Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Построения круглогодичной тренировкиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Примерно двадцать последних лет вокруг вопроса о построении круглогодичной тренировки в специальной литературе идет активная полемика. Можно выделить два периода, когда она достигала наибольшей остроты – середина восьмидесятых и конец девяностых годов. Приводится такое количество аргументов, что становится весьма непростым делом найти какую-то генеральную линию, тем более что противоположные позиции в споре заняли наиболее авторитетные специалисты: Л.П.Матвеев, Ю.В.Верхошанский, А.П.Бондарчук, В.П.Филин, Ф.П.Суслов, В.В.Петров-ский, В.Н.Платонов, А.Н.Воробьев, А.В.Ивойлов, Б.Н.Шустин и ряд других. Вряд ли еще найдется проблема в теории и методике спортивной тренировки, где бы наблюдалось наличие столь противоречивых взглядов. Прежде всего, острие критики направлено в сторону модели Л.П.Матвеева и ее сторонников. Так, В.В.Бойко (1987), Ю.В.Верхошанский (1992, 1992), В.Н.Селу-янов (1998) обвиняют традиционную модель построения годичного тренировочного цикла в эмпиризме, в отсутствии глубокого теоретического обоснования. По мнению В.В.Бойко (1987), эмпирико-аналитические методы способствовали и до сих пор способствуют постепенному повышению эффективности тренировочного процесса, но они не в состоянии радикально улучшить систему тренировки. Что же предлагают В.В.Бойко и Ю.В.Верхошанский в качестве основы для создания действительно научной системы построения тренировочного процесса? Теорию адаптации. Но в ответ Л.П.Матвеев (1998, 1999, 2000), В.Н.Платонов (1996, 1998), Ф.П.Суслов и В.П.Филин (1991, 1998) аргументировано заявляют, что в основе критикуемой модели как раз и лежит адаптационная теория, подкрепленная практикой спорта. А.И.Воробьев (1986, 1989), А.В.Ивойлов (1982), М.Р.Смирнов (1999), напротив, считают, что традиционная система тренировки (имеется в виду система Л.П.Матвеева) у нас одна из самых консервативных в мире, поскольку не учитывает достижений современной спортивной практики. Они говорят, что ведущие спортсмены и их наставники (особенно зарубежные) уже давно отошли от подобной организации тренировочного процесса, следовательно, пора пересмотреть и теорию Л.П.Матвеева. Что же надо отбросить, по мнению А.Н.Воробьева и А.В.Ивойлова? По их мнению, к ложным мерам следует отнести, прежде всего, применение в косной форме теории периодизации, разнонаправленное изменение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, создание так называемой «базы спортивной формы», переход тренировочной работы в спортивные результаты через длительный период времени и т.д. А.Н.Воробьев и А.В.Ивойлов считают, что физические качества, достигшие высокого уровня, нельзя «запасти впрок». При резком снижении тренировочной нагрузки в течение 7-10 дней сразу же снижается и результативность (с ними в этом пункте соглашается А.П.Бондарчук (1985) и не соглашается Ю.В.Верхошанский (1985). А.Н.Воробьев заявляет, во-первых, что высокие результаты можно показывать весь год, спортивную форму при этом можно не только сохранять, но и непрерывно повышать, если правильно строить тренировочный процесс, а именно: использовать только высокоинтенсивную специализированную работу; во-вторых, «сбрасывать» спортивную форму для того, чтобы потом начинать приобретать новую – надуманная вещь, следовательно, надуманная вещь и переходный период, да и вообще какие бы то ни было периоды годичного цикла (с первым положением Ю.В.Верхо-шанский (1985), например, не соглашается, а второе разделяет). А.Н.Воробьев, А.В.Ивойлов (вместе с ними В.В.Бойко, А.П.Бондарчук и отчасти Ю.В.Верхошанский) считают, что использование в значительном объеме средств ОФП (особенно на ранних этапах макроцикла) ведет к тому, что в организме спортсмена формируются адаптационные процессы, направленные мимо поставленной цели, во многих случаях – в противоположную сторону. Следовательно, эффективными могут быть лишь те упражнения, которые имеют сходство с соревновательным упражнением по проявляемым двигательным качествам, кинематическим и динамическим характеристикам, особенностям энергообеспечения мышечной деятельности. Если мы готовим спринтера, считает, к примеру, В.