Этапы развития ближневосточного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития ближневосточного конфликта



В центре многолетнего арабо-израильского противостояния находится палестинский вопрос, то есть проблема существования и сосуществования еврейского и арабского государств на территории Палестины. Для обоих народов палестинская земля имеет не только геополитическую, но и религиозную ценность, так как на ней располагаются важнейшие святыни иудеев и мусульман; как евреи, так и арабы обладают историческими правами на Палестину. Еврейское государство, первоначально единое, а впоследствии распавшееся на Иудею и Израиль, существовало там с 1250 г. до н. э. Евреи были изгнаны римлянами из Палестины во II в. до н. э.; арабы, исторически соседствовавшие с евреями, остались, таким образом, крупнейшим этносом на территории Палестины. После распада Римской империи Палестина последовательно была частью Византии, государства крестоносцев (XI–XII вв.), Арабского халифата (с VII в.), Османской империи (XVI в.). В 1920 г. по решению конференции в Сан-Ремо эта территория перешла под мандатное управление Великобритании.

 

На территории Палестины оставались только немногочисленные еврейские общины, в то время как за ее пределами образовалась обширная еврейская диаспора, среди представителей которой в конце XIX в. получила распространение идея возвращения на родину предков, Эретц Исраэль. На рубеже XIX–XX столетий резко возросла эмиграция евреев в Палестину, а после прихода к власти фашистов в Германии еврейское население по численности приблизилось к арабскому. При этом арабы воспринимали массовый приток евреев как сионистскую экспансию — их возмущение принимало форму восстаний (1920, 1929 и 1936), носивших одновременно антисионистский и антибританский характер. Лондон, поощрявший переселение евреев, оказался не в силах противостоять освободительному движению и арабов, и евреев и возложил решение палестинской проблемы на плечи вновь образованной ООН.

 

Таким образом, вопрос о разделе Палестины встал сразу по истечении срока британского мандата. Несмотря на то что арабы выступали категорически против раздела, в ноябре 1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию № 181, согласно которой на территории Палестины должны были образоваться два государства: еврейское (14 тысяч кв. км) и арабское (11 тысяч кв. км). Для Иерусалима, в котором располагались как иудейские, так и арабские святыни, устанавливался международный режим. 14 мая 1948 г. было объявлено о создании государства Израиль; сразу же после этого Египет, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия и Трансиордания объявили новому государству войну — первую в череде арабо-израильских войн.

 

Хронология ближневосточного конфликта (1948–1988)

 

1948–1949 гг. — первая арабо-израильская война. Несмотря на первоначальные успехи, коалиция арабских государств потерпела поражение в результате отсутствия внутреннего единства. В ходе войны Израиль приобрел еще 7 тысяч кв. км. Изгнание арабов с завоеванных территорий породило проблему палестинских беженцев, число которых к середине 1949 г. достигло 900 тысяч чел. Арабское государство так и не было создано, а предназначенные для него территории разделили между собой Египет (сектор Газа) и Иордания (западный берег р. Иордан). Иерусалим был разделен на две части: западная отошла под контроль Израиля, восточная — Иордании. В 1950 г. Израиль в нарушение резолюции № 181 перенес столицу из Тель-Авива в Иерусалим.

 

1956 г. — вторая арабо-израильская война («Суэцкий кризис», или тройственная агрессия Израиля. Великобритании и Франции против Египта). Война была связана с приходом к власти в Египте президента Г. А. Насера и его политикой национализации Суэцкого канала, значительная часть акций которого принадлежала англичанам и французам. Каиру удалось заручиться дипломатической поддержкой не только ООН, но и СССР и США, в результате чего Израиль, Великобритания и Франция были объявлены агрессорами. Суэцкий кризис способствовал значительному росту авторитета Египта и фактическому превращению его в лидера арабского мира. Президент Насер взял на себя инициативу по созданию антиизраильской коалиции: в 1966–1967 гг. Египет подписал пакты о совместной обороне с Сирией, Иорданией, Ираком.

