Тема 10. Ссср, Россия в эпоху глобализации мировой истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Ссср, Россия в эпоху глобализации мировой истории



(1945 – 2011 гг.)

1. СССР в послевоенные годы. 1945-1953 гг.

2. СССР в 1953-1964 гг.

3. СССР в 1964-1985 гг.

4. «Перестройка» в СССР. 1985 - 1991 гг.

5. Трансформация российского государства и общества. 1991 -1999 гг.

6. Россия в 2000 – 2011 гг.

1. СССР в послевоенные годы. 1945-1953 гг.

Последствия войны. Довоенная численность населения СССР (195 млн.) была достигнута только к 1955 г. Прямой материальный ущерб составил треть национального богатства страны (40% потерь всех участников второй мировой войны). Первоочередными задачами послевоенного времени являлись реорганизация системы управления, репатриация советских военнопленных и граждан (всего возвратилось более 5,4 млн. человек, проходивших специальную проверку – «фильтрацию», многие подлежали заключению или ссылке, все ограничивались в гражданских правах, 451 тыс. стали невозвращенцами); демобилизация армии (сократившейся с 11 до 3 млн.); реэвакуация предприятий и населения, реконверсия военной промышленности, организация государственной помощи инвалидам и детям-сиротам.

Быстрому восстановлению промышленности (за 5 лет было восстановлено и вновь построено 6200 предприятий) способствовали выросший за годы войны военно-промышленный потенциал, сохранившийся приоритет тяжёлой промышленности, изъятие значительных средств у деревни, экономика ГУЛАГа (составлявшая 10% экономического потенциала), репарации с Германии (более 5,5 тыс. предприятий), труд военнопленных, ограничение жизненного уровня населения. Огромные ресурсы шли на создание новых отраслей – атомное и ракетное производство. Положение в сельском хозяйстве все послевоенные годы, несмотря на государственные мероприятия, оставалось критическим, его восстановление шло очень медленно (в 1950 г. объём сельхозпродукции составил только 90% довоенного уровня). В 1947 году многие сельские районы пережили засуху, неурожай и массовый голод. Усилившиеся после войны репрессии (несмотря на отсутствие организованной оппозиции) должны были погасить надежду народа-победителя на перемены к лучшему, пресечь пробуждавшееся под влиянием войны критическое отношение ко многим сторонам советской действительности. Контингент ГУЛАГа, пополнившийся за счёт советских военнопленных, мирных репатриантов, депортированных, коллаборационистов, достиг максимума, по разным оценкам, от 4 до 12 млн.

В последние годы жизни больного Сталина (с его растущим недоверием к соратникам) участились инициированные им перестановки в высшем руководстве, неугодные ему и подозреваемые подвергались опале (Г.К. Жуков, В.М. Молотов), усилилась борьба за власть среди ближайших соратников, в ходе «Ленинградского дела» репрессиям подверглись А.А. Кузнецов и Н.А. Вознесенский, на ведущие роли выдвинулись Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Н.С. Хрущёв, готовилась генеральная чистка кадров. В условиях начавшейся «холодной войны» и боязни «тлетворного» влияния Запада на советских людей нагнеталась антисемитская атмосфера, развернулась кампания борьбы с «космополитизмом», против еврейской интеллигенции («дело врачей», «Антифашистского еврейского комитета» и др.), началась депортация евреев в восточные районы страны. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. в науке, литературе и искусстве призваны были сдержать критические настроения части интеллигенции, казавшейся режиму не вполне лояльной.

Внешняя политика. Решающий вклад в разгром Германии, военное присутствие в Европе и на Дальнем Востоке, приобретение новых союзников подняли международный авторитет СССР, позволили ему играть весьма значительную роль в послевоенном мире. Важнейшим направлением возросшей внешнеполитической активности СССР стали отношения с новыми союзниками (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, с 1949 г. после раскола Германии, с ГДР и народно-демократическим Китаем.). Нежелание югославского лидера И. Броз Тито подчиняться Сталину привело к конфликту и разрыву дипломатических и экономических отношений между СССР и социалистической Югославией (1949 г.). Резкое ухудшение отношений между СССР и США (недавними союзниками), социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, наступившее вскоре после окончания Второй мировой войны, получило название «холодной войны». Она была вызвана столкновением глобальных интересов и гегемонистских устремлений СССР и США и выражалась в их открытом, в том числе военном соперничестве, в реальной угрозе новой, уже атомной войны.

