Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организационно – правовые формы
ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона: статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»; статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»; статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»; статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»; статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания». Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация. Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».
ЦЕЛИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть: · защита права детей на гражданское достоинство, · защита права детей на труд, · защита права детей на социальное творчество, · защита права на свободный выбор занятий, · защита права на отдых (Л.С. Навагина) · реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении, · психологическая защита, · воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обеспечивающих успех в самореализации, · ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей. (Г.М. Иващенко) · включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положения в обществе, «самостроительство гражданского «Я» (Л.В. Кузнецова) · соединение условий для социализации и самореализации личности в коллективе и через коллектив. (Р.В.Соколов) · изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
ПРИНЦИПЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ: Ø гармонизация общечеловеческих ценностей, Ø самореализация ребенком своего «я», Ø развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак) Ø субъектная значимость общественной жизни, Ø гармонизация взаимоотношений личности и общества, Ø гуманистическая направленность, Ø оптимистическая перспектива, Ø социально-педагогический динамизм, Ø возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуальных особенностей) (Е.А. Дмитриенко), Ø демократизация, гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ:
§ социальная - социализация личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, § профориентационная - направленность личности в процессе занятости определенными видами деятельности, § гуманистическая - передача знаний, культуры в процессе познавательной деятельности, § нравственная - усвоение норм общечеловеческих ценностей, морали, опыта положительного поведения (Т. Г. Калугина). § социально-адаптационная, § коммуникативно-установочная, § Актуализационная, § самоопределение, самоутверждение, § социально - ориентировочная, § социально - корригирующая, § диагностико - прогнастическая (Е.А. Дмитриенко)
1 группа - функции направленные на консолидацию общества: • коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детских организациях. Способствует развитию различных форм общения в области «ребенок-ребёнок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество». • регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений. 2 группа - функции социального становления ребенка в организации: • Функции социальных связей: 1. Социально - адаптационная - предполагает как можно более безболезненное вхождение детей в мир взрослых. 2. Актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению. 3. Социально - ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свободный выбор (деятельности, взглядов). 4. Социально - корректирующая - необходима для нормализации отношений (ребенок-общество, коррекция личности коллективом, коллектива - обществом). 5. Диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование. 6. Организаторская функция - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации, объединении. 7. Воспитательная. 8. Компенсаторная - способствует социальной защите человека. 9. Когнитивно - гностическая - обусловлена спецификой работы организации. В деятельности находят применение усвоенные в школе знания, закрепляются мировоззренческие позиции, формируются умения анализировать. 3 группа - функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности • Досуговая: 1. Деятельностный аспект (участие в различных формах досуга) 2. Аспект релаксации (отдых, расслабление, восстановление) (Е.Г. Лукина)
ЗАКОНЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - это нравственные ориентиры, которые помогают идейному сплочению организации, росту самосознания ее членов и выступают элементом субкультуры (см. понятие "Субкультура"). Среди категорий этики понятие "Закон" не употребляется, это скорее юридическое, правовое понятие. Тем не менее, оно используется философами в нравственном плане. Так, в "Кратком словаре по этике" в определении моральной нормы мы читаем: "Норма моральная — одна из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны — это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности, с другой —...моральное требование, выраженное в виде нормы, получающее отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей" (Кр. словарь по этике под ред. ОТ. Дробницкого, И.С.Кона, М, Изд. Политической литературы, 1995, с. 274).
Нравственные законы — это моральные нормы, нашедшие воплощение в поступках множества людей и обязательные для каждого человека. Выполнение Законов связано с такими нравственными категориями, как долг, совесть, сознание моральной ответственности за свои поступки. В отношении детских организаций "Закон" имеет скорее этический, нежели правовой смысл, рассматривается как моральное требование детской организации к своим членам. Законы либо формулировались взрослыми и предъявлялись как требования сверху при вступлении в организацию (скауты, пионеры, Юки), либо формулировались самими детьми (Фрунзенская коммуна). Иногда они принимают форму заповедей, обычаев. Исследование (Жуков И.Н., Вайсбург А.А., Иванов И.П., Мальцева Э.А.) показало, что нравственные требования к поступкам, поведению, выраженные в законах, заповедях, обычаях появляются во всех детских коллективах, целью которых становится нравственное развитие личности. "Законы" обращены к каждому члену организации. Они — свод нравственных требований, программа его воспитания и самовоспитания. Педагогическая ценность законов в том, что они ориентируют членов организации, какие качества следует им воспитывать в себе в условиях повседневной жизни. Добровольно взятые на себя обязательства, скрепленные "торжественным обещанием", являются могучим нравственным стимулом, и уже одно это дает организации скаутов огромное преимущество и перед школой с ее по преимуществу образовательными задачами, и перед спортивными юношескими организациями с их культом мускульной силы" (кит. по ТИМ N84, стр. 24-25). В 20-е годы придавалось большое значение законам юных пионеров. Так, в созданной в 1922 году "Программе занятий в отрядах юных пионеров", которая ставила своей задачей привести в систему содержание пионерской работы, вводилось 3 разряда, устанавливались знания, умения и навыки для каждого разряда. Здесь определяли возрастной подход к работе над законами юных пионеров: "На право поступления в отряд нужно иметь общее знакомство с Законами и обычаями юных пионеров. На звание пионеров 3 разряда нужно помнить и исполнять Законы и обычаи юных пионеров. На звание пионера 2 разряда нужно толково объяснять Законы" (Партия, комсомол и детское движение. Сб. М., Изд. "Молодая гвардия", 1928, стр.168).
