Китай в конце XX – начале XXI в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Китай в конце XX – начале XXI в.



 

Япония в 1918-1945 гг.

За годы Первой мировой войны экономическое положение Японии и

ее позиции в дальневосточном регионе еще более укрепились.

Промышленное производство за время войны выросло в 5 раз, Япония

усилила свое влияние в Китае, в 1918 г. она приняла участие в

интервенции против России и установила свой контроль над российским

Приморьем.

В то же время в стране обострились внутренние противоречия,

вызванные особенностями модернизации Японии. В сельском хозяйстве

сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне были

вынуждены арендовать землю за 50 % урожая. Это привело к тяжелому

положению крестьян и медленному росту сельхозпроизводства. В Японии

также отсутствовало рабочее законодательство, эксплуатация рабочих

была сильнее, чем на Западе, но при этом существовали суровые наказания

за участие в забастовках, и всячески затруднялась деятельность

профсоюзов. Страна с 1889 г. была конституционной монархией, но

реальная власть принадлежала военно-бюрократической верхушке во главе

с императором, а парламент не оказывал влияния на политику

правительства. В Японии отсутствовало всеобщее избирательное право,

политические свободы существовали только на бумаге.

В 1918–1923 гг. в Японии произошел подъем народного движения. В

августе 1918 г. вспыхнули «рисовые бунты» — стихийные народные

выступления, вызванные резким ростом цен на рис. Они охватили 2/3

территории страны, в них участвовало 10 млн. человек. Эти выступления

были жестоко подавлены в сентябре 1918 г. Однако вскоре начался новый

подъем народных выступлений, вызванный экономическим кризисом

1920–1921 гг. В 1920 – 1923 гг. прошло более 2 тысяч забастовок, быстро

выросло число профсоюзов, которые выдвинули не только экономические,

но и политические требования. Число крестьянских выступлений выросло

в 8 раз, в деревне началось создание крестьянских союзов,

объединившихся в 1922 г. в единую организацию. Мелкие

предприниматели и либеральная интеллигенция выдвинули требования

всеобщего избирательного права и демократизации страны. В стране

14

появились социалистические группы, в 1922 г. была создана компартия.

Ослабить народные выступления властям помогло сильное

землетрясение 1 сентября 1923 г. Власти использовали его для того, чтобы

начать репрессии против социалистов и коммунистов, в 1924 г. КПЯ даже

была вынуждена самораспуститься. Государство также выделило крупные

средства на восстановительные работы, что содействовало стабилизации

ситуации. Землетрясение сплотило нацию, что также способствовало спаду

народных выступлений.

Тем не менее, причины, порождавшие внутренние противоречия,

сохранились. Кризис 1920–1921 гг. ясно показал, что Япония исчерпала

возможности развития в рамках старой системы и нуждается в дальнейшей

модернизации.

Задачу продолжения модернизации в 1920-е гг. пытались решить

либеральные политики Японии. Они выдвинулись на волне событий

1918 г., показавших, что использование только силы не дает гарантий

внутреннего спокойствия. В 1918–1932 гг. правительства Японии

формировали либеральные политические партии.

В экономике либералы начали рационализацию производства. Она

выразилась в техническом обновлении промышленных предприятий, в

ускорении развития новейших отраслей, в расширении ассортимента

продукции. В социальной сфере в 1926 г. был принят закон о социальном

страховании, усилена охрана труда женщин и подростков, ослаблено

давление государства на профсоюзы. В политической сфере либералы в

1919 г. расширили число избирателей, а в 1925 г. ввели всеобщее

избирательное право для мужчин. Они также разрешили деятельность

левых политических партий, в т.ч. восстановившейся в 1926 г. КПЯ. Во

внешней политике либералы отказались от агрессивного курса,

характерного для Японии с конца XIX в.

В целом политика либералов носила ограниченный характер. Одна

из причин заключалась в противодействии консервативных сил. Тайные

праворадикальные группировки организовали убийство ряда видных

либеральных политиков, в т.ч. премьер-министра Хара в 1921 г. Орудием

консерваторов стала также верхняя палата парламента, назначаемая

императором. Она внесла ряд ограничений в закон о всеобщем

избирательном праве, после чего такое право получили только 17 %

мужчин. В 1926 г. верхняя палата провалила закон о профсоюзах. Вторая

причина умеренности либералов заключалась в том, что либеральные

15

партии были тесно связаны с крупными компаниями, а многие

либеральные политики использовали государственные должности для

обогащения. Все это порождало политические скандалы, частые смены

правительств, непоследовательность в политике. Особенно ярко это

проявилось в 1927–1929 гг., когда у власти находилось правительство во

главе с Танака. Оно ужесточило внутреннее законодательство, развернуло

репрессии против левых партий.

