Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Уголовное право рф на современном этапе. Основные теоретические и правоприменительные проблемы

Поиск

Разработчик

к.ю.н., профессор А.А. Сергеева

 


Оглавление

 

1. Область применения. 4

2. Цели освоения дисциплины.. 4

3. Место дисциплины в структуре ОПОП.. 4

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 5

5. Структура и содержание дисциплины 8

5.1. Структура дисциплины 8

5.2. Содержание дисциплины.. 10

5.2.1. Теоретическая часть. 10

5.2.2. Практическая часть………………………………………………………………………16

6. Планирование самостоятельной работы студентов. 18

7.Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины.. 20

8.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 20

8.1.Перечень основной и дополнительной учебной литературы.. 20

8.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 21

8.3. Учебно-методические материалы, пособия и методические указания, используемые при освоении дисциплины.. 21

 

 

 

Область применения

 

Действие рабочей программы учебной дисциплины «Актуальные проблемы Общей части уголовного права» распространяется:

- на студентов, обучающихся по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура), профиль подготовки «Юрист уголовно-правового профиля» очной и заочной формы обучения;

- на преподавателей и сотрудников кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права.

2. Цели освоения дисциплины

 

Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы Общей части уголовного права» являются:

- углубленное изучение важнейших теоретических и практических проблем Общей части отечественного уголовного права.

Задачами освоения дисциплины являются:

- достижение высокого уровня теоретической подготовки специалиста, ознакомление с современным состоянием уголовно-правовой науки и наиболее актуальными теоретическими проблемами в соответствующих сферах борьбы с преступностью;

- изучение основных монографических исследований российских ученых в области уголовного права и наиболее ярких работ в текущей периодике;

- ознакомление с комплексными, «узловыми» проблемами борьбы с преступностью на современном этапе развития общества и государства;

- ознакомление с основными правоприменительными проблемами, наиболее типичными ошибками при квалификации преступлений и способами их преодоления;

- овладение основными навыками, необходимыми для написания выпускной квалификационной работы по уголовному праву.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП

 

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы Общей части уголовного права» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла учебного плана подготовки магистрантов по направлению «Юриспруденция» (М2.Б.4).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, соответствующие результатам освоения ОПОП уровня бакалавриата по направлению «Юриспруденция».

Дисциплина «Актуальные проблемы Общей части уголовного права» формирует знания, умения и владение навыками, необходимые для изучения следующих дисциплин учебного плана:

- Проблемы ответственности за преступления против личности;

- Уголовная политика России: тенденции и перспективы;

- Международное уголовное право;

- Терроризм и экстремизм в современном обществе;

- Преступления против правосудия;

- Проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания и применения иных мер уголовно-правового характера;

- Назначение наказания;

- Предупреждение коррупции.

4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесённых

с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Планируемые результаты обучения по дисциплине – знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций и обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, сформированы в соответствии с матрицей компетенций ОПОП.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы (код и название компетенции) Планируемые результаты обучения Этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
ОК-1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания знать: роль профессии юриста в обществе, основы профессиональной этики, признаки коррупционного поведения уметь: соблюдать принципы профессиональной этики, выявлять коррупционное поведение владеть: навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина, интересов общества и государства Базовый
ОК-3. Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень знать: современные способы поиска и обработки необходимой информации (в том числе научной и правовой), методику ее анализа; уметь: осуществлять поиск и обработку необходимой информации с использованием современных технологий, анализ данной информации; владеть: приемами поиска и обработки информации, в том числе – научной информации, а также информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере профессиональной деятельности. Базовый
ОК-5. Компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом знать: основы планирования научных исследований; уметь: разработать план научно-исследовательских работ; владеть: навыками управления научным коллективом. Базовый
ПК-2. Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности знать: положения Общей части уголовного права, уголовно-правовые институты; сущность и содержание основных уголовно-правовых понятий и категорий; Общую часть уголовного законодательства, складывающуюся судебную практику по применению положений Общей части УК РФ; проблемы применения положений Общей части УК РФ; научные подходы к решению спорных вопросов Общей части уголовного права; теоретические основы квалификации преступлений; уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями Общей части уголовного права; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения для применения норм Общей части уголовного права; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии в законом; осуществлять квалификацию преступлений с учетом положений Общей части УК РФ, их отграничение от смежных противоправных и непротивоправных деяний; применять положения Общей части уголовного законодательства о назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности и наказания, применении иных мер уголовно-правового характера; владеть: навыками анализа юридических фактов, уголовно-правовых норм Общей части уголовного права, правоприменительной практики; правилами квалификации преступлений, вытекающими из положений Общей части уголовного права, правилами назначения наказания; навыками анализа правоприменительной практики. Базовый
ПК-7. Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты знать: приемы толкования нормативных правовых актов; уметь: толковать положения Общей части уголовного законодательства; владеть: навыками толкования положений Общей части уголовного законодательства, уголовно-правовой терминологией, навыками работы с нормативными правовыми актами. Базовый
ПК-11. Способность квалифицированно проводить научные исследования в области права знать: методы и методологию научных исследований в юридических науках; уметь: применять методы научных исследований правовых институтов Общей части уголовного права; выделять пробелы в научных знаниях, дискуссионные вопросы, требующие решения, группировать позиции исследователей, отраженные в научной литературе; осуществлять сбор и обработку эмпирического материала, в том числе – статистических данных, данных социологических исследований; формулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики; владеть: методикой проведения научных исследований в области юриспруденции. Базовый

