Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики.



Народная педагогика- отражение народной мудрости и опыта воспитания в устном народном творчестве: пословицах, песнях, сказках, обрядах и обычаях, загадках, мифах и сказаниях. В этом творчестве содержатся поучения и суждения по самым разным вопросам воспитания и взаимоотношений между людьми. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. народная педагогика как вид духовной культуры общества выполняет существенные функции общественной жизни: гуманизации, социализации, индивидуализации подрастающего поколения. Они осуществляются конкретно – исторически, их направления обусловлена классовой природой общества; зависят они и от национальных условий жизни.

К.Д.Ушинский обосновал идею народности воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравст. восп. и обуч. дет., его теория дошк. воспит. дет. оказали огромное влияние на современное поколение педагогов.

 

 

9. Детство как феномен социального развития. Дошкольное детство, его самоценность и уникальность.Детство как самостоятельное понятие образовалось только к началуXVIII века. Предшествующий ему XVII век понимал детство как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы, под которой понима-лась взрослость. Ребенок, начавший ходить в школу и приступившийк обучению, тут же становился взрослым и им закономерно считался.Постижение смысла феномена детства и его самоценности, то естьпонимание того, ради чего каждому человеку дано детство, — важней-шая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и ин-дивидуальный стиль проф.-педагогической деят-ти,определить приоритетные задачи воспит. и развития дошк-ка, ценностные основания педагогич. взаимодействия с ребенком Концепции детства. Педагогич. концепция – это система идей, выводов о закономерностях и сущности пед. процесса, принципах его орг-ции и методах осуществления. В качестве методологических ориентиров в современной дошк. педагогике выделяют следующие концепции детства. Концепция Д. Б. Эльконина. Природа детства рассматривается в контексте конкретно-исторических условий, которые определяют развитие, закономерности, своеобразие и характер изменения детства чел-ка. Концепция Д. И. Фельдштейна Детство – особое явление соц. мира. Функционально детство – необходимое состояние в системе развития общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения, подготовки к воспроизводству будущего общества. Содержательно детство – это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, определения себя в окружающем мире, собственная самоорганизация в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах и взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. Сущностно детство – особое состояние соц. развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями реб-ка, значительно проявляют свое действие, «подчиняясь» во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального. Концепция Ш. А. Амонашвили.Детство определяется как безграничность и неповторимость, как особая миссия для себя и для людейКонцепция В. Т. Кудрявцева Детство определяет бытие культурного целого и судьбу отдельного индивида. Ценность детства во взаимодетерминации культуры и детства как сферы самой культуры. Выделяются две ведущие взаимодополняющие задачи, которые решает ребенок – культуроосвоение и культуросозидание. Эти же задачи решает и взрослый, который поддерживает и обогащает опыт взаимодействия ребенка с культурой. Результатом их решения для детей и для педагога будет субкультура детства. Концепция детства В. В. Зеньковского Подчеркивается

особая роль игры в детстве. В игре ребенок активен, он фантазирует, воображает, творит, переживает, создавая образы, которые всплывают в сознании и которые служат средством выражения эмоциональной сферы, а сама игра служит целям телесного и психического выражения чувств ребенка.Т. о., детство — уникальный этап в жизни чел-ка, кото-рый явл. предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Дошк. детство — уникальный, самоценный период станов-ления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастногоразвития, требующий особого психолого-педагогич. сопровождения и условий. Дошк. детство — целостный феномен, основа, определяю-щая развитие чел-ка на протяжении всей его жизни. Мир детей,мир детства традиционно привлекает внимание ученых и практиков,исследующих закономерности развития и становления ребенка, разра-батывающих подходы к его воспитанию

 

10. Современная педагогическая возрастная периодизация. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства.

По Выготскому – (по уровню псих.развития)- 1)Новорожденность 2)Младенчество (1-12 мес) 3)Ранний возр. (1-3г.) 4)Дошк.возраст (3-7 л)

Эльконин (по ведущему виду деятельности): Младенческий возраст (от 0 до 1 года) – ведущей деятельностью является ситуационно-личностное общение или непосредственно-эмоциональное общение с взрослым. Ранний возраст (от 1 до 3 лет) – ведущая деятельность – предметно-манипулятивная.Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет) – ведущая деятельность – ролевая игра, дети моделируют (или воспроизводят) отношения между людьми и различные социальные роли. Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) – ведущая деятельность – учебная деятельность.

Педагогическая периодизация ясли, детский сад,школа.

Внутри каждого учреждения: -1гр.ранний возраст (до 1 года);- 2гр.раннего возраста (от 1 до 2 лет);- 1 мл.гр.(2-3г.); 2мл.гр.(3-4г.); сред.гр.(4-5);- стар.гр.(5-7)

РАННИЙ ВОЗРАСТ Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Некоторые закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребенком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ В дошкольном возрасте (от трех до семи лет) у ребенка возрастает потребность в движениях, развивается моторная память, появляется согласованность, слитность, четкость движений; вся двигательная деятельность становится более осознанной, целенаправленной и самостоятельной; повышается физическая и умственная работоспособность. Умственное развитие дошкольников набирает высокий темп.В этот период продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания; основные формы мышления наглядно-действенное и наглядно-образное. Осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.; к семи годам все большая роль отводится словесно-логическому мышлению.Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений.

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.005 с.)