 

1964 г. — создание Организации освобождения Палестины (ООП), которая представляла интересы палестинцев, покинувших свои земли в результате войн с Израилем. Целью ООП стала ликвидация Израиля как государства, изгнание из Палестины всех евреев, переселившихся туда после 1948 г. и создание палестинского арабского государства. До появления ООП палестинское движение сопротивления было представлено несогласованной деятельностью различных организаций (в том числе террористических). Ядром ООП стала крупнейшая из них — ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины). В 1969 г. ООП возглавил Ясир Арафат, а в 1974 г. в ООП произошел раскол: часть ее членов во главе с Арафатом выступила за использование не только насильственных, но и мирных средств для решения палестинской проблемы. С 1974 г. ООП официально признана как единственный законный представитель палестинского народа.

 

5–10 июня 1967 г. — третья арабо-израильская («Шестидневная») война. Именно ее результаты в наибольшей степени определяют современную ситуацию в регионе. В ходе военных действий израильтяне оккупировали территории, первоначально предназначенные для палестинского государства, — Сектор Газа, Западный берег р. Иордан, а также восточную часть Иерусалима. Сирия потеряла богатые водными ресурсами и важные в стратегическом отношении Голанские высоты, Египет лишился Синайского полуострова. На завоеванных территориях начали возникать еврейские поселения. ООН приняла резолюцию № 242, в которой осуждалась израильская агрессия и содержалось требование вывести войска с оккупированных территорий. Тем не менее ООН призывая Израиль вывести свои войска за границы, существовавшие до войны 1967 г., косвенным образом утвердила юрисдикцию Израиля над территорией, оккупированной им во время войны 1948 г., которая выходит за границы, установленные на основе резолюции № 181. В результате резолюцию № 242 отвергли не только Израиль, но и Сирия и Египет.

 

1973–1974 гг. — четвертая арабо-израильская война («Война Судного дня»), представлявшая собой неудачную попытку Египта и Сирии вернуть утраченные Синайский полуостров и Голанские высоты. Очередное поражение способствовало упрочению в Египте позиций сторонников сепаратного соглашения с Израилем. В Израиле также получала распространение идея обмена Синая на выход Египта из войны и признание им статуса Западного берега р. Иордан и Сектора Газа.

 

1978–1979 гг. — Кемп-Дэвидский процесс, положивший конец противостоянию Израиля и Египта. В ходе египетско-израильских переговоров, проходивших при посредничестве США в Кемп-Дэвиде, были подписаны два документа: «Рамки мира на Ближнем Востоке» (1978) и мирное соглашение Египта и Израиля (1979) — первый из этих документов предусматривал предоставление ограниченного самоуправления населению оккупированных Израилем палестинских территорий. Подписание сепаратного мира с Израилем нанесло существенный урон репутации Египта среди арабских государств — Каир разорвал дипломатические отношения практически со всеми своими партнерами по Лиге арабских государств и был исключен из организации. Президент Египта А. Садат, подписавший Кемп-Дэвидские соглашения, был убит в 1981 г.

 

1982 г. — широкомасштабная агрессия Израиля против Ливана, с целью ликвидации базировавшихся там основных частей ООП (Организация освобождения Палестины). Результатом войны стала оккупация израильтянами южной части Ливана, длившаяся до 2000 г. Подразделения ООП покинули страну; однако израильская оккупация способствовала активизации шиитской группировки «Хизбалла» («партия Аллаха»), которая ставила перед собой цель изгнания израильтян с территории Ливана.

 

1987 г. — начало интифады (в переводе с арабского — «восстание», или «война камней»), кампании гражданского неповиновения населения Сектора Газа и Западного берега р. Иордан. Палестинцы выражали свое возмущение двадцатилетней оккупацией, не прибегая к огнестрельному оружию. Основными проявлениями интифады стали бойкот израильских товаров, забастовки, демонстрации, забрасывание израильских солдат камнями и бутылками с зажигательной смесью и т. п. Значение интифады состояло, прежде всего, в том, что население оккупированных территорий заявило собственные претензии на государственность, — их целью уже не было возвращение в состав Иордании.

 

1988 г. — провозглашение Я. Арафатом независимости Палестинского государства со столицей в Иерусалиме. Решение об этом было принято на сессии национального совета Палестины в Алжире после того, как король Иордании Хусейн отказался от Западного берега р. Иордан и Сектора Газа в пользу будущего палестинского государства. Текст Декларации независимости содержал частичное признание условий резолюции № 181 ООН — тем самым фактически признавалось право Израиля на существование.

 

Ближневосточное мирное урегулирование и развитие конфликта на рубеже XX–XXI вв.

