Сша в 1918-1945 гг. : от «просперити» до «нового курса» Ф. Д. Рузвельта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сша в 1918-1945 гг. : от «просперити» до «нового курса» Ф. Д. Рузвельта



Эпохой «просперити» или процветания называют период хозяйственного подъема в США в 1920-х годах. В литературе под эпохой «просперити» чаще всего подразумевают нездоровое, сомнительное процветание. Послевоенная Америка выходила в лидеры по темпам экономического роста, благодаря чему еще более упрочнила свои лидирующие позиции в мире. К концу 20-х годов Америка производила почти столько же промышленной продукции, сколько весь остальной мир. Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %. Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %. Расцветал потребительский кредит. Цены поддерживались на стабильном уровне. Темпы экономического развития США оставались самыми высокими в мире.

После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы: Уоррен Гардинг (1921—1923), затем после его смерти Кальвин Кулидж (1923—1929) и Герберт Гувер (1929—1933). Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати. Республиканцы в этот период видели своей главной целью

1. стабильность,

2. обеспечение надёжных экономических показателей,

3. помощь фирмам с организацией их деятельности, открытие для них зарубежных рынков.

Однако начинался период экономического бума очень неприятно: уменьшились правительственные заказы и заграничный спрос на американские товары. Вернувшиеся с фронтов солдаты не могли найти работу. Число безработных с 0.5 млн увеличилось до 5 млн.

В 1920 году вступила в силу 18 поправка к Конституции— Сухой Закон.

Причины подъёма американской экономики:

• усматривают в укреплении американского империализма,

• выходе США на лидирующие позиции в международной политике

• превращение в финансовый центр мира.

Имея в своём распоряжении немалые средства, американские монополии успешно провели обновление своих основных капиталов, построены новые заводы и фабрики.

Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921—1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований. Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилось в 1.5 раза

Летом 1923 г. во время путешествия на Аляску президент Гардинг заболел и умер. На президентском посту, согласно конституции, его сменил вице-президент К. Кулидж.

Благоприятная экономическая конъюнктура способствовала спаду забастовочной борьбы рабочего класса, активности профсоюзного движения и фермерских движений, ослаблению выступлений социального протеста. Поэтому не удивительно, что победу на президентских выборах 1924 г. снова одержала республиканская партия. На сей раз Кулидж стал президентом уже «по собственному праву», т. е. в результате всенародных выборов.

Были возвращены высокие протекционистские таможенные тарифы конца XIX века, которые объявили одной из основ процветания. Государственный долг уменьшился, понизились налоги.

В годы процветания увеличение доходов на душу населения и эффективности производства привело к 40 % росту ВНП. В стране установился высочайший уровень жизни в мире, при низком уровне безработицы, низкой инфляции и низких процентных ставках по кредитам.

В период президентства Кулиджа были установлены предельно низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, подлежащее использованию в промышленности.

Крупный бизнес стал ещё крупнее. На первый план вышли такие корпорации как «Дженерал моторс», «Крайслер», «Дженерал электрик», «Ю-Эс Раббер» и другие.

В 1920-х годах Соединённые Штаты стали крупнейшим мировым кредитором и увеличили долю предоставляемых кредитов на 58 %.

Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха.

Организацию внешней политики Кулидж предоставил своему министру иностранных дел Чарльзу Хьюзу, а с 1925 года - Фрэнку Келлоггу. В вопросе репараций и военных долгов, основной проблеме европейской политики того времени, с помощью плана Дауэса удалось в 1924 году при активном участии Америки урегулировать на новой основе германские репарационные платежи, благодаря чему стали возможны долгосрочные займы американских банков в Германии. Также в духе компромиссного решения был урегулирован открытый вопрос военных долгов с союзниками США в мировой войне. Между 1923 и 1926 годами были заключены соглашения с Великобританией, Францией и еще одиннадцатью государствами, которые предусматривали долгосрочную выплату долгов при умеренной процентной ставке.

Во внутренней политике Кулидж в основном продолжал программу своего предшественника Гардинга. Он признал себя сторонником дальнейшего ограничения иммиграции, сохранения защитных пошлин в интересах американской промышленности.

Поощряемый в то время правительством неконтролируемый рост большого бизнеса и безгранично возрастающие спекулятивные сделки на бирже, на которые государство смотрело сквозь пальцы, в определенной степени также обусловили остроту Великого кризиса 1929 года.

Утверждая, что страна нуждается в экспериментах, Рузвельт выдвинул довольно смелую широкомасштабную программу реформ под названием «Новый курс», призванную разрешить вставшие перед страной проблемы. Центральная роль в них отводилась государству, на которое возлагалась задача регулирования экономической деятельности и социальных процессов в обществе. С этой целью были созданы специальные органы и учреждения для контроля и вмешательства в эти стороны жизни общества.

