Для взрослых по работе с подростками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для взрослых по работе с подростками



Старайтесь понять их мир.

 

Принимайте их такими, какие они есть.

 

Вы можете оказывать определенное влияние на поведение подростка, но оно никогда не абсолютно.

 

По мере роста детей авторитарная власть и дисциплинирование должны уступить место чему-то новому:

заботе и поддержке, любви и терпимости на определенной дистанции.

 

Научитесь доверять молодежи и их способности выжить в мире.

Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется взрослым.

 

Слишком часто взрослые берут подростка в плен

своих собственных страхов о мире.

 

Они обращаются с ними как с хрупкими, несмышлеными существами, способными навредить себе своими действиями.

 

В своем желании защитить молодежь, они выдвигают ограничения,

которые приносят больше вреда, чем пользы.

 

Объясняйте, чего именно вы ждете от подростка, ваши объяснения должны быть понятны ему также, как и ваши побудительные мотивы.

 

Подросткам также надо знать, какие последствия их ждут,

если они решать не соблюдать эти правила.

 

Важно дать возможность самим подросткам высказаться,

что они думают по поводу установленных правил и последствий их нарушений.

 

Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений.

 

Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чем-либо.

 

Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то тем или не говорят правды.

 

Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.

 

Действуйте разумно относительно различных «экспериментирований» подростков.

 

Ваши спокойствие и понимание может свести проблему к минимуму.

Откровенно поговорите с молодыми людьми о том, что вы чувствуете в ситуации, когда они ведут себя рискованно.

 

Избегайте высказывать свое осуждение, лучше помогите им осознать, как употребление алкоголя, наркотиков и другие ситуации риска могут сказаться на их жизни.

 

Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью.

 

Помогите подросткам найти способ изменить свою жизнь к лучшему.

                          КАК ПОНРАВИТЬСЯ ДЕТЯМ

Понравиться детям - это первая педагогическая задача, которую вы обязаны профессионально решить. Может быть, это звучит несколько официально - “педагогическая задача”, но любой другой подход, любое другое отношение к этой проблеме могут обернуться для вас морем неприятностей. Вы просто не сможете решить ни одной из последующих задач, если не справитесь с этой. Еще ни один вожатый, пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путевое со своим отрядом. Поэтому подойдите к этой проблеме повышенным вниманием, с максимальной ответственностью.

Прежде всего “расшифруйте” для себя это словосочетание “понравиться детям”. Разные вожатые вкладывают в него не совсем похожий смысл. Для кого-то “понравиться детям” означает установить с детьми контакт, наладить доброжелательные отношения. А кто-то “понравиться детям” воспринимает как “влюбить в себя детей”, завоевать их посхищение и обожание. И по другому не может быть, ведь все мы разные: кто-то сдежран в проявлении чувств, а кто-то брызжет эмоциями. И примеряя на себя эту задачу, каждый учитывает оттенки своего темперамента и характера. Но в любом случае, какими бы вы ни были, вам необходимо расположить детей к себе, заинтересовать собой.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решений.

Первый из них можно было бы назвать так: “Произвести первое впечатление”. Как оно возникает, порой трудно объяснить. Маленькие дети, если их спросить о том, почему им понравился вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: “Понравился все”. И это не случайно, ведь в возникновении первого впечатления большую роль играют плохо поддающиеся анализу движения мыли и чувств. Нам даже кажется, что первое впечатление о человеке возникает бессознательно, интуитивно. Но если все-таки разобраться без привлечения “биополей”, “флюидов” и “энергоканалов”, то можно выделить пять ключевых компонентов, которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. Ваш внешний вид.

2. Выражение вашего лица.

3. Ваши запахи.

4. Тембр вашего голоса.

5. Ваша жестикуляция.

Если вы целенаправленно поработаете над каждым компонентом, то успех “положительного первого впечатления” вам обеспечен. А для этого воспользуйтесь рядом советов. Одним из них нужно последовать перед самым отъездом, а для выполнения других потребуется время. И так:

- Не одевайтесь в первый день чересчур ярко, но и не будьте чопорными. Категорически запрещаются рваные джинсы и спортивные трусы, грязные майки и неглаженые рубашки, тапочки на босу ногу и сальные волосы. Все остальное и любого приятного оттенка разрешается.

- Еще раз с утра пораньше изучите перед зеркалом свое лицо. Изобразите на нем пренебрежение, уныние, злость, растерянность, скуку, надменность. Согласитесь, что эти мимические зарисовки вам самим не доставляет наслаждения лицезреть. Откажитесь напрочь от них. Найдите в арсенале эмоциональных картинок мягкую доброжелательную улыбку и, примерив ее, больше “не снимайте” до вечера. (Можно взять с собой маленькое зеркало, чтобы время от времени проверять, не потеряли ли вы свою улыбку).

