Теоретический чертеж; работа в трех проекциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретический чертеж; работа в трех проекциях



Цель: Распространение педагогического опыта, овладение педагогами новыми приемами решения творческих задач в кружках технической направленности.

Задачи: Познакомить педагогов с приемами работы в трех проекциях на примере создания теоретического чертежа судна.

Оборудование: линейка, карандаш, ластик, миллиметровая бумага.

 

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Несколько слов об актуальности темы. Зачем это нужно?

Работа в трех проекциях – это базовая чертежная подготовка, основы черчения. А с теоретического чертежа начинаются любая серьезная модель и даже настоящий корабль.

Теоретический чертеж задает обводы корпуса, которые в свою очередь определяют мореходные качества судна.

Без теоретического чертежа невозможно изготовить практический чертеж.

Теоретический чертеж – это не только судомоделизм и судостроение. С таким же успехом мы можем изобразить в трех проекциях фюзеляж модели-копии самолета или любую необходимую нам деталь (от самых простых до весьма сложных).

Итак, приступим.

1. Чертим оси координат. Причем смещаем так, чтобы слева у нас было раза в три больше места, чем справа.

2. Над горизонтальной осью проводим вспомогательную линию. «Опираясь на неё», рисуем в верхнем левом поле проекцию «бок» (сначала «корыто», потом «задранный нос»).

 

3. На проекции «Бок» делим корпус будущего судна пополам. Это мидель – самый широкий шпангоут в корпусе. Все остальные будут сужаться к корме или к носу.

К сведению: шпангоуты – поперечные элементы конструкции корпуса (простым языком – рёбра).

4. Размечаем по всей длине корпуса, где будут шпангоуты (проводим линии параллельные миделю на одинаковом расстоянии друг от друга). Расстояние между 2 – 3 носовыми или кормовыми шпангоутами может быть меньше, чем между остальными. Пронумеруем шпангоуты.

5. Опускаем перпендикуляры от каждого шпангоута, а так же от носа и кормы на ось Х и проводим дальше через проекцию «широта».

6. Параллельно оси Х проводим дополнительную ось, делящую нижнее левое поле вдоль пополам.

7. Определяем, какой ширины будет транец (если корма транцевая), и какая наибольшая ширина нашей шхуны (на миделе). Даем волю конструкторской фантазии и чертим, какой шхуна (вернее её половина) будет сверху – на проекции «широта» (рисуем половину лодочки). 

 

 

8. Отображаем половинки шпангоутов ниже дополнительной оси, дочерчиваем вид судна сверху на проекции «широта».

9. Проводим биссектрису нижнего правого угла между осями Х и У. Проецируем дополнительную ось и ширину шхуны на миделе через биссектрису на проекцию «корпус».

10. Возвращаемся к проекции «бок», от миделя проводим перпендикуляры к оси «У»и дальше в проекцию «корпус». 

11. В получившемся прямоугольнике рисуем центральный шпангоут (мидель). Его верхний край ограничен линией фальшборта. Самый простой способ – просто скруглить нижние углы прямоугольника.

 

 

Таким образом, проекция «широта» показывает нам, какой ширины будет каждый шпангоут на проекции «корпус».

Проекция «бок» определяет высоту каждого шпангоута на проекции корпус.

Если подводные обводы корпуса простые и все шпангоуты повторяют форму миделя, то, казалось бы, любой новый шпангоут мы вычерчиваем, просто закругляя его по углам. Но есть нюансы. И тут легко ошибиться. Так как если мы начнем рассекать корпус горизонтальными плоскостями, то на разной высоте его сечения будет иметь разную длину и разную ширину. В этом легко убедиться.

12. Проводим на проекции «корпус» ватерлинию (условное название) на линии изгиба шпангоутов. Продолжаем её на проекцию «бок».

13. Точки, в которых ватерлиния пересекает штевни (на проекции «Бок») проецируем на «широту». В этих точках начинается (на корме) и заканчивается (на носу) ватерлиния. То есть рассекаем наше судно плоскостью на уровне ватерлинии.

14.На проекции «корпус» отмеряем расстояние от добавочной оси до точки пересечения ватерлинии и миделя. Откладываем это расстояние на проекции «широта», получаем точки, в которых ватерлиния пересекает мидель.

На этой же проекции плавно и красиво соединяем точку начала ватерлинии, точку пересечения ватерлинии с мидели и точку окончания ватерлинии. То есть рисуем на проекции «Широта», как выглядят ватерлиния сверху (точнее снизу).

Видно, что по ватерлинии корпус короче и уже, чем по линии палубыи тем более по линии фальшборта.

Именно поэтому мы не можем просто дорисовать шпангоуты на проекции «корпус», просто скругляя углы.

Подводная часть должна сохранять общую форму судна и не должна становиться менее обтекаемой.

15. Приступаем к вычерчиванию шпангоутов.

Разберем эту процедуру на примере 4 шпангоута. Найдем его на проекции «бок», спроецируем его высоту на проекцию «корпус».

16. Из проекции «широта» отразим через биссектрису на проекцию «корпус» его ширину на уровне борта, а потом на уровне ватерлинии.

17. Соединяем поученные точки на проекцию «корпус». Всё!

Таким же образом мы теперь можем вычертить все шпангоуты.

 

 

Нужно больше точности – проводим вторую «ватерлинию», как правило, ниже первой. И на проекции «корпус» соединяем уже 4 точки.Более того эту дополнительную линию можно использовать как «проверочную» и, исходя уже из проекции «корпус» построить её на проекции «широта». Зачем это нужно вы спросите? Для того, чтобы убедиться в плавности обводов корпуса на разных уровнях сечения его плоскостями.

Итак, сегодня мы познакомились с приемами работы в трех проекциях на примере теоретического чертежа судна. И я надеюсь, это Вам пригодится для создания моделей по собственным чертежам.


 

Цимбол О.П., руководитель

кружка «Юный судомоделист»

ГУДО ЛНР «РЦНТТ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.008 с.)