Индия во Второй половине XX – начале XXI вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индия во Второй половине XX – начале XXI вв.



 

Иран в новейшее время

В Иране подъем освободительного движения был вызван действиями

Англии, которая в 1918 г. оккупировала Иран и в 1919 г. заставила

иранское правительство подписать договор, давший англичанам контроль

над экономикой и государственным аппаратом Ирана. В 1919 г. в

Иранском Азербайджане и Гиляне вспыхнули восстания. Повстанцы

выступили за аннулирование договора 1919 г., но этим не ограничились. В

Иранском Азербайджане повстанцы заявили о создании независимого

азербайджанского государства, а в Гиляне была создана советская

республика. Неспособность шаха отстоять независимость страны и

подавить сепаратистов вызвала недовольство армии, которая в феврале

1921 г. провела государственный переворот и фактически взяла в свои

руки власть в стране. В феврале 1921 г. новое иранское правительство

аннулировало англо-иранский договор 1919 г. и заключило договор с

РСФСР, по которому отменялись все неравноправные договоры Ирана и

России. Англия не решилась на войну с Ираном и вывела из страны

войска. Таким образом, Иран в 1921 г. добился политической

независимости, но в экономике страны сохранилось присутствие

британского капитала. В 1921–1922 гг. иранские власти подавили

сепаратистское движение и восстановили спокойствие в стране. Все эти

успехи усилили авторитет лидера военных полковника Реза-хана, который

являлся самой сильной фигурой в правительстве. В 1925 г. он добился

низложения династии Каджаров и сам стал шахом Ирана, основав

династию Пехлеви, правившую Ираном до 1979 г.

В 1920–1930-е гг. власти Ирана провели серию реформ,

направленных на укрепление страны. С целью усиления центральной

власти была создана регулярная армия, введено новое административное

23

деление, проведено разоружение племен и переселение части их лидеров.

В сельском хозяйстве была установлена частная собственность на землю,

введен единый поземельный налог, установлены налоговые льготы для

новоосвоенных земель и земель, занятых под экспортные культуры,

отменены таможенные пошлины на сельскохозяйственную технику. С

целью развития промышленности государство развернуло строительство

дорог, предоставило налоговые льготы частным предпринимателям, на

государственные средства построило более 100 крупных промышленных

объектов, восстановило таможенную автономию и ввело монополию

внешней торговли, создало Национальный банк с монопольным правом

эмиссии. В социокультурной сфере правительство вытеснило духовенство

из образования и судопроизводства, создало сеть светских учебных

заведений, ввело солнечный календарь, отменило феодальные титулы,

запретило ношение чадры.

Проведенные реформы привели к укреплению центральной власти и

независимости страны, положили начало модернизации иранского

общества, но не сопровождались заметными успехами в экономическом

развитии.

В политической сфере главной задачей Реза-шаха стало укрепление

политических позиций новой династии. В 1920-е годы шах старался

заручиться поддержкой со стороны купечества, либеральных помещиков,

ремесленников, интеллигенции современного типа. Стремясь избежать

обвинений в диктатуре, он инициировал создание правительственной

партии Новый Иран. Но из-за вхождения в нее ряда либеральных

организаций партия стала ареной непрерывной внутренней борьбы и

распалась через год после своего создания. Одновременно на рубеже 20-

30-х гг. появились требования демократизации страны со стороны

интеллигенции, либеральных помещиков и усилившихся

предпринимателей. Опасаясь за свою власть, Реза-шах переориентировался

на поиск поддержки со стороны верхушки купечества, помещиковтрадиционалистов и высшей бюрократии. В 1930-е гг. в политической

жизни страны еще больше усилились авторитарные тенденции.

Во внешней политике Реза-шах действовал в рамках устоявшегося

подхода – опираться на страны, которые могли бы помочь Ирану

противостоять Великобритании. В 1920-е гг. Иран поддерживал

нормальные отношения с СССР, а в 1930-е гг. резко активизировал

контакты с Германией, поскольку шах опасался, что СССР намеревается

24

подчинить себе Иран. На рубеже 30-40-х гг. XX в. ирано-германские

отношения стали столь значительными, что лидеры многих стран стали

рассматривать Иран как вполне реального союзника Германии в случае

войны на Среднем Востоке.