5 марта 1953 г. умер Сталин. Завершился один из наиболее противоречивых периодов отечественной истории, вобравший в себя энтузиазм, социальное творчество масс и подавление инакомыслия, форсированную модернизацию страны и командные методы её осуществления, прорывы к демократии и насаждение тоталитаризма с массовыми репрессиями.

 

2. СССР в 1953-1964 гг.

Смена власти в стране. После смерти И.В.Сталина (вызвавшей у многих смятение, тревогу, у других надежду) наиболее влиятельными политическими фигурами стали Г.М. Маленков (председатель Совмина), Л.П. Берия (министр МВД, включавшего и органы госбезопасности), Н.С. Хрущев (вначале возглавивший секретариат ЦК КПСС, а в сентябре 1953г. избранный первым секретарем ЦК). За ними шли В.М. Молотов (министр иностранных дел), Н.А. Булганин, К.Е. Ворошилов, А.И. Микоян. В борьбе за самосохранение и лидерство главные претенденты на верховную власть - Маленков (считавшийся естественным преемником Сталина) и Берия стремились отмежеваться от злоупотреблений прошлого и заявили о необходимости либерализации отдельных сторон общественной жизни, ослабления давления на колхозы, повышения жизненного уровня населения, более прагматичной внешней политики. Была проведена амнистия уголовно осужденных, прекращено «дело врачей». Все это делалось в расчете на популярность у населения, но косвенно свидетельствовало о признании краха многих направлений сталинской политики и необходимости реформ.

Угроза со стороны Берии (стремившегося к личной диктатуре и искавшего союзников) сплотила его противников. Устранение Берии было подготовлено Хрущевым с согласия Маленкова и с помощью Г.К. Жукова (замминистра обороны). Его арест произошел 26 июня 1953г. на заседании президиума ЦК. Суд на Берией (обвинивший его в шпионаже и заговоре с целью захвата власти) и его расстрел должны были означать осуждение главного виновника репрессий. Новое руководство понимало невозможность продолжения курса, основанного на личной власти, принуждении и насилии. Провозглашалось «коллективное руководство», заявлялось об отказе от идеологии и практики культа личности (пока еще не персонифицированного, не связывавшегося со Сталиным). Новый триумвират составили Н.С. Хрущев (первый секретарь ЦК, перехвативший инициативу и теперь занявший ведущее положение в партии), Г.М. Маленков (председатель Совмина), Х. Булганин (министр обороны).

Политическая «оттепель», ограниченная демократизация. Власть осознавала социальную взрывоопасность ГУЛАГа (его контингент достиг 2,5 млн. человек), потрясавшегося восстаниями, и бедствующее положение колхозной деревни. Были приняты меры по оздоровлению обстановки, восстановлению нарушавшихся прежде норм партийной и советской демократии: пересмотр политических дел послевоенного времени (в том числе Ленинградского «дела врачей»); освобождение политзаключенных и начало реабилитации жертв репрессий; ликвидация внесудебных карательных органов (особых трибуналов); снятие политических обвинений с депортированных в 1943-1944 гг. народов с восстановлением их прежней автономии (кроме немцев Поволжья и крымских татар); реорганизация МВД и органов госбезопасности, перевод КГБ при Совмине под прокурорскийнадзор, и контроль партийных комитетов (председатель КГБ И.А. Серов, бывший заместитель Берии, стал доверенным лицом Хрущева); восстановление советской законности, регулярности созыва органов государственно и партийной власти; отмена суровых законов военного времени о труде.

Отстранение Маленкова. В 1955 г. Маленков был обвинен Хрущевым в некомпетентности, в сотрудничестве с Берией и, не оказав сопротивления, сам попросил об отставке с поста председателя Совмина (на пленуме ЦК КПСС в январе 1955 г.). Его место занял Н.А. Булганин, министром обороны стал Г.К. Жуков. Таким образом, победителем в борьбе за лидерство оказался Хрущев. Как политик и человек был крайне противоречив, до марта 1953 г. он был верным проводником сталинского курса, причастен к репрессиям, с ограниченным общекультурным и политическим кругозором, но, встав во главе партии и государства, он перешел на реформаторские позиции и был готов к демократизации общественных институтов.

