Своеобразие детского труда. Основные структурные компоненты трудовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своеобразие детского труда. Основные структурные компоненты трудовой деятельности



Труд взрослых создает материальные и культурные ценности, носит общественно полезный характер, осознается людьми как необходимость и потребность. Ценность же детского труда в его воспитательном значении. Своеобразие трудовой деятельности дошкольников в том, что:

I. Труд ребенка тесно связан с игрой. Выполняя трудовую задачу, малыши часто переключаются на игру. Более старшие дети в ходе работы также нередко используют игру. Иногда во время игры у детей возникает потребность в каком-либо предмете. Тогда, чтобы игра стала более интересной, ребята изготавливают его сами. В играх дошкольники любят отражать труд взрослых и их взаимоотношения.

2. Трудовая деятельность постоянно развивается. Становление каждого из ее составных компонентов (навыки, постановка цели, мотивация, планирование работы, достижение результата и его оценка) имеет свои особенности.

3. Трудовая деятельность детей имеет свою специфику, поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога. Рассмотрим специфику труда детей в сравнении с игровой и учебной деятельностью по основным компонентам (цель, план, процесс, результат).

Компоненты трудовой деятельности:

1. Мотив — это причина, побуждающая к трудовой деятельности, или заинтересовывающий момент. Именно мотивы определяют уровень осознанности выполняемой работы то, ради чего и кого она выполняется.

2. Цель — это то, к чему надо стремиться. Труд детей организуется взрослым, а цель придает определенную направленность деятельности ребенка, организует его на результат труда. Чем меньше дети, тем активнее взрослый в постановке целей.

3. Средства — то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. К средствам относятся навыки и умения, умение планировать работу и самоконтроль.

4. Результат — показатель завершения работы. Для детей младшего возраста важен не результат, а сама деятельность, осуществляемая со взрослым. Чтобы результат стал значимым, в процессе оценки нужно отмечать не только качество того, что сделано, но и сам процесс работы, меру приложения сил. Результат – это фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.

 

 

№37 Самообслуживание как вид детского труда.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида труда, деятельности заключено в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Специфика: перед ребенком всегда ставится конкретная цель, достижение которой понятно ребенку и жизненно необходимо для него; результат, которого он достигает, нагляден и открывает ему известные перспективы дальнейшей деятельности

Значение:

Трудовое воспитание дошкольников начинается с этого вида труда;

Приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей, вооружает навыками;

Очевидна его жизненная необходимость, направленная на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка;

Приучает к систематическому труду; дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными жизненными потребностями; воспитывается отрицательное отношение к безделью и лени;

Дети впервые устанавливают известные отношения с окружающими людьми, осознают свои обязанности по отношению к ним; узнают цену заботам о себе и приобретают умение действенно заботиться о своих близких;

Дополняет внутреннюю культуру ребенка: он стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом; всегда требует определенных физических и умственных усилий, которые тем заметнее выступают в деятельности ребенка, чем он младше и чем менее он владеет навыками самостоятельного одевания, умывания, еды.

Содержание: В младш гр учат детей самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, не проливать еду, наклоняться над тарелкой, самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, правильно пользоваться полотенцем, садиться за стол только с чистыми руками; Д. сред. гр могут проявлять большую самостоятельность в умывании, одевании, еде, перед ними ставится задача оказания взаимопомощи при одевании, оказания помощи малышам в одевании, уборке игрушек, воспитатель все больше обращается к сознанию д.; в стар.гр большое значение придается длительным обязанностям по самообслуживанию, продолжают приучать бережно относиться к вещам: чистить одежду, обувь, чинить игрушки, книги, включают в обучение детей более младших групп элементарным умениям.

Методы:

Показ каждого трудового действия и его последовательности подробное объяснение, общее напоминание, проверка и оценка, самооценка, поощрение, наблюдение за поведением окружающих взрослых, рассматривание иллюстраций к книгам, чтение художественных произведений, просмотры кукольных спектаклей и др.

 

№38 Хозяйственно-бытовой труд в учреждении дошкольного образования.
Труд– целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Труд детей носит воспитывающий характер. Он удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, сближает его со взрослым. Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. В процессе труда приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. В труде развиваются многие жизненно важные качества личности. На основе квалификации Ю.К.Бабанского, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой можно выделить 2 группы задач:1)помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретение трудовых навыков, умений); 2)развитие личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия). По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Самообслуживание - труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи). Научившись самообразованию, ребенок приобретает чувство уверенности в себе. Хозяйственно - бытовой труд – это 2-й вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Хозяйственно - бытовой труд имеет общественную направленность. Содержание являются труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка. Навыки этого труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую пользу. В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием является уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде. Труд в природе благотворно влияет и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Ручной и художественный труд направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей, развивает мелкие мышцы рук, воспитание выдержки, умению доводить начатое до конца. Содержание труда реализуется в разных формах организации: поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Поручения – обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Дежурство – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. Дежурство способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе. Общий, совместный, коллективный труд – создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы. Общий – такая организация детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую то часть работы самостоятельно. Совместный – взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других, цель единая. Коллективный – дети, наряду с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, переживают за качество совместной работы. Объединяет эти труды – общественно направленная цель детской деятельности, результатом является польза для всех.