Начало советско-германской войны резко изменило

внешнеполитическую ситуацию вокруг Ирана. В августе 1941 г. в страну

были введены советские и британские войска для предотвращения

превращения Ирана в германский плацдарм. Реза-шах был вынужден

отказаться от престола в пользу сына Мохаммеда Реза. В январе 1942 г.

Иран подписал договор с Великобританией и СССР, по которому

союзники обязывались уважать суверенитет Ирана, а Иран соглашался с

присутствием войск союзников на своей территории до истечения шести

месяцев после окончания войны. На основании этого договора были

организованы перевозки через Иран военных материалов в СССР. В

сентябре 1943 г. Иран объявил войну Германии, но в боевых действиях

иранские войска участия не принимали.

Ввод союзных войск и смена монарха привели к либерализации

режима и к увеличению роли парламента. Также активизировался процесс

партийного строительства. В советской зоне была создана Народная

партия, являвшаяся по своей сущности коммунистической организацией.

За годы войны она стала самой влиятельной организацией на севере

страны. Одновременно появились либеральные партии и исламские

организации фундаменталистского оттенка. Активность коммунистов

обеспокоила политические круги страны, опасавшиеся установления

советского контроля над Ираном. В созванном в 1944 г. меджлисе

антикоммунистические силы получили прочное большинство, а

правительство начало ужесточение политики в отношении Народной

партии.

После Второй мировой войны Иран находился под влиянием

Великобритании и США, которые рассматривали эту страну зоной своих

геополитических интересов. Здесь их привлекали большие запасы нефти и

возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана

проявилась во вступлении его в систему Багдадского пакта (1955 г.) и

подписании военного соглашения с США (1959 г.).

В середине 1950-х гг. в Иране значительно возросла личная власть

шаха Мухаммеда Реза Пехлеви. В стране была запрещена деятельность

политических партий. Огромные полномочия были предоставлены службе

безопасности (САВАК). Шах не стеснялся в средствах борьбы с

оппозицией.

«Белая революция»

В начале 1960-х гг. в Иране начались реформы. Они проходили под

прямым руководством шаха Ирана. Реформы получили название «белой

революции», так как белый цвет в Иране считался символом монархии.

Важнейшей составной частью «белой революции» стала аграрная

реформа 1960–1963 гг. Размеры земельной собственности ограничивались.

А излишки земли продавались крестьянам-арендаторам за выкуп в

рассрочку на 15 лет. В селе создавались крестьянские кооперативы типа

акционерных обществ. Всячески поощрялись те, кто применял

современную технику. Аграрная реформа носила прогрессивный характер.

Она подрывала позиции помещичьего землевладения и превращала

большинство крестьян в собственников.

В годы «белой революции» были проведены приватизация

государственных предприятий и национализация лесов и пастбищ, а также

водных ресурсов. На земли мечетей и религиозных школ вводились

налоги, что лишало духовенства доходов. Предпринимались меры по

борьбе с неграмотностью, улучшалось медицинское обслуживание

сельского населения. В Иране появились новые отрасли промышленности:

машиностроительная, автомобильная, алюминиевая, нефтехимическая.

Города принимали более современный облик. В Иран проникала западная

культура. Иранским женщинам были предоставлены избирательные права.

В стране вводилось светское судопроизводство, бесплатное восьмилетнее

образование. Важнейшим источником модернизации страны стали

поступления от нефти в государственную казну.

26

Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по

западному образцу был враждебно встречен значительной частью

иранского общества. Мусульманское духовенство видело в «белой

революции» отступничество от ислама и его традиций, угрозу

традиционному образу жизни. Одним из наиболее известных религиозных

лидеров, находившихся в открытой оппозиции к шахскому режиму, был

аятолла Хомейни. В 1964 г. он был выслан шахскими войсками за пределы

Ирана.

Недовольны реформами были торгово-промышленные круги,

задетые шахской политикой индустриализации. В связи с быстрыми

темпами индустриализации резко увеличилась армия обездоленного

населения. За сохранение имамских традиций в стране выступала и

интеллигенция, за которой шли студенты.

Исламская революция

Ставка на силу и пренебрежительное отношение к духовенству были

серьезной ошибкой шаха, приведшей к антимонархической революции в

Иране, известной также как «исламская революция».

