Максимальная оценка – 100 баллов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимальная оценка – 100 баллов



Класс

ПЕРВЫЙ ТУР

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

  1. [12 баллов]

Объясните происхождение следующих названий (или терминов):

  1. Чудское озеро - _______________________________________________________________________
  2. Остромирово Евангелие - _______________________________________________________________________
  3. Запорожская Сечь –

__________________________________________________________________________

  1. Аландский конгресс - _______________________________________________________________________
  2. Георгиевский трактат - _______________________________________________________________________
  3. Георгиевский кавалер - _______________________________________________________________________
  4. Ришельевский лицей –

__________________________________________________________________________

  1. Морозовская мануфактура - _______________________________________________________________________
  2. Николаевская железная дорога - _______________________________________________________________________
  3. Дягилевские сезоны - _______________________________________________________________________
  4. Ленский расстрел –

__________________________________________________________________________

  1. Уфимская директория –

 

  1. [5 баллов]

Найдите современников. Ответ оформите в виде таблицы

А. Рюрик 1. Карл Великий

Б. Дмитрий Пожарский 2. Уильям Шекспир

В. Иван Калита 3. Кирилл и Мефодий

Г.Юрий Долгорукий 4. Христофор Колумб

Д. Иван III 5. Франческо Петрарка

6. Фридрих Барбаросса

А. Б. В. Г. Д.
         
  1. [5 баллов]

Из общего списка имен выделите славянские и дайте объяснение их происхождения (что означает имя, с чем связано его появление). Ответ оформите в виде таблицы. Имена, которые, на Ваш взгляд, не являются исконно славянскими, заносить в таблицу и толковать не надо!

Аника, Тихон, Тихомир, Велимудр, Поликарп, Северин, Горазд, Гордей, Злата, Орех, Павлин, Лев, Ерш, Соловей, Лада, Гостомысл, Марина, Рогнеда, Юрий, Бажен, Третьяк, Трофим.

Славянское имя Происхождение имени
     

4. [3 балла]

Перед Вами четыре логических ряда. Изучите их и ответьте на вопросы:

  1. Нерчинск, Пенза, Новый Оскол, Иркутск
  2. Томск, Царев-Борисов, Туринск, Верхотурье
  3. Невьянск, Нижний Тагил, Санкт-Петербург, Каменск-Уральск
  4. Тирасполь, Херсон, Одесса, Севастополь.

 

А. Екатерина II

Б. Петр I

В. Алексей Михайлович

Г. Борис Годунов.

1). По какому принципу образованы логические ряды, что их объединяет? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2). Соотнесите с именами правителей. Ответ оформите в виде таблицы.

А. Б. В. Г.
       
  1. [4 баллов]

Прочитайте фрагмент из известного исторического источника и ответьте на вопросы после текста:

«[…] И ныне всемилосердным великого государя его царского величества на всенародное слезное челобитье воззрением, чтоб Московского государства и порубежных городов Великие Росии торговые люди имели свободные торги, как годитца быти, чего и во всех государствах окрестных в первых государственных делах свободные и прибыльные торги для збору пошлин и для всенародных пожитков мирских со всяким бережением остерегают и в полности держат […] И того накрепко беречь, чтоб мимо торговых людей чинов белых всякие люди с иноземцы торгу и подрядов не чинили, а свои товары прикладывали к руским торговым людем, к высокой цене и к пожиткам добрым, также и торговые маломочные люди у гостей и у лутчих людей были в береженье, чем им торгами завестись меж рускими людьми складом к большим товаром, а собою в продаже иноземцом цены не портили и в подряд денег у иноземцев не имали […].»

1) Название документа_________________________________________________________

2) Дата принятия документа____________________________________________________

3) Автор документа____________________________________________________________

4) Почему Вы решили, что речь идет именно об этом документе? Ваша краткая аргументация___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. [3 балла]

Прочитайте фрагмент из сочинения современника, заполните пропуски и ответьте на вопросы после текста:

«В России есть два способа извлекать доход из поместья: крестьян либо заставляют работать на земле, либо взимают с них определенную подать, называемую (1 - вид повинности)… Более половины крестьян платит свою подать помещику деньгами; лишь меньшая часть обязана вносить подати натурой или работать на (2 - вид повинности).