В рамках реализации этой программы были приняты законы, внесшие существенные изменения в политический курс правящих кругов страны.

Банковская катастрофа, разразившаяся в США в день прихода Рузвельта в Белый дом в начале марта 1933 г., заставила новое правительство заняться прежде всего проблемой банков. Декретом президента 6 марта 1933 г. были закрыты все банки. Их стали открывать постепенно по мере смягчения ажиотажа, вызванного паникой, и проверки их финансового положения. В соответствии с двумя законами, принятыми в июне того же года, был усилен контроль государства над всей банковской системой страны.

Продолжалась забастовочная борьба, которая стала немаловажным фактором, способствовавшим признанию профсоюзов и принятию соответствующих законов. Необходимо отметить, что в самом американском рабочем движении также происходила ожесточенная борьба за формы организации, основные направления и методы отстаивания своих прав. Господствующие позиции в рабочем движении продолжала занимать Американская федерация труда (АФТ), которая, будучи основана на цеховых принципах, придерживалась соглашательского курса в отношениях с предпринимателями.

Был принят закон о создании Национальной администрации по оздоровлению промышленности (сокращенно названной НРА), который наделял правительство полномочиями вмешиваться в деятельность частных предприятий, устанавливая объемы производства, уровень цен, длительность рабочего дня и т. д.

Немаловажное значение имел закон о сельском хозяйстве, который преследовал цель положить конец перепроизводству сельскохозяйственной продукции путем сокращения посевных площадей и уменьшения поголовья скота, скупки государством хлопка, зерна, мяса, их переработки и хранения на государственных складах до лучших времен.

В развитие закона о промышленности был принят специальный закон о трудовых отношениях, который по имени предложившего его сенатора стал известен как закон Вагнера. Он предусматривал:

• признание профсоюзов,

• наказания за «нечестную трудовую практику» предпринимателей, прибегавших к преследованию профсоюзных руководителей, найму на работу штрейкбрехеров и другие неблаговидные действия по отношению к профсоюзам.

Одно из центральных мест среди мер, предпринятых администрацией Рузвельта, занимал закон о социальном обеспечении, в соответствии с которым впервые в истории США была введена государственная система пенсий и пособий.

Новый курс стал одним из поворотных пунктов в истории США. С этого времени система государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы, которая постоянно расширялась и совершенствовалась, стала важнейшим элементом американской государственно-политической системы. Тем самым реформы, реализованные в рамках нового курса, заложили прочный фундамент американской разновидности государства благосостояния.

Именно успехом нового курса отчасти можно объяснить тот факт, что на президентских выборах 1940 г. демократическая партия снова, уже в третий раз, выдвинула Рузвельта своим кандидатом на пост президента. Очередная победа Рузвельта объяснялась также тем, что в Европе уже бушевала война и США неуклонно втягивались в нее. Руководствуясь известной поговоркой — «На переправе коней не меняют», большинство американских избирателей проголосовали за известного всей стране и показавшего свою дееспособность действующего президента.

Исключительность этого события состоит в том, что Рузвельт — единственный в американской истории президент, который три раза подряд выдвигал свою кандидатуру и столько же одержал побед в борьбе за пост президента страны.

Внешняя политика в 30-е годы. В период президентства Рузвельта позитивные изменения произошли также во внешнеполитическом курсе США. В ноябре 1933 г., с опозданием в 16 лет, американское правительство признало Советский Союз и установило с ним дипломатические отношения.

В 30-е годы в условиях обострения международной обстановки и нарастания угрозы новой мировой войны Вашингтон продолжал проводить политику изоляционизма, дистанцирования, отгораживания от конфликтов в остальном мире, особенно в Европе. В продолжение и развитие этого курса в 1935-1937 гг. конгресс США принял законы о нейтралитете. Согласно этим законам, запрещалась продажа американского оружия воюющим сторонам, при этом не делалось различий между агрессором и жертвой агрессии.

Однако реальные процессы и события во все более растущей степени убеждали наиболее дальновидную часть правящих кругов Америки в том, что она уже не может изолироваться от остального мира двумя океанами.

Именно в этих изменившихся условиях Америка вынуждена была отказаться от политики изоляционизма и нейтралитета и вступить во вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции. Вероломная атака японской авиации на американскую военно-морскую базу Пёрл-Харбор на Гавайских островах 7 декабря 1941 г. окончательно разрешила сомнения даже самых последовательных противников участия Америки в войне. Вскоре конгресс США объявил войну сначала Японии, а затем и Германии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.43 (0.014 с.)