Классификационные параметры детской организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификационные параметры детской организации



Данные параметры, предназначенные как для исследователей детского движения, так и для практиков-руководителей детских организаций, помогут, во-первых, установить тип общности (детская организация или неорганизация), во-вторых, при развертывании тезисов описать модель конкретного детского сообщества, в-третьих, определить болевые" точки и перспективы развития детского формирования.

1. Название организации (объединения).

2. Место базирования

- Школа

- УДО

- Иное

3. Тенденция слияния со школой

- Есть (ярко выражена)

- Возможна

- нет

4. Связь со школой

- Д/О - часть воспитательной системы школы

- Партнерские отношения

5. Масштаб деятельности

- Локальный, местный (деревня, поселок, район)

- Городской

- Областной

- Иное

6. Участники организации (объединения)

- Дети

- Дети и взрослые

7. Руководитель организации (объединения)

- Педагог

- Не педагог

- Классный руководитель

- Нет руководителя

8. Членство

- Фиксированное

- Нефиксированное

9. Коллективное членство

- Внутреннее:

Ø включает Д/О на правах коллективных членов,

Ø не включает Д/О на правах коллективных членов.

- Внешнее:

Ø входит в объединение (районное, городское, в Федерацию) на правах коллективного члена,

Ø не входит.

10. Срок пребывания в организации

- ограничен по возрасту

- не ограничен по возрасту

11. Характер набора новых членов

- обязательный

- сочетающий элементы принудительности-добровольности

- добровольный

12. Структура

- аморфно-диффузная

- чёткая

13. Высший орган управления

- общее собрание

- представительный орган

- управление руководителя

- иное

14. Права и обязанности членов организации

- чётко определены

- чётко не определены

15. Документы организации (объединения) для "внутреннего" пользования (для детей)

- есть

- нет

16. Документы организации (объединения) - учредительные документы для "внешнего" пользования (институционный аспект)

- есть

- нет

17. Цели деятельности

- приоритетно эгоцентрические

- приоритетно корпоративные

- приоритетно общественно значимые

18. Позиция большинства детей в организации

- исполнители

- исполнители и организаторы (коллектиная организаторская   

деятельность)

19. Участие детей в жизнедеятельности организации

-  участвуют в выработке стратегии и тактики жизни общности (в  

целеполагании, планировании, осуществляют анализ деятельности)

-  частично участвуют в выработке стратегии и тактики жизни

общности

-  не участвуют

20. Органы самоуправления

- Есть (постоянные)

- Есть (временные)

- Нет

21. Ответственность детей за принимаемые решения

- минимальная

- средняя (совместно с взрослыми)

- максимальная (полная)

22. Отношение к религии

- светская направленность

- религиозная направленность

23. Отношение к политике, к политическим силам

- взаимодействует с политическими агентами и институтами

- не взаимодействует

24. Внешние отличия (атрибуты, символы)

- Есть

- нет.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Непосредственное взаимодействие взрослых и детей в детс­кой организации может складываться и складывалось истори­чески, по-разному. Т.В. Трухачева предлагает несколько моде­лей взаимодействия, которые имеют место и определяются как позицией взрослого в детском объединении, так и реализацией взрослым своих функций.

Соединение. Функции взрослого и самого объединения пере­плетаются,

смешиваются. Внешне отношения благополучны, но участники взаимодействия могут потерять свое лицо.

Сосуществование. Отстраненность взрослого от объеди­нения под предлогом предоставления ему самостоятельности.

Содействие. Периодически активное осуществление функций либо взрослым, либо объединением при полном или частичном отсутствии ясного осознания функций другой стороны.

Сотрудничество. Осознание, признание и соблюдение функ­ций как своих собственных, так и функций другой стороны. По мнению автора, это оптимальная модель. (Трухачева Т.В. Новые взрослые и новые дети. М., 1997. С. 73-149.)

       Позиция взрослого к детскому общественному объединению — это система его отношений к детской организации, ее деятельности, ее ценностям, к детям — членам детского общественного объединения, к своим коллегам и к самому себе в объединении.

       Наиболее распространенные позиции (не учитывая возможные «полутона»): «сторонний наблюдатель», «диктатор», «товарищ».

       Объективно, с педагогической точки зрения, предпочтительна товарищеская позиция, которая способствует формированию у подростков субъектной позиции в детском общественном объединении, а значит, и развитию самодеятельных начал объединения. (Д. Н. Лебедев)

  Осмысление функций, позиции и роли взрослого в детском движении.

  Детское движение всегда было связано с деятельностью взрос­лых, которые помогали детским объединениям, возглавляли их, были их идеологами, организаторами.