(1) _______________________________________________________________________

(2) _______________________________________________________________________

1) О какой категории крестьян идет речь в тексте?_______________________________

2) Для какого периода в развитии России была характерна описываемая ситуация (с точностью до полувека)? _____________________________________________________________________________

2) Дайте обоснование предложенной Вами датировки ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. [9 баллов]

Перед Вами отрывки из воспоминаний французских солдат и офицеров об Отечественной войне 1812 года. Определите, о каких событиях идёт речь, и расставьте эти отрывки в хронологическом порядке. Ответ оформите в виде таблицы.

 

А) 17-го был горячий день! Русские генералы, расположившись на возвышенном правом берегу Днепра, выслали свежий корпус, состоящий из 30 000 человек, чтобы сменить отряд Раевского… Слева Ней атаковал цитадель, справа, с верховья Днепра, наступал Понятовский, а Даву в центре атаковал Рославские предместья. (Жомини)

 

Б) Мы проникли в великолепную улицу, по обеим сторонам которой тянулись тротуары и стояли прекрасные особняки. Мы заметили, что эти особняки отделялись друг от друга обширными садами, обнесёнными высокими стенами... Но хотя ночь только что наступила, мы не встретили ни одного жителя. Нигде не видно было света, все ставни были закрыты. Ни малейшего шума, ни малейшего признака жизни как внутри домов, так и снаружи: всюду царствовало глубокое молчание, молчание могилы… Мы остановили своих лошадей. Нам было страшно. Великое решение, принятое неприятелем, покинуть город предстало пред нашими глазами, как призрак, угрожающий и ужасный. (Комб)

 

В) Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими - …, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттесн3.или, и только средь ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску. (Гриуа)

 

Г) Он решил отступать… по той дороге, которая даст возможность скорее удалиться от неприятеля. Но ему нужно было вынести страшную борьбу с собой, для того чтобы он смог заставить себя решиться на такой небывалый для него шаг. Это решение было так мучительно, так оскорбляло его гордость, что он лишился чувств. Те, которые тогда ухаживали за ним, рассказывали, что донесение о новом дерзком нападении казаков возле Боровска, в нескольких верстах позади армии, было последним и слабым толчком, который заставил императора окончательно принять роковое решение – отступать. (Сегюр)

 

Д) Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле!..» (Дедем)

 

Е) Дивизия Компана, выйдя с честью из такого предприятия, поплатилась значительными потерями. Тысяча наших солдат купила своею кровью эту важную позицию, и более половины из них полегли в тех самых окопах, которые они захватили с такой славой. На другой день, делая смотр 61<-му> полку, наиболее пострадавшему, государь спросил полковника, куда он девал один из своих батальонов. «Государь, -было ответом, - он в редуте». (Лабом)

 

Ж) В довершение несчастья один из мостов рухнул под тяжестью орудий и тяжёлых зарядных ящиков, переправлявшихся через него. Тогда все бросились ко второму мосту, где и без того давка была такая, что самые сильные люди не могли противиться натиску. Очень многие задохнулись. Видя невозможность перебраться через загромождённые мосты, многие вожатые гнали лошадей прямо в реку, но этот способ переправы, который был бы очень хорош, если бы его толково применили двумя днями раньше, сделался роковым почти для всех, кто им воспользовался, потому что повозки сталкивались и опрокидывали друг друга… (Марбо)

Последова-тельность Буквенное обозначение отрывка Событие
     
     
     
     
     
     
     

 

8. [4 балла]

Перед вами таблица, в которой даны основные сословные группы всего городского населения Российской империи на 1840-й год и процентные доли от их общей численности. Эти два ряда даны безотносительно друг друга. Используя знания об особенностях социально-экономического развития России в этот период, соотнесите правильно эти два столбца, соответствующим образом заполнив нижнюю таблицу.

