ТОП 10:

Неформальная экономика: понятие, структура



Экономическая социология (электронный журнал) Том 4, № 4, 2003, С. 15–36 http://ecsoc.hse.ru/issues/2003-4-4/index.html

 

Капелюшников Р. И.

Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. Экономическая социология (электронный журнал) Том 2, № 2, 2001. http://www.ecsoc.msses.ru/Mag.php

 

Лекция 29. Финансовая грамотность населения

Понятие финансовой грамотности населения. Методики измерения уровня финансовой грамотности. Дебаты о способах повышения финансовой грамотности. Результаты исследований по оценке уровня финансовой грамотности населения в России. Способы повышения финансовой грамотности и оценка эффективности различных программ.

Основная литература:

Кузина О.Е., Ибрагимова Д.И. Проблемы повышения финансовой грамотности населения /В книге Гид по финансовой грамотности, М., КНОРУС, 2010, с. 56-67

 

O. Kuzina

The Level of Financial Literacy of Russians: Before and During the Crisis of 2008-2009

// Economic Sociology - the European Electronic Newsletter, 2011. № 12.2. C. 27—43

http://econsoc.mpifg.de/newsletter/newsletter_current.asp

 

Дополнительная литература:

 

Atkinson, A., S. McKay, E. Kempson, and S. Collard,

Levels of Financial Capability in the UK: Results of a Baseline Survey.

2006, London: FSA.

 

Survey of Adult Financial Literacy in Australia

Australia and New Zealand Banking Group Limited, The Social Research Centre. ANZ, 2008. http://www.anz.com/Documents/AU/Aboutanz/AN_5654_Adult_Fin_Lit_Report_08_Web_Report_full.pdf

Financial Capability in the United States, Report on the National Survey Component of the National Financial Capability Study – Executive Summary.

Investor Education Foundation (FINRA), 2009: Washington, D.C. http://www.finrafoundation.org/web/groups/foundation/@foundation/documents/foundation/p120535.pdf

 

Financial Capability Baseline Survey: Methodological Report.

Financial Services Authority, 2006: http://www.bridge.bris.ac.uk/pfrc/Reports/Fincap baselineBMRB 06.pdf

Improving Financial Literacy: Analysis of Issues and Policies. OECD, 2005: Paris: OECD.

Kempson, E., S. Collard, and N. Moore,

Measuring financial capability: an exploratory study.

2005:Financial Services Authority.

 

Mason, C., R. Wilson,

Conceptualizing financial literacy.

In: Research Series Paper 7. 2000:London: Business School, Laughborough University.

IV. Вопросы для оценки качества освоения курса

1. Модель социологического человека.

2. Понятие культурного наследования

3. Знак, символ, язык.

4. специфические признаки человеческой жизнедеятельности

5. Основные признаки группы.

6. Основные типы классификаций социальных групп.

7. Понятие квазигруппы, роль квазигрупп в современном обществе.

8. Понятие социальных отношений

9. Основные виды и функции социального контроля

10. Классификация девиантного поведения по Мертону

11. Современные теории девиации

12. Функции и дисфункции девиантного поведения.

13. Социализация первичная и вторичная, ее роль в обществах различного типа.

14. Основные теории социализации.

15. Обыденное и научное понятие общества

16. Основные античные представления об обществе. Общество как искусственная и естественная система.

17. Представления об обществе в эпоху Нового времени, теории»общественного договора», их роль в становлении социологии.

18. Социальная структура и стратификация. Ранговые и номинальные статусы.

19. Современные представления о природе социального неравенства. Теории элит.

20. Социальная мобильность. Ее основные виды. Социальные лифты.

21. Понятие культуры. Субкультуры, контркультуры.

22. Культура духовная и материальная.

23. Многообразие культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов.

24. Этнос и нация, черты сходства и различия.

25. Социальные институты, их функции. Основные институты современного общества.

26. Религия как институт: происхождение, функции, формы организации, основные тенденции

27. Семья и брак. Типология брака, типология семьи, функции, тенденции.

28. Наука как институт. Социальные факторы развития науки, экстернализм-интернализм. Понятие парадигмы.

29. Общества современные и традиционные

30. Глобальные проблемы современности.