К нерешенности внутренних проблем прибавилась неопределенность

во внешней политике. В первые послевоенные годы Япония усилила свои

внешнеполитические позиции. На Парижской мирной конференции она

получила Шаньдун и германские владения в Океании. Участие в

интервенции против Советской России позволило установить контроль над

Приморьем и Северным Сахалином. Но уже на Вашингтонской

конференции Япония утратила приобретенные преимущества:

прекратилось действие японо-британского союзного договора, Япония

возвращала Китаю Шаньдун, соглашалась с политикой «открытых дверей»

в Китае, приняла обязательства по размеру флота. В 1922 г. Японии

пришлось вывести войска из Приморья.

Тем не менее, либералы в 1920-е гг. во внешней политике отказались

от характерной для предыдущего времени опоры на силу и проводили

гибкий курс. В отношениях с западными странами Япония

ориентировалась на поиск компромиссов, нередко ценой существенных

уступок. В 1925 г. страна установила дипломатические отношения с СССР,

вывела войска с Северного Сахалина, получив взамен ряд концессий на

советской территории. В отношении Китая проводился т.н. «негативный

курс» по сохранению японских позиций без применения силы. Япония

поддержала революционное правительство Гоминьдана, пошла на уступки

в возврате концессий, вопросах таможенных тарифов и

экстерриториальности.

В конце 1920-х гг. из-за отсутствия заметных успехов во внешней

политике Японии обозначился возврат к силовому курсу. В 1927 г.

появился «меморандум Танака», в 1927–1928 гг. дважды посылались

войска в Китай, чтобы не допустить установления контроля Гоминьдана

над Маньчжурией. Но в 1929 г. Япония вывела свои войска из Китая,

испугавшись вмешательства западных держав. Тем не менее, в

политической элите страны вновь усилилось мнение о том, что наилучшим

средством обеспечения японских интересов является агрессивная внешняя

16

политика.

Япония в 1929–1941 гг.

Из-за нерешенности внутренних проблем мировой экономический

кризис 1929–1933 гг. ударил по Японии с особой силой. Промышленное

производство сократилось на 1/3, произошло массовое разорение крестьян

и мелких предпринимателей, выросло число крестьянских выступлений и

забастовок.

Для борьбы с кризисом власти страны запретили вывоз золота из

страны, отказались от золотого обеспечения иены и увеличили выпуск

бумажных денег, что позволило обеспечить средствами японские

компании. Одновременно правительство усилило государственное

вмешательство в экономику (в 1931 г. был принят 5-летний закон о

госконтроле над главными отраслями промышленности), ускорило

рационализацию производства и увеличило расходы на военную

промышленность. Такая политика имела успех, и уже в 1936 г. объем

промышленного производства в 1,5 раза превысил уровень 1929 г.

Кризис 1929–1933 гг. оказал сильное влияние на политическую

жизнь страны. Он вызвал разочарование в либеральной политике и

подорвал авторитет либеральных партий. Среди японских политиков

усилилось убеждение, что проблемы страны надо решать не путем реформ,

а старыми методами захватов новых рынков сбыта и источников сырья. В

1930-е годы развернулась пропаганда войны как средства усиления

страны. Одновременно кризис привел к усилению вмешательства армии в

политику. В Японии появились праворадикальные группировки,

выступавшие за установление в стране диктатуры и за широкую агрессию.

Наиболее активной была организация «молодые офицеры», опиравшаяся

на поддержку «новых концернов», созданных в годы Первой мировой

войны и не имевших связей в правящих кругах. В 1932 и 1936 гг.

«молодые офицеры» поднимали путчи, но потерпели неудачу. Однако

после путча 1932 г. в Японии начали создаваться «надпартийные

кабинеты». Их возглавляли представители военно-бюрократических

кругов, а представители партий хоть и входили в состав правительств, но

влияния на их политику не имели. Таким образом, в Японии был сделан

первый шаг в сторону диктатуры.

Во второй половине 1930-х годов правые силы Японии организовали

17

движение за обновление страны. Оно резко критиковало политические

партии и парламентскую систему, призывало к объединению всей нации

вокруг императора для создания сильной и процветающей Японии. Число

«обновленцев» в армии, госаппарате и партиях постоянно росло. Они к

концу 30-х годов превратились в главную политическую силу Японии.

Опираясь на «обновленцев», правительство Коноэ в 1937–1940 гг.