Примечание: поскольку значения «В» и «Г» одинаковы, они могут быть соотнесены с двумя соответствующими социальными группами в любой из двух возможных комбинаций.

 

Данные для соотнесения

Сословные группы городского населения Доля от общей численности городского населения (%)
1. Дворяне А. 46,9
2. Духовенство Б. 42
3. Почетные граждане В. 5
4. Купцы Г. 5
5. Мещане и посадские люди Д. 1
6. Крестьяне и прочие сословные группы Е. 0,1
Всего  

 

Ответ:

           
           

9. [14 баллов]

Представьте, что Вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к нескольким разделам оказались перемешаны. Ваша задача:

ПЕРВЫЙ ТУР

Класс

Баллов максимально.

А. Попов, изобретение радио, физика (возможно указание только на науку без конкретного окрытия).

Б.Репин, художник, живопись.

В. Чайковский, композитор, музыка

Г. Менделеев, химия.

Д. Лобачевский, математика.

Е. Павлов, биология, физиология.

Ж. Пржевальский, путешественник, география.

З. Миклухо-Маклай, путешественник, география.

И. Шаляпин, певец, музыка.

Баллов максимально.

Портрет (буква) А. Г. Е. Ж. З.
Иллюстрация (цифра) 1. 3. 5. 2. 4.
Текст (римск. цифра) IV. I. V. III. II.

Класс

ПЕРВЫЙ ТУР

Перед Вами отрывки из воспоминаний французских солдат и офицеров об Отечественной войне 1812 года. Определите, о каких событиях идёт речь, и расставьте эти отрывки в хронологическом порядке. Ответ оформите в виде таблицы.

 

А) 17-го был горячий день! Русские генералы, расположившись на возвышенном правом берегу Днепра, выслали свежий корпус, состоящий из 30 000 человек, чтобы сменить отряд Раевского… Слева Ней атаковал цитадель, справа, с верховья Днепра, наступал Понятовский, а Даву в центре атаковал Рославские предместья. (Жомини)

 

Б) Мы проникли в великолепную улицу, по обеим сторонам которой тянулись тротуары и стояли прекрасные особняки. Мы заметили, что эти особняки отделялись друг от друга обширными садами, обнесёнными высокими стенами... Но хотя ночь только что наступила, мы не встретили ни одного жителя. Нигде не видно было света, все ставни были закрыты. Ни малейшего шума, ни малейшего признака жизни как внутри домов, так и снаружи: всюду царствовало глубокое молчание, молчание могилы… Мы остановили своих лошадей. Нам было страшно. Великое решение, принятое неприятелем, покинуть город предстало пред нашими глазами, как призрак, угрожающий и ужасный. (Комб)

 

В) Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими - …, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттесн3.или, и только средь ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску. (Гриуа)

 

Г) Он решил отступать… по той дороге, которая даст возможность скорее удалиться от неприятеля. Но ему нужно было вынести страшную борьбу с собой, для того чтобы он смог заставить себя решиться на такой небывалый для него шаг. Это решение было так мучительно, так оскорбляло его гордость, что он лишился чувств. Те, которые тогда ухаживали за ним, рассказывали, что донесение о новом дерзком нападении казаков возле Боровска, в нескольких верстах позади армии, было последним и слабым толчком, который заставил императора окончательно принять роковое решение – отступать. (Сегюр)

 

Д) Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле!..» (Дедем)

 

Е) Дивизия Компана, выйдя с честью из такого предприятия, поплатилась значительными потерями. Тысяча наших солдат купила своею кровью эту важную позицию, и более половины из них полегли в тех самых окопах, которые они захватили с такой славой. На другой день, делая смотр 61<-му> полку, наиболее пострадавшему, государь спросил полковника, куда он девал один из своих батальонов. «Государь, -было ответом, - он в редуте». (Лабом)

 