В.Бойко (1987), то неразумно строить тренировку так, чтобы соответственно по этапам делать из него вначале стайера, затем переделывать в средневика, и, наконец, в спринтера. Тренировочный сбор по ОФП, особенно напряженный, – мощный фактор дезорганизации целенаправленной специальной адаптации организма. Здесь налицо явное желание приписать сторонникам Л.П.Матвеева представление о средствах ОФП как упражнениях, бесконечно далеких от специфических средств тренировки в осваиваемой спортивной дисциплине. Однако Л.П.Матвеев всегда подчеркивал необходимость адекватного подбора средств ОФП для представителей тех или иных видов спорта и выступал против их унификации (1977, 2000). Постоянный аргумент А.Н.Воробьева, А.В.Ивойлова и поддерживающих их точку зрения специалистов в защиту своих взглядов – апелляция к опыту подготовки ведущих современных спортсменов, приведение примеров из области спортивной практики. Однако Л.П.Матвеев (1997, 1998), Ф.П.Суслов (1986, 1998), В.Н.Пла-тонов (1986, 1997), охотно обращаясь к приводимым своими оппонентами конкретным примерам, весьма наглядно показывают их несостоятельность как инструмента критики «классической» схемы построения круглогодичной тренировки, изначально ориентированной на выведение спортсмена к максимальной результативности в наиболее ответственных соревнованиях года. Так, даже в условиях профессионализации и коммерциализации «большого» спорта, ведущих к значительному увеличению продолжительности соревновательных сезонов, в тренировочном процессе многих ведущих спортсменов сохраняются явные признаки традиционной структуры годичного тренировочного цикла (Ф.П.Суслов, С.П.Шепель, 1999). Правда в одной из «свежих» публикаций (1998) В.Н.Платонов отметил, что увеличение количества относительно самостоятельных циклов тренировки до шести-семи в год отвечает состоянию спортивной практики второй половины девяностых годов, что сразу же было воспринято (на наш взгляд, преждевременно) некоторыми оппонентами как отход от «классической» модели в сторону концепции «полисоревновательной» подготовки (А.В.Ивойлов, 1982; А.В.Ивойлов, Ю.В.Чуксин, Ю.К.Шубин и др., 1986). Позиция А.Н.Воробьева и А.В.Ивойлова не подкрепляется имеющейся информацией (G. Schmolinski, 1973; K.-H.Bauersfeld, 1980; D.Harre, 1982; M.Letzelter, 1982; Е.А.Разумовский, 1984; J.Hartmann, H.Tunnemann, 1985; K.Meinelt, G.Schnabel, 1987; H.Hofmann, 1990; В.Н.Платонов, 1997) о сложившейся системе планирования годичного цикла тренировки квалифицированных спортсменов (в частности – легкоатлетов, тяжелоатлетов, боксеров) в бывшей ГДР, в Болгарии, на Кубе и в ряде других стран, успехи которых на международной арене были и во многих случаях остаются весьма значительными. Во всех этих странах в качестве основы при планировании тренировочного процесса долгие годы успешно использовалась модель Л.П.Матвеева. Любопытный материал содержится в работе Ф.П.Суслова, В.С.Ру-бина Т.Г.Селивановой, Б.Н.Шустина (1986). Было проведено анкетирование ведущих специалистов комплексных научных групп, тренеров сборных команд нашей страны в скоростно-силовых видах спорта об их отношении к «классической» модели построения годичного цикла тренировки. Большинство специалистов объявили, что они используют данную модель в качестве основы при планировании тренировочного процесса своих подопечных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отвергнуть «классическую» модель путем апелляции к опыту подготовки ведущих современных атлетов весьма непросто. Столь же непросто опровергнуть концепцию Л.П.Матвеева и теоретическим путем. В этой связи весьма показателен пример с уже упоминавшейся монографией В.В.Бойко (1987), имевшей большой резонанс после выхода в свет. В этой публикации автор, поставив задачу ниспровержения традиционной модели организации тренировочного процесса и проделав большую теоретическую работу (причем высокого качества и с привлечением многих новаторских подходов) пришел к выводам, которые не отрицают, а, напротив, фундаментально подтверждают основные положения модели Л.