Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II.Тематический расчет часовСодержание книги Поиск на нашем сайте
III. Содержание программы
Раздел 1. Теоретические основы социологии
Тема 1. Специфика человеческой жизнедеятельности. Основные принципы социологии.
Сообщества животных и сообщества человека. Особенности взаимодействия между людьми. Знак, символ, язык. Творческая природа человека. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Понятие социального наследования. Специфика учений о человеке до возникновения научной социологии. Основные предпосылки возникновения социологии. Особенности социологического подхода к человеку, предмет и метод социологии. Модель социологического человека. Основные положения позитивного метода. Структура современного социологического знания, полипарадигмальная структура современных социальных наук, теории среднего уровня.
Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с.10-18.
Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 14-24. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 32-41, 63-67.
Дополнительная литература
1. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М.: КАНОН, 1995, с. 7 – 40. 2. Лобок А. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997, с. 35-68. 3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 64 – 81.
Тема 2. Социальные группы и социальные отношения. Понятие социальных отношений. Группа как носитель социальных отношений. Многообразие социальных групп. Основные признаки социальной группы. Группа, квазигруппа, социальная категория. Типология социальных групп. Малые, средние, большие группы, локальные - дислокальные, постоянные – временные, первичные – вторичные, целевые и нецелевые, критерии их выделения. Референтные группы. Ролевая структура социальной группы, современные концепции лидерства. Типы взаимодействия внутри группы. Устойчивость социальной группы. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 18-27.
Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 130-168. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 193-219.
Дополнительная литература 1.Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006, с. 360 – 390.. 2. Тичи Н., Деванна М. Лидеры организации. - М. 1990.
Тема 3. Социальные роли, нормы и ценности. Понятие социальной роли. Роль и группа. Ролевое напряжение, причины возникновения, основные типы. Межролевые и внутриролевые конфликты. Способы разрешения ролевых конфликтов. Социальные нормы и ценности. Основные классификации норм, нормы формальные и неформальные, «мягкие и жесткие», предписывающие и запретительные. Нравственные и правовые нормы, их специфика. Понятие аномии, роль аномии в современном мире. Понятие ценности. Групповые и индивидуальные цели как ценности. Понятия терминальных и инструментальных ценностей, их несоответствие как источник аномии. Консенсус и конформизм. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 27-42. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 72-79. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 90-106.
Дополнительная 1. Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 5- 23. Тема 4. Элементы социального поведения. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Задачи и функции социального контроля. Основные механизмы социального контроля, его относительность. Формальный и неформальный социальный контроль. Механизм внешнего социального контроля, понятие социальных санкции, их классификации. Особенности социального контроля в различных обществах (традиционное и индустриальное). Понятие девиации и ее роль в функционировании и развитии общества. Типология отклоняющегося поведения Мертона. Основные подходы к объяснению отклоняющегося поведения: физиологическая концепция, психологическая, функционализм, марксизм, радикальная криминология. Роль девиантного поведения в экономической истории.
Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 42-46.
Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 197-243. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 107-126.
Тема 5. Социализация личности, основные концепции. Социализация как процесс усвоения культуры. Понятия первичной и вторичной социализации, их основные особенности. Проблема вторичной социализации в современном мире. Основные концепции социализации: психоаналитическая теория, теории «зеркального Я», «Обобщенного другого», «Значимого другого». Механизм и агенты социализации, роль референтных групп в процессе социализации. Социализация и девиантное поведение. Особенности социализации в традиционном и современном обществах. Саморегуляция Социализация и свобода личности. Общая характеристика межличностных отношений. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 46-51 Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 108-129. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 77-89. Тема 6. Понятие общества. Социальная структура и стратификация. Понятие общества. Общество и культура. Объективные и субъективные факторы развития общества. Понятия традиционного, индустриального и постиндустриального обществ, их противоречивость. Социальный статус человека. Соотношение статуса и роли, понятие ролевого набора. Ранговые и номинальные статусные переменные. Биологические, достигаемые и предписанные статусы. Гетерогенность и неравенство как базовые характеристики общества. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера). «Железный закон олигархии». Понятие элиты, основные теории элит (властный и меритократический подходы). Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления. Объективные и субъективные факторы в формировании класса. Территориальные группы как элемент социальной структуры. Современные концепции социальной стратификации советского и постсоветского обществ. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2005, с. 60-72, 140-147.
Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 57 – 76; 273-286. 3. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 25-32; 238-263.
Дополнительная литература 1. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS. М., 1993, том 1, вып. 2., с. 137 – 150. 2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: Аспект Пресс, 1996, с. 222-244, 265-282, 287-298.
Тема 7. Социальная мобильность. Социальная мобильности и ее критерии. Понятия горизонтальной и вертикальной социальной мобильности. Мобильность и миграция. Групповая и индивидуальная мобильность. Социальные процессы в российском обществе на разных этапах его развития. Социальная структура, возникновение новых и распадение старых социальных групп и слоев. Понятие «социальных лифтов». Социальная мобильность в традиционном, индустриальном и постиндустиральном обществах. Особенности социальной мобильности в царской, советской и современной России. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 73-76. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 84-94. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 307-322.
