Изготовление моделей парусных катамаранов из бумаги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изготовление моделей парусных катамаранов из бумаги



На занятиях по этой теме обучающимся необходимо дать краткие сведения из истории парусного флота, классификацию спортивных парусных судов. Они должны познакомиться со способами разметки и раскроя заготовок для моделей, с приемами и последовательностью их сборки, простейшими покрасочными работами. Кроме того, обучающиеся самостоятельно разрабатывают форму и способ крепления рулей и подставки.

 

3.1. Конструкция катамарана. Роль и значение чертежа. Приемы разметки с помощью шаблона и линейки

Целью этого занятия является ознакомление обучающихся с чертежом катамарана и разметкой корпуса с помощью шаблона.

Основные вопросы, которые могут быть рассмотрены на занятии:

- Конструкция катамарана.

- Роль и значение чертежа.

- Приемы разметки с помощью шаблона и линейки.

- Правила техники безопасности при работе с режущими инструментами.

На занятии используются шаблоны развертки корпуса и других деталей катамарана, заготовки из плотной бумаги (ватмана) размером 170х130мм, 95х70мм и другие, карандаши, линейки, канцелярский нож, клей.

В ходе занятия руководитель рассказывает, используя образец катамарана, о его устройстве, показывает некоторые детали, говорит о том, что для изготовления любого изделия необходимо знать его устройство, принцип действия, количество и размеры деталей, их форму, порядок соединения, материал и т.д.

Наиболее полно можно почерпнуть эти данные из технического рисунка, а еще лучше чертежа. Следует напомнить, что чертежом называют условное изображение предмета (детали), содержащее данные о его форме, размерах и материале, из которого он должен быть сделан.

Руководитель показывает рисунок и чертежи катамарана: общий вид, чертежи отдельных деталей (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Общий вид парусного бумажного катамарана.

 

 

 

Рис. 2. Процесс изготовления мачты катамарана:

а – разметка исходной заготовки;

б – первая операция;

в – вторая операция;

г – третья операция;

д – четвертая операция

 

Далее нужно сказать, что с помощью чертежей были изготовлены шаблоны, которые позволяют быстро провести разметочные работы.

Объясняется последовательность изготовления катамарана. Вначале изготавливают корпус, так как на нем крепятся все остальные детали, затем банку (скамью), палубу, мачту и парус. Заканчивают работу окрашиванием модели. Корпус, как и все детали модели, изготавливают из ватмана. Проведя разметку развертки корпуса, с помощью шаблона, вырезают его ножницами по наружному контуру. В середине делают разрезы: в носовой части длиной 55мм, в кормовой – 60мм. Затем отгибают по тонкой линии борта. Сгибают вырезанные корпуса по другим линиям. Далее сгибают по косым линиям носовую и кормовую части корпуса; по слому прогибают внутрь носовой и кормовой изгибы. Полученные таким образом раздвоенные носовые и кормовые части склеивают клеем.

Пока подсыхает клей, изготавливают кормовую палубу 5, соединительную планку (банку) – 2 и мачту – 3. Мачту и банку делают так: заготовку вдоль ее длины складывают вдвое и проводят по сгибу гладким предметом, аналогичную операцию проделывают с каждой половиной (рис. 2).

 

Таким образом, получится вчетверо сложенный лист ватмана. Промазав внутри клеем, мачту и банку откладывают просыхать и вновь занимаются сборкой корпуса: прокалывают ножом отверстия в корпусе через все четыре борта. В отверстие вставляют соединительную планку 2 (рис. 3). Концы ее разрезают вдоль на 3-5мм, нижнюю часть отгибают и приклеивают к бортам корпуса. Затем приклеивают к отгибам бортов палубу 5 (рис. 3). Выступы концов палубы обрезают либо подгибают вниз и приклеивают. Для того чтобы прикрепить мачту, один из концов ее разрезают вдоль ножом на 12-15мм в виде рогатины так, чтобы обе ножки по толщине были одинаковыми. Верхний конец мачты срезают наискосок для удобства установки паруса. Промазав ножки мачты клеем, ее устанавливают как бы верхом на внутренние борта возле банки со стороны кормы.

Технология изготовления модели раскрывается посредством чередования рассказа о том, как сделать детали и практической работы по их изготовлению.

Перед началом практической работы обязательно проводится инструктаж по технике безопасности.

 

3.2. Конструирование и изготовление рулей. Окраска модели

В процессе проведения занятий по вышеназванной тематике можно развить первоначальные конструкторские навыки, ознакомить с приемами окрашивания моделей.