В практике деятельности пионерской организации в 20-ые годы накоплен опыт работы по усвоению пионерами законов, созданы отдельные методы и приемы этой работы. Текст законов пионеров неоднократно изменялся, отражая перемены, которые происходили в общественном сознании, попытки сделать текст всеобъемлющим, приблизить формулировки к возможностям детского восприятия, сделать их привлекательными для детей, С 1929 по 1931 год шла ежегодная смена законов, и их количество увеличивалось до 10-15. Появилась тенденция к их взрослению, к предъявлению требований, несвойственных детским организациям и задачам, стоящим перед ней. Например, в тексте 1929 года был закон: "Пионер — за рост фабрик и заводов, за технические знания, за трудовую дисциплину". В текстах Законов появляются обычаи, такие, как "Пионер — враг грязи и куренья", "Пионер все делает быстро и точно" и другие. Политическая направленность сказывается и на содержании законов. Пионер все время с чем-то борется. С кулаками. Против пьянства. С грязью и т.д. А если дружит с детьми других стран, то только с детьми трудящихся. Закрепив за собой статус общественно-политического объединения, пионерская организация все меньше соответствует его образу. В частности, полностью отсутствуют созданные самими детьми-членами организации — нормы и правила. В 30-е годы пионерская организация все больше подчиняла свою деятельность школе, задачам учебного процесса. Терялась ее специфика, началось копирование содержания и форм внеклассных занятий. В этот период ослабляется внимание к Законам юных пионеров, а в 1936 году по аналогии с "Правилами для учащихся" они сменяются "Правилами поведения пионера". Соответственно с этим обязательство выполнять "Правила поведения пионера" включается в текст "Торжественного обещания". Новый текст Законов появился в 1958 году. В нем более четко выделены нравственные требования к пионеру. И последний вариант — 1967 год. Законы стали лаконичнее. В них нашли отражение нравственные требования общего характера — патриотизм, интернационализм и др. Общими тенденциями можно считать следующие: · заданность законов сверху, навязывание их детям; · несоответствие реального поведения детей принятым им на себя обязательствам; · отстраненность самих детей от участия в разработке законов; · современный этап развития детского движения свидетельствует о тенденции приближения нравственных норм к опыту конкретных коллективов.
По содержательной характеристике параметров детские объединения можно распределить по следующим группам.
1. По целям, задачам, направлениям содержания: § детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личностного и общественного, индивидуального и коллективного (представлены, прежде всего, объединениями пионерскими или действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); § детские объединения социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские); § объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей (это группа объединений однопрофильных – «Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.); § детские общественные структуры, ориентированные на патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и. др.); § объединения культурологической и практической направленности (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, национальных ремесел); § объединения, направленные на утверждения здорового образа жизни (спортивные, туристические).
2. По организации деятельности (структуре, управлению, самоуправлению, степени стабильности, открытости) детские объединения очень многообразны. С одной стороны, значительное место среди них занимают «малые», временно действующие детские объединения, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. То самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самодеятельности и субъектной позиции детей. С другой стороны, наблюдается тяга детских объединений перерастать в организации-менее демократичные структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными по формам объединениями свободного досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, детскими биржами, в которых дети выступают преимущественно в качестве активных участников (а не членов). Эти объединения, основанные на сотрудничестве детей и взрослых, на увлеченности общим делом, на человеческом взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы.
3. Важная характеристика того или иного детского объединения с точки зрения его воспитательной сущности - его взаимосвязь с государственными и общественными структурами. Определяющими здесь являются отношения с детскими государственными образовательными структурами. Детские общественные объединения (в различных формах) сегодня стали органичным блоком воспитательных систем школ и учреждений дополнительного образования. Как правило, детские объединения на базе школ подчинены задачам школы, специфике ее системообразующей образовательной деятельности, задачам реализации основного и дополнительного образования, осуществляемого школой. Чаще всего формами детских объединений общественной направленности в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, «парламенты», комитеты и т.д.); клубы по различным направлениям основной образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные объединения по подготовке и проведению традиционных дел школы. Все эти общественные детские структуры - часть системы образования и воспитания школы. Степень их самостоятельности, как правило, ограничена рамками функционирования этой системы и зависит от степени ее демократичности, гуманистичности. Роль этих детских объединений в определении стиля, характера, направленности воспитательной системы школы, безусловно, позитивна. Через эти структуры преодолевается односторонность образовательного процесса школы, ее замкнутость в окружаемом социуме, меняются позиции детей и взрослых, содержание их взаимоотношений, что способствует «наполнению», расширению воспитательного пространства. В несколько иной ситуации находятся детские общественные объединения, создаваемые и действующие на базе учреждений дополнительного образования. В современных условиях система внешкольного воспитания (ее государственные структуры) стала основной базой сохранения воспитательных традиций детского движения.
Содержание деятельности ДОО определяется их целями, поэтому нельзя говорить о единообразии в содержании. Оно так же разнообразно, как разнообразны ДОО. Но есть нечто общее, что отличает от других форм организации жизни детей (школы, класса и т.д.). Это общее – социальная, общественно-полезная направленность содержания деятельности. Источником содержания деятельности ДОО являются потребности и интересы детей.
Итак, содержанием деятельности является: -по С.Т. Шацкому – сама жизнь детей; -по В. Кабуш – нравственные ценности и необходимость приобщения к ним детей; -по М.И. Рожкову и А.М. Волхову – социализация ребенка.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.042 с.) |