 

На рубеже 1980–1990-х гг. сложились все предпосылки для того, чтобы после нескольких десятилетий военных столкновений приступить к урегулированию арабо-израильских противоречий дипломатическим путем. В роли архитектора мирного процесса выступила администрация США, только что победоносно завершившая войну в Персидском заливе и намеревавшаяся еще более активизировать свою политику на Ближнем Востоке. Исход ирако-кувейтской войны 1990–1991 гг. существенно ослабил позиции ООП, поддерживавшей Багдад, — в этой ситуации Ясир Арафат вынужден был откликнуться на предложения США о проведении международной конференции. В 1991 г. в Мадриде состоялась ближневосточная мирная конференция с участием Израиля, Сирии, Ливана, Иордании (палестинцы были приглашены лишь в составе объединенной палестинско-иорданской делегации) была выработана формула «Мир в обмен на землю», а США и СССР сообща стали спонсорами мирного процесса. Мадридский саммит ознаменовал собой начало ближневосточного мирного процесса. В 1992 г. премьер-министром Израиля стал Ицхак Рабин, лидер левой партии «Авода», настроенный на мирное урегулирование палестинской проблемы и немало способствовавший продвижению арабо-израильского урегулирования. В 1992 г. начался диалог Израиля с самым непримиримым из его противников — Сирией; в Осло стартовали секретные двусторонние переговоры между руководством Израиля и ООП. Соглашения в Осло, достигнутые в 1993 г., считаются самым ярким успехом за всю историю ближневосточного мирного урегулирования. Отныне Израиль и ООП признавали друг друга партнерами по переговорам, из национальной хартии Палестины было исключено положение о непризнании государства Израиль. Важнейшим документом, подписанным в Осло, стала «Декларация о принципах» (1993), в которой были заложены основы палестинской автономии. Израиль брал на себя обязательство вывести войска из Сектора Газа и с Западного берега р. Иордан; на этих территориях на пятилетний срок должно было быть установлено палестинское переходное правительство. Несмотря на незавершенный характер документа (в нем не были определены границы будущей автономии, не была решена проблема ее территориальной раздробленности, судьба беженцев и вопрос о статусе Иерусалима), в 1994 г. на его основе была создана Палестинская автономия (ПНА). Первым председателем палестинской национальной администрации стал Я. Арафат. В этом же году Израиль заключил мирный договор с Иорданией. В 1995 г. в Вашингтоне И. Рабин и Я. Арафат подписали Временное соглашение о Западном береге и Секторе Газа («Осло-2»), ставшее продолжением «Декларации о принципах» 1993 г. Оно предусматривало создание избранной демократическим путем палестинской администрации и распространение власти палестинской автономии на Сектор Газа и частично на Западный берег р. Иордан. В националистических кругах Израиля документ был воспринят как уступка арабам: в конце 1995 г. член израильской террористической организации «Львы Иудеи» застрелил И. Рабина. В Израиле к власти пришло консервативное правительство Б. Нетаньяху, что привело к замедлению, но не полной остановке мирного процесса. На рубеже XX–XXI вв. США продолжали оказывать давление на израильские правительства Б. Нетаньяху и Э. Барака с целью ускорить выполнение условий соглашений Осло. В 2000 г. по инициативе президента США У. Клинтона состоялся Кэмп-Дэвидский саммит, где сторонам предстояло обсудить вопросы, намеренно обойденные стороной в Осло: проблемы границ, еврейских поселений, беженцев и статуса Иерусалима. Переговоры оказались фактически сорванными, и в 2000 г. палестино-израильские отношения вышли на новый виток напряженности — в Иерусалиме произошли столкновения между палестинцами и израильтянами (интифада Аль-Аксы), поводом к которым послужил визит в Иерусалим крайне непопулярного среди арабов правого политика А. Шарона, и посещение им мечети Аль-Акса. После прихода к власти Шарона в 2001 г. фактически замороженным оказался и диалог с Дамаском — камнем преткновения стал вопрос о границах Голанских высот, которые Израиль намеревался передать Сирии в случае успешного завершения переговоров, а также нежелание Сирии отказаться от поддержки организации «Хизбалла» и военного присутствия в Ливане.