Критика Сталина. Начало переоценке роли Сталина, десталинизации в партийных кругах и общественном сознании положил XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На последнем (закрытом для гостей) заседании (в ночь с 24 на 25 февраля) с «секретным» докладом о культе личности выступил, идя на определенный риск, Хрущев. В докладе (опубликованном на Западе уже тогда, а в СССР только в 1989 г.), а затем в постановлении ЦК КПСС подверглись осуждению культ личности и злоупотребления властью Сталина как чуждые социализму явления, приведшие к деформации социализма. При этом личная причастность Сталина к массовому террору затушевывалась, основная вина за него возлагалась на Берию. Причины культа личности связывались не с самой советской политической системой, а с отрицательными чертами личности Сталина и сложной международной обстановкой 30-х годов. Несмотря на дозированную критику сталинизма, она оказала сильное воздействие на сознание людей, разрушила прежний страх перед властью, способствовала раскрепощению общественного сознания, стала причиной глубокого и затяжного кризиса в международном коммунистическом движении. После XX съезда освобождение из лагерей политзаключенных и реабилитация репрессированных в разные годы приобрела массовый характер (с марта 1956 по 1957 год 500 тыс. человек). Сдерживающими факторами начавшейся «оттепели» являлись убежденность руководства (отнюдь не бескорыстная) в правильности самой советской системы, нуждавшейся лишь в оздоровлении, а также события в Венгрии осенью 1956 г. (антикоммунистическое восстание, подавленное советскими войсками) и в Польше, свидетельствовавшие о кризисе просоветских правящих режимов в Восточной Европе.

Попытка отстранения Хрущева. Восточноевропейский кризис обострил отношения в высшем советском руководстве. Внутри его образовалась оппозиция Хрущеву во главе с последним серьезным соперником В.М. Молотовым (министром иностранных дел). Она боялась дальнейших разоблачений сталинского режима и обвинила Хрущева в нарушении коллективности руководства (причем формально - справедливо, но со своими намерениями). Президиум ЦК КПСС (18 июля 1957г.) большинством голосов (7 из 11) потребовал отставки Хрущева (находившегося в это время с визитом в Финляндии). Но благодаря твердой поддержке Г.К. Жукова, И.А. Серова, а также А.И. Микояна, М.А.Суслова и большинства членов ЦК (срочно доставленных на военных самолетах в Москву) победителем в двухнедельной дискуссии на пленуме вышел Хрущев, а группировка Молотова, Маленкова, Кагановича и др. была осуждена как антипартийная оппозиция и отстранена от политического руководства (ее участники получили хозяйственные и дипломатические посты, т.е. впервые обошлось без репрессии). Опасаясь неоспоримого авторитета и влияния Г.К. Жукова на политику, Хрущев обвинил его в склонности к «бонапартизму» и добился смещения с поста министра обороны (им стал более управляемый Р.Я. Малиновский). Началось замалчивание выдающейся роли Жукова в Отечественной войне. В марте 1958 г. был снят со своего поста и уволен в отставку Н.А. Булганин, и председателем Совмина стал Н.С.Хрущев (оставшийся и Первым секретарем ЦК).

На XXII съезде КПСС (октябрь 1961 г.) Хрущев подтвердил курс на демократизацию, однако дальнейшие практические шаги оказались весьма ограниченными: новый Устав партии требовал систематического обновления руководящих органов; попытки ограничить социальные привилегии номенклатуры; регулярное перемещение руководящих кадров. Хрущев не решился на полное расследование сталинских преступлений, ограничившись выносом (ночным) из мавзолея тела Сталина в 1961 г.