 

Поэтапное формирование указанных компетенций происходит посредством выполнения различных видов работ, в том числе – подготовки к теоретическим вопросам, подготовки докладов, решения задач, выполнения индивидуальных творческих заданий (в виде анализа правоприменительной практики и иных), подготовки к дискуссиям.

Контроль формирования компетенций на различных этапах, описание шкал и критериев оценивания осуществляется на основе «Положения об организации учебного процесса с использованием модульно-рейтинговой системы обучения» и других локальных документов ААЭП.

 

5. Структура и содержание дисциплины

 

Общая трудоемкость дисциплины – 3 зачетных единицы, 108 часов.

Очная форма обучения: 6 часов лекций, 18 часов практических занятий, 48 часов СРС, 36 часов – подготовка и сдача экзамена.

Заочная форма обучения: 4 часа лекций, 12 часов практических занятий, 83 часа СРС, 9 часов – подготовка и сдача экзамена.

Форма промежуточной аттестации по дисциплине: экзамен.

По дисциплине выполняется курсовая работа.

 

5.1. Структура дисциплины

Очная форма обучения

 

 

№ семе стра Наименование модуля (раздела, темы) дисциплины Трудоемкость, час. Учебные занятия, час. Форма текущего и промежуточ-ного контроля
Контактная работа СРС
Всего Из них:  
лекции лабораторные занятия практические занятия в т.ч. интерактивнойформе
  Тема 1. Уголовное право РФ на современном этапе. Основные теоретические и правоприменительные проблемы               Обсуждение докладов
  Тема 2. Актуальные проблемы учения об уголовном законе               Устный опрос Обобщение судебной практики
  Тема 3. Актуальные вопросы учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве               Устный опрос Защита презентаций Письменное задание
  Тема 4. Актуальные проблемы множественности преступлений, неоконченного преступления, соучастия в преступлении               Устный опрос Дискуссия Решение задач Решение задач в малых группах
  Тема 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: проблемные вопросы теории и практики               Устный опрос Подготовка и обсуждение кейса
  Тема 6. Проблемные вопросы учения о наказании, его видах и системе. Наказание и иные меры уголовно-правового характера               Доклады на конференции Обсуждение докладов (дискуссия)
    Тема 7. Альтернативы наказанию в современном уголовном праве               Устный опрос Дискуссия  
  Подготовка и сдача экзамена                
  Итого:               экзамен

 

Заочная форма обучения

 

№ семе стра Наименование модуля (раздела, темы) дисциплины Трудоемкость, час. Учебные занятия, час. Форма текущего и промежуточ-ного контроля
Контактная работа СРС
Всего Из них:  
лекции лабораторные занятия практические занятия в т.ч. интерактивнойформе
  Тема 1. Уголовное право РФ на современном этапе. Основные теоретические и правоприменительные проблемы                
  Тема 2. Актуальные проблемы учения об уголовном законе               Устный опрос Обобщение судебной практики
  Тема 3. Актуальные вопросы учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве               Устный опрос Письменное задание
  Тема 4. Актуальные проблемы множественности преступлений, неоконченного преступления, соучастия в преступлении               Устный опрос Дискуссия Решение задач  
  Тема 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: проблемные вопросы теории и практики               Устный опрос Подготовка и обсуждение кейса
  Тема 6. Проблемные вопросы учения о наказании, его видах и системе. Наказание и иные меры уголовно-правового характера               Доклады на конференции Обсуждение докладов (дискуссия)
    Тема 7. Альтернативы наказанию в современном уголовном праве               Устный опрос Дискуссия  
  Подготовка и сдача экзамена                
  Итого:               экзамен

 

* - 1 лекция в соответствии с учебным планом в 1 семестре.