 

На фоне очередного обострения конфликта члены Лиги арабских государств сумели прийти к консенсусу и сформулировать собственную программу урегулирования. В 2002 г. на саммите ЛАГ в Бейруте Саудовская Аравия выступила с «арабской («Саудовской») мирной инициативой», суть которой сводилась к следующему: Израиль отводит свои войска за границы 1967 г., создается палестинское государство, включающее в свой состав Сектор Газа и Западный Берег, палестинские беженцы получают право на возвращение — в свою очередь, арабские государства признали бы право Израиля на существование. Сам факт выдвижения Эр-Риядом подобной инициативы и поддержка, полученная им от партнеров по ЛАГ, свидетельствуют о готовности арабских государств к согласованным действиям по разрешению конфликта.

 

Развернутую программу урегулирования палестинской проблемы представили и США в рамках созданного в 2002 г. ближневосточного квартета в составе ООН, ЕС, США и России. В 2003 г. квартет обнародовал план «Дорожная карта», представлявший собой наиболее детализированный из всех существующих проект поэтапного решения палестинской проблемы. Создателем «Дорожной карты» был Дж. Буш-младший, первый американский президент, который призвал к созданию независимого палестинского государства. В соответствии с замыслом автора, Палестина и Израиль должны были пройти 3 этапа.

 

1 этап — прекращение террора и насилия. Израиль выводит войска на позиции до начала интифады 2000 г. и замораживает всю поселенческую активность на палестинских территориях. Палестинское руководство обязывается подтвердить право Израиля на существование, израильское же руководство выступит заявлением о приверженности концепции сосуществования двух государств. Палестинцы осуществляют всеобщую политическую реформу, разрабатывают конституцию, проводят свободные выборы.

 

2 этап — создание независимого палестинского государства с временными границами и атрибутами суверенитета, созыв международной конференции с целью поиска средств для поддержания палестинской экономики. Подготовка к созданию независимого палестинского государства с возможным его членством в ООН.

 

3 этап — стабилизация палестинских структур власти. Проведение палестино-израильских переговоров по установлению постоянного статуса Палестины, решение вопросов границ Палестинского государства, проблемы палестинских беженцев, еврейских поселений и статуса Иерусалима, нормализация отношений с Сирией и Ливаном.

 

Первые два этапа были рассчитаны на 2003 г., третий — на 2004–2005 гг.

 

После смерти Я. Арафата в конце 2004 г. Палестинскую автономию возглавил Махмуд Аббас, один из архитекторов соглашений в Осло. Подобное назначение предвещало ускорение мирного процесса, и первоначально всеобщие ожидания оправдывались: уже в феврале 2005 г. А. Шарон и М. Аббас подписали в Шарм-эль-Шейхе соглашение о прекращении огня. Палестина брала на себя обязательство не допускать террористических актов и ракетных обстрелов, а Израиль выводил войска с Западного берега, отказывался от операций возмездия в Газе и освобождал часть заключенных палестинцев. В сентябре 2005 г. Израиль полностью передал Газу под контроль ПНА.

 

За оттепелью в арабо-израильских отношениях последовал новый кризис, вызванный отсутствием какого-либо прогресса в сокращении террористической деятельности палестинцев. Постепенный процесс сращивания светского национализма с исламским фундаментализмом зарождается еще в 1980-е гг.: в итоге в начале XXI в. основными противниками Израиля оказались не умеренные сторонники независимости Палестины, а исламистские террористические организации — ливанская «Хизбалла» и возникшее в ходе интифады 1987 г. исламское движение сопротивления — ХАМАС. Летом 2006 г. Израиль провел масштабную операцию возмездия против «Хизбаллы», занявшей южные районы Ливана после ухода оттуда израильтян в 2000 г. (Вторая ливанская, или Июльская война). В начале 2006 г. в результате выборов в Палестинской автономии пришло к власти правительство ХАМАС во главе с Исмаилом Хания — в ПНА началось активное противостояние умеренных националистов из ФАТХ во главе с М. Аббасом и исламистов ХАМАС, приведшее к фактическому распаду автономии на «Хамасстан» (Сектор Газа, где в июне 2007 г. ХАМАС захватило власть в результате переворота) и «Фатхалэнд». Зимой 2008–2009 гг. Израиль предпринял широкомасштабную военную акцию «Литой свинец» с целью уничтожения инфраструктуры ХАМАС и предотвращения обстрелов своей территории из Сектора Газа, приведшую к снижению уровня террористической активности на территории Израиля, но не разрешившей проблему ХАМАС в целом. Раскол Палестины заметно осложнил мирный процесс, в котором возникла еще одна действующая сторона в лице ХАМАС, известного своей непримиримой позицией в отношении Израиля. Ни Тель-Авив, ни Вашингтон, ни руководство ПНА не готовы рассматривать ХАМАС в качестве партнера по мирному урегулированию и предпочитают попросту игнорировать движение как актора ближневосточного мирного урегулирования: в этом смысле показателен раунд палестино-израильских переговоров, начавшийся в Вашингтоне осенью 2010 г. и практически сразу же зашедший в тупик. Вполне очевидно, что без учета «фактора ХАМАС» дальнейшие шаги на пути урегулирования конфликта едва ли возможны. Продвижение мирного процесса, вероятно, в большей степени зависит не от действий США, Израиля или руководства ПНА, а от политики региональных посредников и участников конфликта (Сирии, Турции, Саудовской Аравии, Египта), имеющих реальные рычаги давления и на ХАМАС и даже до известной степени на Израиль. Из членов ближневосточного квартета наиболее конструктивной можно назвать позицию России, которая является единственным из ко-спонсоров, способным вести диалог со всеми участниками конфликта, включая ХАМАС.