Меры по предотвращению кризиса в сельском хозяйстве (достижения и просчеты) начались со смягчения сельскохозяйственной политики весной 1953 г. и некоторого облегчения государственного бремени колхозов. Списывалась накопившаяся за многие годы задолженность колхозов государству, обязательные поставки государству заменялись госзакупками по более высоким ценам, уменьшались налоги на приусадебные участки, крестьянам стали выдаваться паспорта. Сельхозтехника из МТС передавалась колхозам, но путем покупки, увеличивались инвестиции в сельское хозяйство. Весной 1954 г. Началось освоение целинных земель, превратившееся в общенациональную кампанию. Новые целинные совхозы в Северном Казахстане, Поволжье, на Южном Урале, Алтае, в Сибири в ближайшие годы стали давать больше половины всех хлебозаготовок. В 1953-1956 гг. среднегодовое производство сельхозпродукции увеличилось в 1,5 раза. Но освоение целины задержало перевод всего сельского хозяйства на интенсивный путь развития. К тому же целинные земли находились в зоне рискованного земледелия, и вскоре из-за грубых просчетов урожаи их стали падать. Разумные меры аграрной политики сменялись очередными кампаниями, административно-волевыми акциями – повсеместное насаждение посевов культуры, укрупнение колхозов, преобразование их в совхозы, новое наступление на личные подсобные хозяйства и личный скот начиная с 1957 г., запустение «неперспективных» деревень, пропагандистско-демагогический лозунг догнать и перегнать США по душевому потреблению мяса и животного масла. В результате в конце 50-х – начале 60-х годов в сельском хозяйстве наступила полная стагнация, 1963 г. возник острый зерновой кризис (сбор зерна уменьшился на одну треть), создалось критическое положение с хлебоснабжением и продовольственным обеспечение, резко упало общее поголовье скота (за 5 лет с 22 до 10 млн.), были повышены госцены на мясо и животное масло, в городах стали вводиться продовольственные карточки. С 1962 г. СССР впервые за всю историю России начал импорт зерна (из США. Канады).

Промышленность: ускорение и спад в развитии. Восстановление народного хозяйства в послевоенные годы, наличие в стране огромных ресурсов, широкое использование достижений НТП в совокупности с оздоровлением общественной обстановки обусловили высокие темпы экономического развития в 50-е годы. За 10 лет было построено более 8 тыс. промышленных предприятий, объем промышленного производства вырос в 3 раза, национальный доход в 2,7 раза. Динамичное развитие достигалось в основном за счет экстенсивных факторов, общая эффективность производства снижалась. Хрущев стремился преодолеть сверхцентрализованную систему управления народным хозяйством. С этой целью в 1957 г. был осуществлен переход от отраслевого управления к территориальному, министерства заменялись региональными совнархозами (всего 101). В результате упрощалась структура и сокращалась численность аппарата государственного и хозяйственного управления (к 1960г. она уменьшилась на одну треть, до 1,2 млн., и была самой низкой за все послевоенные годы). Но в целом эта реформа оказалась поверхностной, она сменила лишь форму управления, но не изменила ее сути - механизма и стимулов.

В условиях развивавшейся в мире НТР, экономического и военного соревнования двух общественных систем предпринимались крупные меры по ускорению НТП и широкому использованию его достижений, техническому перевооружению производства и вооруженных сил. Увеличивались вложения в науку, открывались новые НИИ, расширялось внедрение новой техники и оборудования. Была создана и развивалась атомная энергетика (мирная и военная), реактивная авиация, производство ЭВ техники первого поколения, производство стратегических баллистических ракет. Осуществлен первый в мире запуск спутника и полет человека в космос. Создавался мощный научный центр под Новосибирском (Академгородок). Быстро развивалась энергетическая база, химическая, газовая промышленность, началось массовое производство сложной бытовой техники. Но приоритетное развитие получили отрасли ВПК.

Значительными в начале были позитивные изменения в социальной сфере. Удельный вес заработной платы и личного потребления в национальном доходе в СССР уменьшился с 58% в 1928г. до 33% в начале 50-х гг. (в развитых странах все эти годы он составлял 60-80%). Руководство уделило больше внимания социальным вопросам. Повышались денежные доходы населения, осуществлялось массовое жилищное строительство (в 1956 – 1960 гг. новые квартиры в 5-этажных «хрущёвках» получили 54 млн. человек). Отменялись обязательные госзаймы, плата за образование, сокращался рабочий день (при пятидневке). В полтора раза выросло число больничных коек. В 1960 г. в СССР был зафиксирован самый низкий показатель смертности - 7,1 чел. на 1 тыс. населения (в 1913 г. - 29, 1940 г. - 18, 1980 г. - 10, 2004 г. - 15,2). В 1961г. была проведена деноминация рубля (в соотношении 10 к 1). Но акцент сохранялся на развитии общественных фондов потребления, распределявшихся без связи с результатами труда. В начале 60-х годов, в связи с замедлением темпов экономического роста, социальная проблема обострилась (их отражением стали трагические события в Новочеркасске в 1962 г.).

