Этапы организаци коллективно – творческого дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы организаци коллективно – творческого дела



1. Коллективное целеполагание. Определение темы, цели, задач предстоящей деятельности; выработка убеждения в общественной значимости и необходимости предстоящего дела; увлечение всех общественной деятельностью.

 

2. Коллективное планирование. Обсуждение различных предложений, вариантов плана («Мозговой штурм»), определение оптимального для данных условий варианта, подбор материала, выбор совета дела.

Может быть использован вариант, где отряд делится на микрогруппы (по 5-7 человек, затем каждая группа составляет свой примерный сценарий и защищает свой проект перед всем отрядом; из всех проектов создается окончательный сценарий, план.

 

Совета дела – распределяет задание, контролирует их выполнение (7-9 человек)

Планирование включает вопросы:

- Что делаем?

- Для кого?

- Когда делаем?

- Где?

- Кто участвует?

- Кто организует?

- Кому доверить руководство делом?

3. Коллективная подготовка.

Определяются творческие группы, которые отвечают за тот или иной аспект дела.

Например:

w  Оформительская группа (разработка эскизов оформления, рекламы;  

изготовление макетов)

w    пресс центр (объявления, реклама, стенгазета по итогам дела,  

сценический опрос по ходу дела, сбор и т.д.);

w  группа эмоционального настроя (оформления, развлекательные  

заставки, шутки, сюрпризы, приятные неожиданности и т.д.);

w   группа организаторов (начинают дело, направляют его ход и развитие,   ведут, отвечают за все), в зависимости от формы и характера дела – этих групп может быть очень много. Важно, чтобы каждый член вашего отряда чувствовал себя участниками дела.

Работа творческих групп определяет подготовительный этап дела.

4. Проведение дела.

Содержание и методика его проведения зависят от соответствующих ему целей, задач, формы. Дело проводится эмоционально, ярко, с выдумкой, с участием каждого ребенка в любой роли.

 

5. Подведение итогов.

Коллективный анализ:

- Что удалось?

- Что получилось / не получилось?

- Почему?

- Чему научились?

- Что учесть в будущем?

Лучше всего провести анализ на вечернем «огоньке» в кругу, где ребята смогут  высказать свое отношение к делу, удовлетворенность или неудовлетворенность результатам, и отметить особые заслуги отдельных участников на подготовительном этапе и по ходу проведения дела, снять конфликтное напряжение, вместе посмеяться над комическими эпизодами и т.д. Задача вожатого сделать этот разговор открытым и продуктивным, снять чувство неудовлетворенности у всех учеников, показать им скрытые результаты дела для жизни отряда.

М. И. Рожков

Игра «Интерес»

Цель: планирование деятельности детского объединения с учетом интересов детей.

Задачи: диагностика интересов; деление детского объедине­ния на микрогруппы; выявление формальных и неформальных ли­деров детского объединения; планирование деятельности детского объединения.

Этапы дела:

1. Каждый из ребят пишет на листочке 3 любимых занятия, листочки временно откладываются.

2. На втором листочке каждый записывает имена и фамилии тех ребят из группы, с которыми бы он... (пошел в поход, стал дру­жить и т. п.) - проводится социометрическое исследование коллек­тива. Один вожатый обрабатывает результаты, другой занимает ребят подходящей по смыслу игрой. Если ребят много, социомет­рическое исследование можно провести заранее.

3. Те, у кого оказалось наибольшее число выборов, объявляют­ся президентами клубов. К президентам все остальные присоеди­няются по желанию (с учетом максимального количества ребят в группе).

4. Каждая группа получает задание: за 10 минут, основываясь на интересах членов группы, придумать своему клубу название и рекламу. Реклама должна учитывать необходимость использования и зрения (наглядность), и слуха (звуковое оформление), и кинестетики (предметность, возможно, включение зрителей в действие).

5. Реклама клубов.

6. Каждый из участников игры выбирает тот клуб, который его заинтересовал. Переходы в группах (если кого-то больше заинтере­совал клуб другой группы).

7. На основе единого интереса каждая группа придумывает не­сколько дел для своего клуба.

8. Защита дел. Выбор дел, с которыми согласны все. Составле­ние план-сетки.

Уровни развития коллектива

«Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи. Бывает гак и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Нет общих интересов, общих дел. Группа эта существует фор­мально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.

 

«Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко под­дается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хо­рошего мастера, а в коллективе им может стать вожатый, этот материал пре­вращается в искусный сосуд, но он может остаться куском глины, если к нему не приложить усилия. Более того, если глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, нахо­дящейся на этой ступени, заметны первые, хотя и робкие, усилия по сплоче­нию коллектива. Не все получается у организаторов, нет опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь являются формальная дисциплина и тре­бования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

 

«Мерцающий маяк»

В штормовом море и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк го­рит непостоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабо­чен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает жела­ние трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов отряда. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем классе, но и в целом в школе. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

«Алый парус» - символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь по-настоящему действует прин­цип «один - за всех, и все за - одного». У большинства членов «экипажа» про­является чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Отряд живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах. Бывает, что приходит на помощь, когда их об этом попросят. Хотя отряд и сплочен, но бывают такие моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

«Горящий факел»

Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого яв­ляются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая подобно легендарно­му Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

 

Формирование коллектива - процесс непрерывный. Но прежде чем ста­вить цель и конкретные задачи на какой-то период, надо более точно опреде­лить его «местонахождение» на пути к коллективу. Точно так же как штур­ман, прежде чем продолжить маршрут, определяет положение своего кораб­ля, так и организатор, класс в целом должен знать ту точку, от которой они отправляются в путь.

В группах на уровне «Песчаная россыпь» предпочтительнее может ока­заться настаивающий, требующий стиль руководства. Подчеркиваем, стиль предпочтительный, а не единственный: все зависит от конкретных условий. Здесь будет преобладать единоначалие, четкость в определении задач, под­робный инструктаж, жесткий контроль на всех этапах работы.

  В группах «Мягкая глина» этот же стиль руководства еще может преоб­ладать, но все активнее вводятся советующиеся, консультирующиеся, требу­ющие приемы руководства: создание актива, опора на него, привлечение чле­нов отряда к обсуждению вопросов жизни и работы коллектива.

  В группах «Мерцающий маяк» органы самоуправления имеют большой вес и организатор может активнее использовать мнение группы, считаться с позицией большинства, если оно стоит действительно на правильном пути. Иногда допустимы настаивающие, требующие приемы руководства, иногда - советующие, консультирующие. В целях создания положительного эмоцио­нального климата иногда нужно быть уступчивым, идти на компромисс.

 Организация и руководство группой через органы самоуправления и актив становится основным способом на ступени «Алый парус». Ведущий тип руковод­ства - коллегиальный, консультирующийся, советующийся. В основе взаимоот­ношений вожатого и отряда - взаимное доверие. Сплоченность и сработанность коллектива освобождают вожатого от необходимости всякого рода напомина­ний, проверок, тщательного инструктажа перед началом дела.

В основе руководства группами, находящимися на ступени «Горящий факел», - самоуправление, опора на отряд в целом. Требования вожатого к личности предъявляются от имени всего отряда. Основное внимание вожа­того направлено на установление связей с другими отрядами, на формиро­вание активной позиции своего отряда в дружине.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.009 с.)