Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 22. рассуждения, основанные на прецедентахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
База прецедентов Обучение с помощью компьютера: система САТО Формирование отчетов в системе FRANK Сравнение систем, основанных на правилах и прецедентах Рекомендуемая литература Упражнения В главе 2 мы отмечали, что в ранних программах искусственного интеллекта отчетливо прослеживалась тенденция использовать по возможности единообразные методы решения проблем. Логические рассуждения строились на основе небольшого количества предположений или аксиом, а множество правил, применяемых для формирования нового состояния проблемы, также было невелико. Такие классические области искусственного интеллекта, как игры и доказательство теорем, являются формальными системами, которые по самой своей сути годятся для подобной комбинации логического анализа и эвристического поиска. Хотя в подавляющем большинстве экспертных систем применяется большое количество правил, специфичных для определенной предметной области, и используются разнообразные методы решения проблем, способы поиска и организации логического вывода, по сути, не очень отличаются от тех, что использовались в ранних программах искусственного интеллекта. Например, в процессе работы производящей системы представление состояния проблемы в рабочей памяти последовательно изменяется, все более приближаясь к состоянию, характеризующему искомое решение. Такой пошаговый процесс очень напоминает последовательность ходов, дозволенных правилами игры, а отличие заключается в основном в семантике используемых правил. Программа игры в шахматы, основанная на знаниях, должна опираться не только на правила выполнения ходов, но и на информацию о стратегии, типовых ситуациях на доске, способах распознавания стадий игры (дебют, миттельшпиль или эндшпиль) и т.д. Существует, однако, множество рутинных задач, выполняемых человеком, которые не вписываются в эту парадигму. Трудно себе представить, что, решая задачу, куда пойти сегодня вечером (в какой ресторан или кинотеатр), человек сознательно или подсознательно выполняет логический анализ или эвристический поиск. Если обратиться к менее тривиальным примерам, то также трудно поверить, будто судья, архитектор или ваш шеф, принимая решение, всегда прибегают к логическому анализу. Скорее всего, в большинстве случаев в основе наших действий в повседневных ситуациях лежит другой механизм рассуждений и принятия решения. В отличие от большинства машин, человек почти всегда чем-то занят или озабочен, а потому при решении повседневных проблем уже на подсознательном уровне стремится сэкономить время и силы. И здесь на помощь всегда приходят память и прежний опыт — для человека проще распознать ситуацию и найти для нее аналог, чем заново формировать решение. Но как все это можно реализовать в компьютерной модели рассуждений? Мы уже знаем, что воспоминания и приобретенный опыт не так просто свести к набору правил, но можно представить себе некоторую "библиотеку" ситуаций, встречавшихся в прошлом, которые имеют отношение к возникшей проблеме, например "репертуар" указаний шефа, или судебные решения, принятые в прошлом по аналогичным делам, или наброски архитектурных планов для сооружений аналогичного назначения и т.п. Естественно, что такая библиотека должна быть индексирована каким-то разумным способом, чтобы в массиве хранящихся описаний ситуаций можно было довольно быстро распознать аналогичную текущей. Кроме того, понадобится также и некоторый механизм, который позволит адаптировать ранее принятое решение к новой проблеме (текущей ситуации). Описанный подход получил наименование рассуждение, основанное на прецедентах (case-based reasoning). Мы рассмотрим эту новую технологию на трех примерах, взятых из разных предметных областей, — кулинарии, юриспруденции и делопроизводства. После этого мы вновь вернемся к сравнению рассуждений, основанных на прецедентах, с более привычной технологией логического вывода в экспертных системах и покажем, что эти технологии не противоречат, а дополняют друг друга. В главе 23 этот тезис будет подкреплен примерами и дальнейшим анализом. База прецедентов Приведенная выше аналогия с библиотекой удобна, но является далеко не полной. Прецеденты — это не книги; хотя их и связывают с книгами некоторые общие абстрактные свойства, имеются и существенные отличия. Прецеденты напоминают книги (конечно же, не из разряда беллетристики) тем, что содержат определенную специфическую информацию, "вставленную" в некоторый контекст. Содержимое прецедента — это знание, а контекст описывает некоторое состояние внешнего мира, в котором это знание применяется. Однако прецедент содержит знание в такой форме, которая может быть воспринята программой. Другими словами, знания, содержащиеся в описании прецедента, "готовы к употреблению" в том же смысле, в каком порождающие правила готовы к применению. Прецедент должен представлять решение проблемы в определенном контексте и описывать то состояние мира, которое получится, если будет принято предлагаемое в нем решение. Это свойство часто можно встретить и в содержимом книг, но, опять же, разница состоит в том, что информация не представлена в форме, удобной для восприятия программой. Хотя описания прецедентов и варьируются по размеру, они все-таки значительно уступают книгам в этом смысле. Информация в описаниях прецедентов значительно более сжата и представляется на каком-либо формальном языке. Если прецедент — это модуль знаний, который может быть считан программой, то в чем его отличие от других способов представления знаний, множество которых мы уже рассмотрели в этой книге? Самый короткий ответ на этот вопрос — прецедент, как правило, реализуется в виде фрейма (см. главу 6), в котором структурированы информация о проблеме, решение и контекст. Так же, как фрейм или порождающее правило, описание прецедента может быть сопоставлено с данными или описанием цели. Но для извлечения описания прецедента из базы таких описаний используется совсем другой механизм, чем для извлечения фрейма или порождающего правила. Первое, что делается в процессе применения прецедента, — его адаптируют к текущей ситуации. Поэтому поиск описания прецедента требует использования достаточно сложного механизма индексирования. Программа CHEF Для демонстрации возможностей экспертной системы, базирующейся на прецедентах, рассмотрим систему CHEF, которая предназначалась для формирования кулинарных рецептов [Hammond, 1986]. Эта программа принимает информацию о целевых характеристиках блюда (тип, вкусовые качества, своеобразие) и формирует подходящий рецепт. Например, программа может получить следующий "заказ": блюдо из баранины (beef); включает брокколи (broccoli); использует поджаривание (stir-fry);
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.008 с.) |