Диагностика уровня развития малой группы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития малой группы



 

Назначение. Методика дает возможность, обобщив ответы всех членов группы, определять уровень ее развития, а также сравнивать между собой различные группы.

 

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов:

а) данное утверждение полностью соответствует характеру отношений,   

сложившихся в нашей группе;

б) данное утверждение, в общем, характерно для нашей группы;

в) данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашей  

группе;

г) данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся  

в нашей группе (у нас все наоборот).

 

Опросник.

1. В нашей группе главный критерий ценности человека — его отношение к

труду, к коллективу.

2. В нашей группе новичок скорее всего не почувствует себя чужаком, а  

встретит доброжелательность и радушие.

З. В нашей группе нет козлов отпущения и любимчиков.

4. Члены нашей группы не пройдут равнодушно мимо чьей-то беды, им

чужда мораль моя хата с краю.

5. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает нашу группу.

6. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости  

взять на себя ответственность за какое-то дело.

7. Для нас неприемлем принцип «Своя рубашка ближе к телу».

8. Успех каждого из нас искренне радует всех и ни у кого не вызывает  

зависти.

9. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.

10. Наша группа обычно не ждет указаний, инициативы ей не занимать.

11. В нашей группе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.

12. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.

13. Наша группа достаточно сплоченная и организованная.

14. В случае неудач и поражений мы не спешим обвинять друг друга, а

пытаемся спокойно разобраться в их причинах.

15. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем не менее

эффективно, чем в его присутствии.

16. Когда к нам в группу приходит руководитель, все обычно бывают рады.

17. Стиль руководства нашей группой ровный, доброжелательный.

18. Для нас не характерно, чтобы под горячую руку от руководства

доставалось и правому, и виноватому.

19. У нас не принято отсиживаться или прятаться за спинами других.

20. Зная, что в своем стремлении поступить определенным образом группа

пойдет по ложному пути, у каждого из нас хватило бы сил, чтобы

остановить её от необдуманного шага.

21. У нас не промолчат, если увидят, что ты не прав.

22. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.

23. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.

24. У нас тоже есть диады и триады, но это не мешает нам чувствовать себя

единой дружной семьей.

25. В нашей группе нарушитель дисциплины будет держать ответ не только

перед руководителем, но и перед всей группой.

26. В нашей группе силы, внешней привлекательности, обладания

престижными вещами еще недостаточно для того, чтобы пользоваться

уважением и популярностью.

27. Наша сплоченность, скорее всего не пострадает, если в группу вольется  

сразу несколько новых членов.

 

Обработка и интерпретация результатов

 

Обработка данных может производиться двумя способами.

 

 Первый способ заключается в дифференцированном количественном подсчете и сопоставлении буквенных знаков (А, Б, В, Г).

Преобладание ответов по п. А свидетельствует о том, что группа, согласно мнению ее членов, может быть отнесена к коллективу, по п. Б — к среднему уровню развития, по п. В — к низкому уровню развития, по п. Г — к группе номинального или корпоративного типа.

 

Второй способ заключается в переводе буквенных ответов в баллы по следующей схеме:

А — З балла;

Б — 2 балла;

В — 1 балл;

Г — 0 баллов.

После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп, полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):

67- 81 — коллектив — «Горящий факел».

66 - 50 — автономия — «Алый парус».

49 - 34 — кооперация — «Мерцающий маяк».

33 - 20 — ассоциация — «Мягкая глина».

19 и менее — диффузная группа — «Песчаная россыпь»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.005 с.)