5.2. Содержание дисциплины

 

Теоретическая часть

 

Практическая часть

 

Очная форма обучения

 

№ п/п Тема Кол-во, час. Характеристика занятия
  1. Тема 1. Уголовное право РФ на современном этапе. Основные теоретические и правоприменительные проблемы   Семинар План: Обсуждение докладов
    2. Тема 2. Актуальные проблемы учения об уголовном законе   Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2. Представление выполненных индивидуальных творческих заданий в виде обобщения судебной практики
    3. Тема 3. Актуальные вопросы учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве   Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2.Защита презентаций 3. Письменное задание
    4. Тема 4. Актуальные проблемы множественности преступлений, неоконченного преступления, соучастия в преступлении     Занятие 1. Практическое занятие с элементами семинара План: 1. Устный опрос 2. Дискуссия 3. Решение задач   Занятие 2. Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2. Решение задач в малых группах
  5. Тема 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: проблемные вопросы теории и практики   Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2. Представление и обсуждение кейса
  6. Тема 6. Проблемные вопросы учения о наказании, его видах и системе. Наказание и иные меры уголовно-правового характера   Занятие 1. Конференция План: 1. Доклады 2. Обсуждение докладов (дискуссия)   Занятие 2. Конференция План: 1. Доклады 2. Обсуждение докладов (дискуссия)
7. Тема 7. Альтернативы наказанию в современном уголовном праве   Семинар План: 1. Устный опрос. 2. Дискуссия*

 

* - дискуссия с участием в качестве эксперта представителя правоохранительных органов либо судебной системы.

 

Заочная форма обучения

 

№ п/п Тема Кол-во, час. Характеристика занятия
    1. Тема 3. Актуальные вопросы учения о преступлении и составе преступления в российском уголовном праве   Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2.Защита презентаций 3. Письменное задание
    2. Тема 4. Актуальные проблемы множественности преступлений, неоконченного преступления, соучастия в преступлении     Практическое занятие с элементами семинара План: 1. Устный опрос. 2. Дискуссия 3. Решение задач 4. Решение задач в малых группах
  3. Тема 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: проблемные вопросы теории и практики   Практическое занятие План: 1. Устный опрос. 2. Представление и обсуждение кейса
  4. Тема 6. Проблемные вопросы учения о наказании, его видах и системе. Наказание и иные меры уголовно-правового характера   Конференция План: 1. Доклады 2. Обсуждение докладов (дискуссия)
5. Тема 7. Альтернативы наказанию в современном уголовном праве   Семинар План: 1. Устный опрос. 2. Дискуссия*

* - дискуссия с участием в качестве эксперта представителя правоохранительных органов либо судебной системы.

 

6. Планирование самостоятельной работы студентов

Очная форма обучения

№ темы (раздела) дисциплины   Виды СРС Объем, час.
Тема 1. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка докладов  
Тема 2. Проработка учебной литературы, научных источников, конспекта лекции Выполнение индивидуальных творческих заданий (обобщение правоприменительной практики)  
Тема 3. Проработка учебной литературы, научных источников и конспекта лекции Подготовка презентации к защите  
Тема 4. Проработка учебной литературы и научных источников Решение задач Подготовка к решению задач в малых группах Подготовка к дискуссии  
Тема 5. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка кейса  
Тема 6. Проработка учебной литературы, научных источников и конспекта лекции Подготовка докладов к конференции Подготовка к дискуссии  
Тема 7. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка к дискуссии  
Итого  

Заочная форма обучения

№ темы (раздела) дисциплины   Виды СРС Объем, час.
Тема 1. Проработка учебной литературы и научных источников  
Тема 2. Проработка учебной литературы, научных источников, конспекта лекции  
Тема 3. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка презентации к защите  
Тема 4. Проработка учебной литературы и научных источников Решение задач Подготовка к решению задач в малых группах Подготовка к дискуссии  
Тема 5. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка кейса  
Тема 6. Проработка учебной литературы, научных источников и конспекта лекции Подготовка докладов к конференции Подготовка к дискуссии  
Тема 7. Проработка учебной литературы и научных источников Подготовка к дискуссии  
Итого  

При выполнении самостоятельной работы студенты пользуются основной и дополнительной литературой, рекомендованной в разделе 8.