Находясь в изгнании сначала в Ираке, затем во Франции Хомейни

требовал смертной казни для шаха. В 1978 г. в Иране вспыхнуло мощное

антишахское движение. Оно было направлено также против усиления

влияния США. В январе 1979 г. шах Мухаммед Реза Пехлеви вынужден

был покинуть Иран, после чего в страну триумфально вернулся Хомейни и

возглавил антимонархическое движение.

Сторонники Хомейни полностью овладели Тегераном. В стране был

проведен референдум, в результате которого 1 апреля 1979 г. была

провозглашена Исламская Республика Иран. По новой конституции

высшая власть в стране принадлежит духовенству. Верховным органом

этой власти стал Совет стражей исламской революции. Исполнительную

власть осуществляет президент, законодательную – меджлис (парламент).

Западные страны полностью лишались своего влияния в стране. Новое

иранское руководство отвергло капитализм и коммунизм. Оно

противопоставило им собственный исламский путь развития. Экономику

новой республики составили государственный, кооперативный и частный

секторы.

В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя «последователями политики имама», захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Целью экстремистов было возвращение шаха в Иран для предания его суду. В ответ США приостановили импорт иранской нефти и заморозили иранские счета в американских банках. Базарган ушел в отставку, премьер-министром после выборов в меджлис стал Али Раджаи. Несмотря на смерть шаха, заложники не были освобождены. В 1980 при посредничестве Алжира и первого президента ИРИ Абольхасана Банисадр (избран в январе 1980) было разработано соглашение, по которому американцы освобождались в обмен на размораживание иранских авуаров. Выполнение соглашения блокировали сторонники жесткой линии, которые добивались поражения Дж.Картера на президентских выборах в США в ноябре. Заложники были освобождены во время инаугурации Рональда Рейгана 20 января 1981.

 

Начавшаяся в сентябре 1980 война с Ираком обострила противоречия между различными политическими силами, особенно по вопросам прямого вмешательства духовенства в управление страной. Линию Банисадра на ограничение такого вмешательства поддержала Организация моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Халк). После выступления в июне 1981 моджахедов меджлис объявил импичмент Банисадру. Он был смещен по указанию Хомейни и бежал из страны с помощью моджахедов. В июле были проведены новые президентские выборы, на которых победил премьер-министр Раджаи, а его место занял Мохаммед Джавар Бахонар. В конце августа Раджаи и Бахонар были убиты в результате взрыва бомбы, ответственность за который правительство возложило на моджахедов. В октябре президентом стал ходжат-оль-эслам Сейед Али Хаменеи, премьер-министром Мир Хосейн Мусави. В августе 1985 Хаменеи был переизбран на пост президента.

 

В качестве основной задачи правительство объявило исламизацию общества и избавление от влияния Запада. Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Исламские нормы внедрялись в быт, в социальную жизнь, политическую систему, в экономику. Проведенная культурная революция основной задачей ставила внедрение исламских норм в образование.

 

Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся победы ни одной из сторон. Общие потери от разрушений оцениваются в 300–350 млрд. долл.; особенно сильным ударам подвергались объекты нефтяной промышленности на юге страны. Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. переселенцев из районов боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране нашли приют 2,3 млн. беженцев из Афганистана.

 

В 1988 Иран согласился на прекращение огня, перед страной встали проблемы восстановления разрушенного хозяйства. Вновь разгорелись разногласия по вопросам путей развития. Сыгравшая свою роль координатора всех группировок духовенства ПИР была распущен (1987), для разрешения противоречий между меджлисом и Наблюдательным советом Хомейни согласился на создание дополнительного согласительного органа, при его жизни началась разработка Первого пятилетнего плана, ставшего законодательной основой новой экономической политики. Иран стал предпринимать усилия по восстановлению контактов со странами Персидского залива, прежде всего с Кувейтом и Саудовской Аравией.

 

Хомейни скончался 3 июня 1989. Его преемником на посту факиха Совет экспертов избрал Хаменеи. В июле были проведены новые президентские выборы и референдум по поправкам к конституции, наиболее важной из которых была отмена поста премьер-министра. Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Правительство Рафсанджани начало проводить политику экономической либерализации, ограничения вмешательства государства в экономику, добился от меджлиса и Наблюдательного совета разрешения на использование иностранного капитала. Либерализация цен и программа приватизации привела в начале 90-х к ряду выступлений в городах страны, но в целом экономическая программа правительства была поддержана, на выборах в меджлис, проведенных весной 1992, сторонники Рафсанджани получили более 70% голосов.