провело перестройку социально-экономической и политической системы

Японии в соответствии с требованиями движения за обновление. Итогом

такой перестройки стало создание «новой политической структуры» и

«новой экономической структуры».

«Новая политическая структура» была по своей сущности

милитаристской диктатурой.

Она выразилась в следующем:

1) установился однопартийный режим. Летом 1940 г. все

политические партии страны самораспустились. Их заменила созданная

осенью 1940 г. Ассоциация помощи трону, главой которой стал премьерминистр страны. Своей целью она назвала сплочение всего народа вокруг

императора;

2) были созданы корпоративные структуры. Летом 1940 г.

профсоюзы были распущены и заменены Ассоциациями помощи трону

через производство, объединивших рабочих и предпринимателей. Для

того, чтобы контролировать жизнь населения, власти создали в 1940 г. 1,3

млн. соседских общин по 10-12 семей каждая во главе со старостой;

3) установился политический террор. В марте 1941 г. были приняты

два закона, установившие очень суровые наказания за действия,

направленные против существующих порядков.

«Новая экономическая структура» означала сильное

госрегулирование экономики. Частные компании были объединены в

корпорации, условия работы которых определяло государство. Развитие

экономики происходило на основе планов, причем упор был сделан на

развитие тяжелой и военной промышленности. По закону 1938 г.

правительство устанавливало размер зарплаты и продолжительность

рабочего дня, оно могло по своему усмотрению перемещать рабочую силу

по стране, рабочим запрещалось менять место работы. Главная цель

«новой экономической структуры» – мобилизовать все ресурсы страны для

ведения большой войны. В 1941 г. 80 % государственных средств

тратились на военные нужды.

18

Во внешней политике Японии в конце 20-х годов XX в. появились

агрессивные тенденции, которые постоянно нарастали в течение 1930-х гг.

Причина этого крылась в узости внутреннего рынка Японии и в бедности

природных ресурсов страны, что заставляло искать новые рынки сбыта и

источники сырья.

Очень скоро Япония вернулась к давлению на Китай, т.к. мировой

экономический кризис обострил проблему источников сырья и рынков

сбыта. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и в 1932 г.

создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига Наций

признала Японию агрессором, но санкций против нее не применила,

рассчитывая, что следующим объектом японской агрессии станет СССР.

Тем не менее, в 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций и стала действовать

еще более решительно. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское

движение в пяти провинциях Северного Китая с целью создать на их

основе еще одно марионеточное государство. Но из-за сопротивления

китайского народа эти действия Японии провалились.

В 1936 г. правящие круги Японии окончательно сделали выбор в

пользу большой войны в Азии и начали подготовку к ней. В 1936 г.

Япония начала усиливать свой военный флот. В 1937 г. была принята 5-

летняя программа развития 13-ти важнейших отраслей промышленности.

С целью найти союзников Япония начала сближение с Германией. В

ноябре 1936 г. Япония заключила с Германией Антикоминтерновский

пакт, к которому позже присоединилась Италия.

В то же время в правящих кругах не было единства по вопросу о

направлении агрессии. Флотские круги выступали за удар по ЮгоВосточной Азии и за установление японского господства в бассейне

Тихого океана. Армейские круги требовали нанести удар по соседям

(Китаю, Монголии, СССР). Эта борьба привела к шараханьям в

агрессивной политике.

В июле 1937 г. Япония напала на Китай и к концу 1938 г. заняла

почти всю приморскую часть страны. Однако правительство Китая

капитулировать отказалось, война приняла затяжной характер и начала

требовать больших расходов. Тогда в мае 1939 г. Япония напала на

Монголию, рассчитывая быстро ее захватить. На помощь Монголии

пришел СССР, чьи войска в августе 1939 г. разбили японцев и вытеснили

их из Монголии. После этого под давлением флотских кругов власти

Японии направлением дальнейшей агрессии избрали Юго-Восточную

19

Азию, и страна начала готовиться к войне на Тихом океане.

27 сентября 1940 г. Япония заключила с Германией и Италией

Тройственный пакт. В апреле 1941 г. Япония заключила пакт о

ненападении с СССР, чтобы избежать войны на два фронта. В 1941 г.,

пользуясь поражением Франции во Второй мировой войне, Япония

захватила французские владения в Индокитае. Это вызвало тревогу США,

увидевших угрозу своим интересам. Между странами начались

переговоры, в ходе которых Япония выдвинула широкие требования и не

собиралась от них отступать. 7 декабря 1941 г. авиация Японии нанесла

удар по Пѐрл-Харбору. Япония вступила во Вторую мировую войну.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.079 с.)