 

По дисциплине во 2 семестре выполняется курсовая работа.

Темы курсовых работ:

1. Пробелы современного уголовного законодательства.

2. Реализация уголовной политики России: теоретические и практические аспекты.

3. Категоризация преступлений и принцип справедливости в уголовном законодательстве.

4. Презумпция в уголовном праве: вопросы теории и практики.

5. Принцип справедливости в системе уголовного права Российской Федерации.

6. Актуальные проблемы вменяемости (невменяемости).

7. Соотношение преступления и иных правонарушений.

8. Общественная опасность как объективное свойство преступных последствий.

9. Сравнительно-правовой анализ понятия и сущности преступления по уголовному законодательству России и зарубежных стран.

10. Признаки преступления в теории уголовного права.

11. Состав преступления, его структура и виды: основные подходы в доктрине уголовного права

12. Специальный субъект преступления как элемент основных составов преступлений.

13. Дискуссионные вопросы форм соучастия в уголовном праве.

14. Проблемы соучастия в преступлении в теории российского уголовного права

15. Определение понятия преступного сообщества в уголовном законе и проблемы квалификации действий соучастников в составе преступного сообщества (преступной организации).

16. Мнимое соучастие: проблемы теории и практики.

17. Посредственное причинение вреда в уголовном праве России и проблемы его квалификации.

18. Теоретические аспекты определения превышения пределов необходимой обороны.

19. Обстоятельства правомерного причинения вреда в уголовном законодательстве России и зарубежных стран.

20. Правовая природа обстоятельств правомерного причинения вреда.

21. Природа наказания.

22. Сущность и цели наказания в российском уголовном праве.

23. Система наказаний в уголовном праве России: теоретический дискурс и правоприменительные проблемы.

24. Признаки наказания.

25. Криминологическая обусловленность российской системы наказаний.

26. Наказание: уголовно-правовые и криминологические аспекты.

7. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины

 

Практические занятия:

- аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук), – для проведения практического занятия, на котором запланирована защита презентаций;

- аудитория с рабочими местами студентов, оснащенными компьютерами с обеспечением справочно-поисковыми системами «Гарант» и (или) «КонсультантПлюс», – для проведения практических занятий, на которых запланировано решение задач в малых группах;

экзамен:

- аудитория с рабочими местами студентов, оснащенными компьютерами с обеспечением справочно-поисковыми системами «Гарант» и (или) «КонсультантПлюс», - для выполнения практического задания.

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Подготовка к экзамену.

К экзамену необходимо готовится целенаправленно, регулярно, систематически и с первых дней обучения по данной дисциплине. Попытки освоить дисциплину в период зачётно-экзаменационной сессии, как правило, не дают удовлетворительных результатов. В самом начале учебного курса познакомьтесь со следующей учебно-методической документацией:

- рабочей программой дисциплины;

- перечнем знаний и умений, которыми студент должен владеть;

- содержанием дисциплины (тематическими планами лекций, практических занятий);

- контрольными мероприятиями;

- учебником, учебными пособиями по дисциплине, а также электронными ресурсами;

- перечнем вопросов к экзамену.

После этого у вас должно сформироваться четкое представление об объеме и характере знаний и умений, которыми надо будет овладеть по дисциплине. Систематическое выполнение учебной работы на лекциях и практических занятиях позволит успешно освоить дисциплину и создать хорошую базу для формирования необходимых компетенций.

Методические рекомендации по решению задач по квалификации деяний

Если требуется дать квалификацию содеянного, при решении задачи первоначально нужно в фабуле выделить эпизоды деятельности лица (лиц). Если таких эпизодов несколько, каждый эпизод сначала оценивается отдельно. Его следует мысленно изолировать от других эпизодов.

Если в эпизоде задействованы несколько лиц, нужно дать уголовно-правовую оценку поведению каждого из них. Эти лица могут являться соучастниками, а могут и не являться ими, поскольку может иметь место простое стечение действий нескольких лиц в одном и том же месте в одно и то же время, когда каждое лицо совершает свое собственное преступление.

