Устройства для хранения швартовов и их подачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устройства для хранения швартовов и их подачи



Вьюшки служат для хранения рабочих швартовов, удобства их подачи и уборки. Наиболее широкое распространение получили горизонтальные швартовные вьюшки (рис. 2.2), оборудованные тормозом. Вертикальные вьюшки (рис. 2.3) применяются только для растительных и синтетических тросов; они менее удобны в эксплуатации, но занимают меньше места. Вьюшки располагают на палубе или в надстройках таким образом, чтобы швартов было удобно подать как на киповую планку, так и на швартовный барабан механизма. Запасные швартовы хранятся в такелажных кладовых.

                                                                                            

Рис. 2.2. Горизонтальная швартовная вьюшка Рис. 2.3. Вертикальная швартовная вьюшка

 

Швартовы на причал (соседний корабль) при расстоянии до них
15—25 м подаются вручную с помощью бросательных концов. Поданный бросательный конец ввязывается в основание огона швартова, предварительно выведенного в киповую планку (клюз). При подаче тяжелых швартовов сначала с помощью бросательного конца подается проводник — прочный растительный трос окружностью 60—100 мм, на котором затем выбирается швартов.

Линеметательное устройство применяется для подачи швартовных (а также буксирных и др.) тросов на большие расстояния. Наиболее распространенным является реактивное линеметательное устройство ЛУ-1 (рис. 2.4). Дальность полета ракеты с линем до 275 м. Капроновый линь диаметром 6 мм имеет разрывную прочность свыше 400 кгс.

 

 

 


Рис. 2.4. Линеметательное устройство: 1 — мушка; 2 — щит; 3 — ствол; 4 — ударно-спусковой механизм; 5 — ракета; 6 — стальной тросик; 7 — ложе; 8 — капроновый линь; 9 — коробка

 

Ствол ружья — стальная труба, открытая с обеих концов. Вдоль нижней образующей ствол имеет прорезь для прохода стального тросика, соединяющего ракету с линем. Снизу ствол закрыт деревянным ложем. Ствол имеет окно для прохода ударника ударно-спускового механизма. Капроновый линь длиной 400 м укладывается определенным образом в коробку. Прицельное устройство состоит из мушки и двух перекрестий, нанесенных на смотровом стекле щита. При пуске ракеты на дистанцию 200—250 м или на меньшие дистанции при встречном ветре следует придавать ружью угол возвышения 30°; при пуске ракеты на дистанцию 100—150 м угол возвышения должен быть 15°. Линеметание производится наводкой ружья «с руки» на верхние точки корабля (вершины мачт, труб и т. д.). Лицо стреляющего должно находиться за щитом.

Кнехты — парные стальные (редко чугунные) цилиндрические тумбы, закрепленные на общем фундаменте и прочно связанные с корпусом корабля. Устанавливаются в носовой и кормовой оконечностях, а иногда и в средней части верхней палубы. Кнехты (ГОСТ 11265—65) подразделяют в зависимости от конструкции на прямые и крестовые; по способу изготовления — на литые и сварные (рис. 2.5).

 

 

Рис. 2.5. Кнехты швартовные: а - литые прямые; б - сварные прямые; в - литые крестовые двойные

 

Швартов, одетый огоном на береговой пал или кнехт другого корабля, проходит через клюз (киповую планку) и крепится на кнехте четырьмя-пятью шлагами восьмеркой. Приливы на наружных сторонах тумб кнехта (рис. 2.5, а, б) позволяют на один кнехт крепить два швартовных троса и потравливать каждый из них отдельно. Крестовые кнехты (рис. 2.5, в) устанавливаются на малых (низкобортных) кораблях и судах; поперечина на кнехте допускает направление троса под углом вверх. Чтобы не сорвало кнехты при сильных рывках, они устанавливаются на палубе относительно клюзов, киповых планок и швартовных механизмов таким образом, чтобы продольные оси кнехтов располагались вдоль (под небольшим углом) направления тяги швартовов.

Одинарные кнехты — битенги (рис. 2.6) и утки (рис. 2.7) служат для крепления швартовов малых кораблей, катеров и шлюпок, швартующихся у борта.