Торможение и спад в промышленном и сельскохозяйственном производстве в начале 60-х гг. (приведший к срыву заданий семилетки - 1959 -1965 гг.; в 1961 – 1965 гг. национальный доход вырос всего на 5,7%), снижение эффективности производства и отдачи от растущих государственных затрат были обусловлены сохранявшейся сверхцентрализованной монопольно-государственной собственностью, командно-административной системой управления, боязнью использования экономических рычагов и стимулов, товарно-денежных отношений.

Десталинизация, «оттепель» затронули и сферу культуры, где также оказалась ограниченной. Смягчился прежний жесткий партийно-идеологический диктат, творческая интеллигенция получила большую степень свободы, часть ее стала более критически и правдиво оценивать и изображать прошлое и настоящее страны. Реабилитировалось творчество ранее полузапрещенных писателей, стали выходить новые литературно-общественные журналы. Но сохранялся идеологический контроль за литературой и искусством, власть подозрительно воспринимала всякие творческие новации, боялась проникновения «буржуазной» идеологии, осуждала отступление художников от принципов социалистического реализма (дело Б. Пастернака, осуждение художников-абстракционистов, группы молодых поэтов и др.). В ответ на дозированную свободу, официальную полуправду о советской истории и действительности и конформистское искусство зарождалось неофициальное искусство и политическое инакомыслие, появился самиздат и тамиздат, началось формирование общественного мнения, отличного от официального, поколения умеренно оппозиционных к власти «шестидесятников». В связи с задачей формирования нового человека коммунистического, т.е. атеистического общества усилилась борьба с религиозными «пережитками».

Внешняя политика СССР в послесталинское десятилетие была направлена на укрепления социалистического лагеря, поддержку развернувшегося национально-освободительного движения в Африке, Азии, Латинской Америке, отказ от жесткой конфронтации периода «холодной войны», мирное сосуществование с Западом. В 1955 г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. Осенью 1956 г. советские войска участвовали в подавлении народного антитоталитарного восстания и антикоммунистической оппозиции в Венгрии. СССР оказывал значительную поддержку кубинской революции во главе с Фиделем Кастро. С начала 60-х гг. стали ухудшаться, после многолетней дружбы, отношения с Китаем (Мао Цзэдун осуждал разоблачение Сталина, был против мирного сосуществования с Западом, стал претендовать на лидерство Китая в НОД, выдвинул территориальные претензии к СССР). Поддерживая национально-освободительное движение, СССР стремился сделать его союзником в общей борьбе против Запада, оказывал большую экономическую, военную (в том числе и безвозмездную), дипломатическую помощь египетской, алжирской и кубинской революциям, другим развивающимся странам, пытался направить его на путь «социалистической ориентации». Поддержка освободившихся государств заметно повысила международный авторитет СССР в «третьем мире».

Курс на мирное сосуществование с Западом принес свои плоды. Были установлены дипломатические отношения с ФРГ, подписан договор о нейтралитете с Австрией (и выведены советские войска), восстановлены дипотношения с Японией (но без подписания мирного договора). В 1959 г. Хрущев нанес первый официальный визит в США. Были введены первые взаимные ограничения на наращивание, испытание (в трех средах) и распространение ядерного оружия. Однако внешняя политика обеих сверхдержав по-прежнему определялась логикой соперничества двух военно-политических лагерей. Вследствие этого периодически возникали острые международные кризисы, рецидивы «холодной войны»: ближневосточный кризис (1956 г.), берлинский (закончившийся возведением в ночь на 13 августа 1961 г. стены между Восточным и Западным Берлином) и наиболее опасный карибский (осенью 1962 г.), поставивший мир на грань ядерной войны и разрешившийся в результате взаимных уступок Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева (СССР вывел свои ракеты с территории Кубы, США отказались от вооруженного вторжения и блокады ее).

Смещение Хрущева. К концу «великого» (как еще утверждала официальная пропаганда) десятилетия правления Хрущева недовольство результатами его политики накопилось в различных слоях общества. Одни считали неоправданной критику Сталина, другие, напротив, расценивали демократизацию в стране как недостаточную, третьи протестовали против волюнтаристских решений в экономике и политике, утопически-демагогических программ (в том числе построения коммунизма за 20 лет, т.е. к 1980 г.). Главной же силой сместившей Хрущева, была правящая номенклатура. В неуемном (хотя часто и некомпетентном) реформаторстве, особенно в его постоянных кадровых перемещениях, ротациях она увидела покушение на свой статус, неприкасаемость, угрозу своему стабильному существованию и привилегиям. Смещение произошло в октябре 1964 г. Главную роль в бескровном «заговоре» сыграли М.А. Суслов (ведущий партийный идеолог) и Л.И. Брежнев (председатель президиума ВС СССР). 70-летнему Хрущеву предъявили в общем справедливые, но запоздалые обвинения во многих провалах, импульсивной, волюнтаристской политике, поощрении собственного культа личности. Хрущев не сопротивлялся и подал заявление об отставке.