Если несколько лиц являются соучастниками, нужно найти среди них исполнителя (исполнителей) и квалифицировать его (их) действия. Действия исполнителя квалифицируются без ссылки на ст. 33 УК РФ – только по статье Особенной части УК РФ. Затем с учетом квалификации действий исполнителя квалифицировать действия других соучастников. Действия других соучастников квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК РФ.

Квалифицирующие признаки «группа лиц» или «группа лиц по предварительному сговору» могут вменяться только в том случае, если имеются хотя бы два исполнителя. При отсутствии двух исполнителей эти квалифицирующие признаки вменять нельзя. Например, если преступление совершено исполнителем и пособником, то действия исполнителя квалифицируются только по статье Особенной части УК РФ без квалифицирующих признаков «группа лиц» и «группа лиц по предварительному сговору», а действия пособника – по той же статье Особенной части со ссылкой на ч. 5 ст. 33 УК РФ.

При квалификации действий любого виновного лица необходимо показать, что в его поведении содержатся все признаки состава преступления.

Доказательство соответствия признаков объективной стороны совершенного деяния признакам объективной стороны состава преступления начинается с уяснения возможных форм деяния, заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного деяния в условии задачи.

Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный – и в соответствии с этим определить, окончено ли данное преступление. Если преступление не окончено, следует отразить стадию его совершения в формуле квалификации: приготовление квалифицируется по статье Особенной части со ссылкой на ч. 1 ст. 30 УК РФ, покушение – со ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ.

Для доказательства соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при анализе совершенного субъектом деяния, описанного в задаче. Нельзя игнорировать и факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – мотив и цель.

Что касается субъекта преступления, то при решении задач, если не указано иное, следует исходить из того, что субъекты, упоминаемые в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков, если вменяемый состав преступления характеризуется специальным субъектом.

После уяснения всех объективных и субъективных признаков совершенного деяния вырисовываются общественные отношения, на которые посягал субъект преступления, т.е. непосредственный объект преступления.

Далее надлежит установить наличие или отсутствие каких-либо квалифицирующих признаков, т.е. обстоятельств, с которыми связывается повышенная ответственность, отраженных в частях 2, 3, 4 и т.д. соответствующей статьи Особенной части УК РФ. Необходимо помнить, что если в одном и том же деянии присутствуют квалифицирующие признаки, расположенные в разных частях статьи Особенной части, то применяется та часть, которая предусматривает наиболее суровое наказание, но при этом все квалифицирующие признаки получают отражение (описываются словесно) в приговоре суда, даже те, которые не вошли в формулу квалификации.

После того, как квалифицированы действия виновных лиц во всех эпизодах, следует оценить, не образуют ли какие-то эпизоды единого преступления, требующего квалификации по одной статье УК РФ. Например, если лицом совершены два убийства, необходимо сначала квалифицировать каждое из них отдельно, а затем с учетом того, что в соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ два убийства, ни за одно из которых лицо еще не привлекалось к уголовной ответственности, образуют единое преступление – убийство двух или более лиц, дать окончательную квалификацию.

Кроме того, следует иметь в виду, что в некоторых случаях поведение виновного лица в том или ином эпизоде может одновременно подпадать под несколько статей УК РФ. В таких ситуациях нужно решить, содержится ли здесь идеальная совокупность или конкуренция норм. При идеальной совокупности применяются две или более статьи Особенной части УК РФ, при конкуренции – только одна из статей. Если имеет место конкуренция общей и специальной нормы, предпочтение отдается специальной норме.

Пример задачи и ее решения

Задача. Иванов и Петров, зная, что в квартире Николаева находится 4 млн. руб., полученных им в банке для приобретения квартиры, решили завладеть деньгами, проникнув в квартиру Николаева. Зная, что в квартире может находиться жена Николаева, Иванов взял с собой купленный у неустановленного лица обрез гладкоствольного охотничьего ружья, чтобы при необходимости припугнуть хозяйку, и сообщил об этом Петрову, который не возражал против такого плана. Позвонив в дверь квартиры Николаевых, Иванов и Петров представились сотрудниками горэлектросети, проверяющими показания счетчиков. После того, как Николаева открыла им дверь, они ворвались в квартиру. Иванов приставил к голове потерпевшей обрез и потребовал информацию о месте нахождения денег. Петров в это время искал деньги. Николаева стала звать на помощь, стремясь вырваться и остановить Петрова. Иванов выстрелил ей в голову, отчего потерпевшая на месте преступления скончалась. Не найдя денег, виновные скрылись. Квалифицируйте их действия.