После иракской агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех иностранных войск. В июне 1991 США возобновили импорт иранской нефти, но продолжили курс на ограничение продаж Ирану новой военной техники. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными из-за спора по поводу трех островов в заливе (Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек).

 

Экономическая либерализация общества усилила требования по демократизации социально-политической жизни, прорыва в отношениях с мировым сообществом. Результатом стало избрание на пост президента в 1997. ходжат-оль-эслама Мохаммеда Хатами – сторонника реформ и улучшения отношений с Западом. М.Хатами выдвинул концепцию «диалога цивилизаций», последовательно проводя политику налаживания отношений Ирана с мировым сообществом. Политика Хатами, ставшего лидером реформаторских сил, нашла поддержку среди населения страны, большинство избранных в меджлис 6 созыв (в 2000) составили реформаторы. В 2001 Хатами вновь был переизбран на пост президента В период деятельности Хатами заметно активизировалась партийная жизнь, более независимой стала пресса. Общественная жизнь принимала все более демократические и цивилизованные формы. В быт, трудовую этику, культуру, экономические отношения все больше стали проникать европейские заимствования.

 

В своей внешней политике правительство Хатами придерживалось общепринятых норм, в отношении антитеррористических военных операций в Афганистане и Ираке заняло нейтральную позицию, но выступает против пребывания иностранных войск в соседних с ним странах.

 

Тем не менее добиться решительного перелома в повышении жизненного уровня населения, в создании подлинно гражданского общества правительству Хатами не удалось. Законопроекты, внесенные Хатами, призванные изменить соотношение сил в пользу республиканских органов, так и не были приняты из-за позиции консерваторов. Несмотря на фактическое одобрение действий США в Афганистане и Ираке, американские санкции против Ирана, введенные в середине 90-х, так и не были отменены, что консерваторы оценивали как просчеты внешней политики правительства реформаторов. Уже результаты муниципальных выборов (2003) показали падение популярности реформаторов, на выборах в меджлис 7 созыв (2004) победили сторонники консерваторов. В Иране продолжается борьба различных партий и группировок по вопросам путей как политического, так и экономического развития. Одни из пришедших к власти в меджлисе нео-реформаторы заявляют о перспективности для Ирана японской модели, другие – китайской модели. Иран находится в переломный период исторического развития, в котором главным является не столько выбор экономической модели, сколько установление такого соотношения светских и религиозных начал в политической системе общества, которое обеспечит возможность полномасштабной модернизации страны.

 

На президентский пост на выборах 2009 претендовали четыре кандидата – действующий президент Махмуд Ахмадинежад, сторонник фундаментальной линии, поддерживаемый консерваторами; Мир-Хоссейн Мусави из лагеря так называемых «реформаторов», который в 80-е годы был премьер-министром страны; бывший спикер парламента Мехди Кяруби и экс-командующий Корпусом стражей исламской революции Мохсен Резаи. После объявления результатов президентских выборов, прошедших в Иране 12 июня 2009, сторонники проигравшего лидера оппозиции Мирхоссейна Мусави обвинили власти в подтасовке результатов голосования и потребовали их отмены. В результате вспыхнувших массовых беспорядков в Тегеране погибли 27 человек, около тысячи были арестованы.

 

14 июня 2013 на выборах президента страны иранцы большинством голосов поддержали кандидатуру Хасана Рухани. За него было отдано более 50% голосов. Придерживающемуся умеренных взглядов Рухани удалось в первом же туре оставить позади своих соперников и избежать второго тура голосования.

Турция в новейшее время

Турция в 1918 - 1945 гг. После октябрьской революции в России Турция имела возможность выйти из войны, но младотурецкие правители вопреки национальным интересам ещё целый год продолжали войну против Советской России.

Несмотря на заключение Брестского мира 1918 г., втянули страну в антисоветскую интервенцию на Кавказе. Начавшееся в сентябре 1918 г. наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское правительство 30 октября 1918 г. сдаться на милость победителей, фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и др. младотурецкие лидеры эмигрировали, партия «Единение и прогресс» самоликвидировалась.