П.Матвеева. Другое дело, что В.В.Бойко в этом так и не признается в своей книге, но характер итоговых материалов, предлагаемые тренировочные планы целиком вписываются в отвергаемую им же схему. Поразительный эффект дает перевод в привычную систему координат «непривычных» графиков В.В.Бойко, отражающих должную динамику тренировочных нагрузок в макроцикле. Проделав эту операцию, можно увидеть всем знакомые графики Л.П.Матвеева. Вообще говоря, ситуация любопытна. В науке, когда один ученый, пытаясь опровергнуть другого, проделывает с этой целью фундаментальную работу, идет совершенно другим путем и приходит, все-таки, к аналогичным результатам, принято говорить о многократном повышении достоверности проверяемых материалов. Было бы неверным думать, что разногласия среди ведущих специалистов по проблеме построения годичного цикла тренировки заканчиваются на том, что уже было отмечено. Есть много других аспектов, по которым мнения расходятся. Так, Ю.В.Верхошанский (1985, 1992) обращает внимание (и с ним солидарен В.В.Бойко) на «пренебрежительное» отношение Л.П.Матвеева к планированию сроков тех или иных этапов макроцикла. Он говорит, что решающим здесь должен быть учет закономерностей долговременной адаптации организма спортсмена к тренирующим воздействиям. Нельзя подстраиваться под календарь соревнований, календарь не может быть основой в программировании тренировочного процесса. Л.П.Матвеев, Н.Г.Озолин и В.Н. Платонов считают иначе. Н.Г.Озолин (1970) говорит, что направленность содержания тренировочного процесса определяет периодизацию, а не наоборот. Деление на этапы и периоды помогает планировать процесс тренировки, эффективнее оформлять содержание подготовки по задачам и по времени. В тех случаях, когда этап спортивного онтогенеза не совпадает со сроками Олимпийских игр, можно существенно ускорить или замедлить процесс подготовки, чтобы достигнуть высшей работоспособности именно к олимпийскому старту. Его поддерживает В.Н.Платонов (1986, 1998), отмечая несостоятельность подхода к обоснованию рациональной структуры макроциклов на основе выборочного использования отдельных факторов, сколь бы значимыми ни казались они сами по себе. Стремление построить тренировочный процесс, говорит он, на основе использования только закономерностей формирования адаптации (применительно к повышению приспособительных реакций морфологического, физиологического или биохимического характера) является достаточно плодотворным при решении только локальных задач спортивной тренировки. Возведение этого подхода в ранг общих закономерностей, которые лежат в основе построения тренировочного макроцикла, является серьезной методологической ошибкой, способной самым отрицательным образом сказаться на качестве тренировки. Заметим, что такие попытки в последнее время становятся частыми (P.Tschiene, 1991, 1992; Ю.В.Верхошанский, 1993, 1998; М.Р.Смир-нов, 1999 и др.), и поэтому тезис В.Н.Платонова актуален. Другой спорный вопрос – соотнесение важности тех или иных структурных образований в макроцикле. Ю.В.Верхошанский считает, что имеет смысл выделять в макроцикле основные и второстепенные структурные образования. Основные – это 3-5-месячные этапы (БАЦ, или большие адаптационные циклы), второстепенные – микроциклы и отдельные занятия. В.Г.Алабин (1989, 1994), напротив, отводит главную роль отдельному занятию и даже отдельным тренировочным заданиям как элементарным «кирпичикам», из которых затем складывается все «здание» тренировки. В.Н.Платонов (1986, 1998) и Л.П.Матвеев (2000) считают оба этих подхода неправомерными. Их точка зрения: каждый из элементов макроцикла вне зависимости от продолжительности связан с решением определенных, присущих ему задач, имеет специфическое содержание; главных и второстепенных элементов нет, все взаимосвязано. Принципиально важным является вопрос о характере изменения тренировочных нагрузок в макроцикле. Сторонники Л.П.