Испания во Второй половине XX – начале XXI В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Испания во Второй половине XX – начале XXI В.



После окончания гражданской войны в Испании и победы франкистского режима в стране на долгие годы утвердилась фашистская диктатура. Вся полнота политической, законодательной, исполнительной и судебной власти находилась в руках Ф. Франко. Он располагал ничем не ограниченными полномочиями в определении деятельности правительства, в утверждении законов и декретов, в назначении военных и чиновников. Он был главой государства, главнокомандующим вооруженными силами и каудильо (вождем, фюрером) единственной политической партии — Испанской фаланги. Вплоть до 1975 г. Франко возглавлял все создаваемые им правительства. Даже назначение в 1969 г. Хуана Карлоса, внука свергнутого революцией 1931 г. короля Альфонса XIII, преемником главы государства не поколебало абсолютной власти Ф. Франко.

Франкизм осуществил в Испании ряд мер социального маневрирования, чтобы привлечь на свою сторону трудящихся. Было запрещено увольнять постоянных рабочих. Создана сравнительно развитая система социального страхования. Было запрещено сгонять с земли мелких арендаторов и вдвое сокращен размер выплачиваемой ими ренты. Плата за жилье, сданное в аренду до 1936 г., была заморожена. Предпринимателям выплачивались дотации за простой предприятий, чтобы они не увольняли рабочих. Профсоюзные организации из поступлений по взносам получили значительные средства, на которые для рабочих строились больницы, санатории, пансионаты, дома отдыха, спортивные и культурные сооружения.

Профсоюзам также были переданы некоторые права в подготовке, а иногда и принятии решений по экономическим и социальным вопросам. В профсоюзах принимали равное участие рабочие и предприниматели.

Понимая, что без современной индустрии нельзя стать развитым государством, франкизм принимал энергичные меры по индустриализации страны. Государство стало главным инициатором и подрядчиком строительства современной промышленности. Главным источником государственных доходов стало развитие международного туризма. Отличные климатические условия, богатая история, традиции, веселый жизнерадостный талантливый народ, музыка, танцы, легенды сделали Испанию любимым местом отдыха всей Европы. В стране были построены средние и мелкие семейные гостиницы на 5 млн мест. Круглый год они были переполнены отдыхающими и туристами. Ежегодно только за счет туризма Испания получала 18 млрд долларов дохода. Франкизм вкладывал эти средства в развитие промышленности.

 

 

 

Созданный в 1941 г. Национальный институт промышленности представлял собой акционерную компанию, осуществлявшую руководство промышленными предприятиями под государственным контролем. Государство регулировало распределение сырья, топлива, энергии, устанавливало стандарты, фиксировало цены, давало разрешение на открытие новых предприятий и модернизацию старых.

 

Несмотря на это, Испания оставалась самой отсталой частью Европы с самым бедным народом. Здесь была самая низкая зарплата, самые высокие в Европе цены и самый низкий жизненный уровень. В 40—50-х годах прошли первые крупные выступления трудящихся под экономическими лозунгами. В начале 60-х годов характер этих выступлений круто меняется — теперь выдвигаются требования, затрагивающие основу существования франкистского режима: амнистия политзаключенным, право на забастовки, свободу собраний, организацию независимых профсоюзов.Франко, Франсиско

 

Постепенно франкизм терял поддержку католической церкви, которая открыто выступила с критикой франкизма и поддержала требование оппозиции о восстановлении демократических свобод.

 

В 1974 г. сложились два оппозиционных центра — Демократический совет, объединивший коммунистическую партию Испании (КПИ), социалистическую народную партию (СНП) и др., и Демократическое согласие под руководством Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП). В марте 1976 г. они объединились в блок Демократической координации.

Франко умер 20 ноября ноября 1975г. в возрасте 82 лет. 22 ноября ноября 1975г принц Хуан Карлос, ставший главой государства, был объявлен королем Испании под именем Хуана Карлоса I. Он заявил о намерении осуществить реформы. Испания вступила в новый этап своего развития. Главой кабинета был назначен Адольфо Суарес (род. в 1932 г.), известный своими либеральными взглядами. Он разработал программу демократических реформ. В декабре 1976 г. на референдуме был принят закон о политической реформе. Закон предусматривал установление всеобщего избирательного права, провозглашал принцип народного суверенитета и политического плюрализма, ликвидировал старые франкистские структуры власти. В стране вводилась двухпалатная парламентская система (генеральные кортесы). Первая палата (конгресс депутатов) избиралась всеобщим голосованием и насчитывала 350 членов, вторая (сенат) избиралась более ограниченным кругом выборщиков и включала 208 сенаторов. Королю было предоставлено право выносить законы на референдум, распускать кортесы, назначать премьер-министра и пятую часть сената.