- Не забудьте почистить зубы и обязательно воспользуйтесь хорошими духами или одеколоном.

- Еще раз подойдите к зеркалу (желательно большому) и изучите свои жесты. Попробуйте сделать то, что тысячи людей делают непроизвольно: поковырять пальцем в ухе, а потом в носу, почешите себе спину или голову, выпятите живот, ссутультесь, передерните плечами, скрестите ноги, поковыряйте языком крошки из зубов - вас, вероятно, оттолкнет увиденное своей неэстетичностью. Это хорошо, зафиксируйте в памяти все движения, которые неприятны и раздражают вас. Теперь отправьте в подсознание установку на контроль за этими вульгарными и некрасивыми жестами. И наоборот, порепетируйте движения мягкие, плавные, открытые, наблюдать которые вам доставит удовольствие, совершая которые, вы нравитесь самим себе.

- И самое трудное - исследуйте свой голос. Для этого можно записать себя на магнитофон. Не пугайтесь, если при прослушивании обнаружите, что вы неприятно взвизгиваете в верхнем регистре или хрипите в нижнем, что у вас свистит буква “С” или западает “В”. Это все исправимо. Поработайте немного над правильным дыханием, над артикуляцией, найдите в среднем регистре красивый тембр и почитайте выразительно стихи. При повторной записи на магнитофон вы найдете, что большинство голосовых и речевых раздражителей исчезло.

Произвести первое впечатление - это первый этап в решении поставленной задачи. За первым этапом, как правило, следует второй. Его можно было бы определить так: “Произвести второе впечатление”.

 

Попробуйте увидеть себя глазами постореннего человека. Для этого посмотрите список из 49 характеристик вашей внешности, которые могут повредить восприятию вашей личности в глазах окружающих.

1 - грязь под ногтями

2 - немытые руки

3 – плохо выбритое лицо

4 - чрезмерная косметика

5 - пятна пудры

6 - грязная, нечищеная обувь

7 - неаккуратная борода

8 - неприятный запах от тела

9 - неприятный запах изо рта

10 - немытое тело вообще

11 - нечищеные или желтые зубы

12 - застрявшие между зубов кусочки пищи

13 - видимые угри на лице

14 - прыщи на лице

15 - немытая шея

16 - немытые уши

17 - сальные волосы на голове

18 - немытая кожа головы

19 - перхоть

20 - слишком длинные волосы

21 - неровные концы ногтей

22 - несвежая рубашка

23 - запачканное нижнее белье

24 - несвежий воротничок и несвежие манжеты рубашки

25 - мешковатые брюки, мешковатая юбка

26 - несвежий костюм, несвежее платье

27 - видимая спустившаяся петля чулок, колготок

28 - не соответствующий костюм

29 - ссутулившиеся плечи

30 - неуклюжая походка

31 - неправильная осанка

32 - непричесанные волосы

33 - сальная, немытая кожа

34 - ярко накрашенные ногти

35 - разорванные шнурки на кроссовках, ботинках

36 - отсутствующая пуговица на одежде

37 - неудачно завязанный галстук

38 - искривленный галстук

39 - морщинистый галстук

40 - заглаженый в морщины воротник рубашки

41 - неудачно пригнанный к формам тела костюм

42 - несвежий носовой платок

43 - избыточный аромат духов

44 - чулки, колготки с коробящими их швами, штопками

45 - дыры, видимые на чулках, колготках

46 - морщинистый костюм, морщинистое платье

47 - запачканная, пыльная сумка или портфель

48 - надетый наспех шарф, косынка

49 - несвежий шарф, косынка.

Каждый из 49 перечисленных недостатков кому-то может показаться пустяком - особенно их носителю. Но именно пустяки чаще ломают судьбу.

 

А теперь попробуйте разобраться в списке тех навыков и умений, которые необходимы для многостороннего развития личности. Поставьте плюсы перед теми умениями и навыками, которыми уже овладели.

1 - умение танцевать вальс, танго, современные танцы

2 - умение играть в покер или другие интеллектуальные карточные игры

3 - умение играть на пианино

4 - умение играть на гитаре или других музыкальных инструментах

5 - умение плавать

6 - умение грести

7 - умение играть в большой теннис на корте

8 - умение играть в футбол

9 - умение водить автомобиль

10 - умение развести костер на привале во время похода

11 - умение работать в саду

12 - умение приготовить обед из трех блюд с закуской и сладким десертом

13 - умение вести разговор в обществе

14 - умение быть тамадой на банкете

15 - умение ремонтировать бытовые электроприборы

16 - умение кататься на коньках

17 - умение печатать на пишущей машинке

18 - умение ездить на велосипеде

19 - умение ловить рыбу удочкой и спиннингом

20 - умение взаимодействовать с партнерами по команде в какой-либо игре

21 - умение петь соло или в хоре

22 - умение выполнять несложные плотницкие и столярные работы

23 - умение вязать на спицах, вышивать

24 - умение играть в бадминтон

25 - умение играть в волейбол

26 - умение играть в баскетбол

27 - умение обращаться с домашними животными, рыбками, птицами

28 - умение скакать верхом на лошади

29 - умение играть в кегли

30 - умение играть в настольный теннис

31 - навык скорочтения

32 - умение делать массаж

33 - умение работать на компьютере

34 - умение говорить, читать и писать на каком-либо иностранном языке

35 - знание приемов самозащиты без оружия

36 - умение и навыки работы по металлу (умение заточить нож, коньки)

