Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сенсорное воспитание, его психолого-педагогические основы.

Поиск

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия,

Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 векеСчитал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, является результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств - предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.

Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду.

 

 

55.Задачи и содержание сенсорного воспитания в УДО. Возрастные особенности сенсорного развития ребенка.

СЕНСОР. ВОСПИТ. – с-ма целенаправленных пед. воздействий, направленных на формир. способов чувств. познания и совершенст. ощущений и восприятия.

Сенсор. воспит. необходимо для успешного обучения реб. в д/с, в школе.

Основ. задачи сенсор. воспит. д. д/в

1) форм-ние у д. системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) форм-ние у д. системы сенсорных эталонов;

3) форм-ние у д. умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической познавательной деят-ти.

Содержание сенсор. воспит. представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, к-ые д/б освоены реб. д/в.

В содерж сенсор. воспит. включает:

1. Система сенсор. эталонов - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отнош. предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т. п. Овладение системой сенсор. эталонов и их словесными обозначениями облегчает реб. ориентировку в окруж. мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсор. опыт.

2. Система сенсор. (перцептивных) действий:

умение складывать; перекладывать; нанизывать; вталкивать; раскладывать; катить; ощупывать; сжимать; надавливать; взвешивать.

Возраст. особен. сенсор. разв. реб.:

Ран. возраст. Восприятие д. раннего возраста очень неустойчиво. Реб. различает некоторые цвета, формы, величины, но ориентируется на наиболее яркий, бросающийся в глаза 1 признак, вовсе не замечая другие, и по нему отличает предмет от др. предметов. Восприятие мален. реб. носит предмет. характер, т. е. все свойства предмета не отделяются у реб. от предмета, он видит их слитно с предметом.

1-3 лет форм-ся так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, к-ые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).В мл. д/в реб. пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определенными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», квадрат определяет через форму кармашка, платочка. Умеют группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. В старш. д/в д. могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Для реб. этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки, в качестве эталонов формы - система

геометрических фигур, для слухового восприятия - «решетка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкал. зв. (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др. Д. старш. д/в могут выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом); ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине); могут измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки, знают дни недели, последовательность частей суток и дней недели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.103.20 (0.009 с.)