 

Решение. Иванов и Петров договорились завладеть деньгами Николаева, припугнув его жену обрезом. Но это им не удалось по не зависящим от них причинам – деньги в квартире они не нашли и поспешили скрыться, боясь разоблачения. Значит, можно предположить, что они пытались совершить преступление против собственности, угрожая насилием. Составы преступлений против собственности сосредоточены в гл. 21 УК РФ. Насильственные преступления против собственности предусмотрены в ст. 161 («Грабеж») и ст. 162 УК РФ («Разбой»). Насильственный грабеж – это открытое хищение чужого имущества с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, или угрозой применения такого насилия (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ). Разбой – это нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ч. 1 ст. 161 УК РФ). Нападение характеризуется внезапностью насильственного воздействия на потерпевшего или созданием опасности применения насилия. Грабеж от разбоя отличается в основном объемом насилия. Понятие насилия, опасного и не опасного для жизни или здоровья, предлагается в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Под насилием не опасным для жизни или здоровья, следует понимать побои или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли или с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и др.), если они в момент применения не создавали реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует понимать такое насилие, которое повлекло причинение тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью потерпевшего или не повлекло вред здоровью, но в момент применения создавало реальную опасность для жизни или здоровья потерпевшего. Угроза в грабеже и разбое предполагает воздействие на психику потерпевшего только возможностью применения насилия. Иванов и Петров, намереваясь использовать обрез для запугивания потерпевшей, рассчитывали на субъективное восприятие ею этих действий как угрозы насилием, опасным для жизни или здоровья. Угроза именно так и была воспринята Николаевой. Следовательно, требование передать деньги под угрозой обрезом подпадает под признаки объективной стороны разбоя. Несмотря на то, что завладеть деньгами Николаевых виновным не удалось, преступление считается оконченным именно с момента требования немедленно передать деньги под угрозой причинения смерти, так как в ч. 1 ст. 162 УК РФ говорится о нападении в целях хищения, а не о завладении чужим имуществом. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» разбой рекомендовано считать оконченным с момента нападения в целях хищения чужого имущества (п. 6). Иванов и Петров являются соисполнителями разбоя, поскольку каждый из них для реализации совместного умысла выполнил часть объективной стороны преступления: Иванов высказал угрозу применения насилия, опасного для жизни или здоровья, сопровождая ею требование немедленной передачи имущества; Петров совершал действия, направленные на изъятие имущества, - искал деньги.

Разбой совершен виновными группой лиц по предварительному сговору (два лица до совершения преступления договорились завладеть деньгами Николаевых, взяли с собой обрез, Иванов угрожал обрезом Николаевой, требуя деньги, Петров искал деньги). Кроме того, присутствует и другой квалифицирующий признак, предусмотренный ч. 2 ст. 162 УК РФ, - совершение преступления с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» судам рекомендовано в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» и на основании экспертного заключения устанавливать, является ли примененный при нападении предмет оружием, предназначенным для поражения живой или иной цели. Обрез гладкоствольного охотничьего ружья относится к огнестрельному оружию, предназначенному для поражения живой или иной цели. Оба соучастника знали о наличии в группе обреза и предполагали использовать его для запугивания потерпевшей. Из вышеупомянутого постановления вытекает, что если лицо лишь демонстрировало оружие, не намереваясь использовать его для причинения телесных повреждений, данный квалифицирующий признак отсутствует (п. 23). Однако в нашем примере со стороны Иванова имела место не просто демонстрация оружия, но и фактическое использование его поражающих свойств в процессе дальнейшего выполнения объективной стороны разбоя, что привело к смерти потерпевшей. Следовательно, Иванову мы можем вменить рассматриваемый квалифицирующий признак. Умыслом же Петрова охватывалась только угроза обрезом, в связи с чем ему данный квалифицирующий признак не вменяется.

В действиях обоих виновных присутствует квалифицирующий признак из ч. 3 ст. 162 УК РФ – незаконное проникновение в жилище. Квартира Николаевых подпадает под пон



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.42 (0.017 с.)