 

СССР в 1964-1985 гг.

Перестановки в высшем руководстве. На Пост первого секретаря ЦК
был избран Л.И. Брежнев (58 лет), более предсказуемый человек без ярких
лидерских качеств и вождистских амбиций, и потому он устраивал тогда
всех и рассматривался как временная фигура. Его слабость как руководи-
теля открывала возможность для всевластия партийно-государственной
бюрократии. Постепенно «коллективное руководство» в партии и государстве перешло в единоличное. Брежнев быстро продвигает на ключевые посты лично преданных ему и близких по складу мышления и стилю руководства людей (М.А.Суслов, Н.В. Подгорный, А.А. Кириленко, Д.А. Кунаев, В.В. Щербицкий, Н.А. Щелоков, К.У.Черненко и др.). Компетентностью выделялся председатель Совмина А.Н. Косыгин, не реализовавший свой потенциал из-за подчиненной роли в государственном руководстве. Провозглашенный Брежневым лозунг о необходимости преодоления волюнтаризма и более стабильной политики на практике означал конец переменам, нарастание консервативных тенденций (включая попытку реабилитации Сталина). Но поворот осуществлялся не сразу.

Попытка совершенствования хозяйственного механизма. В целях повышения эффективности производства и устойчивого экономического и социального развития в сентябре 1965 г. по инициативе Косыгина началась экономическая реформа в промышленности (готовившаяся еще при Хрущеве). Она предусматривала (помимо восстановления министерств) усиление экономических методов управления, расширение самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет и самоокупаемость, оценку работы по объему реализованной продукции и уровню рентабельности, материальное стимулирование работников по результатам их труда (а позже и дальнейшую концентрацию производства в форме объединений). В сельском хозяйстве (начиная с весны 1965 г.) также отказались от жесткого администрирования, увеличили вложения, повысили закупочные цены, ввели гарантированную денежную оплату труда, сократили обязательные поставки государству, восстановили в правах личные подсобные хозяйства, расширили мелиоративные работы и химизацию. Результаты реформы вначале оказались весомыми. Восьмая 5-летка (1965-1970 гг.) оказалась самой лучшей за все послевоенные годы: объем промышленной продукции увеличился (по официальным оценкам) на 50%, сельскохозяйственной на 21% (в предыдущие 5 лет на 12%), подтягивалась промышленность группы Б, несколько повысилась рентабельность производства, национальный до-ход вырос на 45%. Росла заработная плата, однако, в целом быстрее, чем производительность труда, вследствие доминирования в условиях хозрасчета групповых интересов над общественными. Но реформа не ставила задачу демонтажа командно-административной системы, не устранила диктата министерств, предпочитавших управлять директивным способом. Боязнь предоставить предприятиям действительную самостоятельность, расширять политическую и экономическую демократию (особенно после кризиса в Чехословакии в 1968 г.) определили торможение, выхолащивание и конечную неудачу реформы. Тем не менее, и первая половина 70-х гг. благодаря благоприятной экономической конъюнктуре (высоким ценам на нефть) в экономическом и социальном отношении оставалась относительно благополучной.

Нарастание политического кризиса. Брежнев по своим убеждениям был деятелем сталинской школы, консерватором, но в условиях все более раскрепощавшегося общества он вынужден был проводить компромиссную линию, камуфлировать свой консерватизм демократической фразеологией. Почувствовав себя увереннее во власти, Брежнев избавляется от неугодных (П.Е. Шелест, Г.И. Воронов, Д.С. Полянский, А.Н. Шелепин, К.Т. Мазуров), одновременно возвышая лояльных (А.А. Громыко, Г.В. Романов, В.В. Щербицкий, К.У. Черненко). Если в течение первого десятилетия Брежнев проявлял себя достаточно активно, то с 1976 г. он был тяжело больным человеком и фактически уже не обладал властью (оставаясь, однако, неравнодушным к наградам и почестям), но и в немощном состоянии он нужен был окружению для реализации своих властных амбиций.