ЮАР в новейшее время

Нарушение торговых связей с Европой в годы 1-й мировой войны привело к росту ряда отраслей горнодобывающей и обрабатывающей промышленности ЮАС. Число предприятий обрабатывающей промышленности возросло с 4 тыс. в 1915 до почти 7 тыс. в 1920. В 1920-х гг. возникла металлургическая корпорация «Искор». Резко возросла численность рабочего класса. Завершался промышленный переворот, начавшийся в период открытия месторождений алмазов и золота.

 

Под влиянием Октябрьской революции в России и революционного подъёма во всём мире в ЮАС начался подъём рабочего национально-освободительного движения. Первые послевоенные годы отмечены крупными забастовками и белых рабочих, и африканцев. В 1918-1920 происходили первые массовые стачки африканцев-горняков, в марте 1922 - вооруженное восстание белых шахтёров Витватерсранда.

 

Ещё в 1915 вышедшее из Лейбористской партии левое крыло во главе с У. Эндрюсом, Д. А. Джонсом, С. П. Бантингом основало Интернациональную социалистическую лигу, выступившую за интернационализм в рабочем движении, против империалистической войны и реакционной внутренней и внешней политики правительства ЮАС. В 1921 по инициативе лиги была создана Коммунистическая партия Южной Африки (ныне Южноафриканская коммунистическая партия, ЮАКП) - первая пролетарская многорасовая партия на Африканском континенте; к концу 20-х гг. подавляющее большинство в партии составляли африканцы, важную роль в становлении партии на рубеже 20-30-х гг. сыграли А. Нзула и Й. Нкоси. В начале и середине 20-х гг. большим влиянием среди африканского городского и сельского населения пользовался Союз работников промышленности и торговли, выступавший с антиимпериалистических позиций. Число его членов доходило до 100 тыс. человек. Но с конца 20-х гг., в связи с заметным сдвигом руководства Союза вправо, его влияние резко ослабло.

 

В 1924 к власти пришла Националистическая партия, которая в ходе выборов апеллировала к националистическим чувствам избирателей-африканеров, к традициям бурского республиканизма и обещала бороться за провозглашение страны республикой. Правительство Дж. Герцога (1924-1933) осуществляло программу дальнейшего усиления дискриминации всего небелого населения страны. Законы и циркуляры 1924-1926 о «цивилизованном труде» установили «цветной барьер» в промышленности, то есть официально отстранили африканцев от подавляющего большинства работ, требовавших известной квалификации. Тяжёлое положение африканцев ещё более усугубил мировой экономический кризис 1929-1933, сильно затронувший ЮАС. Засуха 1931 и падёж скота привели к голоду в резерватах и бегству крестьян в города. В годы кризиса возросло число забастовок и крестьянских волнений. Ещё в 1928 рабочие-африканцы создали Южноафриканскую федерацию профсоюзов. В середине 1929 компартия вместе с АНК, профсоюзами рабочих-африканцев, рядом организаций Союза работников промышленности и торговли создала Лигу прав африканцев. Лига выступила с требованиями ликвидации режима «пропусков» и «разрешений» для африканцев, предоставления африканцам элементарных демократических прав, включая избирательное право и право на образование.