Страны Антанты, не удовлетворившись отторжением от Османской империи арабских земель, стремились покончить с существованием самой Турции, территория которой привлекала их и как объект колониальной эксплуатации и как плацдарм для развёртывания антисоветской интервенции. После подписания Мудросского перемирия началась оккупация Анатолии войсками Великобритании, Франции, Италии и Греции.

 

Во главе антиимпериалистического лагеря, объединявшего почти все слои турецкого общества, находилась анатолийская, преимущественно торговая буржуазия, заметно укрепившаяся за годы мировой войны. В качестве идеологов анатолийской буржуазии выступили представители патриотической интеллигенции, в первую очередь военной. Из среды офицерства вышел руководитель турецких националистов Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), по имени которого всё движение стали называть кемалистским.

 

Начальным этапом деятельности кемалистов была организация национальных сил, группировавшихся в обществах «защиты прав». Созданный на Сивасском конгрессе обществ (1919 г.) Представительный комитет явился по существу первым временным правительством новой Турции. Созванный по требованию кемалистов в январе 1920 г. в Стамбуле парламент принял декларацию независимости («Национальный обет»).

 

 

 

В ответ войска держав Антанты оккупировали Стамбул. Парламент был разогнан, многие общественные и политические деятели арестованы. Навязав султанскому правительству Севрский мирный договор 1920 г., расчленявший и закабалявший Турцию, они приступили к его насильственному проведению в жизнь, организовали открытую вооружённую интервенцию и поручили её проведение Г реции

Действия держав Антанты вынудили кемалистов стать на путь борьбы с оккупантами. 23 апреля 1920 г. в Анкаре собрался новый парламент (Великое национальное собрание Турции, ВНСТ), объявивший себя единственной законной властью в стране. Первой внешнеполитической акцией ВНСТ было обращение его председателя Кемаля Ататюрка к Советскому правительству с предложением об установлении дипломатических отношений между Турцией и Советской Россией и с просьбой оказать Турции помощь в её борьбе против империализма. Советское правительство дало на обращение Ататюрка положительный ответ, первым признало правительство Турции. 16 марта 1921 г. в Москве был подписан договор между РСФСР и Турцией.

 

Остановив в 1921 г. наступление греческой армии, турецкие войска в августе 1922 г. перешли в наступление и нанесли интервентам полное поражение. Лозаннский мирный договор 1923 г., заменивший аннулированный Севрский договор, несмотря на содержавшиеся в нём некоторые уступки империалистическим державам, ознаменовал международное признание независимости Турции.

 

По окончании военных действий ВНСТ приняло 1 ноября 1922 г. закон об упразднении султаната, а 29 октября 1923 г. Турция была провозглашена республикой. Дальнейшие преобразования, произведённые под руководством Ататюрка, и основание им в 1923 г. Народно-республиканской партии (НРП) завершили построение на развалинах Османской феодально-клерикальной империи нового национального буржуазного государства.

 

3 марта 1924 г. был ликвидирован халифат. В 1924-1934 гг. проведены реформы в области государственного устройства, правовых отношений, культуры и быта.

 

Кемалисты провели и в экономической области некоторые мероприятия, основанные на политике этатизма и направленные на освобождение турецкой экономики от засилья иностранного капитала.

 

В осуществлении политики этатизма большую поддержку оказал СССР.

Однако промышленное развитие Турции не привело к созданию тяжёлой индустрии, не был решен аграрный вопрос, что обусловило узость внутреннего рынка и тормозило рост национальной промышленности. Реформы кемалистов вызывали ожесточённое сопротивление феодально-клерикальных и компрадорских элементов. К 1926-1927 гг. открытые антиправительственные выступления были подавлены.

 

Со второй половины 30-х гг. отход турецкого правительства от национальных принципов стал проявляться более явственно. На созванной в 1936 г. конференции в Монтре по вопросу о режиме проливов, турецкие представители под давлением западной дипломатии поддержали английский проект, наносивший ущерб интересам СССР и других черноморских стран.

 

В 1938 г. умер Кемаль Ататюрк. Вместо него президентом республики и председателем НРП был избран Исмет Инёню, который привлек на руководящие посты ряд деятелей, находившихся ранее в оппозиции к Ата-тюрку.