 

Адольфо Суарес

 

В июне 1977 г. состоялись первые выборы. Основными политическими партиями, участвовавшими в выборах, были Союз демократического центра (СДЦ) во главе с А. Суаресом, правая профранкистская партия «Народный альянс» (НА), ИСРП и КПИ.

 

Выборы принесли успех партии А. Суареса, который вновь возглавил правительство.

 

В 1978 г., когда Испания была охвачена экономическим кризисом, набирали темпы инфляция и безработица, в резиденции правительства в Монклоа было подписано соглашение правительства с левой оппозицией, по которому правительство обязалось повысить пенсии и пособия по безработице, ввести справедливую систему налогообложения, а левые партии вместе с профсоюзами — в течение года поддерживать правительственную политику, не требовать чрезмерного повышения зарплаты и не провоцировать социальных конфликтов.

 

Такой же дух сотрудничества и согласия был про явлен при обсуждении проекта новой конституции. Принятая кортесами после длительного обсуждения, она была одобрена на всенародном референдуме 1978 г.

 

Конституция провозгласила основной целью создание демократического общества, где гарантировались свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Испания объявлялась парламентской монархией, церковь отделялась от государства, но власти обязывались поддерживать нормальные отношения с католической церковью и другими конфессиями.

 

В новой конституции провозглашалось нерушимое единство страны, но признавалось право наций на широкую автономию и использование своих языков. В провинциях создавались свои парламенты и правительства, однако каталонцев и галисийцев такая степень автономии устраивала, а басков нет. Среди них появилось экстремистское крыло, которое требовало создания самостоятельного государства басков и рассматривало испанцев как оккупантов. Экстремисты стали на путь террора, что создавало в стране нестабильность и компрометировало демократический строй.

 

Но выступления басков сыграли и положительную роль. В конституцию была внесена поправка, по которой все 17 областей страны получили автономию и право иметь свое правительство и парламент.

На внеочередных парламентских, выборах 28 октября1982 г. ИСРП одержала убедительную победу. Социалисты получили 48% голосов всех избирателей. Главой правительства стал их лидер Фелипе Гонсалес.

 

Фелипе Гонсалес.

 

Ситуация, при которой социалисты пришли к власти, была непростой. Темпы роста экономики упали до 1,2%, инфляция достигла уровня 16% и была одной из самых высоких в Европе, безработица составляла 16,6% и охватывала 2,5 млн человек, резко возросли социальная напряженность и преступность. Чтобы выйти из кризиса, Ф. Гонсалес выдвинул программу осуществления «национальной идеи», которая объединила бы всех испанцев.

 

Первые реформы социалистов коснулись социальной сферы. Были приняты законопроекты о 40-часовой рабочей неделе, об увеличении отпусков до 30 дней, сокращении пенсионного возраста до 65 лет. Ряд законов предусматривал сохранение увольняемым 80% зарплаты до предоставления новой работы. В 1983— 1986 гг. были приняты законы, направленные на демократизацию общественных и семейных отношений, на укрепление демократических принципов в повседневной жизни.

 

Социалисты провели ряд законов в пользу предпринимателей. Был принят план «реиндустриализации», к осуществлению которого приступили сразу после проведения социальных реформ. Были уменьшены на 40% налоги на прибыль для предпринимателей, которые вкладывали свои средства в новые отрасли промышленности на основе высоких технологий. Были приняты также меры по борьбе с инфляцией: проведена девальвация денежной единицы, увеличены цены на нефтепродукты, сокращен государственный сектор экономики и взят жесткий курс на замораживание зарплаты.

 

В середине 1988 г. правительство Ф. Гонсалеса предложило новый пакет законов и реформ, которые предусматривали повышение налогов, цен на бензин, выплату субсидий предпринимателям. Это вызвало резкий общественный протест: во всеобщей политической забастовке 14 декабря 1988 г. приняло участие 8 млн человек. Гонсалесу путем переговоров и уступок удалось спасти положение, но доверие к правительству было подорвано. На выборах 1989 г. за социалистическую партию было подано уже 40% голосов, но все же ей удалось сформировать однопартийный кабинет.