 

 

39. Труд в природе и ручной труд в учреждении дошкольного образования.

Труд в природе направлен на создание для растений и животных благоприятных условий жизни, удовлетворение их потребностей в пище, свете, тепле, воде. Этот труд имеет место тогда, когда дети занимаются выращиванием растений и уходом за животными. К труду в природе, кроме выращивания растений и ухода за животными, относится уборка участка и уголка природы

Ручной труд связан с изготовлением изделий посредством вышивания, плетения, вязания, шитья, а также игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, игрушек, коробок и т.д.

К ручному труду дети привлекаются только в старшем дошкольном возрасте. К остальным видам труда – во всех возрастных группах. (Самообслуживание, Хозяйственно-бытовой труд)

Труд в природе Ручной труд

выращивание

растений изготовление сувениров, игрушек, пособий

уход за животными ремонт игрушек, книг, пособий

рукоделие (шитье, вязание, вышивание, плетение)

 

 

40.Виды поручений и дежурств в УДО. Основные требования к их организации и методика проведения.

Поручения – это задания, кот восп. эпизодически дает одному или неск. дет., учитывая их возр. и инд. особ., наличие опыта, а также воспитат. задачи.

Поручения м.б. кратковрем. или длит., индив. или общими, простыми или сложными, вкл. в себя целую цепь послед-х действий.

Вып. труд. поручений способст. формир. у дет. интереса к труду, чув. ответст. за поруч. дело. Реб. должен сосредоточить вним., проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить в-лю о вып. поруч. Содерж. поручений зависит от возр. дет., от условий, в кот.нах.гр. (наличие жив. уг., огорода, располож. мебели в комнате).

В мл.гр. поруч. индивид., конкретны и просты, содерж. в себе 1-2 действия (разложить ложки на столе, снять с куклы платье для стирки). Задания вкл. дет. в деят., направлен. на пользу коллектива.

В ср.гр. в-ль поручает дет. самост. постирать кукольное белье, вымыть игрушки. Эти зад. более сложны, т.к. содержат в себе не только неск. действий, но и элементы самоорганиз. (подгот. место для раб., опред. последоват.).

В ст.гр. индивид. поруч. организ. в тех видах труда, в кот. у дет. недостат. развиты умения, или тогда, когда их обучают нов. умениям. Инд. поруч. даются также дет., нужд-ся в доп. обуч. Бол-во поруч.станов. групповыми, объединяющими от 2 до 5-6 дет. Дети вып. общее для всех задание, что ставит их перед необх-ю самост. распред. раб. между участн., совместно ее вып., убрать после раб.

Дежурства - форма организ. труда дет., предпол. обязат. вып. реб. раб., направл. на обслуж. коллектива. Дети поочередно включ. в разн. виды дежурств, что обеспеч. систематич. их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Деж. имеют бол. воспитат. знач. Они ставят реб. в усл. обязат. вып. опред. дел. Это позвол. воспит. у дет. ответств. перед коллект., заботливость. Деж. ввод. постепенно.

В мл.гр. в проц. вып. поруч. дети приобрели навыки, необх. для накрывания на стол, стали более самост. при вып. раб. Это позволяет в ср.гр. в н.г. ввести деж. по столовой. В-ль учит реб. соблюдать послед. в раб, контролирует его, приходит на пом., учитывая его инд. особен. Во 2.пол.г. ввод.деж. по подгот. к зан. В-ль назначает 2-3 дежурных и сам распред. м/у ними раб., приходит им на пом., учит дет. доводить дело до конца, убирать использов. оборудование.

В ст.гр. ввод.деж. по уг.прир. Дежурные ежедневно сменяются, кажд. из дет. систематич. участв. во всех видах дежурств. (по2чел.) При подборе деж. учитыв. растущие дружеские связи м/у дет., удовлетв. их желание работать с кем-либо из сверстников.

Т.о., осн. формы труд. деят д.д.в. в д/с: поручения, дежурства и коллект. труд. деят

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.02 с.)