Матвеева и объективно примыкающий к ним В.В.Бойко (еще раз подчеркнем, что субъективно он оппонент Л.П.Матвееву) выступают за постепенное, волнообразное изменение интегрального показателя объема и интенсивности нагрузки. А.Н.Воробьев (1977, 1989) и его последователи (А.В.Ивойлов, 1982; А.В.Ивойлов, Ю.В.Чуксин, Ю.К.Шубин и др., 1986) видят преимущество скачкообразного изменения нагрузок, объясняя, что оно более предпочтительно, чем постепенное. Причем речь идет о скачкообразном изменении обоих компонентов нагрузки (объема и интенсивности) одновременно. В ответ на этот тезис А.Н.Воробьева сторонники Л.П.Матвеева аргументированно заявляют следующее. Да, скачкообразное увеличение нагрузок может в ряде случаев дать более выраженный прирост спортивной результативности в данном макроцикле, но только в том случае, если не будет срыва адаптации (перетренировки), который может очень легко наступить при таком подходе. К тому же спортсмен, слишком сильно прибавивший в результатах за счет скачка в нагрузках, не сможет достаточно долго удержаться на этом высоком уровне, и его результаты затем неизбежно упадут, опять-таки, на значительно более низкую ступень. Большие колебания результата не оправдывают себя, – это «неэкономично» для функционирования человеческого организма. Поэтому скачкообразный характер изменения нагрузки возможен только в подготовке высококвалифицированных спортсменов, спортивная карьера которых близка к завершению. Во всех остальных случаях есть смысл придерживаться постепенного, плавного изменения нагрузок. В.В.Петровский (1978) также выступает за одновременность решения всех задач подготовки, за плавное возрастание объема и интенсивности нагрузок. Однако при этом он ратует и за ликвидацию этапов общей и специальной подготовки, за стандартизацию по определенным параметрам недельных циклов, которые используются в периоды развития и сохранения спортивной формы, чем входит в определенное противоречие с базовой концепцией Л.П.Матвеева. Свои собственные взгляды по этому аспекту построения годичного цикла тренировки имеют Ю.В.Верхошанский и А.П.Бондарчук. На их теоретических воззрениях мы далее остановимся отдельно. Таким образом, отметим, что несмотря на острую полемику (а здесь охвачен далеко не весь комплекс дискуссионных моментов) большинству оппонентов линии Л.П.Матвеева в построении годичного цикла тренировки спортсменов не удается противопоставить ей какую-то жизнеспособную собственную концепцию. Для многих нововведений характерно отсутствие системного характера. Они обрывочны и не могут внести столь существенного изменения в общую концепцию Л.П.Матвеева, чтобы не быть поглощенными этой концепцией в качестве частных случаев. В настоящее время можно выделить только два направления, которые могут выступать в качестве альтернативы позициям Л.П.Матвеева. Первое из них развивается Ю.В.Верхошанским и его учениками, второе получило отражение в работах А.П.Бондарчука. 4. Суть альтернативных положений модели построения
Основа для построения модели годичного тренировочного цикла, предложенной Ю.В.Верхошанским (1985, 1998), найдена им после изучения особенностей компенсаторной адаптации организма спортсменов к разнообразным тренировочным нагрузкам. Выделено две принципиально различные формы такой компенсаторной адаптации. Первая форма, характеризующаяся постепенным повышением функциональных показателей, имеет место при умеренном объеме непрерывной тренировочной нагрузки. В этом случае происходят периодические кратковременные нарушения гомеостаза организма, и текущий расход энергетических ресурсов постоянно компенсируется по ходу тренировочного процесса с некоторым преобладанием в восполнении энергетических затрат. Такая форма адаптации соответствует традиционным представлениям о развитии тренированности спортсмена и, как считает Ю.В.