37 - умение работы фотографом

38 - умение шить

39 - навыки работы электриком

40 - умение починить часы

41 - умение починить обувь

42 - умение переплести книгу

43 - умение или навыки работы репетитором по какому-нибудь предмету

44 - умение выполнить упражнения на гимнастических снарядах

  (кольцах, брусьях, перекладине...)

45 - умение знакомиться с людьми противоположного пола

46 - умение оказать неотложную медицинскую помощь

47 - умение сочинять шутливые стихи к праздникам

48 - умение внимательно слушать собеседника

49 - умение быть внимательным к людям и немедленно прийти им на

  помощь в случае надобности (это умение многие психологи

  считают самым важным)

50 - владение навыками хорошего тона (умение вести себя в обществе и   

 т.д.)

“Золотые” правила дидактики Скаутинга

1. Соблюдение шума, который так естественен для молодых; умело, организованные звуковые эффекты позволят избежать беспорядочного шума, дайте ребятам возможность быть счастливыми, держите организованный процесс под контролем до тех пор, пока ребята не насладятся им.

2. Соблюдение “безопасности”, в основе которой лежит принцип “паровоза”. Дело в том, что в мальчиках и девочках быстро накапливается энергия, а значит, увеличивается давление, и если вы не выпустите вовремя пар через спасательные клапаны, они могут разрушить все ваши планы.

3. Соблюдение равновесия - это должно происходить легко, с улыбкой, энтузиазмом, при полном соответствии настроениям скаутов и собственного настроения.

4. Поощрения - очень хорошо, если вы чаще будете говорить детям комплименты, конечно, имея на то основания, это вдохновит их: они будут стараться делать еще лучше.

Ребята должны чувствовать себя преуспевающими, испытывать душевный подъем, а не разочарования, которые могут привести к потере интереса.

5. Эмоции - очень часто лидеры заставляют себя подавлять эмоции и стараются подавить их в детях.

Не бойтесь детских эмоций!

Помните, что часто дети не выражают словами своего признания, о признании говорит блеск их глаз, а это - лучшая оценка вас и вашей работы, это - залог будущего успеха”.

 

                                  ЗАПОВЕДИ ВОСПИТАНИЯ
                                           от Дэвида Льюиса

- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

- Покажите ребенку, что его любят и принимают, безусловно, т. е. таким,  

какой он есть, а не за успехи и достижения.

- Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

- Не унижайте ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже   

вас.

- Приучайте ребенка мыслить самостоятельно.

- Хвалите ребенка только за конкретные успехи и поступки и делайте это

искренно.

- Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести

ответственность за них.

- Учите ребенка общаться со взрослыми любого возраста.

- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

- Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых.

- Верьте в здравый смысл ребенка и доверяйте ему

 

  Волнообразная цикличность в настроении и поведении детей.

 

Если ребенок вдруг стал непослушен, у него плохо получается то, с чем раньше он справлялся легко, не надо отказывать ему в радости и превращать его жизнь в ад. В такие моменты не лишним будет вспомнить, что ученые пришли к выводу о волнообразной цикличности в настроении и поведении детей. В 8 лет ребенок - энергичный, “завоевательный”, в 9 - замкнутый, невротичный, в 10 - опять спокойный, контактный. И дальше та же периодичность: в 11 - беспокойный, в 12 - уравновешенный, в 13 - беспокойный, в 14 - энергичный, в 15 - замкнутый, в 16 - спокойный, контактный.

Не все дети в одинаковой степени соответствуют этим возрастным характеристикам. Психологи эту схему дают для того, чтобы родители, вожатые, учителя с пониманием относились к перепадам в настроении и поведении детей и терпеливо ждали, когда трудная полоса пройдет и сменится легкой и приятной.

 

То, как вы стоите, определяет всё!

- Голову слегка приподнимите вверх

- Подбородок вытяните вперед

- Начинайте говорить на выдохе

- Слегка улыбайтесь

- Глаза должны гореть и быть ясными

- Медленно, но уверенно переводите взгляд с одного участника встречи   

на другого

- Плечи отведите назад

- Грудную клетку распрямите, а живот втяните

- Руки свободны и расслабленны. Не держите их в карманах

- Колени ровные и расслабленные

- Спина ровная, не сутультесь!