Ж) В довершение несчастья один из мостов рухнул под тяжестью орудий и тяжёлых зарядных ящиков, переправлявшихся через него. Тогда все бросились ко второму мосту, где и без того давка была такая, что самые сильные люди не могли противиться натиску. Очень многие задохнулись. Видя невозможность перебраться через загромождённые мосты, многие вожатые гнали лошадей прямо в реку, но этот способ переправы, который был бы очень хорош, если бы его толково применили двумя днями раньше, сделался роковым почти для всех, кто им воспользовался, потому что повозки сталкивались и опрокидывали друг друга… (Марбо)

Последова-тельность Буквенное обозначение отрывка Событие
     
     
     
     
     
     
     

 

21. [10 баллов]

Перед вами таблица, в которой даны основные сословные группы всего городского населения Российской империи на 1840-й год и процентные доли от их общей численности. Эти два ряда даны безотносительно друг друга. Используя знания об особенностях социально-экономического развития России в этот период, соотнесите правильно эти два столбца, соответствующим образом заполнив нижнюю таблицу.

Примечание: поскольку значения «В» и «Г» одинаковы, они могут быть соотнесены с двумя соответствующими социальными группами в любой из двух возможных комбинаций.

Поясните свой ответ.

Данные для соотнесения

Сословные группы городского населения Доля от общей численности городского населения (%)
1. Дворяне А. 46,9
2. Духовенство Б. 42
3. Почетные граждане В. 5
4. Купцы Г. 5
5. Мещане Д. 1
6. Крестьяне и прочие сословные группы Е. 0,1
Всего  

 

Ответ:

           
           

Пояснение по каждой категории:

1.Дворяне _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Духовенство

3.Почетные граждане _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Купцы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Мещане _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Крестьяне _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. [14 баллов]

Представьте, что Вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к нескольким разделам оказались перемешаны. Ваша задача:

ПЕРВЫЙ ТУР

Класс

Баллов максимально.

А. Попов, изобретение радио, физика (возможно указание только на науку без конкретного окрытия).

Б.Репин, художник, живопись.

В. Чайковский, композитор, музыка

Г. Менделеев, химия.

Д. Лобачевский, математика.

Е. Павлов, биология, физиология.

Ж. Пржевальский, путешественник, география.

З. Миклухо-Маклай, путешественник, география.

И. Шаляпин, певец, музыка.

Баллов максимально.

Портрет (буква) А. Г. Е. Ж. З.
Иллюстрация (цифра) 1. 3. 5. 2. 4.
Текст (римск. цифра) IV. I. V. III. II.

Класс

ПЕРВЫЙ ТУР

Перед Вами отрывки из воспоминаний французских солдат и офицеров об Отечественной войне 1812 года. Определите, о каких событиях идёт речь, и расставьте эти отрывки в хронологическом порядке. Ответ оформите в виде таблицы.

 

А) 17-го был горячий день! Русские генералы, расположившись на возвышенном правом берегу Днепра, выслали свежий корпус, состоящий из 30 000 человек, чтобы сменить отряд Раевского… Слева Ней атаковал цитадель, справа, с верховья Днепра, наступал Понятовский, а Даву в центре атаковал Рославские предместья. (Жомини)

 

Б) Мы проникли в великолепную улицу, по обеим сторонам которой тянулись тротуары и стояли прекрасные особняки. Мы заметили, что эти особняки отделялись друг от друга обширными садами, обнесёнными высокими стенами... Но хотя ночь только что наступила, мы не встретили ни одного жителя. Нигде не видно было света, все ставни были закрыты. Ни малейшего шума, ни малейшего признака жизни как внутри домов, так и снаружи: всюду царствовало глубокое молчание, молчание могилы… Мы остановили своих лошадей. Нам было страшно. Великое решение, принятое неприятелем, покинуть город предстало пред нашими глазами, как призрак, угрожающий и ужасный. (Комб)

 

