Лидерство в подростковом коллективе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лидерство в подростковом коллективе



 

В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:

1 – своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;

2 – учением как преобладающим видом деятельности школьника;

3 – ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа);

4 – заданностью отношений с педагогами.

Многие проблемы группового лидерства остаются по-прежнему открытыми и для детских и юношеских коллективов. Хотя они играют большую роль: ведь то влияние, которому подвергается ребенок в этих группах, во многом определяет формирование его личности, жизненных позиций. Перенесение фактора социализации из семьи в подростковую среду приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.).

Поэтому при формировании лидерских позиций у детей и подростков очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.

В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:

- личностное определение (позиционное и деятельностное);

- проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);

- построение программы личностного продвижения;

- овладение элементами деятельности и личной рефлексии.

Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении - появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства. Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А.Уманский, В.В.Рогачев, И.И.Тимонин). Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:

1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).

2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.

3. Перцептивно - групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.

4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.

 

Таким образом, можно выделить педагогические условия формирования лидерства в детском коллективе:

1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.

2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.

3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.

4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.

5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.

Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):

1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое   

полное к ним доверие.

2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих

перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.

3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.

4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому  

всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в

решении той или иной задачи.

5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.

6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой

группы и принимать его.

7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.

8. Он открыто выражает в группе свои чувства.

9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и

переживания каждого.

10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует 

лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности

лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.

 

        ЛИДЕР ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

                            (МЫСЛИ... СОВЕТЫ... ПОДСКАЗКИ...)

Юный лидер детского объединения - человек, ведущий за собой своих товарищей, друзей, членов своего детского объединения.

  Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь в детском объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.

  Какие же качества нужно иметь, чтобы стать настоящим лидером -вожаком, заводилой ребят? Приведем перечень самых важных лидерских качеств:

- компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как

лидер;

- активность - умение действовать энергично, напористо;

- инициативность - творческое проявление активности, выдвижение идей,  

предложений;

- общительность - открытость для других, готовность общаться, по­

требность иметь контакты с людьми;

- сообразительность - способность доходить до сущности явлений, ви­деть

их причины и следствия, определять главное;

- настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело

до конца;

- самообладание - способность контролировать свои чувства, своё 

поведение в сложных ситуациях;

- работоспособность - выносливость, способность вести напряженную

работу;

- наблюдательность - умение видеть, мимоходом отметить важное, 

замечать детали;

- самостоятельность - независимость в суждениях, умение брать

ответственность на себя;

- организованность - способность планировать свою деятельность,  

проявлять последовательность, собранность.

 

Правила организаторской работы

Лидер всегда организатор. Но чтобы хорошо организовать других, лидер сам должен быть высокоорганизованным человеком. Предлагаемые матери­алы помогут юным лидерам в овладении организаторскими умениями.

      Слагаемые организаторской работы:

1. Цель (определение цели и усвоение задач предстоящей работы).

2. Помощники, исполнители (помощь каких конкретных людей

понадобится для выполнения задуманного дела).

3. Средства, условия, время (какие материалы, какое оборудование

необходимо использовать в подготовке. В течение, какого времени

работа мо­жет и должна быть выполнена).

4. Планирование (распределение обязанностей, определение порядка

выполнения поставленной цели).

5. Руководство (согласование действий помощников и исполнителей,

координация их деятельности).

6. Контроль (ведение действенного учета работы, обеспечение

надёжного контроля за тем, как реализуется намеченный план).

7. Анализ (подведение итогов и анализ эффективности проделанной 

работы).

Правила организатора

1. Получив задание, разберись в нём:

- выдели в задаче главное и второстепенное;

- выясни время выполнения задачи;

- уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто

  подчиняется тебе;

- повтори задание.

2. Подготовься к выполнению задания:

- изучи опыт других, посоветуйся;

- сделай предварительную расстановку людей;

- исходя из реальных возможностей, составь план.

3. Подготовь к выполнению задания своих товарищей:

- обсуди план со всеми участниками выполнения организаторской за­дачи;

- учти поправки и замечания, высказанные твоими товарищами, при­ми

коллективное решение действовать.