 

С возникновением Второй мировой войны 1939-1945 гг. Турция сначала примкнула к англо-французскому блоку, заключив 19 октября 1939 г. с Великобританией и Францией союзный договор, а в 1940 г., после капитуляции Франции, стала сближаться с гитлеровской Германией. После нападения гитлеровской Г ермании на СССР объявила себя нейтральной, но на самом деле оказывала Германии разнообразную помощь. Когда же фашистские державы стали терпеть поражения, снова сблизилась с Великобританией, а также с США. В августе 1944 г. она разорвала с Германией дипломатические отношения и в феврале 1945 г. объявила ей и Японии войну.

 

Социально - экономическое и политическое развитие Турции после второй мировой войны. После Второй мировой войны в Турции была демонтирована однопартийная система, и в 1950 г. оппозиционная Демократическая партия одержала на выборах решительную победу, которую смогла закрепить ещё двумя удачными выступлениями на выборах 1954 и 1956 гг. Однако все более авторитарные методы, которыми пользовался для укрепления своей власти глава партии, повлекли нарастание оппозиции.

 

 

В 1960 г., когда страна оказалась фактически на грани гражданской войны, армия произвела военный переворот. Столпы Демократической партии были отданы под суд по обвинениям в коррупции и злоупотреблении властью. Мендереса, а также министра иностранных дел и министра финансов в его правительстве, повесили.

В 1961 г. армия передала власть новому парламенту, однако в 60-е годы ни одна партия не смогла добиться доминирования в парламентском поле, итогом чего стало постоянное создание правящих коалиций. По причине глубоких различий между партиями такие коалиции были крайне нестабильны и постоянно распадались, следствием чему была сильная политическая турбулентность. Армия ещё раз вмешалась в политику в 1971 г., добившись отставки очередного коалиционного правительства и передачи власти на временной основе нейтральному кабинету. События эти получили прозвище «меморандумный переворот».

 

Однако на общее положение дел это не повлияло и, более того, с начала 70-х терроризм со стороны как правых, так и левых радикальных воззрений, пошёл в рост, на это накладывалось обострение социальных, религиозных и этнических конфликтов, так что в этот период во многих провинциях страны действовало военное положение. В условиях угрозы перерастания хаоса в гражданскую войну армия снова прибегла к решительным действиям. В сентябре 1980 г. был совершен военный переворот.

 

В 1974 г. с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами

 

Турция создала на северной трети острова зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок-киприотов и в результате Кипр оказался разделенным на две части. Несмотря на популярность своих силовых действий во время кипрского кризиса, в сентябре 1974 г. блок Эджевита распался.

 

Пришедшая к власти группа высших офицеров провела массированные репрессии против радикалов в широком спектре от исламистов до коммунистов, осудила немало политиков предшествующего десятилетия и добилась значительных экономических успехов, инфляцию удалось сбить до 30%, процент промышленной продукции в экспорте страны вырос с 45% до 72%.

 

 

В 1983 г. в стране восстановлена парламентская система. В период с 1983 по 1996 гг. правили коалиционные правительства разного состава, в 1996-1997 гг. старшим партнером по коалиции стала считавшаяся оплотом исламизма партия «Рефах», но военные добились развала коалиции и запрещения самой партии. «Рефах», однако, просто перегруппировалась на умеренной политической платформе и под названием АКП выиграла выборы 2002 и 2007 гг.

 

Проживающие на территории курды Турции активно боролись за свою независимость. Неоднократные восстания, партизанские войны и терроризм оказывают влияние на внутреннюю политику Турции и ее государственное устройство.

 

В августе программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС.

В своих усилиях Турция основной упор делала на экономические и военно-политические факторы, преследуя цели максимального использования сложившейся выгодной политико-экономической ситуации, а также изучения сфер «нового» рынка для экспорта и вложения капитала. Свидетельством стало выступление в Вашингтоне в 1992 г. премьер-министра С. Демиреля, заявлявшего о способности Турции участвовать в определении будущего тюркских республик СНЕ. Вместе с тем Турция поддержала инициативу американского руководства расширения интересов, выступив активным участником политических процессов, происходящих в Центральной Азии и на Кавказе. Данные перспективы придали новый импульс турецкому бизнесу в сфере экспорта, в ведении подрядных работ строительных компаний. Так только за шесть месяцев 1993 г. в экономику указанных республик турецкие инвесторы вложили более 60% общей суммы зарубежных инвестиций. В своей центрально-азиатской и закавказской политике Турция, тем не менее учитывает и интересы США.