  Рядом авторов (Трухачева Т.В., Богуславский М., Кирпич­ник А.Г., Малиновский А.В. и т.д.) исследуется фактор взрос­лого в детском общественном движении. Социальная практика дает основания для осмысления новых явлений в проблеме взрос­лого, поиска новых подходов и разработки различных спосо­бов поддержки взрослых, посвятивших себя детству.

       На протяжении истории развития детского движения меня­лись позиции взрослых, роль лидеров детских объединений, типы взрослых, работающих в детских объединениях. Это зависело от явлений общественной жизни и государственной политики в отношении детства.

  Можно проследить изменение образа взрослого в истории дет­ского движения в России.

  Первый тип - это военный, основатель и лидер скаутского дви­жения в России. Таким был О. И. Пантюхов.

  Второй тип - фантазер, мечтатель, влюбленный в детство. Таким был географ, биолог, скульптор Иннокентий Жуков.

 Третий тип - "свой парень'1, умеющий все делать лучше дру­гих, ставший кумиром детей. Такими были молодые рабочие, ко­торые несли веру в идеалы новой жизни.

  В 30-е годы происходит переход к профессионализации органи­заторов детского движения, которая привела в детские органи­зации молодых учителей.

В середине 50-х в детском движении снова появились вожатые-производственники, лидеры военно-патриотических клубов. Вновь обретают почву под ногами фантазеры, мечтатели, романтики, такие как Фаина Шапиро, В. Крапивин.

   С середины 70-х идеалом руководителя детского объединения становится синтез вожатого с производства, постепенно наби­рающего идеологические знания, и классного руководителя, желаю­щего и способного работать с пионерами (Богуславский М., ТИМ. 4 выпуск. С. 11-15).

   Современная ситуация в детском движении обострила про­блему взаимодействия взрослых и детей. О каких взрослых идет речь? Их круг достаточно широк. Это официальные и неофици­альные лидеры (руководители, организаторы) детских объеди­нений, методисты, инструкторы, ученые, исследователи, журна­листы, родители, педагоги школ и учреждений дополнительного образования, общественные и государственные деятели. Их роль и функции в детском движении различны.

      Мы поведем разговор о взрослом - непосредственном учас­тнике детского объединения, обладающем наибольшей потен­циальной степенью влияния на становление и развитие, как самого объединения, так и на личность подростков, осозна­ние ими своих гражданских прав и свобод, освоение норм демократии.

     Новым явлением в современном детском движении явля­ется членство взрослых в общественных объединениях де­тей. Причем сам факт наличия взрослого в детском объеди­нении противоречив, так как существуют разные источники появления взрослого в объединении: государственный и об­щественный.

      Вожатый как представитель государства назначается дирек­тором школы, являясь членом педагогического коллектива. В силу своего профессионального статуса вожатый подчиня­ется органам образования. Это входит в противоречие с са­модеятельным характером организации. В то же время имен­но эту категорию взрослых готовят к профессиональной деятельности в детских объединениях. Это то, что сохрани­лось от старой системы государственной поддержки детских организаций.

     Второй источник связан с общественной инициативой взрослых. В этом случае имеют место две формы проявления инициативы

     Во-первых - это энтузиасты, увлеченные люди, объединяю­щие детей вокруг себя и своего интереса.

     Во-вторых - это лидеры, выросшие внутри организации.

     И если функции вожатых строго очерчены государственны­ми документами, функции второй группы складываются в про­цессе развития организации.

     Взрослый в общественном объединении является для ребен­ка своим человеком, который увлечен вместе с детьми общей целью, видит в каждом ребенке единомышленника, поддержи­вает его стремление к самосовершенствованию, строит отно­шения с ним на основе правды, терпимости, добра, веры. Де­мократизм, доверие и уважение в отношениях "взрослый - ребенок" - условие самореализации ребенка и развития личнос­ти взрослого.

Можно говорить о тенденциях в определении функции взрос­лого в детском объединении. Они определяются его статусом как члена объединения - он выполняет функции, заложенные в Ус­таве объединения, - и статусом взрослого. Таким образом, мож­но выделить следующие функции:

· защитную (прав и интересов, здоровья и безопасности детей),

· педагогическую (создание условий для развития личности и объединения),

· материально-финансового обеспечения.

Взрослый как руководитель объединения дополнительно бе­рет на себя организаторскую, прогностическую, коррекционную функции, трансформацию социальных целей и проблем в соответствии с возрастными возможностями их восприятия детьми.

Эффективность деятельности взрослого в детском объеди­нении зачастую определяется его позицией. Позиция взросло­го есть определенным образом мотивированное отношение к ребенку, группе подростков, объединению в целом. Позиция - это осознание своей принадлежности к организации и свое­го места в ней.