В) Эта битва, названная французами битвой на Москве, а русскими - …, началась в 6 часов утра и продолжалась до наступления ночи без перерыва. С обеих сторон огонь был ужасен. Обширное пространство, на котором шла битва, было во всех направлениях изрыто ядрами, и потери были громадны с обеих сторон. Русские весь день шаг за шагом отстаивали свои позиции, становясь на новую, когда не могли удерживать старой, с которой мы их оттесн3.или, и только средь ночи массы их начали окончательно отступать к Можайску. (Гриуа)

 

Г) Он решил отступать… по той дороге, которая даст возможность скорее удалиться от неприятеля. Но ему нужно было вынести страшную борьбу с собой, для того чтобы он смог заставить себя решиться на такой небывалый для него шаг. Это решение было так мучительно, так оскорбляло его гордость, что он лишился чувств. Те, которые тогда ухаживали за ним, рассказывали, что донесение о новом дерзком нападении казаков возле Боровска, в нескольких верстах позади армии, было последним и слабым толчком, который заставил императора окончательно принять роковое решение – отступать. (Сегюр)

 

Д) Когда император прекратил разговор с генералом Фрианом, дивизия прошла мимо всех армейских корпусов, направляясь к мостам; вскоре она очутилась на противоположном берегу. Тогда солдаты испустили громкие крики радости, которые привели меня в ужас; они как будто хотели сказать: «Теперь мы на неприятельской земле!..» (Дедем)

 

Е) Дивизия Компана, выйдя с честью из такого предприятия, поплатилась значительными потерями. Тысяча наших солдат купила своею кровью эту важную позицию, и более половины из них полегли в тех самых окопах, которые они захватили с такой славой. На другой день, делая смотр 61<-му> полку, наиболее пострадавшему, государь спросил полковника, куда он девал один из своих батальонов. «Государь, -было ответом, - он в редуте». (Лабом)

 

Ж) В довершение несчастья один из мостов рухнул под тяжестью орудий и тяжёлых зарядных ящиков, переправлявшихся через него. Тогда все бросились ко второму мосту, где и без того давка была такая, что самые сильные люди не могли противиться натиску. Очень многие задохнулись. Видя невозможность перебраться через загромождённые мосты, многие вожатые гнали лошадей прямо в реку, но этот способ переправы, который был бы очень хорош, если бы его толково применили двумя днями раньше, сделался роковым почти для всех, кто им воспользовался, потому что повозки сталкивались и опрокидывали друг друга… (Марбо)

Последова-тельность Буквенное обозначение отрывка Событие
     
     
     
     
     
     
     

 

35. [10 баллов]

Перед вами таблица, в которой даны основные сословные группы всего городского населения Российской империи на 1840-й год и процентные доли от их общей численности. Эти два ряда даны безотносительно друг друга. Используя знания об особенностях социально-экономического развития России в этот период, соотнесите правильно эти два столбца, соответствующим образом заполнив нижнюю таблицу.

Примечание: поскольку значения «В» и «Г» одинаковы, они могут быть соотнесены с двумя соответствующими социальными группами в любой из двух возможных комбинаций.

Поясните свой ответ.

Данные для соотнесения

Сословные группы городского населения Доля от общей численности городского населения (%)
1. Дворяне А. 46,9
2. Духовенство Б. 42
3. Почетные граждане В. 5
4. Купцы Г. 5
5. Мещане Д. 1
6. Крестьяне и прочие сословные группы Е. 0,1
Всего  

 

Ответ:

           
           

Пояснение по каждой категории:

1.Дворяне _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Духовенство

3.Почетные граждане _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Купцы _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Мещане _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Крестьяне _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. [14 баллов]

Представьте, что Вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к нескольким разделам оказались перемешаны. Ваша задача:

ПЕРВЫЙ ТУР

Класс

Баллов максимально.

А. Попов, изобретение радио, физика (возможно указание только на науку без конкретного окрытия).

Б.Репин, художник, живопись.

В. Чайковский, композитор, музыка

Г. Менделеев, химия.

Д. Лобачевский, математика.

Е. Павлов, биология, физиология.

Ж. Пржевальский, путешественник, география.

З. Миклухо-Маклай, путешественник, география.

И. Шаляпин, певец, музыка.