 

Используя затруднения, вызванные кризисом и подъёмом народного движения, правящие классы попытались сгладить свои внутренние противоречия, чему в некоторой степени способствовал Вестминстерский статут 1931, согласно которому права правительства ЮАС, как и других британских доминионов, были значительно расширены. В 1933 был создан коалиционный кабинет во главе с Дж. Герцогом (премьер) и Я. Х. Смэтсом (вице-премьер), в 1934 произошло слияние Южноафриканской и Националистической партий в Объединённую партию. Лишь наиболее реакционная группа африканерских националистов откололась и воссоздала «очищенную» Националистическую партию во главе с Д. Ф. Маланом (1934). Правительство Герцога - Смэтса издало расистский закон 1936 о представительстве африканцев в парламенте, по которому даже те несколько десятков тысяч африканцев Капской провинции, которые пользовались избирательным правом, были исключены из общих с избирателями европейского происхождения списков и выведены в особую «туземную курию». Курия избирала 3 депутатов из лиц европейского происхождения.

 

После установления в Германии фашистской диктатуры в ЮАС широко распространилось фашистское движение. Было создано множество организаций фашистского типа («Серые рубашки» и др.), имевших свои военизированные отряды. В правящих кругах росло влияние «Брудербонда». Реакционные политики страны, в том числе министр обороны О. Пиров, совершившие многочисленные поездки в Германию, насаждали культ Гитлера и других лидеров германского нацизма.

 

После начала 2-й мировой войны ряд лидеров Объединённой партии во главе с Герцогом и Националистическая партия Малана категорически выступили против участия ЮАС в войне на стороне Великобритании. Парламент 80 голосами против 67 высказался за поддержку Великобритании, что привело к созданию нового правительства во главе со Смэтсом. Герцог и многие другие африканерские националисты вышли из Объединённой партии. Гитлеровская Германия возлагала большие надежды на фашистские организации ЮАС, на африканерский национализм, стремилась использовать в своих целях несколько десятков тысяч немцев, живших в ЮАС и Юго-Западной Африке. Фашистские организации ЮАС, связанные с центром германской агентуры в Лоренсу-Маркиш (современная Мапуту), устраивали диверсии, вели подготовку к прогерманскому вооруженному восстанию в ЮАС. Националистическая партия в парламенте неоднократно ставила вопрос о выходе ЮАС из войны. Правительство Смэтса было вынуждено интернировать наиболее активных нацистов. Войска ЮАС принимали участие в военных действиях против фашистской Германии в Северной Африке и Европе. Ускорилось промышленное развитие страны; промышленность ЮАС обеспечивала нужды не только своей армии, но и английских вооруженных сил. В 1942 были установлены консульские отношения между ЮАС и СССР. Число африканцев, работавших по найму (кроме сельскохозяйственных рабочих), достигло в 1946 1,5 млн. человек. В обрабатывающей промышленности в 1945 число рабочих-африканцев составило 245 тыс. (в 1939 - 156 тыс.). Окрепло профсоюзное движение и демократические силы. Возросло влияние компартии, в 1944 коммунисты впервые были избраны в муниципалитеты Кейптауна и Йоханнесбурга. АНК принял в 1944 программу требований - Билль о правах.

 

В ходе войны укрепился африканерский капитал, особенно в обрабатывающей промышленности. Началось проникновение в экономику ЮАС американских монополий. Экономическая зависимость ЮАС от английского капитала несколько уменьшилась, усилились антибританские настроения.

 

Первые послевоенные годы ознаменовались обострением борьбы между демократическими и реакционными силами. В августе 1946 в течение недели бастовали почти 100 тыс. горняков-африканцев. В ходе массовых репрессий вместе с забастовщиками был арестован весь состав Центрального и Йоханнесбургского комитетов компартии. Правительство организовало процесс по делу о «государственной измене», окончившийся провалом.

 

Резкое усиление реакции началось с приходом к власти Националистической партии после майских выборов 1948 и провозглашением апартхейда официальной государственной политикой. Правительства Националистической партии, возглавлявшиеся Д. Ф. Маланом, Й. Г. Стрейдомом, Х. Ф. Фервурдом, усиливали террор и расовую дискриминацию.

