Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задача 1. Работа с аналитической таблицей 11 баллов

Поиск

Сравните данные двух таблиц и сделайте выводы. Представьте выводы в письменной форме.

 

Таблица 1

Темпы роста населения Земли (1950-2000)

 

Год Численность населения, млрд. чел. Прирост за десятилетие, млн. чел. Среднегодовой прирост, млн. чел.
  2,515 - -
  3,019    
  3,698    
  4,450    
  5,592    
(прогноз) 6,251    

 

 

Таблица 2

Мировые земельные, водные и лесные ресурсы в расчете на душу населения, га

 

 

Вид ресурсов 1990 г. 2000 г.
Пахотные земли под зерновыми 0,13 0,11
Пастбища 0,61 0,50
Орошаемые земли 0,045 0,04
Леса 0,79 0,64

 

Задача 2. 6 баллов

Нередко можно услышать такое утверждение: «Свобода совести – это право каждого человека поступать как хочешь, согласно своей совести». Правильно ли это утверждение? Поясните свой ответ.

 

С 1

Известный в свою эпоху литератор создав первый детективный роман, стал основателем жанра. Современники находили его произведения странными и плохо их раскупали, но критики благожелательно отзывались о детективах писателя. Прошли десятилетия, и детективы стали одним из популярнейших жанров развлекательной литературы. Какие черты развития культуры отразились в данном фрагменте? Назовите любые три.

 

Анализ текста источника социальной информации

Прочитайте текст и выполните задания 1-4.

Социология как наука

Подобно всем общественным наукам, а к ним можно также отнести, в первую очередь, антропологию, экономику и историю, содержание социологии носит внутренне противоречивый характер. Иными словами, социология характеризуется постоянными разногласиями относительно самой её природы. Однако это не слабость социологии, хотя многие из тех, кто считают себя профессиональными «социологами», именно так и думают. Точно так же, как многие не социологи обескуражены тем, что существует множество конкурирующих концепций относительно того, как следует подходить к предмету социологии и трактовать его. Многие из тех, кто расстроены постоянными разногласиями между социологами и частым отсутствием единства мнений относительно способов разрешения этих разногласий, обычно считают, что таков признак незрелости науки. Им хотелось бы, чтобы она выработала аппарат универсальных законов, подобных тем, которые открываются и подтверждаются естественными науками. Я выдвигаю точку зрения, согласно которой социология не должна точно копировать естественные науки. Более того, «естественная наука» об обществе практически невозможна. Под этим я подразумеваю, что методы и задачи естественных наук совершенно неприменимы для изучения социального поведения людей. Предметом социологии являются объективно наблюдаемые факты, социология опирается на эмпирические исследования, имеет целью формулировать теории и делать обобщения. Вместе с тем люди и материальные объекты в природе - не одно и то же. Изучение людьми своего собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений…

… практическое применение социологических знаний не идентично и не может быть идентичным практическому применению достижений естественных наук. Дело в том, что атомы не могут знать, что о них думают ученые, и изменить свое поведение соответствующим образом. Люди же это сделать могут.

Э. Гидденс

Вопросы к анализу текста

 

1. Какие два обстоятельства порождают, по мнению автора, ошибочное мнение о «незрелости» социологической науки?

2. Опираясь на текст, укажите три черты, сближающие социологию и естественные науки.

3. Назовите любые три, не перечисленные в тексте, общественные науки и укажите предмет изучения каждой из них.

4. Э.Гидденс утверждает, что изучение «людьми своего собственного социального поведения радикально отличается от изучения природных явлений». Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три обоснования этого мнения.

 

 

Задание 3.

Рассуждение по дискуссионному вопросу

Баллов

(Время выполнения 20 минут)

 

В предисловии к учебнику «Обществознание» под редакцией А.Ю. Лазебниковой авторы обращают внимание на сложность и противоречивость общественной жизни и на необходимость для старшеклассников определения своего отношения к противоречивым социальным процессам. Они предлагают высказать своё суждение по ряду проблемных дискуссионных вопросов. Предлагаем Вам два из них на выбор.

 

1. Совместимо ли демократическое равноправие с углубляющимся социальным неравенством?

2. Есть ли будущее у семьи в её классическом понимании?