Верхо-шанский, оправдана в основном в подготовке спортсменов средней квалификации, а также в подготовке квалифицированных атлетов, вынужденных уделять много времени технической подготовке. Вторая форма компенсаторной адаптации имеет место в условиях применения большого (концентрированного) объема средств специальной физической подготовки, сосредоточенного в первой половине тренировочного этапа. Тем самым вызывается глубокое и длительное нарушение гомеостаза организма, что выражается в устойчивом снижении функциональных показателей и затем, после уменьшения объема нагрузки, в ускоренном их приросте, превышающем уровень, достигаемый при первой форме компенсаторной адаптации. Такой прием организации нагрузки предпочтителен, по мнению Ю.В.Верхошанского, для большинства спортсменов высокой квалификации. Каждой форме адаптации соответствует своя форма оптимальной организации тренировочных нагрузок. Для первой формы, действительно, считает Ю.В.Верхошанский, наиболее адекватен вариант Л.П.Матвеева. Однако гораздо больше его заинтересовали поиски варианта организации нагрузок для «запуска» второй формы долговременной адаптации организма. Этот вариант, если попытаться суммировать основные тезисы автора, сводится к следующему: 1. В рамках годичного цикла предусматривается выделение «больших этапов», каждый из которых должен охватывать 3-5 месяцев тренировки и «вписываться» в макроцикл таким образом, чтобы приурочить момент выхода организма спортсмена на новый уровень специальной работоспособности во время участия в наиболее ответственных соревнованиях. 2. Планируется гораздо более выраженное противофазное изменение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, чем в модели Л.П.Матвеева. 3. В начале большого тренировочного этапа должно быть существенное преобладание средств СФП, объем которых в дальнейшем снижается при возрастании объема ОФП. 4. Предусматривается повышение силы и специфичности тренирующего воздействия на организм по мере повышения уровня его работоспособности в форме сопряженно-последовательной (а не комплексной, как у Л.П.Матвеева) системы организации нагрузок различной направленности. 5. В противовес относительно равномерному размещению тренировочных средств предусматривается концентрация нагрузок специальной силовой направленности в виде относительно самостоятельного «блока» в начале большого этапа подготовки. В менее выраженной форме прием последовательной концентрации используется и по отношению к нагрузкам другого характера. 6. Обязательно «разведение» во времени объемных нагрузок различной преимущественной направленности и, прежде всего, «разведение» объемных нагрузок СФП и средств технической подготовки: СФП должна предшествовать углубленной работе над техникой или скоростью движений. 7. Следует постоянно, а не только с приближением соревнований, стремиться в тренировке к воспроизведению режима работы организма, присущего соревновательным условиям (иначе потом не объединить в «единое целое» результаты, достигнутые по различным направлениям тренировки). 8. Повторная нагрузка на фоне неполного восстановления организма – основной вариант, а не исключение, как в традиционной схеме. Уровень специальной работоспособности в начале большого этапа длительное время снижается, причем это специально планируется. 9. Участие в соревнованиях в первую половину большого этапа проблематично, поскольку структура подготовленности спортсмена в это время резко видоизменена (в спорте имеет хождение жаргонный термин «разобранный спортсмен»). Зафиксировав принципиальные установки к построению годичного макроцикла, на которых основана модель Ю.В.Верхошанского, попробуем понять логику рассуждений автора. Для этого обратимся к его основополагающим работам (1985, 1988) и попробуем сделать своего рода их краткий конспект. Итак, Ю.В.Верхошанский исходит из того, что применительно к спортсменам высокого класса преимущества традиционной комплексной подготовки (а именно на ней основана модель Л.П.