Углубление политического кризиса с конца 60-х гг. проявлялось в: прекращении десталинизации общества, остановке реабилитации репрессированных, угрозе реабилитации Сталина; во всевластии и разраставшихся привилегиях партийно-государственной номенклатуры; обогащении и разложении значительной ее части; в многократном увеличении численности бюрократического аппарата (до 18 млн. человек, на содержание которых расходовалось 10% госбюджета); в кадровом застое, протекционизме, клановости в кадровой политике; падение авторитета многих высших руководителей (средний возраст членов Политбюро превышал 70 лет) и партии в целом; в растущем несоответствии официальной пропаганды (в частности, ее утверждения о построении в СССР развитого социализма) реальной действительности; в ограничении прав и свобод граждан, росте оппозиционных настроений и инакомыслия и активизации борьбы с ним.

Диссидентское движение вначале было представлено немногочисленной, но растущей частью интеллигенции, выступавшей в защиту гражданских прав и политических свобод, осуждавшей военную интервенцию в Чехословакию в 1968 г.; лицами еврейской национальности, требовавшими разрешения на выезд в Израиль; представителями репрессированных народов, добивавшихся восстановления их государственности (крымских татар, немцев Поволжья); а также зарождавшимися национальными движениями в Прибалтике, на Западной Украине; частью служителей церкви и верующих различных конфессий, протестовавших против запрета на церковно-религиозную деятельность; частью творческой интеллигенции, отстаивавшей право на творческую свободу. После европейского Совещания по безопасности и сотрудничеству (1975 г.) и формального признания СССР основных гражданских прав и свобод диссиденты и созданные ими комитеты и группы стали активнее разоблачать нарушения в СССР прав человека, закрепленных в новой Конституции СССР 1977 г. (считавшейся конституцией «развитого социализма»), устраивали различные акции протеста, распространяли нелегальную литературу. Для борьбы с растущим диссидентским движением КГБ использовал «профилактические» беседы, увольнение с работы, дискредитацию в общественном мнении, аресты, судебные процессы, тюремное заключение, ссылку, психлечебницы, высылку за границу (А. Амальрик, А. Синявский, Ю. Даниэль, А. Солженицын, И.Бродский, П. Григоренко, А. Шаранский, А. Сахаров, В. Буковский, А. Гинзбург, Ю. Орлов, А. Марченко, Д. Дудко, А. Галич и многие др., а в общей сложности сотни людей, и гораздо больше тех, кто пользовался правозащитной информацией и приобщался к запрещенному искусству). Оппозиционная общественная мысль развивалась в различных направлениях - теория конвергенции, т.е. сближения социализма и капитализма в единое плюралистическое общество (академик А.Д.Сахаров); приверженцы «настоящего социализма» (Р. и Ж. Медведевы); сторонники неославянофильских ценностей (А.Солженицын) и др.

Кризисные процессы в экономике (особенно с середины 70-х гг.) вы-
разились: в постепенном замедлении экономического роста, падении основных показателей экономического и социального развития. За 18 лет
правления Брежнева ежегодный прирост национального дохода снизился с
9 до 2,6%, промышленного производства с 7,3 до 2,8%. Экономика развивалась преимущественно экстенсивно, т.е. вширь, но оказывалась невосприимчивой к достижениям НТП, неспособной к структурной перестройке в соответствии с требованиями постиндустриального общества, все больше отставала от развитых стран, особенно в применении новейших технологий, по производительности труда и уровню жизни. Валюта от возраставшего экспорта нефти и газа (170 млрд. долл.) пошла на импорт ширпотреба и продовольствия (для смягчения их дефицита), а не на обновление промышленных технологий, обнажая внутренние болезни централизованной экономики.