Рис. 2.6. Одинарный крестовый кнехт — битенг Рис. 2.7. Утка швартовная  

 

Тросовые стопоры применяются для стопорения обтянутых стальных швартовных тросов на время переноса швартовов со шпилей на кнехты. Они устанавливаются на участке между шпилем и киповой планкой. Наиболее распространенным является цепной стопор (рис. 2.8) — трех-четырехметровый отрезок такелажной цепи калибром 5—10 мм, прикрепленный к палубному обуху или взятый за тумбу кнехта затяжной петлей. Цепь накладывается за швартов стопорным узлом и последующими тремя- четырьмя пологими шлагами по направлению тяги, против направления свивки троса. Ходовой конец цепи прикаболивается к швартову.

 


Рис. 2.8. Стопоры для швартовного троса:
а — цепной; б — клиновой; в — системы Карпентера

 

Применение цепного стопора при сильных натяжениях швартова может привести к деформации и порче троса. Поэтому на крупных кораблях и судах иногда применяют переносные клиновые стопоры, стопорящие трос с помощью подвижного клина. На малых кораблях стопоры для швартовных тросов не применяются; швартов выбирается через кнехт вручную.

Швартовные клюзы и киповые планки.

Бортовой клюз (рис. 2.9) — круглое или продолговатое отверстие в фальшборте, окаймленное литой рамой, для пропускания троса.

Палубные клюзы (рис. 2.10) применяют на участках палубы, огражденных леерами. Носовой и кормовой палубные клюзы, установленные у форштевня и ахтерштевня, используются не только при швартовке, но и при буксировке.

Рис. 2.9. Бортовой швартовный клюз Рис. 2.10. Палубный швартовный клюз

 

Киповые планки — стальные или чугунные отливки в виде разомкнутой рамы для направления швартовного троса (ГОСТ 11264—65); они бывают без роульсов или с одним, двумя и тремя роульсами (рис. 2.11).

 

 

Рис. 2.11. Киповые планки

                     

Швартовные механизмы — шпили и лебедки — предназначены для выборки и травления швартовов, находящихся под нагрузкой. Швартовные лебедки на военных кораблях не применяются. Для работы с носовыми швартовами используются швартовные барабаны шпилей и брашпилей. Большие корабли имеют на юте один или два швартовных шпиля; катера и подводные лодки могут их не иметь. Различают два основных типа швартовных шпилей: — двухпалубные, у которых на верхней палубе расположена головка шпиля, остальные механизмы — на палубе, находящейся ниже верхней;— однопалубные, у которых все механизмы располагаются на верхней палубе или под ней, на общей фундаментной раме вблизи головки шпиля; наиболее современными однопалубными шпилями являются безбаллерные.

Двухпалубный швартовный шпиль изображен на рис. 2.12. На верхней палубе находится головка шпиля — конусный швартовный барабан, соединенный с вертикальной осью — баллером, который приводится во вращение электродвигателем через редуктор. Электродвигатель имеет электромагнитный колодочный тормоз, с помощью которого он стопорится; при выключении питания.

 

 

Рис. 2.12. Швартовный шпиль ШЭР-13Д/1: 1 — головка шпиля; 2 — баллер; 3 — редуктор; 4 — электродвигатель; 5 — колодочный тормоз.

 

Устройство головки шпиля показано на рис. 2.13. Швартовный барабан соединен с помощью пальцев с муфтой, неподвижно насаженной на баллер, и вращается на бронзовых втулках вокруг неподвижного корпуса редуктора. По внутреннему зубчатому ободу корпуса редуктора обкатываются три шестерни-сателлита, входящие в зацепление с жестко посаженной на баллер шестерней. В нижней части швартовный барабан имеет четыре пала (собачки), которые для предотвращения обратного хода упираются в храповые зубцы на фланце корпуса редуктора.