 

Представьте Вашу точку зрения по одной из предложенных проблем, используя знания обществоведческого курса. Обоснуйте свое суждение, подтвердите его аргументами, опираясь на факты истории и современности, личный социальный опыт.

 

Ответы 11 класс

Теоретические задания 75 баллов

Часть I

Задание 1.

Тесты

1. - 2 11. – 1 21. - 3
2. – 1 12. – 4 22. – 3
3. – 2 13. – 2 23. – 3
4. – 1 14. – 2 24. – 1
5. – 1 15. – 4 25. – 2
6. – 3 16. – 3 26. – 2
7. - 2 17. - 3 27. – идеологии
8. – 3 18. –2 28. - власть
9. – 4 19. - 1 29. –1-А; 2-Б; 3-В; 4-Г
10. - 4 20. – 3 30. - 145

Максимальный балл - 41

 

Задание 2. «Лингвистический конструктор»

 

31. 4 балла

1) Организация, выражающая интересы социальных групп, активная часть общества, участвующая в борьбе за власть – политическая партия 2 балла

 

2) Индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ей успех в деятельности, легкость в овладении ею – способности. 2 балла

 

 

32. 10 баллов

 

1. Философия

2. Экономика

3. Футурология

4. Теология

5. Аристократия

6. Коррупция

7. Социология

8. Схоластика

9. Олигархия

10. Демагоги

33. 20 баллов

 

 

1. Гегель 1 балл
3. Строй 1 балл
4. Наука 1 балл
5. Жаргон 1 балл
6. Модель 1 балл
7. Право 1 балл
8. Мобильность 1 балл
9. Класс 1 балл
10. Статус 1 балл
11. Воля 1 балл
12. Совесть 1 балл
13. Кант 1 балл
14. Равенство 1 балл
15. Монополия 1 балл
16. Потребность 1 балл
17. Аристотель 1 балл
18. Роль 1 балл
  Полученное слово: гражданственность – качество личности, проникнутой идеей общественного блага, служения обществу, другим людям 2 балла

 

Максимальный балл – 34

 

Часть II

Практические задания 43 балла

Задание 1.Проблемно-познавательные задачи (1-3) 27 баллов

 

Задача 1. 11 баллов

1.За 50 лет к 2000 г. население Земли увеличилось примерно в 2,5 раза. 3 балла

Прирост населения за 10 лет увеличился примерно в 2 раза.

Среднегодовой прирост населения увеличился в 2 раза.

2.Земельные ресурсы (пахотные земли – 0,02 га, пастбища – 0,11 га) сократились за 10 лет с 1990 до 2000 года на душу населения.

Леса сократились за это время на 0,15 га на душу населения 3 балла

3. Тенденция высоких темпов роста населения при сокращении природных ресурсов порождает проблему: жизнеобеспечения населения Земли (продовольствие, энергоресурсы, здоровье) особенно стран с высокой рождаемостью 3 балла

4. Это может привести к усилению разрыва в уровне развития стран Севера и Юга 2 балла

Задача 2. 8 баллов

Ответ (критерии оценивания)

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы  
В ответе должны присутствовать следующие позиции: 1) указано, что свобода совести – это право принимать религию или атеистические убеждения по своему усмотрению; 2)указано, что это право иметь и менять религию или убеждения; 2) указано, что это право отправлять культ или выполнять религиозные и ритуальные обряды; 3) указано, что это право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями.      
Правильно указано 4 элемента  
Правильно указано 3 элемента  
Правильно указано 2 элемента  
Правильно указан 1 элемент  
Максимальный балл 8

Задача 3. 8 баллов

Ответ (критерии оценивания)

Содержание верно ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
В правильном ответе могут быть названы следующие черты: 1) одним из путей развития культуры является новаторство; 2) новаторские произведения, как правило, являются элитарными и отвергаются большинством общества своей эпохи; 3) как элитарные произведения, они вызывают одобрение критиков, но не приносят материальных выгод создателям; 4) со временем произведения элитарной культуры могут стать неотъемлемым элементом массовой культуры. Могут быть названы другие черты развития культуры.  
Названы четыре черты  
Названы три черты  
Названа две черта  
Названа одна черта  
Ответ неправильный  
Максимальный балл  

 

Задание 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1013; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.012 с.)