Матвеева) выглядят не столь убедительными. Во-первых, такие спортсмены уже обладают высоким уровнем специальной физической подготовленности. Существенно его повысить, что является необходимым условием прогресса спортивного мастерства, можно только за счет сильных и относительно продолжительных тренирующих воздействий соответствующей направленности. Комплексная подготовка этого не обеспечивает. Она предусматривает распределенный объем специальных нагрузок, которые не способны вызвать в организме глубокие адаптационные перестройки в необходимом направлении. Во-вторых, для спортсменов высокого класса характерна ярко выраженная специфичность структуры физической подготовленности. Комплексная тренировка в связи с ее разносторонним воздействием на организм не может обеспечить условий, необходимых для ее формирования. Кроме того, при комплексной тренировке (в условиях высоких объемов нагрузки) создаются предпосылки для возникновения конкурентных отношений между процессами совершенствования отдельных функциональных систем организма, а также между тренировочными эффектами нагрузок различной преимущественной направленности. В-третьих, спортсменам высокой квалификации присуща тонкая и совершенная регуляция усилий при выполнении соревновательного упражнения. Объемные комплексные нагрузки, предусматривающие одновременное совершенствование спортивной техники и специальной физической подготовленности, неизбежно приводят к общему функциональному утомлению организма и негативно влияют на качество этой регуляции. Указанные недостатки комплексной подготовки, не столь заметные у начинающих спортсменов, значительно усиливаются в последующем при росте суммарного объема и интенсивности осваиваемых нагрузок и могут существенно повлиять на успех тренировки. Меры по устранению этих недостатков следует искать в рациональном использовании нагрузок какой-то одной тренирующей направленности как в отдельном занятии, так и на этапе той или иной продолжительности. В ряде исследований сотрудников Ю.В.Верхошанского была выявлена высокая эффективность преимущественного использования однонаправленных тренирующих воздействий на длительных (от 4 до 12 недель) этапах подготовки. При условии разнообразия применяемых средств и постепенного повышения силы их тренирующего воздействия это оказалось целесообразным, в частности, для совершенствования спортивной техники, скоростно-силовой подготовленности, повышения мощности и емкости процессов алактатного и гликолитического анаэробного энергообеспечения. На основании результатов этих наблюдений Ю.В.Верхошанским была разработана и апробирована в практике подготовки спортсменов высокой квалификации особая форма сосредоточения объема специализированной тренировочной нагрузки – ее концентрация на определенных этапах подготовки. Новизна этого приема заключается в создании массированного тренирующего воздействия на организм спортсмена с помощью высокого объема однонаправленных нагрузок в течение ограниченного во времени (до 2 месяцев) этапа. Такое массированное воздействие приводит к временной стабилизации недовосстановленного состояния. Тем самым обеспечиваются глубокие функциональные изменения, выступающие в качестве предпосылки к последующей суперкомпенсации энергетического потенциала и переходу организма на более высокий уровень специальной подготовленности. Важное условие при использовании концентрированных нагрузок – относительно невысокая интенсивность средств, поскольку частое их применение уже само по себе ведет к интенсификации тренировочного процесса. Практически концентрированной может считаться нагрузка, если ее объем в месяце, в котором она сосредоточена, составляет 23–25 % от годового объема. Прием концентрации нагрузки целесообразен, прежде всего, для повышения эффективности СФП и с этой целью может применяться для нагрузки любой преимущественной направленности. Однако особое значение (и не только для повышения уровня специальной физической подготовленности спортсмена, но и для упорядочения всего комплекса тренировочных нагрузок в годичном цикле) имеет концентрация специализированных силовых нагрузок. Установлено, что это позволяет безболезненно уменьшить общий годовой объем силовой нагрузки на 13–15 % по сравнению с тем, который спортсмены осваивают обычно. Тренировочные и соревновательные нагрузки, являясь разными по силе и специфичности воздействия на организм формами подготовки, в рамках большого этапа связаны конкретной преемственностью. Первые обеспечивают необходимые предпосылки для дальнейшего повышения уровня работоспособности спортсмена. Вторые способствуют интенсификации тех физиологических процессов, которые лежат в основе повышения этого уровня. Модель Ю.