Баллов максимально.

Портрет (буква) А. Г. Е. Ж. З.
Иллюстрация (цифра) 1. 3. 5. 2. 4.
Текст (римск. цифра) IV. I. V. III. II.

ВТОРОЙ ТУР

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ВТОРОЙ ТУР

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Инструкция для жюри.

  1. Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента (до 10 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:

· Первое Земское ополчение собиралось в критический момент истории Смуты. Летом 1611 г. польские войска после двухгодичной осады взяли Смоленск, что делало абсолютно открытой западную границу России. Швеция в нарушение договора с Василием Шуйским оккупировала все русское побережье Финского залива и захватила Новгород. В Москве находился польский гарнизон, власть была в руках «семибоярщины», законным царем был провозглашен польский королевич Владислав. С призывом освободить Москву от поляков выступил патриарх Гермоген. В момент подхода ополчения к Москве в столице началось восстание против поляков (до 6 баллов).

· Для Первого ополчения был характерен очень сложный социальный состав, включавший в себя различные группы дворянства и казаков. При попытке выработать общую программу действий это привело к внутренним конфликтам, убийству казаками П. Ляпунова и уходу дворян из ополчения, которое фактически распалось (до 3 баллов).

· Ополчение созывалось во многом как реакция на отказ поляков соблюдать те достаточно выгодные для России условия, на которых королевич Владислав провозглашался царем по договору с «семибоярщиной» 1610 года (1 балл).