31. Проблема метода социологии в трудах Дюркгейма. Понятие социального факта, правила его наблюдения и исследования.

32. Дюркгейм о происхождении и функциях религии.

33. Маркс об основаниях социальной структуры и стратификации. Основные положения учения Маркса о социальной революции.

34. Основные правила позитивного метода Конта.

35. Конт о структуре социологии.

36. Вебер о роли религиозного фактора в формировании западного капитализма.

37. Классификация социальных действий по Веберу.

38. Структура современного социологического знания. Эмпирическая и теоретическая социология. Теории среднего уровня.

39. Дилемма позитивистской и понимающей социологии.

40. Дилемма функционализма конфликтологизма.

41. Качественные и количественные методы социологии, их основные отличия.

42. Основные методы опроса, контент-анализ.

43. Основные принципы обработки и анализа социологических данных.

44. Использование социологических данных в современном обществе.

45. Принципиальная схема социологического исследования. Социология и маркетинг (логистика, др. специальность, на которой читается курс): точки пересечения и потенциально возможность использования информационных подходов в социологическом моделировании общественных систем.

46. Основные принципы моделирования в социальных науках: основные этапы моделирования. системы. Макроподходы и микроподходы. Особенности математического моделирования социально-экономических процессов. Типы моделей и типы данных.

47. Программа социологического исследования. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования. Требования валидности и репрезентативности социологического исследования.

48. Единица исследования и единица наблюдения. Измерение в социологическом исследовании: уровни измерения, виды шкал, надежность измерения социальных характеристик.

49. Выборочный метод в социологическом исследовании: основные понятия, простой случайный отбор, систематическая и серийная выборки, стратифицированный отбор, многоступенчатые и комбинированные выборки, неслучайные методы отбора.

50. Методы исследований: опросы, анкетирование.

51. Принципы составления анкеты в массовом опросе.

52. Методологические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов и способы их корректирования.

53. Методы исследований: качественные методы исследования (глубинное интервью и фокус-группы).

54. Методы исследований: эксперимент, включенное наблюдение.

55. Методы исследований: анализ текстовых данных.

56. Методы исследований: социометрические методы изучения структуры межличностных отношений.

57. Понятие структуры данных. Подготовка макета базы данных. Типы пропущенных значений (миссингов). Понятие системных и заданных миссингов. Влияние миссингов на полученые результаты – частоты и дескриптивные статистики.

58. Интернет как среда коммуникативного и социального взаимодействия: Блоги и форумы как особый предмет социологического анализа.

59. Моделирование коммуникативных процессов в нейронных сетях. искусственный нейрон. Структура нейронных сетей. Типология и архитектура нейронной сети.

60. Этапы моделирования нейронной сети на основе форумного общения.

61. Процесс коммуникации как частный случай когнитивного анализа. Речь как инструмент коммуникации. Общение как социокультурный феномен.

62. Модели и методы изучения коммуникативных процессов. Модели коммуникативных процессов. Основные методы изучения коммуникативных процессов. Метод контент-анализа. Метод дискурс-анализа. Методика когнитивного картирования(Р. Аксельрод).

63. Социологи и политические процессы. Специфика электорального поведения россиян. Сегрегация избирателей. Рейтинги как политический инструмент манипуляции. Оценка, прогнозирование и инструменты повышения явки избирателей. 64. Особенности политического исследования на общероссийском и региональном уровнях.

65. Образование как система. Основные принципы моделирования образовательных систем. Понятие эффективности системы как целевая функция.

66. Социологический и экономический подходы моделирования и оценки образовательных систем. Концептуальная схема мониторинга. Образовательные стратегии домохозяйств.

67. Определение домохозяйства. Домохозяйство и семья. Функции семьи, особенности экономической функции семьи. Эмпирическое изучение домохозяйств. Структура и методология сбора данных RLMS.

68. Корпоративные исследования: специфика проведения корпоративного опроса.

V. Примерный список тем эссе:

1. Социальный факт как научная категория.

2. Позитивный метод в социологии: за и против

3. Дилемма позитивистской и понимающей социологии

4. Хозяйственная этика православия

5. Мода как социальное явление







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.013 с.)