Если исторически сложилась позиция вожатого как руко­водителя-воспитателя, то сегодня этот стереотип начинает пре­одолеваться: отношения взрослых и детей строятся не как от­ношения воспитателей и воспитанников. Лидерская позиция взрослого более соответствует ожиданиям участников детс­ких общественных объединений. Она позволяет взрослому в детском объединении выполнять роль организатора совмест­ной деятельности.

Дети, участвуя в объединении, реализуют субъектную пози­цию. Тогда можно определить позицию взрослого как органи­затора детской самодеятельности.

Позиция члена организации и в то же время человека, несу­щего ответственность за детей, их жизнь, здоровье, проявляется в различных ролях в процессе взаимодействия с детьми.

Приведем набор ролей взрослых друзей пионеров, предложен­ный С.А. Шмаковым.

Командная роль. Используется в тех случаях, когда речь идет о жизни, здоровье детей (поход, экспедиция). Но и здесь взрослый опирается на коллективное мнение членов организа­ции, являясь членом штаба или другого органа самоуправления.

Частная творческая роль. В этом случае взрослый участвует в подготовке и проведении дела, подчиняясь кому-то из членов орга­низации.

Роль арбитра. Это добрый и умный судья, способный заме­тить всех и оценить каждого по заслугам.

Роль рядового участника дела. В этом случае взрослый подчи­няется детям - организаторам дела, влияя на его содержание и организацию изнутри.

Нейтральная роль. Взрослый оказывает помощь детям, если они его об этом попросят.

Консультативная роль. Взрослый выступает в роли эксперта, советника.

Роль гостя.

Приведенные выше роли отражают многообразие проявле­ния активности в подготовке и проведении конкретных дел. Вряд ли автор имел в виду все стороны взаимодействия. Оче­видно, эти роли будут определяться и позицией взрослого на разных этапах развития детского объединения (Шмаков С.А. Точка зрения. С.173).

 

Амплуа воспитателя - та роль, та сфера педагогической дея­тельности, которая наиболее привлекательна, притягательна для педагога.

По-крупному таких амплуа не меньше пяти.

1. "Организатор" — его конек, его увлечение, его страсть — ор­ганизация коллективной деятельности. Он автор сложных (и дей­ствующих!) систем самоуправления, мастер делового обсуждения, построения непростых взаимосвязей и взаимозависимостей, "за­вязывания узелков" на ткани школьной жизни.

2. "Душевед" - его дело - поговорить по душам, выслушать, озадачить, попереживать, посоветовать. Деятельность "душеведа" самая незаметная, самая неоформленная. Иногда он даже слывет в педколлективе бездельником. Но если "душеведу" везет, у него получается, он оказывается самым тонким и глубоким воспитате­лем.

3. "Художник" - это мастер мероприятий как формы педагогического влияния, где орудия, пробуждающие чувства и мысли зрителей, - образное слово, музыка, театральное действо, песня.

Близко к "художнику" такое редкое амплуа, как "проповед­ник".

4. Еще одно воспитательное амплуа, тоже весьма редкое, - ор­ганизатор спора, дискуссии, коллективной мысли и коллективно­го решения. Назовем такого педагога "игротехником", взяв термин напрокат из лексикона организаторов развивающих деловых игр. Может быть, точнее другое словечко, бытующее в деловых играх, - "мыследеятельностник". Но уж больно трудно его выговорить.

5. Самое редкое и, может быть, самое перспективное из вос­питательских амплуа - "тренер-психолог". Тренер (термин из практической психологии) - руководитель групповой психологи­ческой работы, помогающий членам группы научиться общению, пониманию себя и своих отношений.

Традиционно это дело психологов. Но есть тонкий слой вос­питателей, владеющих "тренерскими" умениями и стремящихся всю свою педагогику "вертеть" вокруг психологических, лучше сказать квазипсихологических, тренингов и клубов.

Есть и воспитатели, которые успешны с благополучными и ус­пешны с "трудными", умеющие находить общий язык с общественниками и любящие диалогизировать с индивидуалистами, раз­вивающие душевных ребят и  поддерживающие юных филосо­фов... Конца этому списку нет.

       Конкретная практика показывает, что в большинстве случаев, даже при очевидном стремлении помочь подросткам, взрослые действуют стихийно, полагаясь больше на свою интуицию, чем на осмысленное понимание происходящего. Нам бы хотелось дать целостное представление обо всех действиях педагога в их личности и детерминированности.

 

Алгоритм формирования детского коллектива (С,П.Афанасьев).

Предлагаемый ниже «алгоритм» составлен Е.Рутковской, он равно применим к любым типам и видам детских объединений. Все формулировки в нем адаптированы к разговорному языку и выражены с помощью ключевой фразы – «я должен» - этим подчеркивается активное начало взрослого в работе с молодежным объединением, но никак не ущемляется субъектная позиция самого подростка в молодежном объединении, роль самоорганизации молодежного коллектива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.027 с.)