  1. Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Датировка документа по византийскому летоисчислению от сотворения мира (7119 – 5508 = 1611) (1 балл).
  • Приговор представляет собой документ, принятый на собрании Первого Земского ополчения (фактически – Земском соборе) после того, как оно не смогло с ходу освободить Москву (до 2 баллов).
  • Документ отражает стремление руководства ополчения (и, в первую очередь, П. Ляпунова) обеспечить управление войсками и наметить контуры того социально-политического устройства, которое должно было быть воплощено в случае победы над поляками (до 2 баллов).
  1. Социальный состав и идеология Первого ополчения (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Социальный состав ополчения включал в себя все слои служилых людей «по отечеству» – аристократию (князей и бояр), московское дворянство (стольники), провинциальное дворянство («дворяне всех городов»), а также казаков (до 2 баллов).
  • Текст Приговора отражает, в первую очередь, интересы служилых землевладельцев (дворян) (1 балл).
  • Виден многонациональный состав Первого ополчения, которое явно включало в себя отряды из представителей народов Поволжья во главе с «царевичами» и «мурзами» (1 балл).
  • Подчеркивается религиозный характер освободительной борьбы («которые стоят за Дом Пресвятыя Богородицы…») (1 балл)
  1. Организация власти в Первом Земском ополчении (до 10 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • В Приговоре подчеркивается выборный характер высшей власти Первого ополчения – «…приговорили и выбрали всею Землею бояр и воевод…» (1 балл)
  • Показан широкий круг полномочий выбранных руководителей ополчения, получивших военную и судебную власть («будучи в правительстве, земским и всяким ратным делом промышляти и расправа всякая меж всяких людей чинити в правду») (до 2 баллов).
  • При этом в Приговоре подчеркивается приоритет Земского собора перед «боярами» как высшего судебного органа власти: «А смертною казнью без земскаго, и всей Земли приговору бояром не по вине не казнити») (до 2 баллов)
  • Приговор принципиально усиливал значение Земского собора как высшего органа власти, который мог отправить в отставку руководителей ополчения: «А буде бояря, которых выбрали ныне всею Землею для всяких земских и ратных дел в правительство, о земских делах радети и расправы чинити не учнут во всем в правду…, а нам всею Землею вольно бояр и воевод переменити, и в то место выбрати иных, поговоря со всею Землею, хто будет болию к земскому делу пригодится» (до 2 баллов).
  • Приговор предоставлял Земскому собору распорядительную власть, которой должны были подчиниться выбранные «бояре»: («А строить Землю и всяким земским и ратным делом промышлять… по сему всеа Земли приговору») (до 2 баллов).
  • 1 балл можно поставить ученику в случае, если он отметит, что казачий атаман И.М. Заруцкий указан перед думным дворянином и воеводой П.П. Ляпуновым, что косвенно указывает на неизбежность конфликта, приведшего к распаду ополчения.
  1. Проблема земельной политики в Приговоре (до 15 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Статья о земельных владениях – первая после преамбулы. Это явно говорит о первостепенной важности вопросов земельной собственности для руководителей и служилых людей Первого ополчения. (до 2 баллов).
  • В приговоре подчеркивается необходимость соблюдать прежнюю иерархию землевладельцев при земельных раздачах: «боярину боярское, а окольничему окольническое, примеряся к прежним большим бояром, как было при прежних российских прирожденных государех». (до 3 баллов).
  • Подчеркивается исключительная роль земского собора в политике земельных пожалований: «А которые дворцовые села и черные волости и монастырские села, и боярские и окольничих и думных дворян поместья и вотчины розняли бояре по себе без земского приговору и дворянам и детем боярским раздали они же бояре вновь в додачу к старым их окладам или сверх их окладов, — и те новые поместья у тех у всех отняти, и отписати в дворцовые села…». (до 2 баллов).
  • В области земельной политики приговор стоит на страже интересов государства и верных освободительной борьбе служилых людей: «— и те новые поместья у тех у всех отняти, и отписати в дворцовые села, а поместные и вотчинные земли отписав, раздати безпоместным и разоренным детем боярским, которые поместей своих отбыли от литовского разоренья»). При этом составители Приговора знали, что в Смуту многие земли были присвоены неправомерно – в этом случае их нужно вернуть государству и верным ему малоземельным и безземельным служилым людям (ст. 3) (до 5 баллов).
  • Очень важным для участников пестрого по составу Первого ополчения было признание тех земельных пожалований, которые были сделаны служилым людям, воевавшим ранее как на стороне Василия Шуйского («которые сидели на Москве и в осаде и по городам за Московское же государство»), так и против него «и которые были в Тушине, и в Калуге и по иным Северским городам»). (до 3 баллов).
  1. Выводы. Оценка документа для понимания истории Смутного времени (до 5 баллов). Могут быть предложены следующие суждения:
  • Приговор Первого Земского ополчения показывает, что в условиях Смуты его участники стремились укрепить власть Земского собора как сословно-представительского института на самом высшем уровне государственной политики. (до 2 баллов).
  • Важнейшей проблемой служилых людей этого периода оставались земельные раздачи разных (часто – враждовавших между собой) правительств, которые были в конечном счете подтверждены. (до 2 баллов).
  • Основные принципы организации Первого Земского ополчения и его намерения в области политических и земельных отношений схожи с опытом Второго ополчения и первых лет «послесмутной» политики государства. (1 балл).

 

 

ТРЕТИЙ ТУР

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

ТРЕТИЙ ТУР

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Инструкция для жюри.

Критерии оценивания:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

 

Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за эссе – 50.

 

 


[1] Царевичи — здесь представители феодальной знати нерусского происхождения, потомки ордынских "царей".

[2] Следующий по значимости чин после боярина.

[3] Высший чин столичного дворянства.

[4] Служащие приказов.

[5] Оклад – размер земельного пожалования дворянину за службу.

[6] Последнее местопребывание Лжедмитрия II, где он был убит.

[7] Юго-западные земли Российского государства, бывшая территория Новгород-Северского княжества.

[8] Верстать – наделять земельным окладом.

[9] «Московское осадное сидение» – устойчивое обозначение обороны Москвы от тушинцев при Василии Шуйском.

[10] Здесь сыск – проверка.

[11] Т.е. взыскать с владельцев все излишки.

[12] В данном случае «бояре» - не члены Боярской думы, а избранные «всею Землею» предводители ополчения.

Класс

ПЕРВЫЙ ТУР

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 3 часа.

  1. [12 баллов]

Объясните происхо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.199.50 (0.122 с.)