 

Осуществление политики апартхейда вело к усилению как капиталистических, так и докапиталистических форм эксплуатации небелых трудящихся. Система апартхейда полностью парализовала для небелых рабочих действие рыночного механизма при покупке и продаже рабочей силы. Империалистическое государство установило для небелых барьеры на получение профессий, завуалированные формы принудительного труда, принудительную регулярную замену рабочей силы и другие меры внеэкономического принуждения, направленные на интенсификацию эксплуатации.

 

В 1960 на долю белых (19,3% населения страны) приходилось около 67% национального дохода, африканцев (68,3%) - 25,6%, индийцев и цветных (12,4%) - 6,5%. Доход белого жителя ЮАС в расчёте на душу населения в 6,5 раза превышал доход цветного и в 11 - доход африканца. Положение небелого населения в социальной структуре страны и мизерная доля получаемого им национального дохода ясно показывает, что одной из главных целей расовой дискриминации является эксплуатация и ограбление небелых трудящихся - основной производительной силы страны. Расовая дискриминация явилась одной из особенностей развернувшегося процесса формирования ЮАС как малой империалистической державы.

 

После 2-й мировой войны в стране усилилось развитие местной монополистической буржуазии. Продолжая насильственно удерживать в состоянии колониальной зависимости Намибию, правительство ЮАС распространило на неё политику апартхейда. Одной из экономических основ господства южноафриканской монополистической буржуазии стал обширный государственно-монополистический сектор промышленности. Так, государственная Комиссия по снабжению электричеством (основана в 1922) к концу 50-х гг. контролировала до 70% всей электроэнергии страны, государственная корпорация «Искор» - около 85% стали. Государственно-капиталистическая монополии были созданы в 1950-1951 (отчасти в интересах крупных помещичьих хозяйств) в области производства ряда химических продуктов, добычи фосфатов. Значительные размеры приобрёл вывоз капитала, хотя общий размер южноафриканских заграничных инвестиций (823 млн. рандов в 1956, 898 млн. в 1960 и 3072 млн. в 1972) был в несколько раз меньше иностранных инвестиций в стране. В 1960 из 561 млн. рандов инвестиций ЮАС за границей 304 млн. приходилось на Северную и Южную Родезию (ныне Замбия и Зимбабве) и Ньясаленд (Малави), 151 млн. - на Великобританию. Длительное время буржуазия ЮАС вела борьбу за аннексию английских протекторатов Басутоленд (ныне Лесото), Бечуаналенд (ныне Ботсвана) и Свазиленд.

 

В социально-экономическом и политическом развитии страны сочетаются черты, характерные как для современного империалистического государства, так и для колонии.

 

Следуя политике апартхейда, правительства Националистической партии сосредоточили усилия на подавлении демократического движения. На разгром демократических сил направлен и закон «О подавлении коммунизма» (1950, с поправками 1951), запретивший компартию; в 1950 компартия была распущена, но вскоре возродилась в нелегальных условиях под названием Южно-Африканская коммунистическая партия.

 

Проведение политики апартхейда вызвало резкий протест передовых сил страны. 26 июня 1950 состоялись массовые демонстрации протеста против запрещения компартии, против расистского законодательства и расправы с участниками первомайских митингов; с этого времени 26 июня ежегодно отмечается как День свободы Южной Африки. АНК и Южноафриканский индийский конгресс в 1952 провели совместную массовую «Кампанию противодействия несправедливым законам»; правительство арестовало более 8 тыс. участников кампании и в 1953 приняло законы, жестоко карающие неподчинение дискриминационному законодательству. Несмотря на репрессии, в 1953 возникли Организация цветного населения (впоследствии переименована в Конгресс цветного населения) и Конгресс демократов (объединивший демократов европейского происхождения); в 1955 был создан Южноафриканский конгресс профсоюзов - профсоюзное объединение в стране, отвергающее «цветной барьер». Общими усилиями всех этих организаций в 1955 было созвано наиболее представительное собрание в истории страны (3 тыс. делегатов), которое приняло общую программу - Хартию свободы, содержащую требование полной ликвидации расовой дискриминации и широкую программу демократических и социально-экономических преобразований. Созыв Конгресса народа и принятие хартии ознаменовали создание союза всех прогрессивных организаций, отстаивающих подлинные интересы всех расовых групп, населяющих страну. В декабре 1956 власти арестовали 156 лидеров этих организаций по обвинению в «государственной измене».