 

С обретением независимости Российской Федерацией наблюдается устойчивое развитие российско-турецких отношений преимущественно в торговой и топливно-энергетической сферах. Если в 1999 году товарооборот двух стран составлял около $1 млрд, то сейчас - уже более 30 млрд. дол.

 

Активность Турции проявляется и в сотрудничестве с Украиной и Молдовой. Турция выступила инициатором Организации экономического сотрудничества причерноморских государств, с помощью которой намеревалась развивать взаимовыгодные контакты с Россией, а также с балканскими и закавказскими государствами. Одной из приоритетных задач турецкой внешней политики является укрепление независимости и суверенитета новых постсовестких государств с целью не допустить - их интеграции с Россией.

 

Сближение между Турцией и Израилем стало стремительно развиваться после войны в Персидском заливе. Определенную самодостаточность своего внешнеполитического курса Турция продемонстрировала, подписав с Израилем в 1995 г. договор о военно-техническом сотрудничестве, что вызвало неодобрение со стороны Лиги арабских государств. Турция остается единственной мусульманской страной, имеющей столь тесные отношения с Израилем. У Турции, критикуемой западными союзниками, появилась возможность через Тель-Авив противостоять армянскому, греческому и курдскому лобби в конгрессе США; упрощенная система обмена разработками в военной и экономической сфере уменьшили зависимость Турции от США и Западной Европы. Альянс с Израилем усиливает позиции Турции в отношениях с Ираном, Сирией и Ираком.

 

С Ираком Турция поддерживала дружественные отношения вплоть до войны в Персидском заливе. После 1992 года, курдский вопрос в Северном Ираке привел к значительным осложнениям в отношениях Турции с этой арабской страной, равно, как и в отношениях между Турцией и ее западными союзниками. Официальная позиция Турции заключается в поддержке территориальной целостности Ирака и в поддержке усилий по мирному разрешению иракской проблемы.

 

Наращивание турецко-израильского сотрудничества в военной сфере являлось значимым для Тель-Авива во времена региональной изоляции Израиля. В отличие от Турции Израиль, не имея региональных амбиций, заинтересован в развитии нормальных двусторонних отношений со всеми государствами региона. Существенным считают в Тель-Авиве «холодный мир» с Египтом, ключевой арабской страной в регионе, нежели наращивание военного сотрудничества с Турцией.

 

После многочисленных отсрочек, так и не получив положительного ответа, на вхождение в ЕЭС, Турции пошла на расширение сотрудничества с мусульманскими государствами, присоединившись к Организации Исламская конференция.

 

Турция остается в фокусе внимания американского политического истэблишмента, как одна из стран, определяющих будущее Среднего Востока и непосредственно влияющих на геополитические сдвиги на постсоветском пространстве. Очевидны внешнеполитические амбиции Турции, существенно активизировавшей свою деятельность в последние годы. Ограничения на полное членство в Европейском сообществе не смогут сдержать стремление Турции к расширению своего влияния в этом регионе. И очевидно, что Турция, используя преимущества своего геополитического положения, играя на противоречиях между Россией и Западом - с одной стороны, и между мусульманскими странами и Западом - с другой, особенно в условиях продолжающегося стабильного развития, начинает добиться возрастания своего влияния, как среди постсоветских государств, так и на Балканах.

 

Как основной стратегический партнер, США заинтересованы в том, чтобы иметь в Европе такого надежного члена НАТО, как Турция. Имея свободный доступ на европейский рынок, Турция, скорее всего, возможно сократит торговый оборот с Россией.

 

Турция умело балансирует между интересами своих стратегических партнеров в лице США, Европы и России. В силу своей нарастающей мощи, Анкара будет корректировать курс внешней политики, акцентируя внимание в большей степени на Восток, свидетельством тому нарастающее сотрудничество Турции и Ирана в энергетическом сфере, вопреки предостережениям США. И, по мере достижения своих целей, Анкара будет постепенно вытеснять США и Запад из зоны своих интересов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.096 с.)