 

 

Рис. 2.13. Головка шпиля ШЭР-13Д/1: 1 — гнездо для вымбовки; 2, 3 — отверстия для смазки; 4 — отверстие для доступа к пальцу; 5 - палец; 6 - втулка; 7 - швартовый барабан; 8 - редуктор; 9 - шестерня-сателлит; 10 - баллер; 11 - шестерня баллера; 12 - фланец корпуса редуктора; 13 - корпус редуктора; 14 - муфта; 15 - пал (собачка)

 

Шпиль имеет ручной (аварийный) привод с помощью вымбовок, вставляемых в специальные гнезда. Чтобы перевести на ручной привод, необходимо отключить швартовный барабан от баллера, для чего через специальные отверстия из муфты вынуть пальцы. Другие отверстия в головке шпиля служат для заполнения внутренних полостей смазкой.

Безбаллерный швартовный шпиль (рис. 2.14) имеет меньшие габариты, так как электродвигатель и редуктор расположены внутри головки. Все узлы шпиля смонтированы на корпусе редуктора, который крепится к палубному фундаменту. Вращающий момент электродвигателя через соединительную муфту, шестерни редуктора и ведущую шестерню передается на внутренний зубчатый венец швартовного барабана. Швартовный барабан вращается вокруг неподвижного опорного стакана. Электродвигатель снабжен электромагнитным колодочным тормозом.

 

 

Рис. 2.14. Швартовный шпиль ШЭ-58: 1 — колодочный тормоз; 2 — электродвигатель; 3 — опорный стакан; 4 — швартовный барабан; 5 — соединительная муфта; 6 — корпус редуктора; 7 — зубчатый венец; 8 — ведущая шестерня

 

Управление электродвигателями шпилей осуществляется с пультов управления (контроллеров). Некоторые данные швартовных шпилей приведены в таблице 2.2.

 

ТАБЛИЦА 2.2

 

Наименование параметров ШЭР - 16 ШЭР – 13Д/1 ШЭР - 11 ШЭ - 58
Тип шпиля двухпалубный двухпалубный однопалубный Однопалубный, безбаллерный  
Тяговое усилие, mc Скорость выбирания швартового троса, м/мин без нагрузки с нагрузкой   Общий вес m 7,5   30 18   4,6 5   30 15   2,5 3     22   1,9 5   30 15   2,2  

 

 

Кранцы. На кораблях и судах применяют мягкие, деревянные и пневматические кранцы. Наиболее распространены мягкие кранцы. По-походному кранцы хранятся в специальных корзинах на палубе. Кранец вываливается за борт на конце из растительного троса и удерживается в месте соприкосновения корпуса корабля с причалом (корпусом другого корабля). Некоторые данные мягких кранцев приведены в таблице 2.3.

 

ТАБЛИЦА 2.3

Характеристика мягких кранцев

 

Тип кранца Длина без коуша, мм   Длина без с коушем, мм Диаметр, мм Вес, кг
Большой Средний Малый 700 500 300 800 600 400 500 300 180 30 11 5

 

 

В качестве деревянного кранца применяется бревно диаметром 200—250 мм, которое с помощью такелажной цепи или троса подвешивают на утке за бортом. При постоянном базировании крупных кораблей деревянные кранцы изготавливают в виде пакета бревен (плотика), плавающего на поверхности воды между бортом и причалом. Деревянные кранцы обладают высокой прочностью, но малой способностью к амортизации.

 

 

Рис. 2.15. Баллон пневматического кранца: 1 — резино-тканевая оболочка; 2 — надувная камера; 3 — фланец; 4 — рым для соединения баллонов

 

Для швартовки кораблей в открытом море наиболее удобны резино-тканевые пневматические кранцы. Такие кранцы обычно составляют из отдельных баллонов, конструкция которых представлена на рис. 2.15. Кранец, состоящий из четырех соединенных цепями за рымы баллонов, весит около 1800 кг, поэтому вываливается за борт корабельной стрелой и находится на плаву. В рабочем положении у борта кранцы при волнении перемещаются, поэтому их следует крепить на синтетических или растительных тросах и наблюдать за их положением.

В заключении можно отметить, что материал этой лекции может помочь вам разобраться с назначением швартовного устройства, расширить и углубить знания по судовым устройствам, которые пригодятся в практической работе на занятиях в кружке.


 

Онишкевич А.Г., руководитель

судомодельного кружка ГУ ЛНР

«Луганское учебно-воспитательное

объединение «ВОСТОК»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.03 с.)