизм. И в первую очередь речь идет о отношениях власти. Ценовой механизм, если его рассматривать в совокупности властных отношений в обществе, является не столько средством уравнивания спроса и предложения, сколько основой для исключения, ограничения доступа к ресурсам тех, кто не обладает достаточной властью.
Основная литература:
Зелизер В. Создание множественных денег, В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.413-430. Оригинал: Zelizer V. Making Multiple Money // Explorations in Economic Sociology / R. Swedberg (ed.). New York: Russel Sage, 1993. P. 193–212. Неполная версия он-лайн Электронный журнал Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, c. 58-72. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-4/index.html
Зелизер В. Человеческие ценности и рынок: страхование жизни и смерть в Америке XIX века Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2 С. 54–72 http://ecsoc.hse.ru/issues/2010-11-2/index.html Дополнительная литература:
C.Vogler Money in the household: some underlying issues of power The Sociological Review, Volume 46, Issue 4, pages 687–713, November 1998 (доступ через электронную базу библиотечных ресурсов НИУ ВШЭ)
Лекция 24. Формы капитала: экономический, социальный, культурный. Социальные сети. Экономическая теория исходит из представления об атомизированности экономического агента, оппортунизм которого сдерживается благодаря, с одной стороны, конкуренции, а с другой – общепринятой морали. С точки зрения М.Грановеттера, оба аргумента бьют мимо цели: один недооценивая роль социальных отношений, а другой – переоценивая ее. На деле же, экономические действия встроены в сети межличностных взаимоотношений. Именно они, а не институциональные соглашения или общепринятая мораль ответственны за производство и воспроизводство доверия и порядка в экономической жизни. Данная мысль иллюстрируется примерами из исследований найма работников на предприятия, поиска работы, формирования бизнесс-групп. Для экономистов капитал является основным понятием, с помощью которого описывается главный принцип, регулирующий экономическое воспроизводство. П.Бурдье предположил, что употребление данного понятия можно расширить, использовав его для описания воспроизводства общества в целом, а не только ее экономической составляющей. С вводом в научный оборот понятий культурного и социального капитала, которые по аналогии с экономическим способны как аккумулироваться, так и обесцениваться, а также конвертироваться в экономический и обратно, социология приобрела мощные аналитические средства для объяснения процесса социального воспроизводства. В отличие от Бурдье, который под социальным капиталам понимает потенциал сетей мжличностного взаимодействия, в которые вовлечен индивид, и силу которых он может мобилизовать для достижения собственных целей, Р.Путнам связывает социальный капитал с существованием социальных норм в обществе, создающих условия для коллективных действий, и со степенью доверия индивидов общественным институтам. Казалось бы, обе формы социального капитала должны взаимодополнять друг друга, и попытка вывести определение, связующее оба, можно найти у Дж. Коулмена, однако на деле дефицит деперсонифицированного доверия зачастую компенсируется за счет формирования закрытых локальных сетей взаимодействия, и тем самым блокирует демократические механизмы развития.
Основная литература:
Бурдье П. Формы капитала В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.519-536. Оригинал: Bourdieu P. The Forms of Capital // The Sociology of Economic Life / M. Granovetter, R. Swedberg (eds.). 2nd ed. Boulder: Westview Press, 2001. P. 96–111. Неполная версия он-лайн Электронный журнал Экономическая социология, Том 3, № 5, 2002, с.60-74. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-5/index.html
Грановеттер М. Сила слабых связей (перевод З. В. Котельниковой) //Экономическая социология Том 10, № 4, 2009, с. 31-50. http://ecsoc.hse.ru/issues/2009-10-4/index.html
Дополнительная литература: Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация //Экономическая социология Том 3, № 4, 2002, с. 20-33. http://ecsoc.hse.ru/issues/2002-3-4/index.html
Пауэлл У., Смит-Дор Л. В книге Западная экономическая социология: Хрестоматия современной классики /Сост. и науч. Ред. В.В.Радаев, М., РОССПЭН, 2004, с.226-280. Оригинал: Powell W., Smith-Doerr L. Networks and Economic Life // The Handbook of Economic Sociology / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 368–402. Неполная версия он-лайн // Экономическая социология. Том 4, N 3, 2003 http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-3/index.html
Дж. Коулмен Капитал социальный и человеческий, Общественные науки и современность, 2001, №3, с. 121-139. http://www.ecsocman.edu.ru/ons/msg/22701.html
Бурдье П. Различение: социальная критика суждения Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3 С. 25–48 http://ecsoc.hse.ru/issues/2005-6-3/index.html
Лекция 25. Образование и рынок
С социологической и социально-экономической точек зрения образование на современном этапе развития общества играет центральную роль, как на макро, так и на микро уровне. Представление о том, что инвестиции в образование, при прочих равных условиях, приводят как к росту материального достатка индивидов, так и улучшению экономических показателей на макроуровне, разделяется как экономистами, так и некоторыми социологами. В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы основным вопросом реформы высшего образования в 1990-ые годы стала задача расширения доступности высшего образования, повышения его качества и нахождение устойчивых источников финансирования помимо средств, выделяемых на высшее образование из бюджета страны. Рост приема на платные отделения можно расценить как рост доступности высшего образования, если рассматривать его в свете меритократического подхода, который связывает наличие высшего образования с более высокими жизненными шансами людей и большим уровнем их материального вознаграждения. Однако постулат о том, что образование экзогенно детерминирует последующий профессиональный статус и уровень материальной обеспеченности индивидов, требует дополнительной аргументации. Ведь если образование является не столько человеческим капиталом в экономическом смысле этого слова, сколько культурным капиталом, который привилегированные группы используют для своего воспроизводства, то получение образования может даже ухудшить положение низкостатусных, депривированных групп, поскольку в этом случае заработки после окончания не оправдают сделанных ими затрат на образование и упущенных доходов в процессе его получения. Иное объяснение может быть предложено, если обратить внимание на различия в качестве образования или разницы в способностях студентов платных и бесплатных форм обучения, поскольку нередко на платные отделения или в платные вузы поступают те, кто оказался не в состоянии пройти на бюджетные места. В сочетании с зачастую невысоким качеством новообразованных платных вузов уровень подготовки специалистов оказывается в среднем ниже, чем у выпускников бюджетной формы обучения. Рынок труда затем реагирует на разницу в качестве рабочей силы разницей зарплат, или открывает дорогу для "статистической" дискриминации выпускников. Однако и в этом случае неравенство оказывает двоякое влияние: слабее подготовлены оказываются дети из низкостатусных семей, а в случае одинаковой подготовки и равных способностей, они проигрывают в соревновании связей.
Основная литература:
M. T. Hallinan
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.37.178 (0.009 с.) |