 

В условиях революционных перемен в конце 50-х гг. на всём Африканском континенте правительство ЮАС ещё более усилило террор. В конце 50-х гг. были подавлены крестьянские выступления в Зерюсте и Пондоленде, в 1960 расстреляны демонстрации в городских посёлках Шарпевиль (Шарпевильский расстрел 1960) и Ланга. В 1960 в течение 6 мес в стране существовало чрезвычайное положение, за это время было арестовано 20 тыс. человек, запрещён АНК.

 

Проводился реакционный внешнеполитический курс. Войска ЮАС использовались в войне в Корее (1950-1953). В 1956 ЮАС разорвал консульские отношения с СССР.

После войны ЮАР стала одной из самых развитых стран мира. На высоком техническом уровне работали металлургическая, текстильная, пищевая и военная промышленность.

 

После потери Северной Африки ЮАР стала самым надежным союзником западных держав в борьбе против национально-освободительного движения в Тропической Африке. Южноафриканские войска незаконно оккупировали Намибию, неоднократно вторгались на территорию Анголы и Мозамбика, устраивали военные провокации против других соседних африканских государств. А во время англо-франко-израильской кампании против Египта власти ЮАР готовы были послать солдат и военно-воздушные части в подмогу интервентам.

 

В 1984 г. была принята новая конституция страны, по которой создавался трехпалатный парламент (отдельно для белых, африканцев, индийцев), который гарантировал сохранение реальной власти белого меньшинства. Главой государства провозглашался президент, который возглавлял и кабинет министров.

Коренное население Южной Африки вело многолетнюю борьбу против колонизаторов. Первое крупное столкновение произошло на рудниках Ранда в августе 1946 г В течение целой недели 100 тыс. горняков бастовали, требуя ликвидации дискриминации в оплате труда (африканский рабочий получал за один и тот же труд зарплату в 50 раз меньше, чем европейский). Демонстрация горняков была расстреляна. В крупных городах на африканцев была проведена облава, руководители компартии и профсоюза были арестованы. Но борьбу уже нельзя было остановить.

 

В борьбе за достойную жизнь подлинным лидером африканцев стал Африканский Национальный Конгресс (АНК). В 50-х годах АНК вырос до 100 тыс. человек. Из организации, выдвигавшей требования мелких уступок, он превратился в мощную политическую организацию, ведущую борьбу за полную ликвидацию расистского режима. У него сложились тесные связи с Южноафриканским национальным конгрессом, созданным М. Ганди в период его пребывания в Южной Африке и представлявшим индийцев, проживавших здесь. 26 июня 1950 г. они провели первую совместную демонстрацию протеста против расовой дискриминации. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как день национального протеста.

 

26 июня 1955 г. в Йоханнесбурге был созван Народный конгресс, на котором присутствовало 3 тыс. делегатов со всех концов страны. Конгресс принял Хартию свободы, в которой выдвигалась программа создания в Южной Африке демократического государства с равенством всех национальных групп и равными гражданскими правами для всех жителей.

 

В начале 60-х годов обстановка в ЮАР резко обострилась. В марте 1960 г. полиция расстреляла мирные демонстрации в Шарпавиле и Ланге — пригородах Йоханнесбурга и Кейптауна. Были убиты сотни демонстрантов. Последовала новая волна террора. Арестовано свыше 20 тыс. человек, запрещен АНК.

 

Генеральная Ассамблея ООН призвала все государства порвать дипломатические отношения с ЮАР, бойкотировать товары из этой страны и прекратить экспорт товаров, и прежде всего нефти и оружия. Был наложен запрет на всякие культурные и спортивные контакты.

 

Эти меры оказались неэффективными, так как западные державы игнорировали решение ООН и продолжали поддерживать экономические отношения с расистским режимом. Продолжались и поставки оружия, хотя проводилось это в скрытой форме.

Репрессии и террор не дали результатов, и правящие круги вынуждены были пойти на смягчение режима. В сентябре 1989 г. на парламентских выборах победу одержала Национальная партия во главе с борцом против апартеида Ф. В. де Клерком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.065 с.)