- Ноги слегка расставьте - и мужчины и женщины!

- Дыхание медленное, глубокое и ровное.

Советы педагогам-организаторам:

Не ругай ребят утром - солнце покажется им серым. Не ругай днем - небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще - не ругай!

Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

Не сердись долго на ребенка, это непрофессионально.

Научись все видеть и кое-что не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виновного.

Ставь себя на место счастливых и особенно - несчастных ребят.

Люби всех детей, а больше всех самых для тебя неприятных.

Добрый вожатый - это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.

Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

Ребенок должен иметь возможность одиночества. Не всегда его нужно “охватывать”, “загонять” на мероприятия. Но если только одиночество - то это трагедия!

Творящие дети дурного не натворят.

Тише, вожатый, ребенок замечтался!

детей можно лечить ото всех пороков эрудицией.

Автоматизму поддаются быстро и легко ленивые и неорганизованные вожатые. Для них главное - спрятаться за других, а самому спокойно потирать руки. Автоматизм убивает индивидуальность.

Ребенок, кажется еще красивей и значительней, если знает, что на него смотрят с уважением.

Для вожатого, по-моему, особенно важны воображение и запас вдохновения. Вожатый без воображения ремесленник.

Талант вожака ребят - это необъятность замыслов интуиция, доброта и тактическая дальнозоркость.

В лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.

Вожатый интересен не столько сегодняшним днем, сколько дальним замыслом - длиной предстоящей дороги, масштабом спутников, союзников и дел.

Непедагогично любить только тишину воспитательного дела, надо любить и шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Надо уважать законы детства.

Скрытая положительная энергия в ребенке, как показывает опыт, появляется только тогда, когда ему полностью доверяют!

 

К числу выражений, снижающих самооценку другого и которые нужно исключить из общения между взрослыми, взрослыми и детьми, относятся следующие:

Я тысячу раз тебе говорил, что...

О чем ты только думаешь...

Неужели тебе трудно запомнить, что...

Неужели тебе не понятно, что...

Сколько раз надо повторять...

Неужели ты не видишь, что...

Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...

Ты стал таким (скучным, грубым, невнимательным...)

Ну что за друзья у тебя...

Ну на кого ты похож(а)...

Что ты ко мне пристала...

Ты такая же (такой же), как твои родители, тоже...

 

К числу выражений, повышающих самооценку другого, и которые желательно употреблять как можно чаще, относятся:

Посоветуй мне, пожалуйста...

Ты меня всегда правильно понимаешь...

Посоветуй мне, ты ведь так хорошо разбираешься в...

Как я тебе благодарен (благодарна)...

Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты...

Какие у тебя замечательные друзья...

Общаясь с тобой, можно многому научиться...

У тебя поразительная наблюдательность...

 

За годы существования ДОЦ «Алые паруса» педагоги выработали правила, которые стали основой позитивно­го и успешного образа жизни взрослого и детского коллектива. Они отражены в любимых строчках Дороти Нолти, в памятке конструктивно­го обращения с детьми и «словах в помощь», которые с удовольствием скандируют ребята и взрослые.

Дети обучаются тому, что они переживают.

Если ребёнку в жизни сопутствует критицизм,

Он обучается осуждать.

Если ребёнку в жизни сопутствует враждебность,

Он обучается сражаться.

Если ребёнку в жизни сопутствует осмеяние,

Он обучается быть насмешливым.

Если ребёнку в жизни сопутствует стыд,

Он обучается чувствовать себя виноватым.

Если ребёнку в жизни сопутствует терпимость,

Он обучается быть вежливым.

Если ребёнку в жизни сопутствует одобрение,

Он обучается доверию.

Если ребёнку в жизни сопутствует похвала,

Он обучается высоко ценить.

Если ребёнку в жизни сопутствует честность,

Он обучается справедливости.

Если ребёнку в жизни сопутствует безопасность,

Он обучается иметь веру.

Если ребёнку в жизни сопутствует одобрение,

Он обучается нравиться самому себе

Если ребёнку в жизни сопутствуют любовь и дружба,

Он обучается находиться в мире Любви.                      (Дороти Нолти)

ЦЕНА УЛЫБКИ

Она не стоит ничего,

Обогащает тех, кто получает,

Не обедняет тех, кто отдает.

Она, как вспышка,

Память оставляет навсегда.

Человек не может быть богатым,

Если не улыбается, и бедным,

Если она озаряет лицо.

Счастье дома, удача в бизнесе

И круг друзей - в ее власти.

Она дает отдых - уставшим,

Надежду - обреченным,

Свет - опечаленным!

Она - лучшее спасение от всех бед.

Но ее нельзя купить.

И никому не принесет добра,

Если рождена злостью.  

                  

 

 

                       

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.129 с.)