В.Верхошанского предполагает широкое и целенаправленное использование средств ОФП в определенном сочетании их с работой специального характера. Основная задача этих средств заключается в обеспечении эффекта переключения на деятельность, контрастно отличающуюся от специальной работы и способствующую восстановлению работоспособности спортсмена. При концентрированной нагрузке средства ОФП решают задачу восстановления работоспособности, главным образом, после объемных нагрузок, а в период реализации долговременного отставленного тренировочного эффекта – задачу восстановления после высокоинтенсивных технической и скоростной работы. В целом средства ОФП реализуются с низкой интенсивностью. Вместе с тем, чтобы подготовить организм к переходу на развитие скорости и совершенствованию технического мастерства при снижении концентрации нагрузки, интенсивность средств ОФП несколько повышается. Если сравнить установки к построению тренировочного макроцикла, вытекающие из работ Ю.В.Верхошанского, с теми установками, которые вытекают из работ Л.П.Матвеева и его последователей, то видна их противоположность, с одной стороны, и внутреннее единство, взаимосвязанность применительно к каждой отдельно взятой модели – с другой. И в том, и в другом комплексах установок затронуты все требуемые аспекты, характеризующие (по В.Н.Платонову, 1986) структуру тренировочного процесса, а именно: порядок взаимосвязи и соотношения различных сторон подготовки, соотношение основных параметров нагрузок, последовательность и взаимосвязь различных звеньев тренировочного процесса. Следовательно, обе модели отражают целостные самостоятельные подходы к построению макроцикла тренировки. Они в равной степени базируются на фундаменте теории адаптации, имеют солидное экспериментальное обоснование на уровне десятков диссертационных исследований применительно к различным видам спорта, прошли проверку практикой. Интересно в связи с этим отношение сторон в научном плане друг к другу. В.Н.Платонов (1986) считает модель Ю.В.Верхошанского частным вариантом «классической» модели, который может найти применение в видах спорта с ограниченным арсеналом технико-тактических действий, психологических задач, относительно узкой структурой подготовленности занимающихся (например, в скоростно-силовых видах спорта), но абсолютно неприемлем в единоборствах, играх, сложнокоординационных видах, многих дисциплинах циклического характера. По его мнению, однонаправленность нагрузок вызывает однонаправленность формирования качеств, что губительно для роста мастерства спортсменов, структура подготовленности и соревновательной деятельности которых характеризуется не только исключительной многофакторностью, но большой вариабельностью параметров мастерства в зависимости от конкретных условий соревновательной борьбы. В свою очередь, хотя бы в прежних работах (1985, 1988), Ю.В.Верхошанский считал модель круглогодичной тренировки Л.П.Матвеева вполне работоспособной, но больше пригодной для спортсменов невысокой квалификации. Он соглашался с тем, что в сложнотехнических видах спорта, где необходима значительная вариативность технико-тактического потенциала атлетов, его модель «работает» хуже, чем в других, но настаивал на ее эффективности как в скоростно-силовых дисциплинах, где она, по его мнению, значительно лучше традиционной, так и в циклических видах, где она выглядит все-таки предпочтительнее. Итак, обе стороны, пусть и с оговорками, но частично признают или раньше признавали позиции друг друга. Во всяком случае, и В.Н.Платонов, и Ю.В.Верхошанский, по-видимому, согласны, что так называемая «блочная» модель построения тренировочного макроцикла предпочтительнее традиционной при использовании в подготовке квалифицированных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых дисциплинах и не имеющих явных изъянов в технической подготовленности. В основе большей эффективности подхода Ю.В.Верхошанского применительно к подготовке достаточно квалифицированных атлетов лежит то положение, что его модель тренировки ориентирована на такую форму долговременной адаптации, которая хоть и требует повышенной напряженности тренировки, но позволяет при этом сильнее вывести организм из равновесия и добиться в итоге такого прироста результатов, которого не получить, следуя традиционным путем.