Основные вопросы, которые рассматриваются на занятии:

- конструирование и изготовление рулей;

- установка рулей;

- простейшие приемы окрашивания.

Для проведения занятия нужны: ватман, бумага в клетку, клей, масштабная линейка, карандаши, канцелярские ножи, краски, кисточки.

Сообщив тему и цели занятия, руководитель напоминает обучающимся, что прежде чем изготовить любой предмет его вначале надо представить мысленно и затем изобразить на бумаге, т.е. сделать чертеж или технический рисунок. Для выполнения поставленных на занятии задач, необходимо:

- определить требования к рулям (площадь, материал, размер и др.);

- мысленно представить себе их форму, способ крепления;

- сделать технический рисунок рулей и проставить на нем основные размеры;

- сделать модель руля;

Руководитель задает основной параметр руля – 6кв.см.

Руководитель предлагает изобразить конструкцию руля на бумаге, затем вырезать из ватмана. Выбрав наиболее удачно сконструированный руль и самый неудачный, руководитель показывает и объясняет достоинства и недостатки каждого из этих рулей. Выполненные рули крепятся к корпусу катамарана.

Установив рули, обучающиеся вырезают парус (заготовки из ватмана и шаблоны паруса заранее розданы).

Для придания модели красивого внешнего вида, а также для того, чтобы корпус не размокал в воде, его окрашивают. Для окрашивания используют нитрокраски или масляные. Перед покраской модели столы покрывают картоном, который после окончания работы убирают.

Руководитель рассказывает и демонстрирует приемы окрашивания: кисть нужно запускать в краску не более чем на половину рабочей части, краску наносить ровным тонким слоем, без подтеков и морщин; до полного высыхания первого слоя нельзя наносить второй и т.д.

После окончания покрасочных работ модели устанавливают днищем вверх и дают им высохнуть. В это время ребята готовят стартовые номера, которые крепятся на парус модели для участия в соревнованиях.

 

3.3. Проведение соревнований с моделями парусных катамаранов

Проведение таких занятий помогает привить спортивные качества у обучающихся. Основные этапы занятия: выбор капитанов команд, построение, приветствие, проведение соревнований, награждение победителя.

Оборудованием могут служить акватория, тепловентилятор.

Для проведения соревнований руководитель заранее готовит акваторию. Затем вдоль акватории натягивается шнур на высоте 1-2см над уровнем воды. Размечается линии старта и финиша. С торца акватории, со стороны старта, устанавливается стол с тепловентилятором. Проверяется его работу. Тепловентилятор должен быть установлен так, чтобы на старте не было застойных зон, т.е. сила ветра во всех точках примерно была одинаковой.

Руководитель приглашает судей (не более 3 человек) из обучающихся углубленного уровня обучения. Распределяет обязанности (судьи на старте и финише, секретарь). Проводит инструктаж.

Перед началом соревнований руководитель проверяет готовность моделей, затем объявляет о начале соревнований и порядке их проведения. Предлагается выбрать капитанов команд и дать названия командам. Желательно, чтобы название отражало морскую тематику, например, «Чайка», «Ураган» и т. д. Команды выстраиваются по обе стороны акватории, приветствуя друг друга. Порядок приветствия может быть, например, таким. Один из капитанов делает полшага вперед и, повернувшись в пол-оборота к строю, командует: «Смирно! Команде «Ураган» наш…». Члены команды, находящиеся в строю, продолжают фразу и дружно произносят: «Привет!». Затем приветствует другая команда.

Руководитель сообщает участникам, что будут проведены соревнования на командное первенство. Принцип проведения соревнований – эстафетная передача. После этого он вызывает первые номера на старт, включает тепловентилятор и по готовности участников разрешает запуск моделей, дав команду: «Старт».

При достижении катамаранами середины дистанции на старт вызываются вторые номера, и, как только первая модель финиширует, участник под № 2 соответствующей команды стартует самостоятельно, без команды судьи. Команде, первой закончившей прохождение дистанции всеми участниками, присуждается 5 баллов, команде, финиширующей второй, - 0 баллов. В ходе соревнований проводятся три попытки. При этом следует учитывать также и поведение участников во время соревнований. За нарушение дисциплины в строю, правил поведения и т. п. судьи могут дать штрафные баллы. При окончательном выявлении победителя подсчитываются призовые и штрафные баллы. По окончании соревнований руководитель подводит итоги, указывает на недостатки, награждает победителя и объявляет соревнования закрытыми. Призом может послужить посылка – полуфабрикат какой-либо морской модели, книга и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.012 с.)