В результате снижения темпов экономического роста и участия в непосильной гонке вооружений обострялись социальные проблемы - продовольственная, жилищная, охраны здоровья, экологическая, демографическая, миграции сельского населения в города. За 15-летие материальный уровень жизни населения, несомненно, повысился, и минимальный продовольственный ассортимент был доступен каждому, но оставалась уравниловка в зарплате, широко распространились нетрудовые доходы, хищения, теневая экономика; при росте денежных доходов обострялся дефицит продовольствия и товаров. Стали ухудшаться демографические показатели - рождаемости, смертности, прироста населения, росли алкоголизм, преступность, наркомания (в 1977 г. в тюрьмах находилось 1,7 млн. чел., в США - 400 тыс.). В национальное бедствие превратились взятки (чиновников, в торговле, милиции, медучреждениях, вузах). Разлагались нравы, усиливалась гражданская апатия, массовым было тунеядство, существовала скрытая безработица, параллельно существовали две культуры - официальная, разрешенная и запрещенная, нонконформистская.

Внешняя политика. Политический кризис в Чехословакии весной 1968г. возник на почве массового недовольства, стремления населения и части руководства КПЧ (А. Дубчек, О. Черник и др.) к обновлению социализма, приданию ему демократического, гуманного облика. Советское руководство расценило начавшееся брожение как угрозу социализму в Чехословакии и Восточной Европе и приняло решение о вводе войск стран Варшавского Договора. Оппозиция была подавлена, реформаторское крыло КПЧ заменено ортодоксами (Г. Гусак).

СССР оказывал помощь Северному Вьетнаму, в том числе и военную, во время его войны против крупномасштабной американской агрессии. В связи с большими потерями (58 тыс. убитых, 304 тыс. раненых) и осуждением агрессии американской и мировой общественностью США вынуждены были вывести войска, и в 1976 г. произошло объединение Северного Вьетнама с Южным. Продолжалось ухудшение отношений с Китаем (до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г.), вплоть до пограничных вооруженных конфликтов (остров Даманский на р. Амур, 1969 г.). С 1980 г. острый политический кризис переживала социалистическая Польша. Возникло и росло оппозиционное движение «Солидарность» (во главе с лидером-шахтером Л.Валенсой), для подавления которого было введено военное положение, и таким путем была сохранена власть правящей ПОРП (во главе с ее новым лидером В. Ярузельским). Кризис переживало и международное коммунистическое движение, которым КПСС по-прежнему пыталась руководить. Падало влияние компартий, в ряде из них произошел раскол, нарастали разногласия по вопросам стратегии борьбы и тактики деятельности.

СССР активно поддерживал социалистическое правительство в Чили во главе с президентом С. Альенде (1970-1973 гг.), Египет и Сирию в их борьбе против агрессии Израиля (1973 г.), национально-демократические революции в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, стремился использовать их в глобальном соперничестве с Западом.

СССР и Запад. Несмотря на борьбу двух сверхдержав за влияние в «третьем» мире, первая половина 70-х гг. была отмечена разрядкой международной напряженности. Улучшились отношения между СССР, восточноевропейскими и западными странами, были подписаны новые соглашения об ограничении наращивания стратегического оружия. Прошло Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (с участием 35 государств) и подписан Заключительный акт (1975 г.). Расширялась взаимная торговля, культурное, научное сотрудничество, участились встречи высших руководителей. Но с конца 70-х гг. наметившийся процесс разрядки и сотрудничества затормозился и вновь (ввиду разных причин) наступило ухудшение отношений СССР и Запада, но особенно с США. Крайне отрицательный международный резонанс вызвало военное вмешательство СССР в гражданскую войну в Афганистане (начавшееся в декабре 1979 г.). Оно мотивировалось защитой стратегических интересов СССР в этом регионе и интернациональным долгом. Ставилась задача помочь новому демократическому руководству Афганистана (Н.М.Тараки), осуществлявшему революционные преобразования в стране, но не пользовавшемуся поддержкой большинства народа. Был свергнут оказавшийся у власти проамерикански настроенный Амин и поддержан просоветски действовавший Бабрак Кармаль.

Многие просчеты внешней политики СССР объяснялись закрытым характером ее формирования, идеологической детерминированностью, нацеленностью на военно-стратегическое соперничество с США (при значительно меньших экономических возможностях, а значит за счёт низкого уровня жизни в стране), непониманием правящей верхушкой реальной ситуации в мире. В результате СССР оказался практически изолированным от современных глобальных процессов в мире (в области новейших технологий, информации, прав человека, культурного обмена, экологии), что наносило немалый ущерб самой стране.

Кризис в высшем руководстве. Первая половина 80-х гг. отмечена частой сменой высшего руководства страны. После смерти Л.И. Брежнева в ноябре 1982 г. (на 76 году жизни) Г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.025 с.)