4. Расставь людей, учитывая их возможности:

- распредели работу между товарищами с учетом их способностей,

имеющихся у них знаний и умений;

- за каждый участок, каждую часть работы должен отвечать один чело­век,

даже если эту часть работы выполняют двое;

- каждый должен знать свои права и обязанности.

5. Согласовывай свои действия:

- постоянно получай информацию о ходе работы на всех участках от своих

помощников - младших организаторов;

- поддерживай связь с теми, кому ты подчиняешься, получай от них

информацию обо всех изменениях в задании;

- интересуйся опытом других, выполняющих подобные задания, ис­пользуй

этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.

6. Обучай и инструктируй своих помощников:

- подробно объясняй своим помощникам их задачу на определенный

период работы;

- указывай своим помощникам на их ошибки, оказывай помощь в

преодолении трудностей, но не подменяй их;

- подготавливай своих товарищей к выполнению роли организаторов.

7. Учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

- привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных

средств своих помощников;

- осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей рабо­ты;

- давай оценку работы своим товарищам только на основе достоверных

данных;

- старайся выполнить задачу при наименьшем расходе материальных

средств, требуй от своих помощников их экономного расходования.

8. Будь внимателен в период завершения работы:

- требуй отчета о работе от своих помощников;

- при возникающих затруднениях на отдельных участках организуй

помощь;

- организуй сдачу неиспользованных материальных средств.

9. Экономно расходуй свое время и силы:

- осуществляй руководство выполнением задания через своих

помощников;

- решай самые главные вопросы, не отвлекайся на мелочи, которые могут

решить твои помощники;

- оказывай помощь в работе на самом трудном участке.

10. Подведи итоги и сделай анализ:

- анализируй работу со своими помощниками и со всеми ее участника­ми,

выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;

- давай оценку работе на основе конкретных результатов;

- старайся поощрить, отметить работу своих помощников.

Как анализировать проделанную работу

Успех лидера, успех детского объединения зависит от того, насколько хорошо они могут анализировать, оценивать проведенное дело, прожитый день. Умеют ли они учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.

Анализируя прожитый день (или проведенное дело), дай ответы на следу­ющие вопросы:

- Что мне удалось сегодня и почему?

- Как можно использовать достигнутое?

- Что мне не удалось и почему?

- Что отняло у меня слишком много времени?

- Что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа "Пять пальцев"

Этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Посмотри на свою ладонь и подумай, глядя на:

1. Мизинец (М) - "мысль", какие знания, опыт я сегодня приобрел?

2. Безымянный (Б) - "близка ли цель?", что я сегодня сделал для

достижения своей цели?

3. Средний (С) - "состояние духа": каким было мое настроение? От чего

оно зависело?

4. Указательный (У) - "услуга": чем я мог помочь другим людям, чем

порадовал их?

5. Большой (Б) - "бодрость тела": как я физически чувствовал себя, что я

сделал для своего здоровья?

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ

Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи (А.С. Чернышов).

Лидеры есть в каждом коллективе. В организационный период вожатому необходимо выявить лидеров среди детей, для того, чтобы в дальнейшем учитывать в своей работе их влияние на детский коллектив. С самого начала необходимо найти общий язык с лидерами детского коллектива, завоевать их авторитет, чтобы в дальнейшем не возникло ситуаций, когда детский лидер и вожатый настраивают ребят друг против друга, вносят разлад в деятельность коллектива в целом.

Типология лидерства

Основание для типологий Виды лидеров
Сфера взаимоотношений Ø Формальный (официальный) Ø Неформальный (обладает общепринятым авторитетом, но не занимает официальных лидерских позиций) Ø Смешанный
Функции, реализуемые лидерами Ø Лидер – инициатор Ø Лидер – организатор Ø Лидер – эрудит Ø Лидер – генератор эмоционального настроя
Позиция организованности Ø Лидер – созидатель Ø Лидер – разрушитель
Характер деятельности Ø Универсальный (лидер в любой обстановке) Ø Ситуативный

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.067 с.)