5. Суть альтернативных положений модели построения
Далее имеет смысл остановиться на подходах к построению годичного тренировочного цикла легкоатлетов, выдвинутых А.П.Бондарчуком (1987-1993). Концепция А.П.Бондарчука в теоретическом плане продолжает концепцию Л.П.Матвеева, но вносит в нее по ряду позиций столь существенные коррекции, что в итоге может претендовать на определенную самостоятельность. Суть этих положений в следующем: 1. Развитие спортивной формы, согласно наблюдениям автора, происходит у разных спортсменов на протяжении разного промежутка времени в зависимости от индивидуальных адаптационных возможностей (от 2 до 8 месяцев) и не зависит от «навязываемой» извне периодизации тренировки. На протяжении спортивной карьеры продолжительность индивидуально присущего спортсмену периода вхождения в состояние спортивной формы практически неизменна (некоторое удлинение этого периода возможно лишь в самом конце активных занятий спортом). 2. В состояние спортивной формы спортсмен входит в каждом отдельном упражнении в зависимости от начала его использования в тренировочном процессе. Так, длительность предварительной тренировки без основного соревновательного упражнения у подготовленного атлета не влияет на время вхождения в нем в состояние спортивной формы. Следовательно, основное соревновательное упражнение должно использоваться в тренировке постоянно, в том числе – и в собственно соревновательном режиме. 3. Во время развития спортивной формы не следует менять комплексы тренирующих воздействий. Тренировка должна быть временно стандартизирована по составу средств подготовки, их объему и интенсивности. Если же в этот период произойдут отклонения от стандарта, то вхождение в спортивную форму удлинится. 4. У большинства спортсменов длительность периода сохранения спортивной, формы не превышает 2 месяцев, но его можно продлить практически на сколь угодно долгое время, если периодически (каждые 3–4 недели) менять комплекс применяемых средств тренировки, причем нагрузки по силе воздействия могут при этом быть менее эффективными, чем в период развития спортивной формы. 5. Утрата спортивной формы наступает в том случае, если после вхождения в нее спортсмен продолжает использовать прежний комплекс тренирующих воздействий или на месяц и более исключает из комплекса средств некоторые из них, не добавляя взамен новые. 6. А.П.Бондарчук выступает за комплексное, параллельное и неизменное для данной ступени спортивного мастерства по соотношению использование всех средств подготовки (технической, СФП и ОФП). Ни о каком «разведении» средств, как у Ю.В.Верхошанского, не может быть и речи. 7. Построение годичного макроцикла сводится к планированию последовательности периодов развития спортивной формы, периодов ее сохранения и периодов отдыха (построенных по типу переходного периода) в зависимости от календаря соревнований, индивидуальных особенностей спортсменов с точки зрения времени вхождения в форму и стоящих перед атлетами задач. А.П.Бондарчук рекомендует свою модель тренировочного макроцикла, прежде всего, спортсменам высшей квалификации, хотя не исключает и ее использование на других ступенях мастерства. На наш взгляд, применение модели в циклических видах проблематично, а в скоростно-силовых дисциплинах – весьма перспективно, особенно в связи с необходимостью решения проблемы переноса тренированности при большом количестве одновременно используемых средств подготовки различной преимущественной направленности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.012 с.) |