Дополнительная 1. Сорокин П.А. Социальная мобильность. – М.: Academia; 2005 г
Тема 8. Человечество как социальная общность. Глобальные проблемы. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Перспективы постиндустриальной цивилизации. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 148-152. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 86-92. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 268-274. Тема 9. Культура и общество. Многообразие культур. Понятие культуры, многозначность термина. Культурное наследование как атрибут человеческого общества. Проблема происхождения культуры. Культура материальная и духовная, относительность этих понятий, их взаимосвязанность. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контркультуры. Молодежные субкультуры в современном обществе, роль контркультур в социальном мире. Культура и группа. Проблема многообразия культур, дилемма эволюционного и плюралистического подходов, основные представители этих направлений. Современные концепции классификации культур, (типология Клакхона-Стродтбека, Хофштеда). Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная культуры. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 76-81, 84-91. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 40-63. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 45-76.
Дополнительная литература 1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., Логос, 2000.
Тема 13. Система социальных институтов. Религия как институт. Понятие социального института, основные элементы социального института. Функции социальных институтов, понятие явных и латентных функций. Процесс институционализации. Важнейшие институты современного общества. Религия как феномен культуры и социальный институт. Предпосылки возникновения социологии религии, особенности социологического подхода. Формирование основ социологии религии в трудах Конта, Маркса, Дюркгейма, Вебера. Проблема происхождения религии: был ли безрелигиозный этап в истории человечества? Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ, особенности их динамики. Основные функции религии, специфика функций религии в современном мире. Религия и экономика: хозяйственная этика мировых религий (протестантизм, православие). Основные тенденции развития религий, понятия модернизации, секуляризации, экуменизма. Основные мировые религии. Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 100-103, 110-122. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 460. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с.161-172.
Дополнительная литература 1. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: ИНФРА-М, 2005, с. 9-28; 65 – 83, 202 - 208
Тема 11. Семья как социальный институт. Определение семьи и брака. Семья как малая группа и социальный институт. Типологии брака:, моногамия, полигамия (полигиния, полиандрия), причины их возникновения (основные концепции). Типология семьи: нуклеарная, расширенная (патриархальная), неполная. Понятие рода, его признаки. Экзогамность и эндогамность. Социальные функции семьи: экономическая, воспроизводства населения, социализации, статусная, релаксационная, регулирования сексуальных отношений. Семья в современном обществе, тенденции развития современной семьи, основные дискуссии. Гендер как социологическая категория. Гендерные проблемы современного общества.
Базовый учебник 1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Система социологических понятий в кратком изложении. Для школьников старших классов и студентов младших курсов. – М.: Русская панорама, 2002, с. 103-110. Основная литература 1. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 390-427. 2. Фролов С.С. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997, с. 181-190.
Дополнительная литература
1. Социология семьи. – М: Инфра-М, 2009.
Раздел 2. Основные методы социологии
Тема 12. Основные понятия анализа данных в социологических исследованиях
Программа социологического исследования. Определение объекта, предмета, целей и задач социологического исследования. Требования валидности и репрезентативности социологического исследования. Единица исследования и единица наблюдения. Измерение в социологическом исследовании: уровни измерения, виды шкал, надежность измерения социальных характеристик. Выборочный метод в социологическом исследовании: основные понятия, простой случайный отбор, систематическая и серийная выборки, стратифицированный отбор, многоступенчатые и комбинированные выборки, неслучайные методы отбора. Методы исследований: опросы, документальное исследование, качественные методы исследования (глубинное интервью и фокус-группы), эксперимент, включенное наблюдение, анализ текстовых данных, социометрические методы изучения структуры межличностных отношений. Опрос: понятие опроса, критерии качества данных опроса, основные фазы опроса, разновидности опроса, эмпирическое обоснование методики опроса. Анкетирование: типы и виды вопросов, типы и виды анкет. Требования при проведения качественных процедур. Цели применения качественных процедур сбора социологической информации. Гайд интервью и фокус-групп. Последовательность применения качественных и количественных процедур: их взаимодополнение. Наблюдение: понятие наблюдения, программа наблюдения, виды наблюдения, фиксация результатов, подготовка наблюдателя. Эксперимент: понятие, экспериментальные переменные, виды экспериментов, обработка экспериментального материала. Анализ документов: понятие, классификация, методы анализа документов. Выборка и проблемы качества документальной информации Социометрия: требования репрезентативности, типы вопросов, специфика кодировки полученных данных. Индивидуальные социометрические индексы. Социометрия и социодинамика. Анализ связей между признаками и между объектами. Графическое и матричное представление данных. Два подхода работы с социоматрицами, их достоинства и недостатки. Индивидуальные и групповые социометрические индексы. Динамические индексы. Разработка социометрических индексов и показателей их качества. Способы выявления подструктур группы.
Литература 1. Горшков М., Шереги Ф. Прикладная социология: учебное пособие для вузов. – М., 2003. стр. 20-32, 82-177. 2. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. М. Наука, 1989. Глава 4. Стр. 121-161. 3. Морено Я.Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М. Академический проект. 2001. стр.115-129, 167-177. 4. Рабочая книга социолога. Издание 3-е, УРСС. М.2003. стр.111-136, 275-422. 5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание реальности. Добросвет. М. 1999. стр.193-311.
Дополнительная литература 6. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. М. 1995. 7. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации, анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. DiaSoft, 2002. 8. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии, Учебное пособие, «Новый учебник»., М, 2004.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.239 (0.011 с.) |