Во внешней политике социалистическая партия отошла от своих предвыборных обещаний. Находясь в оппозиции, она выступала против участия страны в НАТО, а придя к власти, вовлекла Испанию в этот пакт (1986 г.). В том же году Испания была принята в ЕЭС, что способствовало модернизации ее экономики и росту ее влияния на европейскую политику. В декабре 1991 г. Испания подписала Маастрихтские coглашения об образовании единой Европы и введении единой валюты. Однако интеграция страны в единую Европу проходит с большими трудностями. В мае 1996 г. правительство социалистов вынуждено было уйти в отставку. На выборах победила правая партия «Народный альянс». Правительство возглавил Хосе Мария Аз- нар, который продолжил политику интеграции в единую Европу. Новое правительство добилось некоторых успехов. Инфляцию удалось снизить до 2,2%, ежегодный рост экономики составил 3%. Но ему не удалось решить главной проблемы испанской экономики — безработицы. В 1997 г. она выросла до 22%, т. е. безработным стал практически каждый пятый. Это вызвало дальнейшее углубление социального и политического кризиса в стране.

 

Партия «Народный альянс», возглавляемая X. М.Азнаром, сохранила свои позиции и на выборах 2000 г., добившись большинства в парламенте.

Правительству Х. М. Аснара удалось добиться в 1996–2000 годах стабильного роста ВВП (более 3 % ежегодно), сокращения инфляции (до 2 % в год), снижения уровня безработицы, притока иностранных инвестиций, роста внутреннего спроса и потребления.

 

· Были проведены структурные реформы в экономике, реформа в армии по переводу всех военнослужащих на контрактную основу. Достигнутая в стране экономическая и политическая стабильность позволила Народной партии упрочнить свои позиции на всеобщих парламентских выборах 2000 года.

 

· В 2000–2004 годах правительство Народной партии особое внимание уделяло экономике, поставив своей целью добиться бездефицитного бюджета и проводя для этого жёсткую бюджетную дисциплину в центре и регионах.

 

· реформ консерваторы стремились к снижению регулирующей роли государства, продолжили приватизацию государственных предприятий, снизили налоговое бремя для предприятий и физических лиц. Контроль над парламентом позволил правительству Х. М. Аснара провести законопроекты о судебной реформе, о реформе финансирования автономных сообществ, о внесении изменений в действующее законодательство о местном самоуправлении, о реформе среднего и высшего образования.

 

· Во внешней политике кабинет Х. М. Аснара сделал упор на развитие испано-американских отношений, выступив союзником США и возглавляемой ими международной коалиции в военной операции против Ирака в 2003 года, поддержав усилия официального Вашингтона в борьбе с международным терроризмом, по реформированию военно-политического блока НАТО.

 

· Новый уровень сотрудничества с США, успешное председательство в ЕС во второй половине 2002 года, вхождение в состав СБ ООН в качестве непостоянного члена в 2003–2004 годах, активное участие в процессе ближневосточного урегулирования и многие другие содействовали росту влияния Испании на международной арене. Однако участие страны в военной операции США и их союзников в Ираке стало причиной массовых протестов.

 

Накануне всеобщих парламентских выборов 11 марта 2004 года произошли самые крупные в истории Испании теракты: сразу 13 взрывов сотрясли Мадрид. Погибли 191 человек, около 1 500 получили ранения различной степени тяжести.

 

Сам теракт, а также его поспешная и ошибочная трактовка властями оказали решающее воздействие на испанских избирателей. В итоге НП, которую считали фаворитом избирательной кампании, набрала лишь 37,71 % голосов избирателей, получив 148 депутатских мест. Победителем стала ИСРП (42,59 % голосов избирателей, 164 места в конгрессе депутатов).

 

«Новый курс» социалистов внёс изменения во внутреннюю и внешнюю политику страны. Принятые около 170 законов затронули проблемы взаимоотношений государства и церкви, армии, автономизации и местного

 

самоуправления, недвижимости, иммиграции, семьи и брака, практически все стороны жизни общества, даже те, которые связаны с традициями и нравами испанцев (например, в Испании были разрешены однополые браки). Кабинет Х. Л. Родригеса Сапатеро принял решение о выводе испанского воинского контингента из Ирака, объявив своим внешнеполитическим приоритетом активное участие страны в строительстве единой Европы (на общенациональном референдуме в феврале 2005 года 76, 96 % испанцев, принявших участие в голосовании, одобрили проект Евроконституции).

 

Приоритетной стала реформа автономных статутов, которую следует рассматривать в более широком контексте будущего территориального устройства и единства страны, и в первую очередь содействия разблокированию переговорного процесса между центральными властями и автономным правительством Страны Басков о передаче региону дополнительных полномочий. Баскский конфликт в широком смысле оставался в центре внимания руководства страны, однако попытка в 2006–2007 годах приблизиться к его урегулированию путём ведения прямых переговоров с политическим руководством ЭТА не увенчалась

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.028 с.)